Профилактика терроризма и экстремизма в школе: цель, задачи, мероприятия
Сохранить статью:
Почему важна? Профилактика терроризма и экстремизма в школе – задача актуальная и многогранная. Образовательное учреждение должно стать местом, где ученики не только получают знания, но и формируют устойчивость к различным социальным угрозам. Роль учителя –передавать знания, быть наставником, способным распознать тревожные сигналы в поведении подростков.
Как организовать? Только комплексный подход способен эффективно противостоять вызовам терроризма и экстремизма в школьной среде. Важно создавать безопасное пространство для диалога о сложных вопросах. Школьные психологи, учителя, классные руководители должны иметь возможность проводить индивидуальные и групповые консультации с целью предотвращения радикализации молодежи.
- Понятия терроризма и экстремизма и важность их профилактики в школе
- Причины склонности подростков к экстремизму
- Методика выявления учащихся, склонных к проявлению экстремизма
- Направления работы педагогов по профилактике экстремизма и терроризма в сфере образования
- Примерный план работы на учебный год
- Часто задаваемые вопросы о профилактике терроризма и экстремизма в школе
Понятия терроризма и экстремизма и важность их профилактики в школе
Терроризм (от франц. terreur — страх, ужас) — это противоправные действия, носящие насильственный характер (преследования, удержание заложников, убийства), направленные в сторону гражданского населения с целью запугать, сломить волю, заставить выбрать определенный стиль поведения.
Из определения, опубликованного в Федеральном законе РФ N 35-ФЗ от 6 марта 2006 г. «О противодействии терроризму», следует, что терроризмом является идеология насильственного воздействия на сознание людей, на принятие решений государственными органами власти и местного самоуправления, направленные на устрашение населения или связанные с этим иные виды противоправных действий.
Профилактика терроризма и экстремизма является одним из важнейших направлений защиты от террористических и экстремистских идеологий в обществе и особенно среди молодого поколения в школе. В среде подростков это имеет наиболее важное значение, так как именно указанный контингент является одной из уязвимых категорий в плане подверженности негативному влиянию антисоциальных и криминальных групп.
Незащищенность молодежи, возрастной максимализм в оценках и мнениях, личностная незрелость, попадание в зависимость от чужого мнения – все это в совокупности позволяет судить о высокой вероятности быстрого распространения радикальных идей среди молодежи.
Экстремизмом признается приверженность в идеологии к крайностям в принципах и взглядах и выбор критических средств для достижения намеченного результата. Экстремизм – это общественное течение, выступающее против общепринятой структуры, нарушающее ее стабильность или предпринимающее попытки устранить ее для достижения собственных целей. Происходит это, как правило, насильственными способами. Это в высшей степени отрицательное социальное явление.
Крайними мерами выступают недемократичные действия, которые противоречат устоявшимся общественным правилам.
Профилактика терроризма и экстремизма необходима в школе и на всех дальнейших этапах становления личности. Экстремисты часто противопоставляют свою идеологию устойчивым государственным институтам, стремясь подорвать их авторитет, внести изменения в их структуру или уничтожить их для достижения собственных целей.
Для этого активно применяются кричащие лозунги, организованные беспорядки и забастовки, гражданское неповиновение, развязывание партизанской деятельности и непосредственно террористические акты. Экстремистам присуще отрицание даже малейшей возможности нахождения компромисса, проведения мирных переговоров и договоренностей. Терроризм признан одной из наиболее жестоких форм экстремизма.
Причины склонности подростков к экстремизму
Проявления экстремистской идеологии среди молодежи определяется следующими важными факторами.
- Обостренная социальная обстановка в рядах молодого поколения. Она характеризуется сочетанием различных социальных проблем: уровень и качество образования, условия на рынке труда, сложности социального неравенства.
- Криминализация многих направлений жизни общества, в том числе вовлечение молодых людей в криминальный бизнес.
- Рост национальной неприязни и сепаратизма. Здесь огромную роль играет широкое распространение молодежных группировок и объединений националистической направленности.
- Наличие незаконного оборота средств для организации экстремистских акций. Молодежные экстремистские организации в противоправных целях изготавливают взрывные устройства, обучают обращению с разными видами оружия.
- Использование психологического воздействия на несформировавшуюся психику молодых людей. Агрессия, присущая молодежи, используется лидерами экстремистских организаций как средство манипуляций для проведения акций экстремистской направленности.
- Использование сети Интернет в собственных целях, нарушающих закон: доступность широкой аудитории и повсеместная пропаганда своей идеологии, возможность размещения в свободном доступе контента о целях и задачах группировки, планируемых акциях.
В настоящее время экстремизм, поддерживаемый молодым поколением, проявляется в явном пренебрежении к правилам, принятым в обществе, к законодательству в целом, организации деятельности неформальных объединений противоправной идеологии. Формирование молодежного экстремистского течения является следствием неразвитой социальной адаптации молодежи, асоциальных установок в сознании молодых людей. Этому способствует также недостаточная профилактика терроризма и экстремизма в школе.
С точки зрения попадания в активную экстремистскую деятельность уязвимыми считаются молодые люди 14–22 лет. В этот возрастной период на развитие личности влияют несколько серьезных социально-психологических факторов. Подростков характеризует развивающееся самосознание, обостренное чувство справедливости. В таком возрасте молодых людей волнует поиск своего места в обществе, осознание собственной идентичности. Психологическое состояние в этот момент весьма неустойчивое, люди легко поддаются манипуляциям.
Безуспешный поиск идентичности и своего места в жизни приводят к неуверенности в собственной состоятельности. Возникает желание найти того, кто виноват во всех бедах, и сформировать вокруг себя надежное сообщество из единомышленников. Такой круг общения вполне может заменить экстремистская субкультура, а также радикальные организации политической направленности.
Методика выявления учащихся, склонных к проявлению экстремизма
- Неформальные объединения представляют собой сообщества, в которых люди объединены признаками субкультуры. Как правило, у них нет четких условий членства. Большинство существующих на сегодняшний день неформальных подростковых объединений относятся к досуговым. Они ориентированы на занятия в свободное время.
- Неформальная молодежная субкультура является системой общепринятых норм, ценностей и социальных принципов, которая определяет идентификацию индивида, его поведение и деятельность в группах.
на наши новости
500 000 пользователей!
Для выявления подростков, относящихся к «группе риска», необходимо своевременное обращение внимания специалистов на следующие тревожные признаки:
- проявление поведенческих проблем: отказ от соблюдения принятых в обществе норм, выражение агрессии;
- проявление у детей подросткового возраста признаков отрешенности, эмоциональные взрывы, перепады настроения;
- частые пропуски учебных занятий без уважительных причин;
- зафиксированные факты употребления или предполагаемое употребление алкогольных или наркотических препаратов;
- кризисное положение, сложившееся в семье;
- резкое ухудшение самочувствия;
- изменения социальных или иных условий жизни, представляющие опасность для благополучия подростка;
- появление необычных атрибутов во внешнем образе: прически, нашивки и т. д.
Способы сбора необходимых сведений:
- изучение классного журнала с целью анализа успеваемости;
- опрос мнений учителей для составления психологического портрета школьника;
- анализ посещаемости занятий;
- проверка фактов зафиксированных дисциплинарных нарушений;
- проведение бесед с родителями;
- выполнение социометрических исследований;
- наблюдение за поведением и беседы с учениками.
Направления работы педагогов по профилактике экстремизма и терроризма в сфере образования
В настоящее время экстремистские движения среди молодого поколения проявляются в отвержении принятых общественных норм поведения, законов в целом, возникновении неформальных объединений противоправного характера.
Экстремисты проявляют неуважение и нетерпимость к гражданам России иных социальных групп, национальностей или придерживающихся отличных политических, моральных, эстетических и религиозных принципов.
По причине недостаточной социальной адаптированности молодого поколения масштабное развитие разрушающих сознание идей молодежного экстремизма сегодня является серьезной проблемой.
Существуют следующие направления профилактической деятельности по отношению к экстремизму и терроризму в процессе образования:
- Доведение до молодого поколения информации об опасности участия в экстремистских организациях.
- Организация педсоветов с приглашением сотрудников правоохранительных органов, проведение классных мероприятий и родительских лекториев с целью разъяснения степени ответственности родителей и их чад за правонарушения в сфере экстремизма.
- Важное внимание имеет внешний вид учащегося, то, чем он занимается в свободное время, как пользуется Интернетом и мобильной связью.
- Профилактика экстремизма и терроризма в школе призвана повышать среди молодых людей стремление к здоровому и культурному образу жизни (беседы по патриотическому воспитанию, организация летнего отдыха, временное трудоустройство несовершеннолетних, проведение спортивных и культурных мероприятий).
- Развитие в подростковой среде толерантности, повышение социальной осознанности. Это проявляется прежде всего в способности к сочувствию и сопереживанию.
- Убеждение детей отказаться от стереотипов в межличностном общении. Для этого нужны совместная деятельность подростков, творческий подход в коллективе, внедрение дискуссионных методов, ролевых игр, ведение переговоров.
- Воспитание в детях уважения к достоинству каждого члена общества.
- Создание условий, направленных на погашение агрессии и снятие напряжения.
- Разработка альтернативных направлений для реализации экстремальной идеологии молодого поколения: творческие и спортивные достижения, хобби и клубы разной направленности.
Пристального внимания заслуживают подростки, находящиеся в «зоне риска». В этом случае профилактические меры по исключению экстремистских проявлений должны быть нацелены на тех, чья жизненная ситуация и принципы дают возможность предположить их попадание в сферу активного проявления экстремизма.
Эффективная деятельность по профилактике данных общественных течений зачастую определяется грамотным формированием у сотрудников образовательной структуры навыков воспитания подрастающего поколения с точки зрения толерантного сознания и представления о городской среде, общественной идеологии и культуре.
Важна своевременная разработка и внедрение в программы образования инновационных комплексов, которые будут иметь основной целью развитие толерантного сознания и поведения у молодых людей.
Личность человека формируется и развивается в процессе социализации. Первичное воспитание он получает непосредственно в семье. Считается, что фундаментальное мышление закладывается именно в этой общественной группе. Далее на учебные заведения также возлагаются определенные воспитательные функции.
Обязанности специалиста по противодействию терроризму
В круг непосредственных обязанностей специалиста, отвечающего за антитеррористическую безопасность, входят:
- организация деятельности по антитеррористической защите процесса обучения;
- проведение культурно-массовых мероприятий в учебном заведении;
- выполнение решений, принятых вышестоящей комиссией;
- разработка планов проведения мероприятий, проектов приказов руководства в сфере обеспечения контртеррористической защищенности, ведение отчетности;
- составление и проведение инструктажа действий руководства, персонала и обучающихся;
- организация, обеспечение и контроль пропускного режима;
- ежедневный контроль за территорией и учебными помещениями;
- вынесение на рассмотрение руководства способов эффективной борьбы с терроризмом;
- проведение учебных занятий и тренировок с персоналом и учащимися;
- координация действий персонала учебной организации и учеников в случае наступления угрозы или теракта;
- поддержание связей с МВД, ФСБ и прочими госучреждениями, занимающимися обеспечением антитеррористической защиты;
- разработка внутренних нормативов, плакатов, наглядных стендов и методической информации.
Примерный план работы на учебный год
Профилактика экстремизма и терроризма в школе предполагает разработку подробного плана мероприятий, в котором указываются сроки выполнения и ответственные лица.
№ | Мероприятие основных направлений | Срок исполнения | Ответственные |
1 | Доведение до учителей инструкций по теме «План мероприятий против террора» | Сентябрь | Заместитель директора по воспитательной работе (ВР), учитель ОБЖ |
2 | Раздача методических инструкций с рекомендациями по предотвращению экстремизма и терроризма | На протяжении учебного года | Заместитель директора по ВР, классные руководители, педагог по социальной работе, психолог |
3 | Изучение педагогическим коллективом нормативной информации по противодействию терроризму | В течение учебного года | Заместители директора по ВР |
4 | Усиление строгости пропускного режима | Периодически в течение учебного времени | Заместитель директора по воспитательной работе |
5 | Контроль за посещением посторонними лицами территории и помещения учебного заведения | На протяжении учебного года | Вахтер |
6 | Ежедневный обход зданий | В течение года | Дежурный учитель, заместитель директора |
7 | Обновление предметов профилактической наглядной агитации: стендов, уголков по противодействию экстремизму и терроризму в классах | Единожды в четверть | Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, представители социальной и психологической службы учреждения образования |
8 | Проведение учебных тренировок по отработке сотрудничества администрации и правоохранительных органов при террористической угрозе | Дважды в год | Помощник директора по работе с учащимися |
9 | Проведение классных часов в форме игровой деятельности на тему толерантного воспитания | Сентябрь | Классные руководители начальной школы |
10 | Классные часы на тему: «Мы против терроризма»; «Терроризм и экстремизм – зло против человечества» | Сентябрь | Классные руководители среднего школьного звена |
11 | Организация волонтерской деятельности по реализации мероприятий, направленных на противодействие экстремизму среди молодежи | Октябрь | Заместитель директора по воспитательной работе |
12 | Общешкольное родительское собрание по теме «Контроль занятости учащихся во внеурочной деятельности с целью недопущения возможности их участия в несанкционированных мероприятиях» | Октябрь | Классные руководители 9-х классов |
13 | Лекция с использованием презентации по теме: «Профилактика терроризма и экстремизма в школе» для обучающихся с точки зрения межнациональных отношений | Ноябрь | Социальный педагог |
14 | Занятия ОБЖ по теме «Законодательство РФ в сфере противодействия экстремистской деятельности» | Декабрь | Учитель ОБЖ |
15 | Уроки обществознания: «Гражданин страны как человек свободный и ответственный»; «Правоотношения и правонарушения»; «Человек в системе социально-общественных нормативов» | Январь | Учитель обществознания |
16 | Викторина «Культурный мир и традиции разных народов» | Январь | Социальный педагог, заместитель директора по воспитательной работе |
17 | Уроки народного единства в рамках проведения месячника по военно-патриотической деятельности | Февраль | Классные руководители |
18 | Организация выставки на базе библиотеки «Традиции русского народа и обычаи народностей, живущих в РФ» | Март | Школьный библиотекарь |
19 | Конкурс художественных рисунков и плакатов «Сила в единстве» | Апрель | Социальный педагог, заместители директора по воспитательной работе |
20 | Оформление стенда «Правовое воспитание», размещение информации о проведении дней толерантности в учебном заведении | Май | Социальная служба учебного заведения |
21 | Размещение на официальном сайте информации по толерантному воспитанию | На протяжении учебного года | Учителя информатики |
22 | Проведение заседаний Советов профилактики в образовательном учреждении с целью предупреждения межнациональной вражды между учениками. Индивидуальная работа с обучающимися из «группы риска» | В течение года | Социальный педагог, заместитель директора по ВР |
23 | Организация и проведение индивидуальных и групповых сессий с педагогом-психологом | В течение учебного года | Школьный психолог |
24 | Мониторинг социально-психологического комфорта в классе | Дважды в год | Педагог-психолог, классные руководители |
27 | Мониторинг сети Интернет | 2 раза за учебный год | Социальный педагог, классные руководители |
28 | Проведение родительских лекториев на тему: «Профилактика идеологии терроризма и экстремизма в школе» | В течение года |
Классные руководители. |
Часто задаваемые вопросы о профилактике терроризма и экстремизма в школе
Отвечаем на популярные вопросы.
Кому рекомендовано пройти обучение мерам противодействия терроризму в учреждениях образования?
Обучающие курсы предназначены для руководителей образовательных организаций и должностных лиц, которые отвечают за антитеррористическую безопасность. В школе, как правило, это заместитель директора по административно-хозяйственной деятельности. Обычно курсы проводятся раз в 5 лет, однако в случае изменений в законах или при возникновении чрезвычайных ситуаций возможна организация внепланового обучения.
Какой аспект наиболее важен при профилактике экстремизма и терроризма?
Профилактика экстремизма среди молодежи включает в себя меры воспитательной и пропагандистской направленности. На толерантное сознание молодого поколения оказывают существенное влияние многочисленные факторы: формирование здорового образа жизни, работа военно-патриотической направленности, проведение патриотических акций, организация торжественных мероприятий, посвященных празднованию Дня Победы и другие.
Мероприятия с какими организациями предполагает профилактика терроризма и экстремизма в школе?
Подобная работа проводится в тесном взаимодействии с краеведческими музеями, художественными кружками. Трепетное отношение к Родине, ее культурным традициям закладывают фундамент патриотизма, любви к родному краю и стране.
Этому способствует проведение тематических конференций, семинаров, молодежных акций, которые способствуют объединению подрастающего поколения на общепринятых гражданских позициях по следующим темам: противодействие подростковой преступности, национализму, экстремизму, профилактика наркотической и алкогольной зависимости.
Особенностью современного общества является многообразие мнений и идей. Не всем дано это принять. Поэтому важнейшей задачей, стоящей перед государством, становится объединение отдельных индивидов в цельный социум, где участники поддерживают друг друга.
Для этого потребуется относиться с уважением к неприемлемым на первый взгляд для себя культурным обычаям, традициям других народов. Следует научиться слышать мнение окружающих и признавать свои поражения.
Будущее принадлежит новым поколениям, поэтому важно сделать мир наполненным теплом и любовью.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: