Жан Пиаже и его психология ребенка
Сохранить статью:
О чем речь? Говоря о детском развитии, практически всегда упоминают Жана Пиаже, чьи исследования психологии ребенка стала одними из основополагающих в этом вопросе. Этот ученый опытным путем определил, как мы учимся думать и какие задачи стоят в разные периоды детства перед нами.
В чем важность? Пиаже изучал когнитивное развитие по стадиям. Он предположил, что каждой из них свойственно конкретное восприятие и понимание окружающего мира, причем для всех людей одинаково. Соответственно, этот факт могут использовать взрослые для развития своего малыша.
Исследования Пиаже в психологии ребенка
Жан Пиаже (1896–1980 гг.) — известный швейцарский психолог и философ, который внес большой вклад в изучение психологии ребенка. Он был разносторонне развитой и чрезвычайно одаренной личностью. Об этом свидетельствует тот факт, что начиная с 11 лет Пиаже занимался серьезной исследовательской деятельностью. В 1907 году в научном журнале была опубликована его первая статья на биологическую тематику (посвящена воробьям-альбиносам).
За школьные годы Жан написал несколько серьезных работ, посвященных моллюскам, и уже к 20 годам стал уважаемым специалистом в этом разделе зоологии малакологом, чьи научные труды были высоко оценены. За заслуги в биологии Пиаже предложили почетную должность смотрителя коллекции моллюсков в Музее естественной истории Женевы.
Психоанализом Пиаже увлекся позднее, в 1918 году, после того как получил докторскую степень по философии.
В 1919 году ученый переехал в Париж и начал заниматься преподавательской деятельностью в школе, директором которой был Альфред Бине (известный всему миру как создатель теста IQ).
Анализируя результаты тестов, пытливый исследовательский ум Ж. Пиаже отметил общие закономерности в психологии ребенка и детском мышлении:
- маленькие дети совершали одинаковые ошибки, не свойственные взрослым людям;
- становясь старше, дети уже не допускали подобные оплошности, так как менялось их восприятие мира и уровень развития интеллекта.
Так Пиаже пришел к выводу, что мыслительные процессы человека проходят в своем развитии общие и одинаковые для всех этапы. На этом основана когнитивная теория ученого, которая стала основной сферой его научных изысканий.
В 1921 году Пиаже вернулся в Швейцарию и стал главой Института Жан-Жака Руссо в Женеве.
С 1929 по 1968 год он был директором Международного бюро просвещения. А с 1955 по 1980 годы ученый занимал пост директора Международного центра генетической эпистемологии.
В 1979 году Пиаже получил престижную премию Бальцана за значительный вклад в социально-политическую науку.
Как видно из биографии ученого, Пиаже занимался научной деятельностью всю жизнь, был разносторонне развитой личностью. При этом главным делом его жизни, увековечившим имя Жана Пиаже в истории, стало изучении психологии ребенка. У ученого было трое детей, развитие когнитивных способностей которых он наблюдал с рождения со свойственным ему исследовательским интересом.
Пиаже в своих научных изысканиях в психологии ребенка использовал следующие методы:
- наблюдения;
- эксперименты;
- клиническую беседу (свободный психологический разговор).
По мнению ученого, основа развития детской психики — интеллект, который в процессе взаимодействия с реальным миром, проходит определенные стадии, изначально руководствуясь ошибочной логикой.
Основные понятия Пиаже в психологии ребенка
Пиаже в своих исследованиях ввел много новых для психологии понятий и терминов, среди которых:
- Схема действия.
Представляет собой основу для интеллектуального прогресса ребенка, является познавательным развитием, меняющимся по мере усложнения опыта ребенка во взаимодействии с объектами, окружающими его. Все дети занимаются активным познанием в одной последовательности, но интеллектуальные достижения у них будут различными, в зависимости от окружающих условий.
- Ассимиляция.
В теории Пиаже представляет собой аспект адаптации ребенка, когда что-то новое усваивается уже существующими схемами действия. Ассимиляция носит отчасти субъективный характер, в связи с тем, что детям свойственно изменять полученную информацию и опыт согласно их ранним убеждениям.
- Аккомодация (или приспособление).
Является закономерным процессом изменения схем действий, когда новые характеристики среды и полученный опыт не укладываются в имеющиеся представления ребенка. В результате формируются новые схемы действий.
- Уравновешивание.
По мнению Пиаже, для детей важно поддерживать баланс между применением старых знаний (ассимиляция) и изменением схем поведения на основе новой информации (аккомодация). Именно процессы уравновешивания помогают объяснить, как происходит переход от одной стадии развития мышления ребенка к другой.
- Интеллект.
Растет и развивается, проходя определенные этапы и адаптацию к окружающей реальности через ассимиляцию и аккомодацию.
- Эгоцентризм.
Является характеристикой процесса мышления, особой познавательной позицией ребенка по отношению к объектам окружающего мира. Для детского эгоцентризма характерны фиксация на себе и отсутствие ориентации на другого человека.
- Эгоцентрическая речь.
Ребенку совершенно не интересно, слушает ли его собеседник, он говорит только о себе.
Пиаже не только охарактеризовал специфику детской психологии и мышления в соответствии с определенными возрастными промежутками, но и объяснил сущность самого процесса развития.
По мнению Жана Пиаже, познавательная активность является основой детской психологии (потребность действовать и познавать окружающий мир), которая соприкасается с миром взрослых запретов, окружающих объектов, звуков, явлений и т.п.
Ребенок приспосабливает себя к окружающей действительности, проходя процесс адаптации. Пиаже использует биологические термины, близкие ему, благодаря его научным исследованиям в сфере зоологии: ассимиляция (усвоение организмом элементов среды) и аккомодация (подстраивание организма к условиям среды).
Этими терминами Пиаже описывает процессы адаптации, перенося их значение на процессы развития детского интеллекта, где ассимиляция — включение новых знаний в имеющиеся схемы действий, а аккомодация — изменение этих схем в новых реалиях познавательной деятельности.
Стадии развития ребенка в психологии Пиаже
- Сенсомоторная (от рождения до 2 лет).
В этот период основой развития психологии ребенка, по мнению Пиаже, является познавательная активность посредством конкретных действий: потрогать, схватить, укусить, попробовать на вкус, повертеть и т.п. Малыш исследует мир, используя органы чувств и движений.
На этой стадии явно выражен прогресс в развитии через основные рефлексы ребенка. Дети развиваются благодаря полученному сенсорному опыту и манипулированию различными объектами. В игровой форме они раз за разом повторяют определенные действия в ходе экспериментирования со своим телом. Например, производят громкие звуки, тряся погремушку.
- Дооперационная (от 2 до 7 лет).
Это период детского эгоцентризма и выстраивания социальных взаимоотношений ребенка, особенно с другими детьми. Характерны огромный познавательный интерес и любопытство. Ребенок задает много вопросов взрослым, стремясь понять, почему так устроены окружающие объекты и природные явления.
Дети склонны говорить о себе в третьем лице и одушевлять предметы окружающего мира. Это особенность психологии ребенка, присущая этой стадии развития, по мнению Пиаже. Словарный запас растет, а мышление при этом остается нелогичным, интуитивным и символическим.
- Стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет).
У детей формируется логическое мышление, они могут понять некоторые абстрактные и гипотетические понятия, а также решать сложные задания. При этом активно сохраняется абстрактное мышление. Дети становятся менее эгоцентричными и способными принимать точку зрения других людей.
- Стадия формальных операций (подростковый возраст).
Это период, когда у детей формируются интеллектуальные способности, свойственные взрослому человеку. Логическое мышление теперь основное, дети могут полноценно выстраивать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и ставить далеко идущие цели и планы. Подросток легко может мыслить абстрактно, использовать дедуктивные методы.
Особенности развития мышления ребенка по Пиаже
1. Сложность осознания.
Детское мышление до 11 лет устроено так, что ребенок не знает, каким образом он пришел к определенным выводам и мыслям.
2. Отсутствие логики.
Ребенок не может осознавать, что та или иная точка зрения не является истиной в последней инстанции. Неспособность к логике преодолевается в следующей последовательности:
- период, когда есть только своя точка зрения, эгоцентризм (детский возраст до 7 лет);
- ребенок принимает мнение окружающих (с 7 до 8 лет);
- период, когда ребенок может ставить себя на место какого-то объекта и рассуждать (старше 7 лет).
3. Отсутствие понимания синтеза.
Пиаже отметил, что в психологии ребенка до определенного периода нет понятия объединения и разъединения, части и целого. Ребенок не способен к детальному анализу посредством синтеза.
4. Синкретизм и соположение в мышлении.
Детскому мышлению свойственно понятие синкретизма — объединение в одну группу живого и неживого, реального и нереального и т.п. Дети основываются на каких-то признаках, которые в их восприятии являются объективными. Также в детском мышлении есть понятие соположения: формирование неадекватных связей между предметами.
5. Предпричинность мышления.
Мышление ребенка не способно устанавливать причины и следствия, а также логически их обосновывать. Окружающая действительность воспринимается им как нечто упорядоченное, без необъяснимых явлений.
на наши новости
500 000 пользователей!
6. Узость наблюдения.
Часто дети видят гораздо больше деталей, чем взрослые люди, но их мышление не способно установить не только причинно-следственные связи, но и держать в уме сразу несколько предметов или явлений.
7. Трансдукция.
Мышление ребенка не нуждается в классическом понимании логических аргументов и доказательств. Детям достаточно разовых примеров для того, чтобы считать, что они правы в том или ином вопросе.
8. Противоречивость мышления.
Дети 7-8 лет в своих мыслительных операциях очень противоречивы, но абсолютно этого не замечают.
Есть два вида противоречий:
- Противоречие «по забывчивости». В ходе эксперимента, проводимого Пиаже, ребенку задавали один и тот же вопрос в разные дни, на который были даны противоречащие друг другу ответы. Забыв первый вариант, ребенок дает прямо противоположный из-за своей забывчивости.
- Противоречие путем конденсации ощущения: дети не в состоянии выбрать из нескольких суждений одно и объединяют их вместе.
9. Интеллектуальный реализм.
Детское мышление не способно исключительно к объективному восприятию органами зрения. Реальность, воображаемая ребенком, является такой же существующей для него, как и объективная. Дети видят многие вещи так, как представляют, что отражается в их творчестве. Это вполне естественно, учитывая эгоцентризм детского мышления, и говорит о том, что объективное наблюдение возможно только в определенном возрасте.
Эти характерные для детского мышления специфические проявления, согласно психологии ребенка Ж. Пиаже, имеют общую особенность — дети до 7 лет не готовы выполнять логические операции (сложение и умножение).
Значение наследия Пиаже в психологии ребенка
В настоящее время представления Пиаже о когнитивном развитии и его научные изыскания на тему психологии ребенка не утратили своей актуальности. Они являются основополагающими и используются практикующими психологами.
Пиаже доказательно описал этапы развития детской психологии, основательно раскрыв тему когнитивного развития ребенка. Его исследования способствовали изучению познавательной деятельности детей.
Ученый изучил специфику изменений в детском мышлении на разных этапах взросления ребенка и многочисленными экспериментами подтвердил свою теорию. Имея опыт научной деятельности в биологии, Пиаже исходил из врожденных, биологически свойственных человеку способностей. Ученый не только описал закономерности в развитии детского мышления, но и объяснил сущность происходящих процессов.
Конечно, теория когнитивного развития Пиаже неоднократно критиковалась, как и все крупные научные открытия. Часть психологов заявляли, что во многом выделенные Пиаже стадии развития детского интеллекта зависят от внешних факторов и условий, от ментальности, специфики культуры, не могут быть оценены однозначно и помещены в оговоренные ученым возрастные рамки развития детского мышления.
Также уязвимы результаты экспериментов, проведенных Пиаже, в которых достаточно изменить некоторые составляющие, чтобы получить другой результат и не сделать логически вытекающие выводы, преподнесенные ученым как доказанные факты.
Независимо от критики, пусть и достаточно объективной и передовой, вклад талантливого ученого Ж. Пиаже в психологию ребенка признается всеми, критикуются лишь отдельные аспекты его теории развития детского мышления. Он сделал ряд открытий, сформировал целое направление когнитивной психологии и заложил основу для дальнейших исследований, в том числе и построенных на критике его воззрений. На сегодняшний день практикующие психологи активно используют знания основ когнитивного развития ребенка в своей деятельности.
Основные работы Пиаже, посвященные психологии ребенка, с которыми обязательно следует ознакомиться педагогам и психологам:
- Схемы действия и усвоение языка, 1983.
- Генетический аспект языка и мышления, 1984.
- Избранные психологические труды, 1994.
- Речь и мышление ребенка, 1994.
- Генетическая эпистемология, 2004.
- Психология интеллекта, 2004.
- Моральное суждение у ребенка, 2006.
Ученый очень внимательно относился к детям и видел в них маленьких исследователей, познающих мир согласно своим интеллектуальным способностям, различным на разных этапах взросления. По его мнению, родители и педагоги должны создавать среду, способствующую познавательной активности детей, которые адаптируются к окружающему миру, изучая его закономерности.
Пиаже отмечал важность игровой деятельности в психологии ребенка, познании и адаптации к миру. Играя, ребенок учится, так как интеллект это не нечто врожденное и не зависящее от окружения, культурной среды и прочих факторов.
Исследования Пиаже были прорывными и основополагающими для современной детской психологии. Нельзя умалять значений его теории, не смотря на спорность некоторых моментов и недостаточную доказательность.
Теория Пиаже крайне важна для современных педагогов, которые должны выстраивать образовательные процессы, исходя из знаний о специфике психологии ребенка. Ученый досконально изучил ее с биологической, психологической и логической точек зрения.
Большое количество направлений детской психологии были сформированы на основе критики некоторых взглядов Пиаже, что является естественным процессом развития психологии как науки. Это не уменьшает весомый и основополагающий вклад швейцарского ученого, опираясь на который, другие великие умы построили свои теории в дальнейшем.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: