Как помочь ученикам в поиске смысла жизни ☼
Детство, а в особенности подростковый период – время перфекционизма. Юное существо видит мир контрастно, не замечая полутонов. Если ребёнок пережил острое разочарование, то он способен попасть в плохую компанию или обрести вредные привычки. Ключевым является вопрос об успехе, о получении признания, чувства нужности. Следуя своим идеалам, подросток может не понимать, почему люди каждый день работают или зачем они вступают в брак, рожают детей. Видя, что многие из них несчастны, он может пойти по пути отрицания.
Разумный педагог может понять ребёнка и помочь ему, но для этого следует избегать давления и категоричности. Психика ученика может не выдержать давления как ещё одного доказательства, что жить не стоит. Такие ситуации могут приводить к негативным последствиям вплоть до суицида. Стоит помнить о том, что каких-то мыслей ребёнка вы можете не понимать в силу того, что он принадлежит к другому поколению.
Смешно или трагично
Иногда экзистенциальный пафос в устах «младенца» кажется забавным: как же так, юный философ не столкнулся ещё с настоящими проблемами, а утверждает, что его страдания фатальны. Но снижать пафос юмором не стоит. Дело в том, что для подростка его эмоции огромны и бездонны, он в этом состоянии не способен увидеть что-либо ещё. И можно непоправимо унизить его насмешкой. Гораздо благороднее будет протянуть руку помощи. Эмоции – это ценность, следует об этом помнить.
Смысл не только в том, что смех над переживаниями плох для самого вашего ученика. Если вы будете шутить с его чувствами, то во взрослом возрасте он тоже начнёт унижать других. Подобной эстафеты лучше избежать. Более того, зачастую именно такие проекции из собственного детства «учат» взрослых смеяться над детьми. Стоит заглянуть в своё прошлое и отыскать тот спусковой крючок, который привил вам желание обесценивать эмоции. Работа со своим внутренним ребёнком может многое дать учителю.
Как помочь в поиске того, что вы сами потеряли
Порой кажется, что «выгоревший» (или «кризисующий») педагог не способен дать совет детям, так как сам не верит в целесообразность жизни. Но это далеко не так. Другие учителя предпочитают скрыть проблемы от учеников, чтобы внушить неокрепшим душам оптимизм. Но этот ресурс не бесконечен – невозможно постоянно притворяться. Лучше, напротив, проявить искренность. Пусть ребёнок видит, что вам тоже тяжело. Однако не забывайте проговаривать и позитивные стороны проблемной ситуации. Тем самым вы окажете неоценимую помощь запутавшемуся подростку. А вероятно, отыщете и собственный выход из ситуации.
Отчасти вам может помешать защитная реакция – ощущение отгороженности от всего, что могло бы вас волновать. Однако не стоит забывать, что это лишь кажущееся равнодушие, и лучше честно признаваться себе (и ученикам) в этом. Не следует впадать в крайности, так как есть риск перегрузить ребят своими сложными эмоциями. Чтобы этого не произошло, нужно говорить о проблемах с психологом или с близкими друзьями, среди которых, вероятно, есть и ваши коллеги, способные понять ситуацию.
Место в мире
Если вернуться к сути детских проблем, то зачастую она заключается именно в поиске призвания. Найти своё место (непременно высокое, достойное) – мечта подростка. Чтобы помочь в этом, нужно попробовать увлечь ребят – существует множество интересных кружков. В процессе дополнительных занятий можно сделать немало открытий о своих талантах и предпочтениях. Более того, хобби помогает отвлечься от страданий, являясь своего рода терапией. Вдохновение всегда было целительно для людей. Важно, что увлечения полностью добровольны, и в неформальной атмосфере ничто не будет давить на детей – они смогут определиться более уверенно. После этого вы могли бы дать совет ученикам о воплощении этих дерзаний, а также помочь их родителям понять способности своего ребёнка.
Помог другому – выбрался сам
Педагогическая работа чревата выгоранием, но есть и позитивные её грани. Помогать другим приятно, это даёт внутренние ресурсы. Кроме того, учителя окружают дети, они заряжают его своей юностью. Перед этим ощущением рано или поздно может отступить выгорание или другой тяжёлый кризис. Педагог исцеляется своей работой, а значит, сможет обретать смысл жизни снова и снова.