Активизация познавательной деятельности учащихся: как это работает
Сохранить статью:
Что это? Активизация познавательной деятельности учащихся – это основа их мотивации, фундамент для усвоения новой информации и применения полученных знаний в практической деятельности. В результате развиваются soft skills, психические процессы переходят на новый уровень.
Как реализуется? Учитель организует учебный процесс таким образом, чтобы ученики активно вовлекались в работу. Важно создать ситуацию успеха, атмосферу сотрудничества, включить детей в командную деятельность.
Содержание познавательной деятельности учащихся
Категория «деятельность» имеет широкое описание в литературе. Если рассматривать ее в фокусе философской науки, то это специфическая форма отношения человека к окружающей реальности, суть которого состоит в целесообразном изменении и преобразовании в соответствии с интересами людей. Философия также подчеркивает, что само понятие деятельности уже содержит такие элементы, как задача, средства, процесс и результат.
Это ход внешней и внутренней активности человека, который контролирует стремление к определенной цели. Более пристальному рассмотрению понятие «деятельность» подвергается в трудах А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, К. К. Платонова и многих других авторов.
Субстанциональная основа захватывает личность и тем самым воспроизводится автоматически, то есть ученик становится субъектом процесса. Советский психолог А. Н. Леонтьев выделяет следующие ее структурные составляющие: простая деятельность, действие и операция. По его словам, «простая деятельность та, что не распадается на отдельные действия». При этом цель, предмет и мотив здесь не всегда одно и то же.
Побуждением к деятельности является внутренняя стимуляция личности. «Нет деятельности без мотива». Простое действие отличается от нее тем, что цель или ожидаемый результат могут не совпадать с мотивом. Особенность его в том, что оно способно «переходить из одной деятельности в другую», оставаясь при этом самостоятельной единицей.
Еще одна структурная единица деятельности – операция. Под ней понимаются процессы, целью которых являются не они сами, а результат того действия, в чей состав они входят. Если рассматривать учебу как взаимосвязь отдельных элементов деятельности, то она начинается с управления педагогом операциями, далее идет к управлению действиями и деятельностью учеников.
В основе работы С. Л. Рубинштейна лежит идея деятельностной концепции психики, суть которой состоит в том, что «отражение реального бытия опосредовано конкретной деятельностью человека». Автор дает обоснование значимости активности с той точки зрения, что через нее индивид реализует свои идеи, цели и желания в изменяющейся под его влиянием действительности.
То есть можно говорить о том, что психика и деятельность – единое целое. Сама психика формируется в процессе работы и «проявляется в деятельности, сознание в деятельности и формируется». Психологическая теория заключает, что деятельность осуществляется субъектом.
Образовательный процесс в этом разрезе можно определить как систему сменяющих друг друга активностей, а саму деятельность как процесс применения учеником тех или иных средств для достижения целей, поддерживаемый мотивацией.
Суть активизации познавательной деятельности школьников
Наглядно отношение учеников к образовательному процессу можно оценить по их включенности. Активизация познавательной деятельности учащихся возможна при условии глубокого проникновения и «погружения» в учебный материал.
Вовлеченность детей напрямую зависит от их мотивированности к самостоятельному обучению. Под самостоятельность в этом случае понимается способность находить нужную информацию, систематизировать и анализировать ее без привлечения педагога. Кроме того, ученик должен уметь ставить цели и предпринимать шаги по их достижению, организовывать проекты и исследовательскую работу.
Средства и способы активизации познавательной деятельности учащихся неотделимы от умения действовать самостоятельно. Прослеживается прямая связь между вовлеченностью в образовательный процесс и умением принимать собственные решения и ставить цели.
Основной целью активизации познавательной деятельности учащихся, из которой логически вытекают ее задачи, является формирование познавательной активности и повышение эффективности взаимодействия учителя и ученика.
Способы вовлечения
В современной педагогике выделяют несколько путей увеличения вовлеченности школьников:
- включение в работу различных методов, форм и средств обучения;
- моделирование учебных ситуаций, в которых учащиеся получают шанс отстоять собственную точку зрения, дать оценку действиям сверстников и учителя;
- организация учебного процесса таким образом, чтобы школьник мог самостоятельно выбирать темп получения новой информации, темы для изучения и т. д.
- моделирование учебных ситуаций, в которых ученики могут применить свои знания на практике (помощь одноклассникам, объяснение пройденного материала тем, кто его еще не усвоил, и т. д.)
- организация занятий так, чтобы была возможность использовать весь спектр методов и приемов активизации познавательной деятельности учащихся;
- создание условий для полноценной проверки, анализа, формулирования выводов по итогам собственной работы;
- проведение уроков, в ходе которых ученики могут комплексно применить имеющиеся навыки и знания для решения поставленных познавательных задач.
на наши новости
500 000 пользователей!
Цель педагога – подобрать такие методы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые в итоге приведут к продуктивному результату образовательного процесса. К ученикам предъявляется требование усвоить, запомнить и при необходимости воспроизвести полученную информацию, умение преобразовывать ее и использовать в собственных целях, в том числе на практике и в повседневной жизни.
Можно сделать вывод, что увеличение вовлеченности школьников оказывает значительное влияние на уровень продуктивности обучения.
Принципы
Перечислим основные принципы активизации познавательной деятельности учащихся:
- Принцип исследовательской работы. Речь идет о том, что очень важно добиваться, чтобы в учебно-познавательной деятельности школьников было место творчеству и поиску нового. Также обязательна проработка навыков анализа и обобщения. В процессе обучения должно присутствовать исследование изучаемых проблем и явлений.
- Принцип индивидуальности. Педагогу нужно стараться выбирать такие методы и средства подачи материала, которые бы учитывали индивидуальные особенности и свойства личности каждого подопечного, включая психологические и физиологические характеристики. Современная школа практически не предоставляет возможность применять этот принцип в чистом виде, поэтому берутся лишь отдельные его элементы.
- Принцип самообучения призван сформировать у учеников способность к самоорганизации и самоконтролю. Согласно ему в ходе образовательной деятельности процесс познания индивидуализируется исходя из личной мотивации к получению новых знаний и умений.
- Принцип мотивации познавательной активности. Его цель – запуск процесса изучения, как самостоятельного, так и коллективного, с помощью привлечения различных стимулов.
Активизация самостоятельной познавательной деятельности
Над теоретическими основами формирования и организации самостоятельной учебной деятельности в своих исследованиях работали такие педагоги, как А. П. Беляева, В. В. Давыдов, П. И. Пидкасистый, Г. И. Щукина и другие. В трудах П. И. Пидкасистого основным критерием эффективности урока становится уровень активизации самостоятельной работы учащихся и их взаимосвязь на занятии.
В своих исследованиях, подтвержденных экспериментально, он отталкивается от той мысли, что школа должна не только дать определенный объем информации и умений, но и научить детей искать и получать их.
Обе эти стороны образовательного процесса логически дополняют друг друга. Самостоятельность в изучении моделируется при полном и сознательном усвоении учеником базовых знаний, получении навыков работы с литературой, проведении экспериментальных опытов, а также во время практического применения полученной информации.
Среди форм активизации познавательной деятельности учащихся важную роль играют и те, что относятся непосредственно к методикам образования. Также большое значение имеет оценка их сравнительной эффективности: взаимосвязь подачи материала учителем и самостоятельной работы детей; сравнительная эффективность и сочетаемость воспроизводящих самостоятельных действий и тех, что предполагают творческий процесс; группового и индивидуального труда.
Характеристики деятельности рассматриваются в следующих аспектах: деятельность воспроизводится в коллективе, деятельность получает развитие от воспроизведения к творчеству, тем самым меняя статус ученика от объекта к субъекту. Самостоятельный процесс получения знаний дает самое полное представление об образовательной активности как о явлении, необходимом и полезном для общества.
Признаки самостоятельности ученика
Педагогическая наука трактует индивидуальную учебную деятельность как целенаправленное действие, ориентированное на получение и усвоение данных и умений. В этом разрезе особое место занимает то, насколько ярко обнаруживается самостоятельность ученика в процессе обучения.
Она проявляется в следующих признаках:
- мотивация на индивидуальное усвоение знаний, учебных методик, решение практических задач, выбор пути для достижения целей, способность к самоконтролю и исправлению собственных ошибок;
- работа может вестись в индивидуальном, групповом и фронтальном формате;
- педагог осуществляет функцию контроля.
Самостоятельной деятельности характерно специфическое отражение основных структурных компонентов (цели, мотива, предметных действий и результата). В ней они несут глубокий индивидуальный посыл, приобретают актуальность и значимость для ученика. Особо характерно то, что ребенок занимает активную позицию по отношению к предстоящей самостоятельной работе.
В отдельных случаях цель даже «присваивается» учеником, что абсолютно естественно и даже необходимо, так как в ней заложены ожидаемые результаты. В иных ситуациях школьник активно участвует в целеполагании (анализируя ситуацию), в третьих – он сам автор задачи и стратегии плана по ее выполнению.
Когда цель становится мотивом, в сознании появляются побуждения, которыми можно охарактеризовать деятельность учащихся при выполнении упражнений. Если стимул выражен достаточно ярко, то познавательные возможности, воля, эмоциональный настрой максимально активизируются.
Самые яркие мотивы, прослеживающиеся в самостоятельной работе – самоконтроль и независимость, выражающиеся в желании школьника справиться с заданием без посторонней помощи, удовлетворить потребность в познании, продемонстрировать индивидуальность.
Основа структуры и важнейший компонент технологий активизации познавательной деятельности учащихся – личные предметные действия, выполняемые без вмешательства наставника. При этом ученик сам выбирает подходящие на его взгляд способы осуществления этих мероприятий, планирует и совершает большое количество операций, несет функцию самоконтроля на соответствие намеченной цели.
Все эти разнообразные по содержанию и направленности действия реализуются при помощи различных обучающих средств и методик, что обеспечивает их предметность и обилие.
Самостоятельная деятельность очень ценна в образовательном, развивающем и воспитательном смыслах. Это обусловлено тем, что в ходе нее используется целый комплекс умственных, практических и организационных действий. Она наглядно демонстрирует процесс саморегуляции, одним из характерных проявлений которого выступает самоконтроль. Даже если педагог активно руководит и направляет действия ученика, правильные результаты недостижимы без выдержки.
Самостоятельная деятельность всегда имеет определенный итог. Это могут быть выполненные задания, решенные примеры, написанные эссе, составленные таблицы, построенные графики, ответы на тестирования и даже эмоциональные переживания. Ценность и значимость данных результатов осознается гораздо глубже и ярче, чем итоги совместной работы, так как ученик добивается их самостоятельно.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: