Когда ребёнок-интеллектуал скучает ☼
В некоторых классах бывает такая ситуация: один ребёнок – интеллектуал. На сверстников он смотрит немного свысока, а на уроках выразительно скучает, показывая, что это не его уровень. Он начинает морщиться и смотреть в окно, а в конце урока уходит, говоря своим видом, что зря потратил время. А на следующий день, когда его за прекрасные ответы хвалят учителя, он пожимает плечами, показывая, что для него это пустяки. Этот юный скептик может отбить у достаточно чуткого учителя желание работать. Что делать? Придётся изучать его интеллектуальные способности, а также характер, чтобы принять меры.
Конечно, скука неудивительна, ведь такой ребёнок умён не по годам, и ваши уроки действительно могут быть ему неинтересны. Но его поведение может расхолаживать и других ребят. Они начинают смеяться и разговаривать, отвечая на его ироничные реплики. Вы теряете внимание аудитории. Вы не успеваете объяснить новую тему и поэтому вынуждены повторять одно и то же снова и снова. А это, в свою очередь, деморализует. Неприятно работать для детей, когда вы ощущаете себя ненужным. Вам кажется, что всё уже очевидно и ваш труд напрасен. Однако не стоит сдаваться так быстро: вероятно, вы могли бы помочь юному интеллектуалу раскрыться.
Разминка для почивающего на лаврах
Необходимо подбирать для такого ученика задачки, которые будут для него сложными. В то время как основной класс слушает ваши объяснения, пусть маленький гений займётся разминкой для мозгов. Остальным нужно тоже дать нагрузку: пусть они в процессе разбора новой темы отвечают на вопросы и получают за них оценки. Для этого им потребуется ваша помощь, а это уже повод для осмысленного рабочего диалога. Пусть в конце урока они вам покажут конспект лекции и спросят, что вы думаете. Тогда каждый на уроке будет занят именно учебной деятельностью. И при этом ни один ученик не останется без работы.
Есть ещё один способ помочь ребятам осознанно участвовать в уроке. Попросите ученика-интеллектуала подготовить интересный доклад на тему, выходящую за рамки программы. Такой подход усиливает осмысленность работы с любыми материалами. Кроме того, правильно организованный урок существенно улучшает результат. Иногда для этого достаточно провести проверку заданного материала и выдать ученику на руки задание по данному вопросу. Важно помочь этому ребёнку, чтобы его выступление понравилось другим детям. Тогда он будет ощущать себя вашим помощником и перестанет так отчаянно скучать.
Или это всё-таки высокомерие?
Порой за скукой умного ребёнка скрывается снобизм. Это уже более серьёзная проблема. То, что случится с ребёнком сегодня, будет неизбежно повторяться в жизни взрослого. И в любой момент ситуация может привести к внутренней нецелостности. Такие дети ощущают постоянное разочарование, а в результате у них в душе развивается высокомерное отношение к окружающим. И тогда они бессознательно совершают поступки, являющиеся своего рода формой мести. Со временем это приводит к разрушительному эффекту. Сначала маленький ребёнок мстит учителям или сверстникам за пережитую скуку, а потом взрослый жестоко поступает с теми, кого встретил на пути.
К счастью, в подростковом возрасте психика ещё не является устоявшейся, а привычки могут измениться на этом этапе. Как ни странно, но изменить эту ситуацию может некоторый социальный опыт. Общение способно серьёзно влиять на подростка. Для этого потребуются серьёзная перестройка его социального мира и дополнительные стимулы. Важнейший из них - это поддержка группы сверстников и постоянное внимание взрослых. Активное общение с другим человеком, без которого немыслимо становление человека как общественного существа, воспитывает многосторонние способности – такие как способность замечать окружающих и испытывать сопереживание.
Удовольствие от жизни
Следует показать ребёнку-интеллектуалу радость обмена с другими детьми. Каждый делится тем, чем богат. Вероятно, его сверстники знают или умеют то, что ему недоступно. И понимание того, что его знания нужны другим, придаёт ученику внутренней силы. Он становится способен к углублённым исследованиям. На него начинают обращать внимание. Его интерес становится серьёзным, то есть вполне осознанным. Этому способствует концентрация внимания. Между тем обмен приносит с собой эмоции: радость, смех, уверенность. Все эти эмоции, которые могут быть названы положительными, запоминаются и становятся частью души.
В этом заключён не только социальный смысл. Благодаря опыту обмена ребёнок учится жить более радостно. Для умного человека это важно, так как он способен как никто видеть несовершенства мира. Скука и разочарования уступят место позитивным переживаниям. И этот опыт станет основой будущих удач.
Яркая одарённость
Безусловно, таланту нужна моральная опора, чтобы не отравить своего носителя. Нужно поддержать ученика, которого природа наделила сильным интеллектом и прочими способностями. Он скоро сам поймёт, что его сила не безгранична. Люди, которые встретятся ему в жизни, с удовольствием затронут его слабые места – из зависти или из чувства конкуренции. Это испытание не для слабых духом. Ученик получит прямой и непосредственный, без всякой моральной подпитки, вызов. Поэтому сейчас, пока он ещё в школе, нужно помочь его душе окрепнуть. Для этого нужно дать ему душевное равновесие.
Более того, стоит видеть в ребёнке-интеллектуале не помеху успешным урокам, а огромный потенциал, который вам предстоит бережно раскрыть. Если он своим даром не воспользуется по назначению, это в дальнейшем может привести к деградации. Вы увидите, как велика сила каждого слова, брошенного ребёнку взрослыми или одноклассниками. Но, получив помощь, такой ученик может преуспеть. Главное, чтобы педагог сознательно использовал время для уроков и воспитания. Тогда ребёнок, одарённый интеллектуально, будет ещё и нравственно зрячим, а также психологически подкованным. Тогда можно сказать, что у него есть всё для реализации своего таланта.