Когда в классе есть белая ворона: как поддержать и защитить ☼
«Белая ворона» – это выражение имеет оттенок насмешливости. В некоторых классах бывают дети, которые отличаются от остальных. Они часто становятся участниками групповых конфликтов, потому что ребятам сложно понять тех, кто является совсем другим. Обидные шутки и проявления агрессии – то, с чем приходится сталкиваться белой вороне. Учеников необходимо контролировать, поскольку они могут причинить ребёнку-аутсайдеру вред. Но если особых результатов это не дало, то у педагога есть повод задуматься над проблемой более глубоко, приложить все усилия для поиска решения.
У реакции класса на необычного одноклассника есть свои психологические причины. Иногда им кажется, что он просто умничает, когда проявляет интеллект, а кому-то может не нравиться немодная одежда или его несовременные привычки. Аутсайдер между тем не виноват в том, что попал в сложную ситуацию. Его научили глубоко мыслить, ему нравится именно такая одежда и т.д. Он просто попал в неподходящую среду, где это не ценят. Иногда его поведение считают даже дерзким, потому что ему якобы наплевать на мнение окружающих. Это черта не только детского, но и взрослого коллектива, увы.
Дружба, несмотря на различия
Можно видеть и другие случаи: ребята принимают одноклассника, несмотря на его непохожесть, дружат с ним. Например, им нравится, что он всегда говорит правду или отвечает на все их вопросы нестандартно. Это воспринимается ими как своеобразное проявление эмпатии (отзывчивости), что-то, что уже походит на общечеловеческие качества. Иными словами, он всё-таки чем-то им созвучен. Они могут сравнить его с собой и не оскорбиться. И даже, возможно, ребята будут следить за его успехами, оказывать такому ребёнку поддержку, когда он не справляется. Такие примеры приятно видеть.
Но такие ситуации возможны, скорее, среди высококультурных детей, которым привито уважение к свободе личности. Если же речь об обычных ребятах, то с ними поладить не так легко. Многие из них задают однокласснику издевательские вопросы с подначкой, стремятся выставить его глупым. Несколько раз, пытаясь решить этот конфликт, учитель может говорить с юными задирами, но они вряд ли захотят его услышать. Более того, почувствовав слабину в белой вороне, они могут перейти к грубому насилию. А попытки преподавателя успокоить их только разожгут ненависть и презрение к объекту травли.
Реакция педагога
Довольно распространённая ошибка – когда педагог сам начинает считать такого ребёнка неправильным. Учитель критикует его, чтобы помочь ученику стать «нормальным». А на самом деле ребёнок просто является собой, ему незачем быть кем-то ещё. И он, несмотря ни на что, вернётся к себе (как обычно это и случается в жизни). Но от отсутствия поддержки со стороны педагога он будет ощущать предательство. Против него – и класс, и учитель. А сам он один. И именно сейчас, когда поддержка нужнее всего, ему мешают быть собой. А этого, как известно, делать нельзя. Не следует впадать в крайности.
Вторая вероятная ошибка учителя – переложить проблему на плечи самого ребёнка. Иногда кажется, что излишней заботой можно только избаловать, поэтому с травлей необычный ученик якобы должен справиться сам. Но так ли это? Ребёнок может не осознавать, что с ним происходит, но он чётко осознает границы своих способностей. И раз он не справляется, то следует поддержать его всеми возможными способами. Остаётся добавить, что вместо некорректной игры на его чувствах нужно проявить честность и, вместе с тем, тактичность. Ваши советы должны быть мягкими и осторожными.
Кто же он?
Чтобы дать действительно ценные советы, педагогу нужно хорошо понять характер такого ученика. Раз он ведёт себя иначе, чем остальные, значит, и внутренне отличается от них. Он в чём-то уникален, и нужно понять: что это за талант, который даёт ученику другое восприятие? Этот вопрос должен прояснить опытный учитель. Но даже и ему бывает непросто понять ребёнка. Вот почему педагоги часто приглашают психологов, которые способны посмотреть на ученика свежим взглядом и увидеть, в чём его «изюминка». Есть немало случаев, когда именно та или иная одарённость побуждает ребёнка быть другим.
Нужно увидеть сильные и слабые стороны ученика. Тогда вы можете помочь ребятам обратить внимание на то, чем он действительно ценен. Это, в свою очередь, откроет дорогу для нового витка общения в классе. Ученик может почувствовать, что одноклассники им заинтересовались. Можно расширить круг тем, на которые в классе идёт беседа. Ребёнок сумеет показать, что он знает что-то интересное или забавное. При этом не следует нарушать установившуюся традицию – более-менее одинаковое внимание всем ребятам. Это важно: тогда ученик будет ощущать себя равноценной частью класса.
Избежать нажима
Почему мы предлагаем такие опосредованные методы? Дело в том, что давление на детей, чтобы они исправили своё поведение, не даст результата. Они будут отвергать все рекомендации, бунтовать. Им даже может показаться, что белая ворона – ваш любимчик, и тогда ему несдобровать. Только косвенными методами, к сожалению, и достигается необходимый результат. Но в этом случае весь вопрос заключается в точности выбора метода. Ведь есть много путей, позволяющих аккуратно навести ребят на изменение отношения к однокласснику. Главное – применять одновременно и индивидуальный, и групповой подход.
Нужна атмосфера обоюдной заботы. Пусть это будет весёлая традиция класса, к которой приятно приобщиться. Она будет подчеркивать связь между всеми учениками. Все будут участвовать в ней каждый день, и сама эта повседневная деятельность – не только учёба, но и повседневное проявление участия – будет стимулировать лучшие качества детей. Особенно это важно, если речь об инклюзивном образовании, но и в обычной школе такие обычаи хороши и полезны. Они смогут улучшить отношения между учениками, а это будет залогом здорового развития души и нравственного роста.