Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Активизация познавательной деятельности учащихся: как это работает
Главная > Блог > Активизация познавательной деятельности учащихся: как это работает
05.06.2023
1333
Время чтения: 13 минут

Активизация познавательной деятельности учащихся: как это работает

Что это? Активизация познавательной деятельности учащихся – это основа их мотивации, фундамент для усвоения новой информации и применения полученных знаний в практической деятельности. В результате развиваются soft skills, психические процессы переходят на новый уровень.

Как реализуется? Учитель организует учебный процесс таким образом, чтобы ученики активно вовлекались в работу. Важно создать ситуацию успеха, атмосферу сотрудничества, включить детей в командную деятельность.

Оглавление:
    1. Содержание познавательной деятельности учащихся
    2. Суть активизации познавательной деятельности школьников
    3. Активизация самостоятельной познавательной деятельности
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Содержание познавательной деятельности учащихся

Категория «деятельность» имеет широкое описание в литературе. Если рассматривать ее в фокусе философской науки, то это специфическая форма отношения человека к окружающей реальности, суть которого состоит в целесообразном изменении и преобразовании в соответствии с интересами людей. Философия также подчеркивает, что само понятие деятельности уже содержит такие элементы, как задача, средства, процесс и результат.

Это ход внешней и внутренней активности человека, который контролирует стремление к определенной цели. Более пристальному рассмотрению понятие «деятельность» подвергается в трудах А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, К. К. Платонова и многих других авторов.

Системно-деятельностный подход

Субстанциональная основа захватывает личность и тем самым воспроизводится автоматически, то есть ученик становится субъектом процесса. Советский психолог А. Н. Леонтьев выделяет следующие ее структурные составляющие: простая деятельность, действие и операция. По его словам, «простая деятельность та, что не распадается на отдельные действия». При этом цель, предмет и мотив здесь не всегда одно и то же.

Побуждением к деятельности является внутренняя стимуляция личности. «Нет деятельности без мотива». Простое действие отличается от нее тем, что цель или ожидаемый результат могут не совпадать с мотивом. Особенность его в том, что оно способно «переходить из одной деятельности в другую», оставаясь при этом самостоятельной единицей.

Еще одна структурная единица деятельности – операция. Под ней понимаются процессы, целью которых являются не они сами, а результат того действия, в чей состав они входят. Если рассматривать учебу как взаимосвязь отдельных элементов деятельности, то она начинается с управления педагогом операциями, далее идет к управлению действиями и деятельностью учеников.

В основе работы С. Л. Рубинштейна лежит идея деятельностной концепции психики, суть которой состоит в том, что «отражение реального бытия опосредовано конкретной деятельностью человека». Автор дает обоснование значимости активности с той точки зрения, что через нее индивид реализует свои идеи, цели и желания в изменяющейся под его влиянием действительности.

То есть можно говорить о том, что психика и деятельность – единое целое. Сама психика формируется в процессе работы и «проявляется в деятельности, сознание в деятельности и формируется». Психологическая теория заключает, что деятельность осуществляется субъектом.

Образовательный процесс в этом разрезе можно определить как систему сменяющих друг друга активностей, а саму деятельность как процесс применения учеником тех или иных средств для достижения целей, поддерживаемый мотивацией.

Суть активизации познавательной деятельности школьников

Наглядно отношение учеников к образовательному процессу можно оценить по их включенности. Активизация познавательной деятельности учащихся возможна при условии глубокого проникновения и «погружения» в учебный материал.

Активизация познавательной деятельности учащихся

Вовлеченность детей напрямую зависит от их мотивированности к самостоятельному обучению. Под самостоятельность в этом случае понимается способность находить нужную информацию, систематизировать и анализировать ее без привлечения педагога. Кроме того, ученик должен уметь ставить цели и предпринимать шаги по их достижению, организовывать проекты и исследовательскую работу.

Средства и способы активизации познавательной деятельности учащихся неотделимы от умения действовать самостоятельно. Прослеживается прямая связь между вовлеченностью в образовательный процесс и умением принимать собственные решения и ставить цели.

Основной целью активизации познавательной деятельности учащихся, из которой логически вытекают ее задачи, является формирование познавательной активности и повышение эффективности взаимодействия учителя и ученика.

Способы вовлечения

В современной педагогике выделяют несколько путей увеличения вовлеченности школьников:

  • включение в работу различных методов, форм и средств обучения;
  • моделирование учебных ситуаций, в которых учащиеся получают шанс отстоять собственную точку зрения, дать оценку действиям сверстников и учителя;
  • организация учебного процесса таким образом, чтобы школьник мог самостоятельно выбирать темп получения новой информации, темы для изучения и т. д.
  • моделирование учебных ситуаций, в которых ученики могут применить свои знания на практике (помощь одноклассникам, объяснение пройденного материала тем, кто его еще не усвоил, и т. д.)
  • организация занятий так, чтобы была возможность использовать весь спектр методов и приемов активизации познавательной деятельности учащихся;
  • создание условий для полноценной проверки, анализа, формулирования выводов по итогам собственной работы;
  • проведение уроков, в ходе которых ученики могут комплексно применить имеющиеся навыки и знания для решения поставленных познавательных задач.

Цель педагога – подобрать такие методы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые в итоге приведут к продуктивному результату образовательного процесса. К ученикам предъявляется требование усвоить, запомнить и при необходимости воспроизвести полученную информацию, умение преобразовывать ее и использовать в собственных целях, в том числе на практике и в повседневной жизни.

Можно сделать вывод, что увеличение вовлеченности школьников оказывает значительное влияние на уровень продуктивности обучения.

Активизация познавательной деятельности учащихся

Принципы

Перечислим основные принципы активизации познавательной деятельности учащихся:

  • Принцип исследовательской работы. Речь идет о том, что очень важно добиваться, чтобы в учебно-познавательной деятельности школьников было место творчеству и поиску нового. Также обязательна проработка навыков анализа и обобщения. В процессе обучения должно присутствовать исследование изучаемых проблем и явлений.
  • Принцип индивидуальности. Педагогу нужно стараться выбирать такие методы и средства подачи материала, которые бы учитывали индивидуальные особенности и свойства личности каждого подопечного, включая психологические и физиологические характеристики. Современная школа практически не предоставляет возможность применять этот принцип в чистом виде, поэтому берутся лишь отдельные его элементы.
  • Принцип самообучения призван сформировать у учеников способность к самоорганизации и самоконтролю. Согласно ему в ходе образовательной деятельности процесс познания индивидуализируется исходя из личной мотивации к получению новых знаний и умений.
  • Принцип мотивации познавательной активности. Его цель – запуск процесса изучения, как самостоятельного, так и коллективного, с помощью привлечения различных стимулов.

Активизация самостоятельной познавательной деятельности

Над теоретическими основами формирования и организации самостоятельной учебной деятельности в своих исследованиях работали такие педагоги, как А. П. Беляева, В. В. Давыдов, П. И. Пидкасистый, Г. И. Щукина и другие. В трудах П. И. Пидкасистого основным критерием эффективности урока становится уровень активизации самостоятельной работы учащихся и их взаимосвязь на занятии.

В своих исследованиях, подтвержденных экспериментально, он отталкивается от той мысли, что школа должна не только дать определенный объем информации и умений, но и научить детей искать и получать их.

Активизация познавательной деятельности учащихся

Обе эти стороны образовательного процесса логически дополняют друг друга. Самостоятельность в изучении моделируется при полном и сознательном усвоении учеником базовых знаний, получении навыков работы с литературой, проведении экспериментальных опытов, а также во время практического применения полученной информации.

Среди форм активизации познавательной деятельности учащихся важную роль играют и те, что относятся непосредственно к методикам образования. Также большое значение имеет оценка их сравнительной эффективности: взаимосвязь подачи материала учителем и самостоятельной работы детей; сравнительная эффективность и сочетаемость воспроизводящих самостоятельных действий и тех, что предполагают творческий процесс; группового и индивидуального труда.

Характеристики деятельности рассматриваются в следующих аспектах: деятельность воспроизводится в коллективе, деятельность получает развитие от воспроизведения к творчеству, тем самым меняя статус ученика от объекта к субъекту. Самостоятельный процесс получения знаний дает самое полное представление об образовательной активности как о явлении, необходимом и полезном для общества.

Признаки самостоятельности ученика

Педагогическая наука трактует индивидуальную учебную деятельность как целенаправленное действие, ориентированное на получение и усвоение данных и умений. В этом разрезе особое место занимает то, насколько ярко обнаруживается самостоятельность ученика в процессе обучения.

Она проявляется в следующих признаках:

  • мотивация на индивидуальное усвоение знаний, учебных методик, решение практических задач, выбор пути для достижения целей, способность к самоконтролю и исправлению собственных ошибок;
  • работа может вестись в индивидуальном, групповом и фронтальном формате;
  • педагог осуществляет функцию контроля.

Самостоятельной деятельности характерно специфическое отражение основных структурных компонентов (цели, мотива, предметных действий и результата). В ней они несут глубокий индивидуальный посыл, приобретают актуальность и значимость для ученика. Особо характерно то, что ребенок занимает активную позицию по отношению к предстоящей самостоятельной работе.

В отдельных случаях цель даже «присваивается» учеником, что абсолютно естественно и даже необходимо, так как в ней заложены ожидаемые результаты. В иных ситуациях школьник активно участвует в целеполагании (анализируя ситуацию), в третьих – он сам автор задачи и стратегии плана по ее выполнению.

Когда цель становится мотивом, в сознании появляются побуждения, которыми можно охарактеризовать деятельность учащихся при выполнении упражнений. Если стимул выражен достаточно ярко, то познавательные возможности, воля, эмоциональный настрой максимально активизируются.

Самые яркие мотивы, прослеживающиеся в самостоятельной работе – самоконтроль и независимость, выражающиеся в желании школьника справиться с заданием без посторонней помощи, удовлетворить потребность в познании, продемонстрировать индивидуальность.

Произвольное внимание

Основа структуры и важнейший компонент технологий активизации познавательной деятельности учащихся – личные предметные действия, выполняемые без вмешательства наставника. При этом ученик сам выбирает подходящие на его взгляд способы осуществления этих мероприятий, планирует и совершает большое количество операций, несет функцию самоконтроля на соответствие намеченной цели.

Все эти разнообразные по содержанию и направленности действия реализуются при помощи различных обучающих средств и методик, что обеспечивает их предметность и обилие.

Самостоятельная деятельность очень ценна в образовательном, развивающем и воспитательном смыслах. Это обусловлено тем, что в ходе нее используется целый комплекс умственных, практических и организационных действий. Она наглядно демонстрирует процесс саморегуляции, одним из характерных проявлений которого выступает самоконтроль. Даже если педагог активно руководит и направляет действия ученика, правильные результаты недостижимы без выдержки.

Самостоятельная деятельность всегда имеет определенный итог. Это могут быть выполненные задания, решенные примеры, написанные эссе, составленные таблицы, построенные графики, ответы на тестирования и даже эмоциональные переживания. Ценность и значимость данных результатов осознается гораздо глубже и ярче, чем итоги совместной работы, так как ученик добивается их самостоятельно.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Федеральный институт педагогических измерений
  3. Портал учителя РФ
  4. Всероссийский педагогический портал
Оцените статью
Рейтинг:
( голосов )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw