Дошкольная диагностика ребенка: важность и методы
Сохранить статью:
О чем речь? Дошкольная диагностика ребенка оценивает его развитие и необходима для своевременного запуска коррекционных мероприятий. Выделяют скрининговую, групповую, итоговую и динамическую проверки.
На что обратить внимание? Диагностика состоит из пяти этапов: подготовительного, адаптационного, основного, интерпретационного и заключительного, на котором результаты предоставляются родителям и воспитателям.
- Суть и задачи дошкольной диагностики ребенка
- Виды дошкольной диагностики ребенка
- Этапы и правила дошкольной диагностики ребенка
- Примеры методик дошкольной диагностики ребенка
- Часто задаваемые вопросы о дошкольной диагностике ребенка
Суть и задачи дошкольной диагностики ребенка
Одной из главных задач дошкольного образования является сохранение и укрепление психологического здоровья детей. Это является основой для успешной реализации образовательных программ в дошкольных учреждениях. По этой причине важно создать условия, способствующие развитию ребенка в раннем возрасте, и помочь формированию психологических навыков, которые будут основой для последующего развития. На этом основана работа специалистов в сфере дошкольного образования.
Психолого-педагогическая диагностика ребенка дошкольного возраста – одно из направлений, которое является основным. Ранняя диагностика познавательной сферы и психических процессов ребенка имеет особое значение. Доказано, что чем раньше начинается целенаправленная работа, направленная на развитие или коррекцию способностей ребенка, тем выше ее эффективность.
В некоторых случаях это также позволяет предотвратить вторичные отклонения в развитии. Особенность нервной системы ребенка – это ее пластичность, способность гибко реагировать на внешние воздействия. Этим объясняется, почему ранние исследования так важны.
Диагностика детей дошкольного возраста решает следующие задачи:
- выявляет, есть ли у ребенка те или иные психологические особенности в поведении или свойства личности;
- определяет, насколько данные свойства развиты и выражены (используются качественные и количественные показатели);
- позволяет дать характеристику особенностей ребенка в случае необходимости;
- дает возможность сравнивать степень выраженности этих свойств и особенностей у разных людей.
Диагностика может решать эти задачи как в комплексе, так и каждую в отдельности. Это зависит от ситуации и цели, которая стоит перед специалистом по психодиагностике.
Виды дошкольной диагностики ребенка
Диагностика детей дошкольного возраста проводится педагогами-психологами в детских образовательных учреждениях различными способами:
- Скрининговая диагностика (групповая) ориентирована на выявление детей с определенными характеристиками и оценивает стабильность различных психологических свойств.
- Углубленная психологическая диагностика проводится с детьми, которые имеют особенности в развитии и нуждаются в дополнительной развивающей или коррекционной поддержке, то есть, им должна быть оказана специальная психологическая помощь.
- Динамическое обследование позволяет отслеживать прогресс – степень развития, эффективность образовательных и коррекционных мероприятий. Такая диагностика может проводиться несколько раз за год.
- Итоговая диагностика оценивает изменения в состоянии ребенка по итогам проведенной коррекционно-развивающей работы.
Т. Д. Марцинковская выделяет направления психодиагностической работы в зависимости от объекта психологического воздействия: дети, родители (или законные представители), воспитатели и педагоги. Далее определяются показатели (параметры), которые характеризуют основной предмет психологического воздействия.
Согласно справочнику педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения, дошкольная диагностика ребенка может охватывать следующие аспекты:
- особенности поведения и характера детей;
- признаки психических процессов, таких как восприятие, мышление, воображение, память, речь;
- взаимодействие детей со сверстниками, воспитателями и родителями;
- психологический климат в группе;
- отклонения в поведении и характере.
Психолог также может рассматривать в рамках диагностики одаренность, наличие склонности к какому-либо занятию и способностей у детей.
Этапы и правила дошкольной диагностики ребенка
- Дошкольная диагностика ребенка начинается с подготовки. На этом этапе проводятся:
- Сбор медицинской информации путем анализа специальной документации (карта развития ребенка), беседы с медицинским работником.
- Составление социально-бытовой характеристики на основе опроса родителей.
- Проведение педагогического анализа, основываясь на анкетировании и беседах с воспитателями и сотрудниками, работающими с ребенком.
- Сбор семейной информации через беседы с родителями.
- Следующий этап – адаптационный. Он предполагает знакомство с ребенком через наблюдение, беседы с ним, анализа его творческих работ.
- Основной этап включает проведение тестирования или использование других методов диагностики.
- Затем следует интерпретация, то есть составление психологического заключения и других сопроводительных документов на основе анализа полученных в ходе диагностики данных (по запросу).
- На заключительном этапе проводятся:
- Обсуждение результатов диагностики с родителями или воспитателями.
- Предоставление рекомендаций в устной или письменной форме.
на наши новости
500 000 пользователей!
Психолого-педагогическая диагностика ребенка дошкольного возраста должна осуществляться строго в соответствии с правилами:
- Включает не менее 10-15 разных методик.
- Они должны быть подобраны исходя из возрастных особенностей ребенка.
- В процессе диагностики необходимо придерживаться инструкции по каждой методике.
- Стимульный материал нельзя изменять.
- Необходимо искать способы заинтересовать ребенка, не прибегая к принуждению в процессе работы
- В ходе деятельности необходимо внимательно наблюдать за поведением ребенка, отмечая его реакции, активность, интерес, напряженность, а также возможные страхи и тревоги.
- Следует чередовать методики: после анализа мышления переходить к изучению памяти, а после исследования воображения – к восприятию. Начинать лучше с рисуночных тестов, а методики на изучение личности применять в конце, когда установлен полный контакт с ребенком.
- Диагностика предполагает как количественный, так и качественный анализ данных, полученных из разных методик.
- Интерпретация результатов проводится только на основе комплексной оценки всех диагностических данных.
Примеры методик дошкольной диагностики ребенка
Дошкольная диагностика ребенка проводится различными способами. Основные методы:
Методика «Времена года»
Она предназначена для детей 4 лет. Ребенку показывают рисунок, состоящий из нескольких частей, на которых изображены разные времена года. Задача ребенка — внимательно рассмотреть каждую часть рисунка и назвать, какое время года на ней изображено.
Время на выполнение задания – 2 минуты. За этот период ребенок должен не только правильно определить время года, но и объяснить свой выбор, указав признаки, по которым он сделал свои выводы.
Оценка результатов производится таким образом:
- 10 баллов – ребенок правильно определил все времена года и указал как минимум два признака для каждой картинки (всего не менее 8 признаков).
- 8-9 баллов – ребенок точно назвал все времена года и привел 5-7 признаков в общей сложности.
- 6-7 баллов – ребенок верно определил все времена года, но указал только 3-4 признака.
- 4-5 баллов – ребенок правильно назвал времена года на одной-двух картинках и смог привести 1-2 признака.
- 0-3 балла – ребенок не смог правильно определить ни одного времени года или не указал ни одного признака (баллы от 0 до 3 зависят от попыток ребенка выполнить задание).
Интерпретация полученных результатов для оценки уровня развития:
- 10 баллов – очень высокий уровень.
- 8-9 баллов – высокий уровень.
- 6-7 баллов – средний уровень.
- 4-5 баллов – низкий уровень.
- 0-3 балла – очень низкий уровень.
Методика «Вырежи фигуры»
Эта методика предназначена для оценки наглядно-действенного мышления у детей в возрасте 4-5 лет. Задание заключается в том, чтобы ребенок быстро и аккуратно вырезал фигуры, нарисованные на шести отдельных квадратах бумаги.
Перед началом тестирования рисунок разрезается на шесть квадратов, и ребенку поочередно дают каждый из них с просьбой вырезать изображенные на них фигуры. Каждый квадрат пронумерован, что определяет порядок подачи. Ребенку дают ножницы и ставят задачу выполнить задание максимально быстро и точно. Первый квадрат содержит линию, которую нужно разрезать ножницами по горизонтали.
Чтобы оценить выполнение задания в расчет берется время, за которое ребенок вырезал фигуры, а также точность и аккуратность.
- 10 баллов – все фигуры вырезаны за 3 минуты или быстрее, а их контуры отклонились от оригинальных не более чем на 1 мм.
- 8-9 баллов – задание выполнено за 3-4 минуты, контуры фигур отклонились на 1-2 мм.
- 7-6 баллов – ребенок завершил работу за 4-5 минут с отклонением контуров на 2-3 мм.
- 4-5 баллов – все фигуры были вырезаны за 5-6 минут с отклонением контуров на 3-4 мм.
- 2-3 балла – время выполнения составило 6-7 минут, отклонение контуров составило 4-5 мм.
- 0-1 балл – ребенок не успел выполнить задание за 7 минут, или контуры фигур отличаются более чем на 5 мм.
Интерпретация полученных результатов для оценки уровня развития:
- 10 баллов – очень высокий уровень.
- 8-9 баллов – высокий уровень.
- 4-7 баллов – средний уровень.
- 2-3 балла – низкий уровень.
- 0-1 балл – очень низкий уровень.
Методика «Лесенка» (Тест «Десять Ступенек»).
Проверить самооценку ребенка можно с помощью теста «Лесенка», который подходит для детей с 3 лет. Для проведения теста нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке находятся самые плохие (злые, завистливые) мальчики и девочки. На второй ступеньке находятся те, кто немного лучше, на третьей – еще лучше, и так до самой верхней ступеньки, где стоят самые умные, добрые и хорошие мальчики и девочки.
Убедитесь, что ребенок правильно понял распределение на ступеньках, задав ему уточняющий вопрос. Затем попросите указать, на какую ступеньку он бы себя поставил. Ребенок может нарисовать себя на этой ступеньке или поставить туда куколку. После выполнения задания можно делать выводы о самооценке.
- Если ребенок размещает себя на первой, второй или третьей ступеньке снизу, это свидетельствует о заниженной самооценке.
- Если он выбирает четвертую, пятую, шестую или седьмую ступеньки, его самооценка считается средней (адекватной).
- Если ребенок ставит себя на восьмую, девятую или десятую ступеньку, это указывает на завышенную самооценку.
Однако у дошкольников завышенной самооценкой считается только ситуация, когда ребенок систематически выбирает 10-ю ступеньку.
Часто задаваемые вопросы о дошкольной диагностике ребенка
На каком принципе основана диагностика?
В диагностике нарушений развития ребенка важное значение имеет принцип динамического изучения и качественного анализа данных. Принцип динамического изучения основывается на концепции Л. С. Выготского, который выделяет два уровня умственного развития ребенка: актуальный и потенциальный, также известный как зона ближайшего развития. Этот принцип позволяет оценить способности ребенка в процессе его взаимодействия со взрослым, когда он осваивает новые способы действия.
Что обязательно нужно делать при диагностике?
При любой диагностике важно учитывать мотивационный компонент, вне зависимости от того, какая методика используется. Перед каждым субтестом дается небольшое вступление, которое помогает заинтересовать ребенка и стимулировать его к выполнению задания. Во время диагностики необходимо несколько раз делать перерывы на физические упражнения в игровой форме, включая двигательные игры, пальчиковые упражнения и кинезиологические задания.
Какие инструменты используют при диагностике?
В диагностике применяются различные предметы. Базовый набор может включать:
- стол, стул и коврик;
- бумагу и карандаши;
- сложные вкладыши или пазлы;
- разрезные картинки из 4, 6, 8 частей;
- пирамидки из 8-10 колец;
- мелкие игрушки для пересчета и классификации;
Таким образом, психодиагностика помогает выявить особенности личности ребенка, его потенциальные возможности, а также обнаружить проблемы в развитии и определить пути их решения. Результаты диагностики представляются воспитателям и родителям, чтобы организовать дальнейшую работу с детьми, направленную на развитие и коррекцию необходимых процессов. Они могут сопровождаться рекомендациями и мотивировать на проведение более глубокой диагностики и организацию психологической коррекции.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: