Адаптивная физкультура: принципы и правила
Сохранить статью:
Что это такое? Адаптивная физкультура (АФК) – это занятия с лицами, имеющими проблемы со здоровьем, вплоть до инвалидности. Такие тренировки не только направлены на физическую реабилитацию, но и имеют педагогический и социальный уклоны.
Как проходит? Проводить АФК в школе может не каждый педагог, а только имеющий необходимую подготовку. Кроме этого, занятия отличаются от обычных уроков своей спецификой.
Суть и задачи адаптивной физкультуры
В значение словосочетания «адаптивная физическая культура» входит, в широком смысле этого понятия, комплекс упражнений по работе с нарушениями нормальной моторики, полноценного функционирования опорно-двигательного аппарата, совокупность его биомеханических, физиологических и психологических черт. Ее способы: физические упражнения, игры, спортивные элементы, дыхательная гимнастика и релаксация.
В набор методов данной работы с учащимися включены спортивные и оздоровительные мероприятия, главной целью которых является реабилитация и социальная поддержка детей-инвалидов, устранение психологических моментов, мешающих жить полноценно.
Адаптивная физкультура – это не только какие-то отдельно взятые упражнения, а множество процедур, задачей которых является коррекция физических и психофизических недостатков у детей. Мероприятия в комплексе позволяют укрепить организм, дают отличную профилактику осложнений и реабилитацию. Кроме того, это отличное средство улучшения состояния здоровья и приспособления к условиям реальной жизни детей-инвалидов.
Главная цель АФК как типа физкультуры — укрепление здоровья и направленность на физическое развитие двигательных и психофизических способностей, разработанных с учетом личных особенностей и заболевания каждого ребенка, у которого имеются ярко выраженные нарушения состояния здоровья.
Комплекс упражнений АФК построен в виде занятий, подобранных персонально для каждого ребенка. Физические упражнения оказывают сильное влияние на организм, расширяют возможности сначала двигательного аппарата, имеющего стойкий дефект. Дети с нарушениями интеллекта и детским церебральным параличом делают несложную гимнастику.
Программа по АФК составляется для любого маленького пациента с учетом его диагноза (по направленности, сложности, продолжительности) и ограничивается моторной мобильностью, двигательным опытом, физическим развитием, возрастными особенностями.
Понятие «адаптивная» говорит о многом. Ребенок должен получать силы, чтобы укрепить ослабленное здоровье и выжить в условиях, которые нелегки в современном мире. Адаптивная физкультура дает возможность стать крепче и выносливее, повысить самооценку.
Принципы проведения занятий адаптивной физкультурой:
- индивидуальное взаимодействие с каждым ребенком, в зависимости от его диагноза;
- предупреждение усталости, смена умственной деятельности на практическую, применение необычного оборудования, яркого инвентаря;
- терпение и педагогический такт, одобрение даже незначительных удач, постоянная поддержка каждого обучающегося, развитие в нем веры в собственные способности.
Виды упражнений в адаптивной физкультуре
Для того чтобы правильно выбирать физические упражнения в соответствии с личными особенностями каждого ребенка, условиями проведения занятий, характером физкультурной деятельности в разных типах адаптивной физической культуры, надо знать, по каким признакам можно распределить все упражнения по группам.
Строгого и четкого разделения на виды нет, потому что одно и то же упражнение имеет разные отличия, поэтому его можно отнести к нескольким группам.
Классификация видов адаптивной физкультуры:
- по цели назначения: упражнения общеразвивающие, спортивные, рекреационные, лечебные, профилактические, коррекционные, профессионально-подготовительные;
- по основному влиянию на развитие каких-либо физических качеств: упражнения на тренировку силы, скорости, выносливости, гибкости;
- по воздействию на развитие определенных мышечных групп: упражнения для мышц спины, живота, плеча, голени, бедра, лица и т. д.;
- по координации: упражнения на ориентировку в пространстве, равновесие, точность, разнообразие усилий, релаксацию, ритмичность движений и прочее;
- по биомеханическому направлению движений: циклические (ходьба, бег, плавание, перемещение в инвалидной коляске, лыжный спорт, гребля и т. п.), ациклические (работа со спортивными снарядами, гимнастика, тренажеры), смешанные (прыжки в длину, спортивные игры и прочее);
- по интенсивности выполнения упражнений, отражающей напряженность физиологических функций: упражнения малой интенсивности (ЧСС – до 100 ударов в минуту), средней (ЧСС – до 120 ударов в минуту), тонизирующей (до 140 ударов в минуту), тренирующей (до 160 ударов в минуту и выше);
- по видам спорта для разных групп инвалидов: упражнения для инвалидов с нарушениями в области зрения, слуха, интеллекта, с поражениями опорно-двигательной системы, рекомендованных на основе медицинских показаний и противопоказаний, а также соответствующих программ Паралимпийских игр;
- по лечебному воздействию: упражнения на восстановление работы паретичных мышц, спорности, подвижности в суставах, упражнения для стимуляции установочных рефлексов, трофических процессов, функции дыхания, кровообращения и прочих;
- по исходному положению: упражнения, выполняемые в лежачем положении (на животе, на спине, на боку), сидя, стоя, на коленях, на корточках и т. д.;
- по самостоятельности выполнения упражнений: ребенок делает задания полностью сам, с поддержкой, страховкой, тактильным сопровождением движений, с опорой на костыли, палку, с помощью протезов, туторов, ортезов и технических средств, в ходунках, коляске, условиях разгрузки (на подвеске), в виде ортопедической укладки, пассивных упражнений и т. п.;
- по взаимодействию междисциплинарных связей: художественно-музыкальные, танцы, лепка фигурок из глины, рисование; упражнения с ролевыми двигательными функциями в сказко-, драмо-, игротерапии, игровых композициях на определенные темы, помогающими развивать мышление, речь, внимание, память, простейшие математические навыки.
Как и где проходят занятия АФК
Адаптивная программа для детей с ОВЗ зависит от того, к какой группе здоровья принадлежат обучающиеся. Для детей основной медицинской группы занятия разрешены в полной мере, что соответствует учебным программам физического воспитания. Учащимся можно посещать спортивные секции, кружки, участвовать в соревнованиях, сдавать нормативы физической подготовки (ФП) в соответствии с возрастом и практическую часть экзамена по предмету «физическая культура».
Для учащихся подготовительной медицинской группы занятия проводятся соответственно учебным программам физвоспитания при более постепенном освоении комплекса двигательных умений и навыков, главным образом тех, что связаны с повышенными запросами к организму.
Для ребенка обязательна предварительная консультация врача. Если нет противопоказаний, то учащийся может заниматься и сдавать нормативы ФП в соответствии с возрастом, даже ходить в спортивные кружки, если физические нагрузки невысоки по сравнению с основной группой здоровья.
Занятия физкультурой для учащихся специальной медицинской группы «А» проводятся соответственно требованиям программ физического воспитания обучающихся с нарушениями состояния здоровья.
Особого внимания требуют обучающиеся, которые относятся к специальной медицинской группе «Б». Занятия для них проводятся только в условиях детского медицинского учреждения (поликлиника, врачебно-физкультурный диспансер и т. п.).
Требования к учителю для проведения адаптивной физкультуры в школе
К проведению уроков адаптивной физкультуры допускается только тот преподаватель, который прошел повышение квалификации по данной программе.
- Для педагога, работающего с больными детьми, обязательно знать нормативно-правовые основы физического воспитания учащихся с ОВЗ, которые отражены в федеральных и региональных документах и локальных актах образовательного учреждения (приказы, положения и другие). Чтобы понимать, какие законодательные изменения вступили в силу, оформите подписку на рассылку одной из справочно-правовых систем.
- Обязательно узнайте о психологических и физических чертах той категории детей, к которой имеют отношение ваши ученики. Они отличаются специфическим поведением, особенностями общения и образовательными потребностями.
- Ознакомьтесь с системой психолого-педагогического сопровождения, принятой в вашей школе. Эта работа находится под контролем психолого-педагогического консилиума (ППК), куда включены разнопрофильные специалисты: тьютор, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог, учителя-предметники. Участники консилиума окажут квалифицированную поддержку и помощь, расскажут о специфических особенностях развития каждого ученика, о трудностях, которые он испытывает в учебе, об особенностях взаимодействия с ребенком и его семьей.
Учитель физкультуры наравне со всем педагогическим составом учреждения, задействованным в работе с детьми с ОВЗ, принимает активное и регулярное участие в работе психолого-педагогического консилиума.
Материал для составления рабочих программ по АФК — примерное содержание рабочих программ по адаптивной физической культуре для всех категорий детей с ОВЗ:
- для глухих учащихся;
- для слабослышащих и позднооглохших обучающихся;
- для слепых обучающихся;
- для слабовидящих обучающихся;
- для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;
- для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА);
- для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР);
- для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС).
В примерных рабочих программах отражены цели и общее направление коррекционно-образовательной работы учащихся с ОВЗ. Они дают представление о приблизительном содержании предмета «АФК», с установкой характера деятельности и условий, а также будущие итоги освоения программы, критерии и нормы оценки знаний.
Содержание программы по адаптивной физкультуре построено по тематическим модулям: инвариантным и вариативным.
Инвариантные, или обязательные, модули направлены на разнообразную физическую подготовку учащихся, овладение техническими действиями и физическими упражнениями. Это могут быть летние виды спорта, любые подвижные игры, плавание, если позволяют возможности школы.
Содержание вариативного модуля учитель физкультуры определяет сам, учитывая такие факторы:
- образовательные потребности учащихся;
- региональные особенности данного места проживания (климат, этнокультурные характеристики и прочее);
- реабилитационный потенциал конкретного вида спорта для учащихся с ОВЗ.
Очень важно не только подобрать физическую нагрузку, которая будет адекватна для возможностей «особенного» ученика, но и создавать определенную мотивацию, чтобы подтолкнуть своего подопечного к желанию развиваться.
Повышение квалификации для проведения адаптивной физкультуры в школах
На нашем портале вы сможете записаться на программу повышения квалификации по теме организации занятий адаптивной физической культурой с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Основное предназначение нашей программы — дать глубокие профессиональные знания, обучить педагогов адаптивной физкультуры новейшим приемам и методам тренировок, особенностям использования в работе физкультурных снарядов.
У нас вы сможете повысить квалификацию по адаптивному спорту в дистанционном режиме, когда вам будет удобно, в любое время. Форма обучения — заочная, с использованием дистанционных образовательных технологий. Программа повышения квалификации полностью соответствует современным профессиональным стандартам.
Все слушатели узнают об актуальных профессиональных компетенциях инструктора по адаптивной физической культуре. Если вы собираетесь проверить уровень своих знаний, то пользуйтесь тестами с вопросами и ответами.
Обучение адаптивной физкультуре предназначено для лиц с высшим или средним профильным образованием в области преподавания физической культуры детям с нарушениями здоровья. Кроме того, данная программа доступна людям, имеющим дополнительное профессиональное образование в области специальной педагогики.
Какие знания вы получите?
Во время прохождения программы курсы вы получите следующие знания:
- о теории и методике создания адаптированной спортивной образовательной программы;
- о роли физической культуры в общем образовании и профессиональной подготовке детей и подрастающего поколения;
- о физической подготовке в процессе физического воспитания;
- об основах адаптации организма к физическим нагрузкам;
- о характеристике адаптивной физической культуры и физического воспитания;
- об организации и методике проведения занятий по адаптивной физической культуре.
В завершение лекционного материала вы пройдете итоговую аттестацию в виде тестирования. Чтобы начать обучение, необходимо на него записаться. На сайте есть форма обратной связи, введите в нее ваши ФИО, адрес электронной почты, телефон, дайте согласие на обработку персональных данных. После этого оплатите обучение. Наши специалисты ответят вам в ближайшее время, ваша заявка на обучение будет обработана и принята.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: