Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Анализ работы педагога
Главная > Блог > Анализ работы педагога за год: как написать и оформить
11.08.2022
3437
Время чтения: 15 минут

Анализ работы педагога за год: как написать и оформить

О чем речь? Анализ работы педагога за год необходим для развития учителя и роста качества его преподавания. Фиксация достижений помогает отслеживать динамику, вносить необходимые коррективы и в конечном итоге повышать профессионализм.

Как составить? Оформление такого анализа имеет определенные особенности, которые необходимо учитывать. Также в составлении этого документа педагогу помогут некоторые вопросы, которые стоит задать самому себе.

Оглавление:
  1. Задачи анализа работы педагога за год
  2. Виды и схема составления анализа работы
  3. Требования к структуре и оформлению анализа работы педагога за год
  4. Вопросы, которые помогут составить анализ работы
  5. Ошибки при составлении анализа работы за год
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Задачи анализа работы педагога за год

На сегодняшний день каждому педагогическому работнику нужно быть нацеленным на профессиональный рост. Для этого следует определить для себя два важнейших момента:

  • Какого уровня вы хотите добиться в преподавательской сфере?
  • Что нужно для этого сделать?

В целях повышения эффективности своей деятельности нужно определить главную цель и подчинить ей все остальные задачи. Чтобы это сделать, необходимо уметь анализировать, прогнозировать и планировать свой труд, а также определять проблемы, выделять цели и задачи, формировать методологию их решения.

Педагогический аналитический отчёт

Педагогический аналитический отчёт, включающий в себя анализ внутренней информации, представляет собой одну из самых ценных частей отчетной документации учебной организации.

Отчёт полезен для:

  • подведения итогов проделанной работы за год в каждой возрастной группе;
  • правильного составления плана дальнейших действий педагога;
  • формирования аттестационного портфолио;
  • установления преемственности работы в прошлом и нынешнем учебном году;
  • создания очередного годового плана образовательного учреждения.

Виды и схема составления анализа работы

При проведении анализа работы педагога за год учитывается вся его деятельность в целом. В зависимости от поставленной задачи можно говорить о следующих разновидностях:

  • Анализ всей педагогической деятельности учителя.
  • Анализ работы над конкретной темой.
  • Анализ работы по самообразованию.
  • Анализ и самоанализ урока.
  • Анализ работы педагога как воспитателя.
  • Самоанализ.

Существуют разновидности аналитических справок, которые формируются проверяющими лицами. Сам педагог, как правило, осуществляет самоанализ проделанной работы за четверть, год или другой промежуток времени, предоставленный ему для изучения определенной тематики, проблемы.

При этом общая аналитическая справка, которая охватывает всю деятельность педагога, чаще всего формируется с учетом следующих аспектов:

  • Общая информация о педагоге (ФИО, предмет, классы, в которых он ведет уроки, совокупный стаж, стаж работы в конкретной организации, образование, категория).
  • Тема или проблема, которую взял педагог.
  • Выбранные формы и методы обучения.
  • Задачи, которые педагог ставит перед собой.
  • Планируемые результаты работы, обозначенные в начале года.
  • Методология, выбранная педагогом для достижения вышеуказанных целей.
  • Итоговые результаты деятельности педагога. Речь идет о среднем балле ЗУН, численности успевающих и отстающих, баллах ГИА, ЕГЭ по предмету, открытых уроках, участии детей в предметных олимпиадах, конкурсах, тематических неделях, фестивалях, индивидуальной работе с воспитанниками, работе кружка по предмету.
  • Результаты методической работы учителя. Например, формирование методических материалов, участие в заседании метод объединения, обобщение опыта, обмен опытом, материалы выступлений на педагогических конференциях, анализ деятельности коллег.
  • Результаты работы педагога в качестве воспитателя. Оценивается проделанная работа с родителями, трудными и одаренными учениками, ведение классного руководства, совместная работа с психологом и т.д.
  • Результаты работы учителя как члена педагогического коллектива. Анализу подвергается соблюдение трудовой дисциплины, участие в общественной жизни школы, отношения с коллективом, администрацией.
  • Культура ведения документации (планов, конспектов уроков, своевременность подачи отчетов и т.д.).

В данный образец схемы формирования аналитической справки можно добавлять другие параметры. И, напротив, некоторые пункты могут быть удалены. Все зависит от конкретной задачи.

Требования к структуре и оформлению анализа работы педагога за год

Содержание отчетного портфолио должно включать в себя результаты педагогической деятельности учителя за год. Данный документ позволяет педработнику своевременно скорректировать свои действия благодаря анализу выполненной работы и оценке ее эффективности.

анализ работы педагога

Если аналитический отчет формируется с учетом федеральных государственных образовательных стандартов, то в него должны быть включены следующие разделы:

  • Введение. Здесь нужно проанализировать образовательную ситуацию, описать важнейшие проблемы, которые пытался решить педагог в период межаттестации. Кроме того, необходимо сформулировать тему, объект и предмет исследования, описать цели и задачи.
  • Аналитическая часть. Сюда вносятся результаты педагогической деятельности учителя, включая саморазвитие. Помимо этого, нужно указать итоги обучения учеников на уроках. Следует описать, какие виды педагогической и воспитательной деятельности педагога и учащихся были организованы, какие методические материалы были применены на занятиях, а также внести в данный раздел достигнутые качественные и количественные показатели.
  • Проектная часть. В этой главе нужно описать основные проблемы, которые встали перед педагогом во время выполнения своих обязанностей. Указываются направления и стадии работы, как на самих занятиях, так и за пределами школы, а также используемые образовательные технологии, проблемы и темы на следующий межаттестационный период.
  • Заключение. Здесь учитель дает оценку своему анализу, выделяет основные направления саморазвития и улучшения собственной педагогической деятельности.
  • Список использованной литературы. Стандартный раздел, в котором перечисляются материалы, использованные для достижения имеющихся целей в межаттестационный период.
  • Приложение. Эта часть должна содержать различные таблицы, диаграммы, фотографии и рисунки, которые использовал автор. При этом приложений может быть несколько.

Кроме того, педагог формирует отчетную документацию еще и в том случае, если хочет получить первую или высшую категорию. Создается она на основе общей схемы аналитических работ для аттестации специалистов.

Оформление отчета

Существуют требования к оформлению отчета:

  • На титульном листе документа следует поместить название работы, фамилию и инициалы автора, должность, название населенного пункта и год создания.
  • В содержании указываются заголовки структурных элементов работы и номера страниц, которым они соответствуют. Введение не нужно делать излишне большим, хватит 1-3 страниц. Указывая задачи, педагог может применять в тексте глаголы по типу изучить, описать, выявить, исследовать и т.д. Теоретический материал в аналитическом разделе должен соответствовать теме отчета и как можно лучше раскрывать ее. В конце каждого раздела необходимо сделать небольшой вывод.
  • Приложения размещаются на последних страницах. При этом их порядок зависит от последовательности появления в тексте ссылок (в круглых скобках). Таблицы размещают после текста, в котором на них ссылаются, либо на следующей странице.
  • Все страницы документа, даже оглавление и список использованной литературы, необходимо пронумеровать. Однако на титульном листе, который также входит в общую нумерацию, номер не ставится.

Вопросы, которые помогут составить анализ работы

Перечислим несколько вопросов, позволяющих педагогу выполнить самоанализ:

    1. Соотносятся ли ваши профессиональные цели с целями образовательной организации, в которой вы трудитесь? Если да, то насколько?
    2. Есть ли какие-либо существенные проблемы, которые вы смогли решить после крайней аттестации? Каковы результаты решения этих проблем?
    3. Внесли ли вы свой вклад в реализацию программы развития образовательной организации, в которой вы трудитесь?
    4. Учитываете ли вы индивидуальные нужды учеников в процессе выполнения своих обязанностей? Если да, то каким образом? Согласуются ли образовательные нужды детей с вашими целями, задачами и деятельностью?
    5. Что вы предпринимаете в целях продуктивного использования своего времени и времени детей на занятиях и за пределами школы? Применяете ли вы для этого какие-либо технологии и приемы обучения? Согласуются ли они с нуждами обучаемых?
    6. Каким образом обеспечивается взаимодействие с классом на уроках и за их пределами? С помощью чего вы организуете сотрудничество учеников на уроках?
    7. Уровень познавательного интереса детей на занятиях, которые вы ведете, является высоким? Что вы делаете для того, чтобы повысить этот уровень?
    8. Как удовлетворяются индивидуальные нужды детей с отличающимися возможностями и интересами?
    9. Какая динамика успеваемости детей наблюдается по вашему предмету?
    • Каким образом выполняется оценка действий обучаемых? Методы оценки согласуются с поставленными целями? Как используются данные, полученные после оценивания? Какова роль детей в оценивании их учебной деятельности?
    • Как вы можете описать психологическую атмосферу в классе? Что вы делаете для того, чтобы улучшить доверие, уважение и открытость в коллективе детей?
    • Как организована ваша коммуникация с родителями? Учитываете ли вы их мнения и требования касательно успеваемости и общего развития детей? Каким образом преподносится информация об учебных достижениях?
    • Насколько хорошо выстроены ваши взаимоотношения с коллегами?
    • С помощью чего вы оттачиваете свои профессиональные навыки? Какую роль в этом играет самообразование?
    • Какие проблемы возникают в процессе выполнения ваших профессиональных обязанностей?

Ошибки при составлении анализа работы за год

Рассмотрим основные ошибки, которые часто возникают при выполнении анализа деятельности учителя:

Задачи анализа работы педагога

  1. Учитель описывает лишь то, что сделал за отчетный период.

    Для анализа важны не столько прошлые достижения педагога, сколько нынешние проблемы, которые он пытается решить. Необходимо указать причины, по которым эта проблема является актуальной, а также описать действия, которые он предпринимает для ее устранения. Кроме того, следует описать результаты проделанной работы.

  2. Переизбыток фактов и цифр.

    Многие педагоги вносят в отчет слишком много информации, которую нельзя назвать содержательной. Факты и цифры далеко не всегда помогают оценить работу педагога и его цели. Лучше сделать акцент на том, зачем учитель использовал выбранные методы, приемы и технологии. Кроме того, нужно указать, какое влияние они оказали на результат.

  3. Учитель не описывает проблемы, которые возникли в процессе выполнения поставленных целей.

    Многие считают, что педагог не должен испытывать трудностей при выполнении своих обязанностей. Такое мнение особенно популярно среди учителей, которые аттестуются на высшую квалификационную категорию.

    Практика может выступить в качестве фактора профессионально развития только в том случае, если она подвергается рефлексии и структурированному анализу. В противном случае полученный опыт утрачивает свою ценность и может привести к профессиональной стагнации.

    Анализ деятельности педагога начинается с размышлений об имеющихся проблемах и заканчивается выводами, которые должны помочь в их решении. Специалист высокого уровня никогда не оставляет без внимания трудности, с которыми он сталкивается. Благодаря этому учитель оттачивает свои интеллектуальные навыки и применяет их в практической деятельности.

Таким образом, анализ работы педагога за учебный год является особым видом деятельности, который не исчерпывается лишь демонстрацией статистики. При создании отчета необходимо рассматривать собственный опыт и выделять направления профессионального роста.

В качестве предмета анализа должны выступать аналитические индикаторы и показатели, которые могут содержательно описать деятельность учителя.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Федеральный институт педагогических измерений
  3. Минпросвещениф РФ
  4. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  5. Портал учителя РФ
  6. Всероссийский педагогический портал
  7. Министерство науки и высшего образования РФ
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw