Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Контроль в сфере образования: задачи и виды
Главная > Блог > Контроль в сфере образования: задачи и виды
23.03.2023
944
Время чтения: 15 минут

Контроль в сфере образования: задачи и виды

Зачем нужен? Контроль в сфере образования необходим для предотвращения нарушений в данной сфере и выполнения учреждениями своих обязанностей по качественному и всестороннему обучению.

Как проходит? Все действия соответствующих органов надзора можно разделить на профилактические и контролирующие. При этом каждое действие проверяющих регламентировано и не должно выходить за рамки установленных правил.

Оглавление:
    1. Суть контроля в сфере образования
    2. Периодичность проведения контрольных мероприятий в образовательных учреждениях
    3. Виды контрольных мероприятий в сфере образования
    4. Профилактические мероприятия контролирующих органов
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Суть контроля в сфере образования

В РФ в состав госконтроля в сфере образования входит общегосударственный контроль (надзор) учреждений, которые осуществляют образовательную деятельность и зарегистрированы по месту нахождения (ИП, зарегистрированных по месту жительства) на территории определенного субъекта страны, за исключением тех организаций, что указаны в п. 7 ч. 1 ст. 6 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» (далее – ФЗ «Об образовании в РФ») от 29.12.2012 г., а также госконтроль осуществления органами местного самоуправления полномочий в системе образования (далее – ГКН).

Контроль в сфере образования

Федеральный закон «Об образовании в РФ» говорит о том, что федеральный государственный контроль (надзор), сокращенно ФГКН, необходим для того, чтобы обеспечивать выполнение:

  • необходимых требований закона об образовании, в том числе наличие лицензий на образовательную деятельность и аккредитации соответствующих учреждений, а также соблюдение норм госстандартов в данной сфере;
  • требований по обеспечению доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых ими услуг;
  • решений, принятых в результате мероприятий по контролю и надзору в сфере образования.

Осуществление федерального госконтроля (надзора) регулируется федеральным законом № 248 от 31.07.2020 г. «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ». Нормативный документ указывает, что профилактические мероприятия по отношению к контрольным (надзорным) являются приоритетными.

Порядок организации и осуществления контроля и надзора в сфере образования на федеральном уровне регулируется Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования № 997 (далее – Положение). Документ вступил в законную силу 25.06.2021 г.

Периодичность проведения контрольных мероприятий в образовательных учреждениях

Образовательные организации осуществляют деятельность, которая несет в себе определенные риски:

  • высокие;
  • средние;
  • низкие.

Категория возможного риска определяется на основании сопоставления характеристик деятельности образовательного учреждения параметрам, приведенным в Положении о контроле.

Контроль в сфере образования

В зависимости от вида риска выбирается частота проведения профилактических мероприятий. К ним относятся обязательный профилактический визит, а также плановые контрольные (надзорные) действия.

Плановые контрольные (надзорные) действия представляют собой выездные проверки. Они проводятся в сроки, утвержденные Роспотребнадзором. Государственный орган заблаговременно составляет план подобных мероприятий на следующий календарный год. Периодичность определяется исходя из следующих критериев:

  • Образовательные организации с высокой степенью риска проверяются один раз в три года.
  • Образовательные учреждения, для которых характерна средняя степень риска, – один раз в четыре года.

Если же организация, осуществляющая образовательную деятельность, отнесена к категории с низкой степенью риска, плановых контрольных (надзорных) мероприятий не проводится.

Основания для внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий прописаны в п.п. 1, 2, 3, 6 ч. 1 ст. 57 ФЗ № 248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ». Данный нормативный акт вступил в силу 31.07.2020 г. В приведенных пунктах не указаны основания для проведения внеплановой проверочной деятельности без взаимодействия с контролируемым лицом.

Проверки могут быть выездными и документарными.

Виды контрольных мероприятий в сфере образования

Контрольные (надзорные) мероприятия могут представлять собой:

  • документарные проверки (согласно плану, внеплановые);
  • выездные проверки (согласно плану, внеплановые).
  • наблюдение за тем, как соблюдаются обязательные требования (в целях контроля безопасности).

Первый вид проверочной деятельности осуществляется по месту фактического нахождения органа контроля (надзора) в течение 10 рабочих дней.

Контроль в сфере образования

Порядок действий в рамках мероприятия

  • Запрос от образовательного учреждения документации.
  • Получение объяснения о нарушениях требований в письменном виде.
  • Экспертиза.

Выездная проверка проводится там, где территориально находится образовательное учреждение или (и) его филиал. Проверяющие лица могут использовать в работе средства дистанционного взаимодействия, применять видео- и аудиосвязь.

Продолжительность выездной проверки – пять рабочих дней. Если контролируемое лицо является субъектом малого предпринимательства, суммарное время взаимодействия не может составлять более 50 часов. Если же речь идет о микропредприятии – не более 15.

При наличии у образовательного учреждения нескольких филиалов, расположенных на территории различных субъектов страны, пять рабочих дней отводится на выездную проверку каждого из них.

Если во время выездной проверки применялись средства дистанционного взаимодействия, в частности, видео- и аудиосвязь, ее срок может увеличиться до 10 рабочих дней. При условии, что контролируемое лицо является субъектом малого предпринимательства, суммарное время взаимодействия не может составлять более 50 часов. Когда же речь идет о микропредприятии – не более 15.

При наличии у образовательного учреждения нескольких филиалов, расположенных на территориях различных субъектов страны, 10 рабочих дней отводится на выездную проверку каждого из них.

На службу контроля (надзора) в сфере образования возлагается обязанность сообщить о своем визите контролируемому лицу не менее чем за 24 часа до планируемой проверки. В таком случае в адрес последнего направляется копия решения о необходимости выездной проверки. Документ может быть направлен посредством услуг «Почты России» либо по e-mail.

Действия во время выездной проверочной деятельности

  • Осмотр образовательного учреждения.
  • Опрос сотрудников и учеников.
  • Запрос на предоставление необходимой документации.
  • Получение объяснения об имеющихся нарушениях в письменном виде.
  • Экспертиза.

Ответственные лица с целью проверки безопасности наблюдают за тем, как в учебном учреждении соблюдаются предъявляемые к нему требования. Методы наблюдения определяются руководителем государственного органа контроля (надзора) в сфере образования или его заместителем.

Орган контроля (надзора) в ходе проверки наблюдает за тем, как образовательная организация соблюдает обязательные требования. Это осуществляется с целью мониторинга безопасности. В рамках мероприятия собирается и анализируется информация об объектах госконтроля (надзора), находящихся у контрольного (надзорного) органа.

Информация для анализа

К таким данным относятся сведения, предоставленные органу контроля в результате межведомственного информационного взаимодействия. Их передача возлагается на контролируемые лица в рамках выполнения предъявленных к нему обязательных требований. Также во внимание принимаются материалы, которые содержатся в государственных информационных системах, в Интернете и в общем доступе:

  • Информация мониторинга образовательной системы.
  • Сведения, отраженные в Едином государственном реестре недвижимости, юридических лиц.
  • Данные о том, имеет ли образовательное учреждение лицензию на осуществление образовательной деятельности с применением информации, которая является гостайной (для учреждений, образовательная программа которых включает в себя данные, содержащие гостайну).
  • Информация из федеральной информационной системы о том, обеспечивает ли образовательное учреждение успешное прохождение учениками итоговой аттестации, которая дает возможность оценить, насколько хорошо они усвоили учебную программу, а также сведения о прохождении аттестации перед зачислением в среднее специальное или высшее учебное заведение после овладения общей средней или средней полной образовательной программой.
  • Данные из ФИС «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении».
  • Сведения из государственной информационной системы госнадзора в сфере образования.
  • Данные, которые отображены на официальном сайте образовательного учреждения.

Профилактические мероприятия контролирующих органов

Для того чтобы свести возможные нарушения в образовательном учреждении к минимуму, были разработаны пять обязательных регулярных специальных профилактических мероприятия.

Подробная информация о каждом мероприятии

Вид мероприятия Как проводят Когда проводят
Информирование Образовательное учреждение должно обеспечить размещение актуальной информации о выполнении предъявляемых требований со стороны законодательства РФ и ФГОС. Это же касается и лицензионных норм. Сведения должны размещаться на сайте организации, осуществляющей образовательную деятельность, личных кабинетах и ГИС Каждый раз при актуализации информации
Обобщение правоприменительной практики Это профилактическое мероприятие проводится после проверки. На основании имеющихся данных формируется отчет, который размещается на инет-сайте после публичного обсуждения и утверждения руководителем Каждый год, по 31 мая включительно
Предостережение Извещение образовательного учреждения о том, что нарушение обязательных требований недопустимо, является еще одним способом профилактики. Предупреждающее лицо уведомляет о принятии мер.

Полученное от контролирующего органа предупреждение можно обжаловать. На это отводится 10 рабочих дней. Если в ходе проверки станет ясно, что оснований для наказания не было, предостережение будет отменено. Уведомление о решении отправляют либо письмом посредством «Почты России», либо по e-mail

Предостережение делается в том случае, если управление контроля в сфере образования получает информацию о том, что в образовательном учреждении готовится нарушение обязательного требования или оно уже нарушено
Консультирование Контролируемое лицо приглашается на личную встречу для консультации либо консультирование осуществляется в процессе профилактического визита.

На консультации разбираются следующие вопросы:

  • с какой частотой и в каком порядке производится контроль образовательных учреждений;
  • какими принципами руководствуются при принятии решений после контрольных мероприятий;
  • правила обжалования решения контролирующего органа.

Если в региональный орган контроля в сфере образования поступает более десяти похожих обращений с просьбой консультации, ответы на них размещаются на официальном сайте органа

Если образовательное учреждение само просит о консультации
Профилактический визит Профилактический визит представляет собой беседу. Она может быть проведена по видеосвязи или очно (в стенах образовательного учреждения).

В пределах этого профилактического мероприятия уполномоченное лицо доводит до сотрудников образовательного учреждения обязательные требования, дает рекомендации по снижению риска, поясняет виды контрольных мероприятий.

За образовательным учреждением сохраняется право инициировать отказ от этой меры профилактики. В таком случае нужно отправить уведомление в адрес контролирующего органа за три рабочих дня до планируемого визита

Профилактический визит проводится в образовательных учреждениях, получивших лицензию. Это делается в течение одного года со дня открытия организации, а также в учреждениях, которые отнесены к высокой степени риска

Если образовательное учреждение нарушило обязательное требование, оно будет привлечено к административной ответственности. В зависимости от тяжести нарушения или его повторения организация может быть наказана даже лишением лицензии и отзывом аккредитации.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  3. Портал учителя РФ
  4. ФГОС
  5. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw