Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 03.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Обман в педагогике: польза или вред ☼

Дата публикации:
Описание:

Работа педагога сложна. Это связано с тем, что, взрослея, дети пробуют границы дозволенного на прочность. Возникают неприятные ситуации, которые не хочется обострять. И в такие моменты кажется, что «небольшая» ложь поможет избежать негативных последствий. Но проблема состоит в том, что из-за такого поведения взрослых ребёнок перестаёт ощущать доверие, чувствует себя обманутым. Не только непосредственная ложь, но и недосказанность может приводить к результатам, разрушительным для детской психики. Не говоря уже о том, что иногда педагоги специально умалчивают о части информации, а это уже осознанное введение в заблуждение. Подобная уловка тоже не останется незамеченной.

Также важно, что при этом теряется авторитет учителя. Ведь он показал, что недостоин доверия. Поэтому такой педагог уже не будет восприниматься как положительный пример, как лидер. Напротив, воспоминания о нём будут негативно окрашены. Более того, ребёнок сочтёт, что тоже вправе лгать, что это единственный способ получить нужный ему результат. Если учителя так делают, значит, и ему можно – просто так устроена жизнь, что все лгут. Враньё будет восприниматься как естественная самозащита. А в критической ситуации ученик с недоверием отнесётся к серьёзному предупреждению об опасности, потому что подумает, будто это тоже манипуляция, которая придумана ему во вред. Последствия возможны вплоть до трагических.

Достойная замена

Ещё одна причина избегать обмана такова: всегда есть альтернативный выход, причём гораздо более позитивный. Рассмотрим некоторые способы выходить из сложных ситуаций без «педагогической лжи».

  • Если ваш ученик задаёт неудобные вопросы, то всегда есть искушение сгладить картину мира, заретушировать реальность. Но вместо этого можно дать универсальный ответ на вопрос. Иными словами, не вдаваться в детали, которые были бы тяжелы для его восприятия, а рассказать, как устроена та или иная часть мира в целом. Никто не говорит о квантовой физике в первом классе, но и не придумывает, будто яблоки падают на землю по волшебству. Точно так же обстоят дела со сложными моральными вопросами.
  • Иногда вопрос неудобен, потому что вы не до конца знаете ответ на него. Отказаться отвечать рискованно, так как ребёнок слишком легко сделает вывод, что его учитель некомпетентный. Вы можете предложить детям вернуться к этому вопросу позже, потому что хотите подготовить для них интересную презентацию или даже игру. Что касается сложных научных аспектов, то можно честно сказать, что даже у учёных нет полного согласия в этом вопросе.
  • Бывает, что в школе произошло несчастье. Безусловно, в этом случае трагическое настроение витает в воздухе, порождая тревогу. Не стоит успокаивать ребят словами о том, что ничего не случилось. Вы можете сообщить ту часть информации, которая не является секретной, и честно сказать, что не можете рассказать больше.
  • Иногда учитель хочет манипуляцией заставить ребёнка учиться. Но есть более конструктивный подход – помочь ученику найти собственную мотивацию это делать. Пусть это медленный путь, но зато дети будут учиться добровольно, а значит – осознанно. Такие знания останутся в памяти дольше.

Эмоции, эмоции, эмоции


Если посмотреть честно на причины лжи в педагогике, то можно увидеть, что взрослые часто просто берегут себя от эмоционального напора со стороны ребят. Конечно, реальное положение вещей может обидеть, возмутить или разочаровать их. А работа учителя подразумевает выгорание. И для кого-то ложь – это энергосберегающий режим. Но если специалист работает с детьми, то ему нужна определённая смелость, чтобы понять и принять их эмоции. Это часть педагогического мастерства. Чтобы успешно справляться с такими сложными ситуациями, нужно хорошо прорабатывать собственные психологические проблемы. Для этого необходимо найти психолога, который совместим с вами. В любой тяжёлой ситуации вы сможете на него опереться.

Итак, взрослые боятся эмоций. А особенно яркие переживания бывают у ребят в связи с проявлениями своих способностей. Каждому хочется быть самым-самым в выбранной области. Перехвалить будет ложью, но и раскритиковать талантливого ученика тоже отклонение от правды. Реализм где-то посередине: все ребята растут и учатся, и промежуточные результаты только повод для работы над собой. Стоит конструктивно давать обратную связь, делая акцент на будущих успехах. Помогите ученику принять путь развития и работы над ошибками.

Страх и совесть

Порой педагоги спокойно воспринимают эмоции своих подопечных, не боятся их переживаний, а, напротив, используют страх и стыд для воспитательных целей. Психология давления эффективна – почему бы и нет? Но дело в том, что привычка к страху и самообвинению может сохраниться на всю жизнь. Иногда это порождает серьёзные личностные проблемы, даже фобии. Здесь стоит сказать о том, что нужно больше доверять ребёнку: он способен вас понять и услышать в диалоге. В таком случае отношения будут конструктивными, и доверие сохранится на всю жизнь.

Точно то же самое можно сказать о вопросах, связанных с романтикой и сексом. Иногда в ответ на такие вопросы педагог давит страхом или пытается внушить стыд. Между тем раздувается нездоровый ажиотаж вокруг этой тематики. Стоит проявить сдержанность в разговорах, но сдержанность должна быть нейтральной. Пусть ребята понимают, что это обычная часть жизни.

Итак, реальность

Важно говорить ученикам правду о реальном устройстве мира, потому что в противном случае вы надеваете на него розовые очки. При столкновении с истинным положением дел у ребёнка может возникнуть серьёзное разочарование, даже травма. Более того – травматично даже само осознание, что взрослые его обманули. Нужно говорить правду в доступной форме, однако без искажений. Именно такова задача настоящего учителя.

Пожалуйста, подождите.
x
×