Начальная военная подготовка: изменения в 2023 году
Сохранить статью:
О чем речь? Начальная военная подготовка возвращается в школы с 2023 учебного года. Ранее она уже была в программе, но ее убрали после распада СССР. С учетом текущей политической ситуации Минобрнауки решило вернуть данную дисциплину.
На что обратить внимание? Пока точной программы нет, но на данный момент существует проект, который является основой. В нем прописаны количество учебных часов и поставленные задачи.
Суть начальной военной подготовки
Начальной военной подготовкой в школе называется курс уроков, цель которых — обучить учеников старших классов основам военного дела, воинской службы. В его составе имеются не только теоретические, но и практические занятия.
Чему обучают школьников на уроках начальной военной подготовки?
- грамотным действиям в экстремальных ситуациях;
- оказанию первой медицинской помощи;
- правильному обращению с оружием, использованию средств индивидуальной защиты.
В советских школах всегда преподавали эту дисциплину старшеклассникам, однако с распадом Союза НВП тоже ушла в прошлое. Но осенью 2022 г. депутатами Госдумы было выдвинуто предложение вернуть этот предмет в школьную программу.
Всего за два месяца Министерством просвещения был утверждён новый курс, а школам было направлено указание о переводе образовательного процесса на новую программу до начала учебного года в 2023 г.
Для вузов был разработан собственный курс НВП. Но решение о том, включать ли данный модуль в образовательные программы, принимает руководство вуза, поскольку предписание Минобрнауки является лишь рекомендацией.
Структура и программа начальной военной подготовки в 2023 году
В изначальном заявлении министра просвещения Сергея Кравцова говорилось, что продолжительность курса начальной военной подготовки составит 140 академических часов, распределённых на последние два учебных года. Кроме того, Минобороны должно осуществить переподготовку кадров, которые будут преподавать эту дисциплину в школах.
В случае нехватки учителей предполагается брать на эти должности людей с военным опытом, уже отслуживших по контракту (к примеру, офицеров). Участники военных действий в приоритете.
Однако 8 ноября были опубликованы новые предложения Минпросвещения по поводу учебной программы курса НВП и специальное учебное пособие по нему. По словам замминистра, первичное обучение и подготовка школьников к службе в армии будет иметь формат инструкции, причём как в общеобразовательных школах, так и в колледжах, техникумах. Курс займёт суммарно 35 академических часов.
Как именно будет преподаваться допризывная начальная военная подготовка, пока даже учителя не представляют. Конкретика — вид, формат учебного предмета — будет зафиксирована в утверждённом проекте Федеральных основных общеобразовательных программ по всем уровням образования (среднему, общему, начальному).
На данный момент уже состоялись общественные обсуждения программы (они завершились 11 ноября), и в новом учебном году НВП уже станет частью школьного образования. Исходя из этого будут разрабатываться графики и учебные планы курса.
Уже есть достоверная информация о том, что ОБЖ укомплектуют дополнительным модулем №9 — «Элементы начальной военной подготовки», в котором школьников научат воинским приветствиям и строевой подготовке. Кроме того, частью нового модуля станет инструктаж по сборке и разборке АК-47 и его использованию, правильное обращение с пехотным оружием, а также противопехотными и оборонительными ручными гранатами Ф-1 и РГД-5.
Подростков научат, как применять СИЗ, оказывать срочную медпомощь пострадавшим во время боевых действий, как строить личные укрытия и сооружения для хранения военной техники. Они также узнают, как устроена и вооружена боевая машина пехоты.
Оказанию экстренной медицинской помощи посвящён отдельный модуль, который так и называется. В рамках него будут рассмотрены несколько важных направлений первой помощи: в случае химических и пищевых отравлений, нарушений работы ЖКТ, ранений и кровотечений, прочих телесных повреждений (в том числе сопровождающихся болевым шоком), проблем с сердцем и сосудами, эпилептических приступов, и т. д.
На сегодняшний день у предмета ОБЖ есть только два учебных плана, причём углублённая начальная военная подготовка заложена лишь в одном из них. Он насыщен как теорией, так и практическими знаниями.
на наши новости
500 000 пользователей!
Теория НВП
Состоит из трёх блоков
- «Основы обороны государства»: тема посвящена правовым аспектам военного дела в общем. В этом разделе изучаются история формирования Вооружённых сил РФ, виды войск, входящих в них, организация воинского учёта, допризывная подготовка. Обязательной частью раздела являются государственная стратегия и национальные вопросы.
- «Военно-профессиональная деятельность»: тут рассматривается всё, что касается военных профессий — их специфика, особенности подготовки офицерского состава, процедура призыва в армию и прохождение обязательной службы в рядах ВС РФ. Раскрываются такие неформальные стороны военной службы, как боевое товарищество и дружба, армейские ритуалы и традиции.
- «Чрезвычайные ситуации и защита населения»: определение и организация гражданской обороны. В рамках модуля изучаются её цели, принятые для оповещения населения сигналы тревоги и порядок действий при каждом сигнале. Подробно рассматриваются протоколы поведения во время ЧС, осуществление аварийно-спасательных работ.
Практика
Практических блоков только два:
- «Основы медицинских знаний»: все практические аспекты экстренной медпомощи пострадавшим. Школьникам расскажут, что такое реанимационные мероприятия, как правильно оказать помощь человеку с заболеванием сердечно-сосудистой системы, что такое эпидемии, какие виды медицинских опасностей существуют. Нормативная база санитарно-эпидемиологических мероприятий РФ тоже рассматривается в этом разделе.
- «Элементы начальной военной подготовки»: практическое обучение строевой подготовке и правилам применения оружия различных видов. В рамках этой темы изучаются следующие вопросы: как использовать СИЗ, как вести себя при военном бое, как оказывать медпомощь. Полевая практика также предусмотрена.
Реакция учителей и родителей на введение начальной военной подготовки
Добавление в школьную программу основ военной подготовки воспринимается учителями колледжей и средних школ весьма неоднозначно. В ссузах это на новшество отреагировали спокойно, а вот у родителей школьников оно вызвало волнение.
Учебная нагрузка на детей в десятом и одиннадцатом классах колоссальная, второстепенных предметов и так больше, чем хотелось бы, и все они отнимают время и силы от подготовки к ЕГЭ. Новая дисциплина может стать той соломинкой, которая переломит хребет верблюду и помешает школьникам полноценно подготовиться к выпускным экзаменам.
Учителя, при всей их горячей поддержке идеи начальной военной подготовки, не могут не признать, что нагрузка увеличилась не только для учеников, но и для самих педагогов.
Например, Марина Гончарова, работающая в одной из школ Саратовской области и удостоившаяся награды во всероссийском конкурсе «Учитель года»”, в интервью «Известиям» предлагает внедрять начальную военную подготовку в уже существующие дисциплины, а не выделять в самостоятельный предмет, поскольку школьники слишком сильно перегружены новыми предметами. Что не отменяет пользы и ценности НВП, конечно.
Того же мнения придерживается ещё один заслуженный учитель Российской Федерации, Александр Снегуров, преподающий историю. Он выступает за внедрение элементов начальной военной подготовки в те дисциплины, которые уже есть в школьной программе (такие как ОБЖ). Проведение подобных уроков без должного профессионализма, скучно и нудно — это чисто техническая проблема, вполне решаемая. А вот нагружать и так тяжёлое расписание не следует, утверждает педагог.
Добавление ещё одного предмета в программу старших классов может заставить юношей и девушек уходить из школьной системы и завершать своё образование в режиме домашнего обучения. Этот формат набирает популярность в последние несколько лет и особенно привлекает отличников, которые уверены, что смогут потратить своё время с большей пользой, чем если будут следовать школьному расписанию.
Если тенденция перехода на самообразование станет массовой, то качественный состав учащихся может пострадать. Учебный процесс тоже деформируется: учителям придётся больше внимания уделять неуспевающим ученикам.
Опыт других стран в организации начальной военной подготовки в школе
Яркий пример удачной организации допризывной подготовки являет собой Израиль. НВП в школах преподают подросткам обоих полов с 13 лет. Из молодёжи формируют батальоны, и ученики обязаны пройти двухнедельные сборы в военном лагере.
Упор в обучении военным навыкам делается на практических занятиях, отработке теоретических знаний. Учёба проходит под наблюдением экспертов, оценивающих уровень подготовки школьников и выдающих заключения во время аттестации. Выбор ВУС осуществляется на основе этого документа.
Израильская образовательная система также включает военно-морские, авиационные секции для школьников, где подростки не только учатся водить и управлять транспортными средствами, планировать, но и практикуются на площадках. В Великобритании начальная военная подготовка вынесена из системы обязательного образования в добровольные организации, которые имеют явный военный уклон, при колледжах и школах.
Кроме того, НВП преподают в морском кадетском корпусе, корпусе авиационной подготовки, кадетских подразделениях. Во всех этих учебных заведениях могут учиться как юноши 11-18 лет, так и девушки. Для начала абитуриент зачисляется на год, по истечении которого может продолжить учиться.
За успехами учеников наблюдает управление подразделениями. Учащиеся получают знания и навыки в области техобслуживания автомобилей, связи, верховой езды, преодоления естественных препятствий. Часть времени занимает теория, аккумулирующая различную полезную информацию.
Школьник, прошедший курс по основам начальной военной подготовки, становится более дисциплинированным, формирует своё мировоззрение. Многие молодые парни решают продолжить военную карьеру и поступают в соответствующие училища. Но что бы они ни выбрали, в жизни им пригодятся такие универсальные знания, как ориентирование на местности, навыки оказания медпомощи. Практические занятия в рамках курса НВП призваны развивать выносливость, улучшать физическую подготовку школьников.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: