2023 – Год педагога и наставника в России
Сохранить статью:
О чем речь? 2023 – год педагога и наставника в России. Соответствующее постановление было подписано президентом страны. Планируются празднования, поощрения лучших работников, а некоторые ждут повышения зарплаты.
Что важно? На самом деле, ответственная работа педагогов и наставников почетна не только в год официальных празднований. Они ведут детей с малых лет и до начала взрослой жизни. Как же поднять престиж профессии, чтобы привлечь молодых специалистов?
Почему 2023 год объявлен годом педагога и наставника
2023 год в России был провозглашён как год наставника и педагога президентом Путиным ещё в 2021 году. По словам президента, «В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год, год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского, будет посвящен в нашей стране педагогам и наставникам, будет Год учителя, Год педагога».
27.06.2022 года президентом был подписан соответствующий указ. Целью данного решения была заявлена необходимость признать особый статус работников педагогической отрасли.
В тот же день, 27 июня, Валентина Матвиенко, председатель Совфеда, во время заседания Совета по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей прокомментировала это следующим образом: профессия учителя, преподавателя, наставника вновь вошла в число престижных.
По мнению Матвиенко, современные выпускники школ не очень-то стремятся в педагогические вузы, поскольку их образовательные программы не вызывают интереса, а вузовская инфраструктура заметно устарела. В качестве пути выхода из кризиса она предложила создание «системы мер развития педагогических вузов, которая наполнит педагогическое образование новым содержанием, новыми смыслами».
Кроме объявления 2023 года в России годом педагога и наставника, принимаются и другие меры по популяризации профессии. Это, например, разнообразные профессиональные конкурсы. Наверняка вы слышали о самом известном — «Учитель года России».
Министерством просвещения проводятся аналогичные конкурсы для тех педагогов, которые преподают в колледжах или занимают должности директоров школ. Победителями стали педагогические работники из Свердловской области и Подмосковья. Кстати, у воспитателей тоже есть свой конкурс мастерства.
Невозможно обойти вниманием поощрения для учителей, преподавателей и других педагогов. В сентябре, как только начался учебный год, были учреждены новые награды и звания в сфере образования.
У преподавателей высшей школы в 2021 году появился собственный праздник, который будет отмечаться 19 ноября — в день рождения Михаила Ломоносова, великого русского учёного и основателя Московского государственного университета.
И, конечно, разговор о престиже той или иной профессии не может не коснуться темы зарплат. В 2021 году РАНХиГС провела исследование среди учителей и выяснила, что более чем у половины респондентов — у 53 % — зарплата не дотягивала до 25 тыс. руб.
Здесь кроются две давние и наболевшие проблемы образования в России: ничтожные зарплаты педагогов, наставников, воспитателей и огромная разница между зарплатами в разных регионах страны. Тема учительских зарплат обсуждалась в феврале Комитетом Совфеда по науке, образованию и культуре. В результате был выработан план пилотного проекта, опирающегося на единую модель расчёта зарплат педагогов в соответствии с их квалификацией.
Учителя могут предложить свои идеи проведения Года наставника и педагога. Их можно отправить на e-mail Министерства просвещения: 2022@edu.gov.ru.
Возможности для повышения престижности профессии педагога и наставника
Итак, выпускник педвуза пришёл работать в школу. Какое будущее его ожидает? Есть ли у него возможность дорасти до уровня настоящего профессионала?
Высшее образование фокусируется, главным образом, на том, чтобы дать студентам твёрдые академические знания в выбранной ими области. Однако на практике оказывается, что теоретические познания — и в качестве приблизительной основы деятельности, и в качестве набора приёмов и методов этой деятельности — ещё не гарантируют, что человек сумеет ими правильно воспользоваться для решения реальных задач. Наличие знаний нельзя считать главной целью обучения, это лишь база, на которой можно выстроить профессиональные компетенции.
Любой учитель и наставник должен обладать коммуникативными и организаторскими навыками, способностью обеспечить культуру интеллектуального труда. Это ключевые компетенции педагога. Именно педагогические умения составляют суть профессионализма учителя, именно от них зависит, сколь успешно он сможет обучать и воспитывать школьников. Правильность организации учебного процесса зависит от того, в какой мере у учителя развиты методические и общеметодические умения.
Общеметодические умения отличаются тем, что их обладатель способен широко переносить более конкретные, предметные умения с одного вида работы на другие.
Суммируя всё вышесказанное, назовём главные компоненты любой деятельности (включая методическую):
- способность ориентироваться в предметном содержании выполняемой работы;
- умение планировать деятельность пошагово, разбивать задачу на отдельные действия;
- реализация плана;
- самостоятельный контроль за результатами деятельности.
Общеметодические умения, обязательные для всех наставников, учителей и преподавателей, делятся на четыре вида:
- Формирование примерной основы и программы дальнейших действий, выполняемых для того, чтобы подготовить и провести урок.
- Навыки планирования уроков.
- Практические умения ведения уроков (выполнения заранее подготовленного плана).
- Самостоятельная оценка результатов занятия.
Подготовка будущих наставников, учителей и воспитателей основана на том, что им дают теоретические знания. Первый год преподавания в школе — всегда непростой для педагогов. Новая деятельность сама по себе является стрессом. Все внутренние ресурсы используются на пределе возможностей.
Молодой школьный учитель, помимо собственно ведения уроков, обязан принимать участие в деятельности методического объединения школы, уметь организовывать внеурочную активность разными способами, грамотно планировать учебный процесс, успевать самому обучаться на семинарах и участвовать в других образовательных мероприятиях.
У молодых учителей в начале карьеры есть острая потребность в некоем путеводителе, который помог бы решить возникающие проблемы и сформировал бы устойчивую тягу к развитию, привил твёрдое намерение дорасти до профессионала. То есть, необходим опытный наставник, старший товарищ.
Такой педагог-наставник знакомит коллег-новичков со школьными традициями, распорядком и регламентом, разъясняет им профессиональную специфику работы в МБОУ, ведёт воспитательную и методическую работу в индивидуальном порядке с каждым младшим коллегой.
на наши новости
500 000 пользователей!
Наставник должен:
- Прививать молодым учителям интерес к преподаванию, помогать им влиться в коллектив и закрепиться в образовательном учреждении.
- Ускорять профессиональное развитие учителя, его способность справляться со своими обязанностями самостоятельно и на достаточном уровне качества.
- Адаптировать новичков к корпоративной культуре школы, передавать лучшие традиции коллектива, нормы поведения, формировать у молодых педагогов проактивную и творческую позицию в отношении своих обязанностей.
Как педагог-наставник может помочь молодому специалисту
В 2023 году, указом президента назначенном годом учителя и наставника, как никогда велика роль старших коллег, сопровождающих молодых специалистов. Их действия, цель которых — создать молодому педагогу оптимальные условия для профессионального развития и пробуждения творческого подхода, можно описать в форме дорожной карты.
Первый этап: знакомство с молодым учителем. Первая четверть августа.
Задача этапа — понять, что из себя представляет молодой учитель: какова его теоретическая и практическая подготовка, слабые места и преимущества, психологические качества. Создать комфортную, дружелюбную атмосферу вокруг него.
Действия:
- Изучить документы — диплом, личные характеристики, подтверждения студенческих достижений.
- Пообщаться с ним, понаблюдать за стилем его общения: как он проявляет свой характер, идёт ли на контакт.
Ожидаемый результат: налажено общение с остальным коллективом школы в конструктивном, благоприятном ключе.
Второй этап: обучить младшего коллегу, передать ему свой опыт (с первого по третий годы работы)
Задача данного этапа для наставника — оценить профессиональный уровень молодого педагога, оказать ему методическую помощь, определить, насколько тот подготовлен к исполнению своих трудовых обязанностей, и при необходимости помочь с этим.
Действия: изучить актуальные ФГОС и другие нормативно-правовые акты.
Провести теоретические уроки по:
- ведению документации;
- постановке задач уроков;
- составлению рабочих программ, календарно-тематических планов;
- методическим требованиям к современном уроку;
- возможностям самообразования для учителя;
- оценке собственной работы;
- типичным ошибкам новичков;
- ведению диалога с родителями учеников;
- полезным веб-ресурсам.
Практические действия наставника на данном этапе:
- Посещать занятия, которые ведёт молодой учитель.
- Приглашать его на уроки, проводимые более опытными коллегами.
- Взаимно посещать уроки друг друга.
- Разрабатывать и проводить родительские собрания.
Кроме того, весь учебный год наставник должен быть наготове и оказывать срочную помощь (консультативную, психологическую) учителю, только начинающему карьеру в школе.
Ожидаемый результат: школьная документация ведётся правильно; молодой учитель осуществляет методическую работу, подготовку учебных и внеклассных мероприятий.
Третий этап: способствовать творческой и личностной самореализации учителя (четвёртый-пятый годы работы).
Задачей данного этапа для наставника является пробуждение в молодом коллеге творческого потенциала, помощи ему в выборе направления развития, стимулирование к инновациям в работе.
Действия:
- Проводить уроки в необычных форматах.
- Научить коллегу презентовать себя как преподавателя и классного руководителя.
- Участвовать в конкурсах, деловые играх.
Ожидаемый результат: учитель создал собственное портфолио, демонстрирует мастерство на профессиональных педагогических конкурсах.
В сфере образования наставничество — передача профессионального опыта и наработок от старшего поколения младшему — практикуется не только по отношению к ученикам, но и среди коллег.
Наставник помогает молодому учителю сформировать нужные компетенции, адаптироваться к преподаванию и работе с детьми, наладить отношения с остальным педагогическим сообществом учебного заведения, выработать индивидуальный, авторский подход к работе, реализовать свои таланты и амбиции.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: