Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Главная > Блог > Аттестация учителей и педагогов: новый вызов педагогическим работникам
17.03.2025
100
Время чтения: 15 минут

Аттестация учителей и педагогов: новый вызов педагогическим работникам

2023 год знаменателен для системы образования тем, что вступил в силу новый Порядок аттестации педагогических работников, где описаны условия получения первой и высшей категории. Эта процедура является важным этапом в карьерном росте учителей и педагогов. В данной статье мы рассмотрим нововведения в Порядке аттестации, а также основные документы, регламентирующие этот процесс.

Какой основной документ?

Для прохождения процедуры аттестации основным документом является Порядок аттестации педагогических работников. Он был утверждён Приказом Минпросвещения России 24.03.2023 196 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Документ вступил в силу 1 сентября 2023 года и будет действовать до 31 августа 2029 года.

Какая цель аттестации?

Многие педагоги стараются избежать этой процедуры, так как задаются вопросом: для чего нужна аттестация? Аттестация педагогических работников направлена на оценку профессиональной компетентности. Научным языком — процедура аттестации способствует:

  • повышению качества образования;
  • стимулированию профессионального роста;
  • созданию системы мотивации к высокому уровню профессиональной деятельности;
  • выявлению перспективных кадров и их поощрению;
  • объективной оценке результатов труда.

Но если говорить проще об этой «неприятной» процедуре, то можно её сравнить с горькой микстурой. Принимать надо: невкусно, но полезно! Почему? Потому что:

  • категория нужна для себя — повышает самооценку, а также статус в глазах коллег и родителей учеников;
  • можно получить один раз и больше не задумываться, так как категория даётся без фиксации конкретного срока. Поработать на критерии один раз, а потом можно уйти в творчество, заниматься тем, к чему лежит душа. После получения категории даётся возможность развивать те компетентности и направления работы, которые важны не для аттестации, а для Вас.

На чем основывается новый Порядок аттестации?

Основные принципы:

  • объективность и прозрачность;
  • комплексный подход к оценке;
  • вовлечение педагогических работников в процесс самооценки и саморазвития;
  • учет индивидуальных особенностей и достижений;
  • сочетание государственных и локальных нормативных актов, регламентирующих Порядок аттестации.

Чем новый Порядок отличается от аттестации, действующей до 2023 года?

Первый документ, с которым сталкивается педагог — это заявление. Ранее в нём указывались только категория и должность, по которым педагог желает пройти аттестацию. В приказе № 196 добавлены к вышеперечисленным ещё сведения об образовании и результатах профессиональной деятельности. Не привязана подача заявления к длительности работы в образовательной организации. Педагог может подать заявление, даже находясь в отпуске по уходу за ребёнком.

Предусмотрена подача документов через портал «Госуслуги».

Не зафиксирован срок, на который даётся категория. Есть вероятность, что в 2029 году внесут временные рамки, но будем надеяться, что это останется без изменения. Когда педагоги вынуждены каждые пять лет подтверждать свои достижения, то снижается мотивация к саморазвитию. Ведь мастера спорта не доказывают каждые пять лет своё звание.

Ускоряется движение по карьерной лестнице. Если раньше был строго оговорен срок, когда педагогическому работнику разрешалось подавать на высшую категорию, то в новом Порядке убрано это ограничение. Да, можно подавать после присвоения первой категории на высшую категорию хоть через полгода, но важный момент — при наличии достаточных результатов.

Появилась возможность выстраивать карьеру в образовательной организации. Если раньше высшая категория была своеобразным «потолком» в развитии учителя, то новый Порядок предусмотрел и дальнейший рост по двум направлениям: методист и наставник.

По каким показателям оценивается деятельность педагогических работников?

В соответствии с Приказом № 196, деятельность педагогических работников оценивается по показателям их профессиональной деятельности: результаты освоения программ, результаты мониторингов системы образования, работа со способными детьми, вклад педагога в развитие системы образования, участие педагога в методической работе.

Чем тогда отличаются показатели для первой и высшей категорий?

Представим эти данные в таблице, чтобы Вам было легче сориентироваться:

ПерваяВысшая
1. Результаты освоения образовательных программ (отслеживаются самой ОО).
Стабильные положительные(за все годы примерно одинаковый уровень).Положительная динамика в результатах (педагог показывает рост показателей).
2. Результаты освоения образовательных программ (отслеживается государством. Для более подробной информации о мониторингах можно познакомиться с положением Правительства РФ № 662 от 05.08.2013).Не по всем должностям предусмотрены мониторинги, поэтому этот пункт может отсутствовать.
Стабильные положительные.Положительные результаты.
3. Работа со способными детьми.
Выявление разных способностей у обучающихся (к деятельности: научной, спортивной, творческой).Выявление и развитие этих способностей через участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях и пр.
4. Вклад в развитие системы образования.
1. Совершенствование методов обучения и воспитания.2. Трансляция опыта.2. Активное участие в работе методических объединений на уровне организации.1. Совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивное использование новых образовательных технологий.2. Трансляция опыта, в том числе экспериментальной и инновационной.
5. Участие педагога в методической работе.
 1. Активное участие в работе методических объединений организаций (не только своя ОО).2. Разработка программно-методического сопровождения.3. Участие в профессиональных конкурсах.

Важное дополнение

Если у педагога есть государственные награды, почётные звания, ведомственные знаки за достижения педагогической деятельности или победы в официальных профессиональных конкурсах мастерства, то нужно внимательно ознакомиться с региональными документами. Тут регионы самостоятельно определяют Порядок аттестации. В некоторых регионах отменили комиссии на уровне школы (документы сразу отправляются в региональную аттестационную комиссию), в некоторых просто дали большие баллы за награды и победы (но только они не гарантируют получение категории), но встречаются и регионы, которые на основании подтверждающих документах о награде или победе в конкурсе автоматически присваивают категорию.

В заключение следует отметить, что профессия педагога подразумевает умение подстраиваться и адаптироваться не только к разным обучающимся, но и новым образовательным реалиям. Аттестация педагогических работников является важным этапом в профессиональном росте. Не следует его бояться или избегать. Не откладывая, принимайте этот вызов, преодолевайте смело свои страхи и преграды, добивайтесь успеха на своём карьерном пути!

Беспокоитесь, что не справитесь с подготовкой к аттестации?

❌ Трудности с написанием и публикацией статей?

❌ Не знаете, с чего начать?

❌ Запутались в таблицах и требованиях?

Мы знаем, как сделать подготовку к аттестации быстрой, понятной и без стресса — и готовы вам в этом помочь! Что вы получите:

✅ помощь в прохождении аттестации;

✅ готовое портфолио всего за 10 дней — быстро и без лишнего стресса;

✅ сопровождение опытного методиста — статьи, методические разработки, публикации и всё, что нужно для успешной аттестации.

Аттестация с нами — это легко!

Мы разделили сложный процесс на понятные этапы и готовы сопровождать вас за руку при подготовке к аттестации

ПОЛУЧИТЬ ПОМОЩЬ +
Бесплатная горячая линия по вопросам аттестации
8(800)100-49-36
Оцените статью
Рейтинг:
( голосов )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ООО "Центр Повышения Квалификации и Переподготовки "Луч Знаний" Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 2460109593 ОГРН : 1182468043262 КПП : 246001001 Расч./счет : 40702810331000017859 БИК: 040407627 Корр/с: 30101810800000000627 Красноярское отделение N 8646 ПАО СБЕРБАНК Адрес Красноярский кр., г. Красноярск, ул. Маерчака, д. 31А пом. 15 каб. 48 Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw