Педагог-новатор: опережая время
Иногда со стороны кажется, что быть новатором легко: нужно только спорить с существующим порядком. Дерзость и уверенность – ключевые качества. И отчасти это действительно так: никто не будет спорить с системой, чьи законы он хорошо знает и считает правильными. Безусловно, нужно суметь бросить вызов привычному укладу. Но для этого новшество должно быть очень интересным, ведь уникальные идеи меняют общество, а значит, его ресурсы. Их нельзя бесконечно копить. Даже гениальные озарения рождаются не от счастливой случайности, а как результат длительной и упорной работы.
Однако невозможно просто отмести все прошлые наработки человечества. Путь отрицания ведёт в пустоту. Хуже всего то, что пустота и ненависть приносят в жертву всё остальное. Разрушение – это не достижение мыслителя, а огромная потеря. И, когда в процесс вовлечена человеческая энергия, всего можно лишиться – культурных ценностей, моральных ориентиров. К чему это может привести? Думаю, что нетрудно предугадать результат: опустошённость и бессмысленность. Вот почему новатору нужно владеть искусством синтеза - создавать новое на основе уже имеющегося.
Шаг за шагом
Педагогу, который открыл новую методику, особенно тяжело. Ведь с этической точки зрения проводить эксперименты на детях некорректно и даже вредно. Но, поскольку вы сами ответственны за свои действия, как можно отказать себе в радости найти тот путь, который сделает работу учителей лучше? Следует найти компромисс, чтобы не рисковать психологическим состоянием ребят и их профессиональным будущим. А когда учитель находит оптимальный способ решить педагогическую задачу, он окрылён и его интуиция работает лучше.
Суть компромисса состоит в том, чтобы в преобразовании системы двигаться осторожными шагами. Тогда преподаватель может действительно менять реальность школы. Может произойти следующее: другие сотрудники тоже почувствуют ответственность за учебное заведение и его будущее. Они начнут реализовывать нововведения в области, где они уже давно многое умеют, и, постепенно меняясь сами, изменят ситуацию. Их жизнь станет более реалистичной, они перестанут слепо копировать других. Кроме того, могут произойти и некоторые другие позитивные события.
Уверенный темп
Невозможно не отметить в этой статье, что существующая система педагогики не только не опережает время, но и отстаёт от него. Это происходит не только потому, что за новыми тенденциями в обществе сложно угнаться. Причина ещё и в консерватизме. Даже небольшая реформа способна нарушить привычный ход вещей, и это заставляет ощущать себя очень некомфортно. Особенно это касается педагогики, так как она связана с передачей знаний от предыдущего поколения следующему. Поэтому вопрос, поставленный в статье, может казаться странным – нужно ли передавать знания новым поколениям по старинке или следует искать новые и новые способы делать это, а также менять сами взгляды на известную информацию?
Для учителя-новатора ответ очевиден, однако спешка внушает неуважение даже к удачным открытиям. Новый метод преподавания должен быть предельно продуман, чтобы мы понимали, чего следует избегать и к чему нужно стремиться. Частая ошибка – попытки загрузить в мозг ребёнка огромное количество данных, которые и без того в его голове присутствуют в полной мере. Значит, более современные методики должны помогать в обучении универсальным алгоритмам мышления, а не в накоплении информации. Но, чтобы уметь управлять таким образовательным процессом, требуются необычные для большинства учителей навыки. Работать не тем способом, которым привыкли, сложно.
Суть педагогической работы
Между тем, если задуматься, преподаватель и должен постоянно узнавать новое, актуальное, чтобы дать ребятам самые эффективные методики взаимодействия с жизнью. Кроме того, ему приходится постоянно бороться с фундаментальными социальными стереотипами, которые возникают в любом обществе, даже самом либеральном. И всё-таки конфликт учителя и ученика неизбежен, пусть методика обучения и самая современная и демократичная. Если же искать смысл педагогического процесса в его элементах, то преподаватель одновременно и философ, и поэт, и художник, и изобретатель. Именно эти составляющие помогут ему преодолеть пропасть непонимания между поколениями.
Вместе с тем, открывая перед детьми горизонты будущего, нужно сохранять знания, полученные в прошлом. Многие из них актуальны по сей день, и нельзя отбрасывать ценную информацию только из-за того, что она пришла к нам из давних эпох. Слова и понятия, усвоенные детьми еще в школьные годы, по-прежнему имеют большой смысл. И наследие предков должно быть сохранено, следует показать своё уважение к нему и заразить этим уважением ребят. Как показывает практика, такой подход дает хорошие результаты. Безусловно, нужно сохранять при этом чувство юмора, чтобы не вызвать в детях скуку вместо искреннего интереса.
Искренность – это дар
Доверие ученика учителю может опираться лишь на чувство взаимного уважения. Подразумевается, что педагог понимает и принимает своего подопечного как самостоятельно мыслящего человека. Не это ли является критерием особого отношения, которое испытывает ученик к своему учителю? Лишь наиболее внимательные и корректные педагоги заслуживают этого. Только такие люди способны быть настоящими друзьями детям. Нужно дать ребятам возможность ощущать своё человеческое достоинство и без страха смотреть в будущее. В этом –один из ключей к успешному вхождению их в новую, взрослую жизнь.
Лишь новатор способен помочь подрастающим талантливым людям тоже стать новаторами на выбранном пути. Роль настоящего педагога – именно в этом. Он стремится стать таким, чтобы его уроки хоть и не стали наставлением, зато дали повод к смелым начинаниям. Потому что каждый раз, когда он дает советы, он выступает не как ментор, дающий правильные ориентиры, а как попутчик, помогающий найти собственные ответы. Это и можно считать успешным результатом обучения.