
Аттестация учителей и педагогов: новый вызов педагогическим работникам
2023 год знаменателен для системы образования тем, что вступил в силу новый Порядок аттестации педагогических работников, где описаны условия получения первой и высшей категории. Эта процедура является важным этапом в карьерном росте учителей и педагогов. В данной статье мы рассмотрим нововведения в Порядке аттестации, а также основные документы, регламентирующие этот процесс.
- Какой основной документ?
- Какая цель аттестации?
- На чем основывается новый Порядок аттестации?
- Чем новый Порядок отличается от аттестации, действующей до 2023 года?
- По каким показателям оценивается деятельность педагогических работников?
- Чем тогда отличаются показатели для первой и высшей категорий?
- Важное дополнение
- Беспокоитесь, что не справитесь с подготовкой к аттестации?
Какой основной документ?
Для прохождения процедуры аттестации основным документом является Порядок аттестации педагогических работников. Он был утверждён Приказом Минпросвещения России 24.03.2023 №196 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Документ вступил в силу 1 сентября 2023 года и будет действовать до 31 августа 2029 года.
Какая цель аттестации?
Многие педагоги стараются избежать этой процедуры, так как задаются вопросом: для чего нужна аттестация? Аттестация педагогических работников направлена на оценку профессиональной компетентности. Научным языком — процедура аттестации способствует:
- повышению качества образования;
- стимулированию профессионального роста;
- созданию системы мотивации к высокому уровню профессиональной деятельности;
- выявлению перспективных кадров и их поощрению;
- объективной оценке результатов труда.
Но если говорить проще об этой «неприятной» процедуре, то можно её сравнить с горькой микстурой. Принимать надо: невкусно, но полезно! Почему? Потому что:
- категория нужна для себя — повышает самооценку, а также статус в глазах коллег и родителей учеников;
- можно получить один раз и больше не задумываться, так как категория даётся без фиксации конкретного срока. Поработать на критерии один раз, а потом можно уйти в творчество, заниматься тем, к чему лежит душа. После получения категории даётся возможность развивать те компетентности и направления работы, которые важны не для аттестации, а для Вас.
На чем основывается новый Порядок аттестации?
Основные принципы:
- объективность и прозрачность;
- комплексный подход к оценке;
- вовлечение педагогических работников в процесс самооценки и саморазвития;
- учет индивидуальных особенностей и достижений;
- сочетание государственных и локальных нормативных актов, регламентирующих Порядок аттестации.
Чем новый Порядок отличается от аттестации, действующей до 2023 года?
Первый документ, с которым сталкивается педагог — это заявление. Ранее в нём указывались только категория и должность, по которым педагог желает пройти аттестацию. В приказе № 196 добавлены к вышеперечисленным ещё сведения об образовании и результатах профессиональной деятельности. Не привязана подача заявления к длительности работы в образовательной организации. Педагог может подать заявление, даже находясь в отпуске по уходу за ребёнком.
Предусмотрена подача документов через портал «Госуслуги».
Не зафиксирован срок, на который даётся категория. Есть вероятность, что в 2029 году внесут временные рамки, но будем надеяться, что это останется без изменения. Когда педагоги вынуждены каждые пять лет подтверждать свои достижения, то снижается мотивация к саморазвитию. Ведь мастера спорта не доказывают каждые пять лет своё звание.
Ускоряется движение по карьерной лестнице. Если раньше был строго оговорен срок, когда педагогическому работнику разрешалось подавать на высшую категорию, то в новом Порядке убрано это ограничение. Да, можно подавать после присвоения первой категории на высшую категорию хоть через полгода, но важный момент — при наличии достаточных результатов.
Появилась возможность выстраивать карьеру в образовательной организации. Если раньше высшая категория была своеобразным «потолком» в развитии учителя, то новый Порядок предусмотрел и дальнейший рост по двум направлениям: методист и наставник.
По каким показателям оценивается деятельность педагогических работников?
В соответствии с Приказом № 196, деятельность педагогических работников оценивается по показателям их профессиональной деятельности: результаты освоения программ, результаты мониторингов системы образования, работа со способными детьми, вклад педагога в развитие системы образования, участие педагога в методической работе.
Чем тогда отличаются показатели для первой и высшей категорий?
Представим эти данные в таблице, чтобы Вам было легче сориентироваться:
Первая | Высшая |
1. Результаты освоения образовательных программ (отслеживаются самой ОО). | |
Стабильные положительные(за все годы примерно одинаковый уровень). | Положительная динамика в результатах (педагог показывает рост показателей). |
2. Результаты освоения образовательных программ (отслеживается государством. Для более подробной информации о мониторингах можно познакомиться с положением Правительства РФ № 662 от 05.08.2013).Не по всем должностям предусмотрены мониторинги, поэтому этот пункт может отсутствовать. | |
Стабильные положительные. | Положительные результаты. |
3. Работа со способными детьми. | |
Выявление разных способностей у обучающихся (к деятельности: научной, спортивной, творческой). | Выявление и развитие этих способностей через участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях и пр. |
4. Вклад в развитие системы образования. | |
1. Совершенствование методов обучения и воспитания.2. Трансляция опыта.2. Активное участие в работе методических объединений на уровне организации. | 1. Совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивное использование новых образовательных технологий.2. Трансляция опыта, в том числе экспериментальной и инновационной. |
5. Участие педагога в методической работе. | |
1. Активное участие в работе методических объединений организаций (не только своя ОО).2. Разработка программно-методического сопровождения.3. Участие в профессиональных конкурсах. |
Важное дополнение
Если у педагога есть государственные награды, почётные звания, ведомственные знаки за достижения педагогической деятельности или победы в официальных профессиональных конкурсах мастерства, то нужно внимательно ознакомиться с региональными документами. Тут регионы самостоятельно определяют Порядок аттестации. В некоторых регионах отменили комиссии на уровне школы (документы сразу отправляются в региональную аттестационную комиссию), в некоторых просто дали большие баллы за награды и победы (но только они не гарантируют получение категории), но встречаются и регионы, которые на основании подтверждающих документах о награде или победе в конкурсе автоматически присваивают категорию.
В заключение следует отметить, что профессия педагога подразумевает умение подстраиваться и адаптироваться не только к разным обучающимся, но и новым образовательным реалиям. Аттестация педагогических работников является важным этапом в профессиональном росте. Не следует его бояться или избегать. Не откладывая, принимайте этот вызов, преодолевайте смело свои страхи и преграды, добивайтесь успеха на своём карьерном пути!
Беспокоитесь, что не справитесь с подготовкой к аттестации?
❌ Трудности с написанием и публикацией статей?
❌ Не знаете, с чего начать?
❌ Запутались в таблицах и требованиях?
Мы знаем, как сделать подготовку к аттестации быстрой, понятной и без стресса — и готовы вам в этом помочь! Что вы получите:
✅ помощь в прохождении аттестации;
✅ готовое портфолио всего за 10 дней — быстро и без лишнего стресса;
✅ сопровождение опытного методиста — статьи, методические разработки, публикации и всё, что нужно для успешной аттестации.
Аттестация с нами — это легко!
Мы разделили сложный процесс на понятные этапы и готовы сопровождать вас за руку при подготовке к аттестации
ПОЛУЧИТЬ ПОМОЩЬ +
Понравилась статья? Поделитесь: