Статья школа - культурный центр
В школе дети учатся грамотному владению речью и узнают многое об устройстве природы и техники. Именно там им дают базовое понимание научной картины мира. Так как всё происходящее в жизни человека зависит от того, как он представляет себе реальность, можно сказать, что главным объектом изучения в школе становятся язык и сознание. Дело в том, что за каждым предметом программы стоит устойчивая система знаков, с помощью которой человек (главным образом бессознательно) вырабатывает и постоянно обновляет своё отношение к миру.
Но есть у среднего образования ещё одна значимая функция: в школе ребятам прививают определённые ценности. И это влияет на жизнь нового поколения ещё больше. Хотя правильно было бы сказать, что это влияние заключается не в полученном воспитании, а в том, что оно формируется в процессе общения со сверстниками и педагогами. Дети начинают понимать: всё, что происходит с нами сегодня, – это результат наших поступков. А история – это процесс, в котором участвует каждый обычный человек, внося свою лепту в жизнь целого общества. И это самая важная составляющая программы. Поэтому так важно понимать, почему именно сегодня происходят значительные перемены в сфере образования.
Мораль сей басни такова
Часто влияние педагогов считают надуманным. «Миф» о нём кажется морализаторским, пафосным. Но ведь классическое образование – это технология, позволяющая правильно и умело использовать имеющиеся у нас знания, а не просто складировать их. Любая технология неидеальна, но у неё есть несколько вариантов – в разных контекстах, со своими особенностями и в разных школах. Школа прививает навыки общения и понимания; в ней учатся видеть своё место в социуме и роль в жизни окружающих. Поэтому хороший педагог не наделяет себя какими-то сверхчеловеческими качествами, но остаётся живым примером, на который можно ориентироваться.
Другой вопрос состоит в том, что сами по себе морализаторство и пафос вредны. Как правило, они как раз являются отличительными чертами непрофессионального учителя. Иногда они действительно становятся преградой для творчества детей, для раскрытия их способностей в науке. Но это относится к явлениям преднамеренным, управляемым. Поэтому каждый преподаватель способен осознать, как и когда он начинает говорить штампами. Это упражнение помогает ему совершить поворот, переключиться на размышления, выходящие за рамки, свойственные прогрессивному педагогу.
Вот так и живём
По-настоящему современный учитель знает, что развитие ребёнка больше зависит от его образа жизни, нежели от конкретных педагогов. Даже функция родителей состоит в том, чтобы просто дополнительно помогать, и не более того. Именно поэтому все усилия, направленные на то, чтобы своими волеизъявлениями изменить личность ученика, кажутся смешными. Главное для учителя – оставаться здравым реалистом в этом вопросе. Нельзя отрицать, что внутренний мир любого ребёнка уникален, и учителю важно поддерживать определённые тенденции, но основное влияние оказывает на ученика жизнь в целом.
Но школа, во многом, и формирует образ жизни, ведь именно в её стенах дети проводят очень много времени. Тем самым она формирует их интересы, отношение к жизни, личные цели. А если точнее, можно сказать, что речь идёт о качественной огранке индивидуальности. Задачи образования можно сравнить с определёнными пазлами, которые следует сложить. Однако у ученика есть свобода не принять их без оговорок, а подкорректировать. Чем можно объяснить исключительную актуальность проблем образования в современном обществе? Только одним: остротой этих проблем. В обществе по-прежнему множество негативных событий, и от учителей, во многом, зависит, будут ли они предотвращены.
Правдиво, но без высокопарности
Не стоит преувеличивать значение школы: излишний пафос только отталкивает ребят. Запаситесь терпением, постарайтесь объяснить им влияние учёбы только в паре слов. Остальное им предстоит понять самим. Попробуйте дать им возможность поверить в себя. Часто неуверенность мешает ясному взгляду на происходящее. Иногда их пугает абсолютная непредсказуемость мира вокруг, а в следующий момент у них перед глазами открывается картина того будущего, о котором дети мечтают. Такие противоречивые эмоции мешают им понять, что учителя способны помочь им в достижении целей.
Влияние учебных заведений остаётся ценным. И это важно понять сегодня, когда реальность так нестабильна. Культура претерпевает кризис. Культурный вакуум осторожно заполняют идеи, которые людям в настоящее время особенно трудно понять. Именно задача учителей – рассказать об этих идеалах ребятам. Это важная стадия образования, её задача – помочь детям самим понять, что такое личность и каково её место в обществе. Задача учителей – создать условия, в которых ребёнок сможет более осознанно сформулировать свои цели и наметить шаги по их достижению.
Совершенствовать снова и снова
Следует уточнить, что современное образование, помимо достоинств, обладает недостатками. Нам всё ещё есть к чему стремиться. Нужно улучшать мир педагогики, приходя к новым моделям работы. Необходимо налаживать международный обмен информацией и методиками, сосредоточиваясь на научной части: физике, биологии, социологии, психологии, логике и т. д. Также следует перенимать позитивные тенденции, связанные с гуманитарными областями. Но говорить об этом надо не как о коллективных экспериментах, а как о том, что должно стать устойчивой традицией.
Важен ещё один аспект. Привычку к искусственности сложно оставить в прошлом, но пришло время менее формального и более человеческого подхода. Моральный выбор разбивает мир на «прошлое» и «будущее», так как многое в системе образования устарело. Дети по-прежнему растут, подражая взрослым, поэтому так важно дать им актуальные современные знания. Это поможет учащимся сформировать уверенность в себе, чувство прогресса, веру в человечество. Только искренние и смелые педагоги, которые общаются на волне равенства, способны дать детям образование, достойное называться прогрессивным.