Специалист подобен флюсу: языковые и математические школы ☼
Каждому ребёнку нужно получить хорошую специальность, которая ценилась бы на рынке. Это важно не только потому, что человек должен работать «на своём месте», ощущая себя нужным, но и потому, что профессиональный рост позволяет человеку раскрыться и удовлетворить свою потребность в творчестве. Как это сделать? Есть множество методов. Но безусловной базой для этого является качественное образование. Каждый должен иметь возможность выбирать необходимый ему курс обучения и профессию. Помимо этого, любой ребёнок должен иметь необходимую культуру. Это та культура, которая позволяет ему создавать собственный мир, строить планы на жизнь.
И в обретении знаний, и в сверке культурных ценностей помогает школа. Однако есть специальности, к которым требуется усиленная подготовка. Например, речь идёт об учёном или переводчике. Хотя нет ни одной специальности, которую нельзя было бы освоить в процессе обучения в вузе, однако школа способна дать определённую базу. Именно с этой целью создаются языковые и математические школы. А поскольку программа в таком заведении насыщенная, она оказывает огромное влияние на развитие ребёнка и, в конечном счёте, – на успешность всех его умственных процессов.
Обретение ценой потери
Увы, высокий уровень подготовки дети в таких школах получают ценой определённых жертв. Это огромный стресс из-за усиленной нагрузки. В элитных школах детей пытаются подготовить к дисциплине, но не всегда помогают справиться с постоянным напряжением. Ребят не учат правильному развитию тела и души. Из-за этого в их характере возникают перекосы. Они болеют, ссорятся друг с другом, теряют уверенность в себе. И всё из-за того, что им приходится постоянно прилагать усилия для того, чтобы обеспечить себе "блестящее будущее". При этом речь, конечно, не идёт о том, что языковых, математических, физико-химических и т.д. школ не должно быть. Однако нужно пристальное внимание к ученикам, чтобы они смогли справиться с нагрузкой.
В противном случае возникает эффект «специалист подобен флюсу». Если ребёнок думает только об успехах в учёбе по определённым предметам, то может страдать его общее развитие. В результате, сколько он ни учится, он никогда не сможет применить полученные знания на практике. Ведь для сбалансированной личности важен жизненный опыт. Это и общение, и творчество, и физические упражнения. Кроме того, сам процесс обучения тоже играет важную роль в развитии самосознания ребёнка. Если предпочтение отдано конкретной области знаний, то картина мира теряет целостность.
Успеть между секундами
Однако существование школ определённого профиля очень важно. В вузах по этим направлениям нагрузка очень высока, и, чтобы туда попасть, ребятам требуется успеть серьёзно подготовиться. Приходит время, и формируется набор знаний, достаточно сложный для студентов первого курса, но относительно простой для второкурсников. Именно этим обусловлена плотная программа в школе, особенно в старших классах. Кто-то при этом хорошо учится, но некоторым ребятам сложно угнаться за остальными. Таким детям нужно помочь. Им нужны навыки управления своим временем.
Нужно помочь ученикам, научить их чередовать нагрузку и отдых. Следует прежде всего дать им возможность жить полноценной жизнью. Необходимо создать такую атмосферу, где они могли бы проявить стремление к общению, к празднику. В этой работе можно принять участие и родителям. Если они каким-то образом заняты в деятельности школы, то могут ощущать себя с детьми одной командой. Когда кто-нибудь из родителей почувствует, что труд его становится лёгким и радостным, значит, у него есть основания быть довольным собой. Ребятам тоже нужен простор для проявления инициативы.
Оставаться собой
Во взрослой жизни специалистам тем более потребуется умение переключаться между работой и отдыхом, между обязанностями и удовольствием. В ежедневных контактах с людьми им понадобится соединять три основных умения: умственное понимание, чуткость сердца и знание своих прав и обязанностей. Научившись жить в этих «трёх измерениях» одновременно, специалисты приобретут способность рассчитывать свои силы и предвидеть последствия. Именно такова жизнь взрослого человека – она многоаспектна. Но есть у ценного специалиста одно преимущество перед остальными людьми – он будет знать и любить своё дело.
Чтобы помогать ребятам в достижении баланса между обязательствами и прочей жизнью, учителю нужно самому хорошо это уметь. Лучше всего, если он подготовит для себя определённый план саморазвития, чтобы постоянно познавать нечто новое на эту тему. Кроме того, нужно позаботиться, чтобы форма, в которой преподносится информация, была максимально простой и понятной, что позволит передать эти знания максимальному количеству детей. Они станут специалистами высокого уровня и сохранят свой живой характер, ведь главное – оставаться собой, какими важными делами вы ни занимались.