Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Помощь педагогам в прохождении аттестации
Узнать подробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Развитие памяти у детей: виды, особенности, упражнения
Главная > Блог > Развитие памяти у детей: виды, особенности, упражнения
18.05.2023
1283
Время чтения: 18 минут

Развитие памяти у детей: виды, особенности, упражнения

О чем речь? Развитие памяти у детей столь же естественно, как и знакомство с новыми школьными знаниями. Этот процесс можно и нужно стимулировать.

На что обратить внимание? Особенно важно развитие высокого уровня навыков запоминания в детстве, когда происходит усвоение основного объема компетенций, по сути, определяющих весь дальнейший жизненный путь.

Из этого материала вы узнаете:

Как устроена человеческая память

Память — это внутренний процесс, связанный с непрерывной работой человеческого мозга, позволяющий фиксировать полученный опыт, а также удерживать его в состоянии активности определенное время, с возможностью воспроизведения в дальнейшем. Такое понятие включает определенные этапы обработки информации: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Можно выделить две разновидности памяти, исходя из таких характеристик, как продолжительность запоминания и объем сведений:

  • кратковременная;
  • долгосрочная.

Развитие памяти у детей

Кратковременная память дает возможность быстро запомнить небольшой объем информации на короткое время (приблизительно полминуты). Потом принятые сведения забываются или переходят в тайник долговременной памяти.

Существуют также типы памяти, выделяемые по способам восприятия:

  • образная — умение запоминать увиденное;
  • слуховая — идентично образной;
  • моторная — способность к запоминанию физических действий;
  • словесно-логическая — запоминание и последовательное воспроизведение в нужное время слов, которые ранее были услышаны или прочитаны;
  • эмоциональная — усвоение впечатлений, вызвавших всплеск положительных или отрицательных эмоций.

В чистом виде эти варианты памяти используются редко, обычно они комбинируются при выполнении каких-то действий. Допустим, при списывании с доски ученик пользуется не только зрительной, но и моторной памятью.

Каким бывает процесс запоминания:

  • непроизвольным: механическое, бесцельное усвоение информации;
  • произвольным: осознанное запоминание нужных сведений.

Преобладающую роль в дошкольном возрасте играет запоминание в непроизвольной форме. Дети хорошо помнят только предметы и явления, вызвавшие у них интерес, или те, с которыми им пришлось активно взаимодействовать.

Нарушения в развитии памяти у детей возникают по следующим причинам: травмы, как родовые, так и полученные в процессе роста ребенка; недоразвитие одного или нескольких мозговых отделов; перенесенные в детском возрасте инфекционные заболевания; интоксикации; психические отклонения.

К неблагоприятным факторам также можно отнести следующие: сложные отношения с родителями или с ровесниками, неблагополучная семья, ослабленность организма по причине частых простудных заболеваний, чрезмерное употребление витаминов, слабый контроль со стороны педагогов.

Развитие памяти у детей

К нарушениям памяти относят гипомнезию — ослабление функций запоминания и воспроизведения, а также амнезию, при которой человек не помнит отдельные фрагменты из жизни.

Слабое развитие произвольной памяти у учащихся начальной школы может выявить только специалист, такой как психолог или нейропсихолог, используя для этого методы тестирования. В случае необходимости он выдаст направление на обследование к врачу-неврологу.

Далее разрабатывается индивидуальный план коррекции, задачей которой является улучшение памяти путем развивающих занятий. После проводится повторное исследование того же показателя, чтобы выявить эффективность проделанной работы.

Для улучшения проблемного вида памяти следует развивать те ее разновидности, что сохранены у ребенка:

  • слуховая — чтение вслух;
  • зрительная — применение наглядных средств обучения;
  • моторная — записывать или зарисовывать информацию.

Кроме того, нужно достигать понимания смысла запоминаемых сведений, а не просто механического заучивания.

Особенности памяти детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст у ребенка — с 4 до 6–7 лет. Уже в такие годы дети, как правило, должны хорошо владеть речью, строить сложные предложения. Быстро развиваются их внимание и мышление, умение анализировать информацию. Мыслительные способности формируются в процессе подготовки малыша к поступлению в школу, когда родители специально занимаются с ним самостоятельно, с учителем или на курсах при учебном заведении.

Также для развития памяти у детей с точки зрения психологии очень важен первый класс, так как малышам необходимо справляться с большими умственными нагрузками, возникающими из-за появления новых обязанностей. В данное время быстро формируются такие качества, как волевой компонент, произвольное запоминание.

В младшем дошкольном возрасте преобладающей является образная память. Дети легко запоминают то, что произвело на них сильное впечатление. Малыши могут выделять незначительные, но заметные им признаки предмета, а самые важные, но не столь яркие могут не замечать.

В процессе формирования мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста развивается двигательная память. Автоматическое выполнение некоторых действий достигается путем привыкания. Завтрашний ученик первого класса приобретает такие полезные навыки, как шитье, вырезание сложных деталей из бумаги, рисование, лепка из глины или пластилина. Параллельно с мелкой моторикой развивается и крупная: ребенок в таком возрасте уже может выучить игровые, танцевальные движения, наблюдая за другими. Он вполне способен к координации своих действий с окружающими.

Весьма продуктивно в это время развивается речь. В четыре-пять лет практически все дети читают, пересказывают услышанный текст рассказов и сказок своими словами, могут связно выражать мысли, а также выучить наизусть и рассказать небольшое стихотворение. Такая способность получает развитие при активном общении со старшими и с ровесниками.

Особенности памяти детей дошкольного возраста

В основе процесса развития памяти у дошкольников лежит непроизвольное запоминание. Особенно легко ребенок запомнит литературное произведение с эмоциональной окраской. Все необычное, что впечатляет малыша, легко входит в память и остается в голове надолго. С четырех лет ребенок подключает к запоминанию волю, и уже можно развивать его произвольную память. Появляется чувство самоконтроля, что постепенно ведет к запоминанию дошкольником информации, которая будет важна в будущем.

Подрастающий человек приобретает опыт, так как у него уже есть способность запоминать события, которые связаны с определенными переживаниями. Своими впечатлениями ребенок может делиться с окружающими, связно рассказывая о случившемся: интересная экскурсия, утренник в детском саду, посещение зоопарка, обида, неприятные ощущения при посещении врача — все это сохраняется в памяти надолго.

Развитие непроизвольной памяти происходит вследствие постоянных наблюдений ребенка, к примеру, за живой природой, и по этой причине необходимо делать акцент на подобных явлениях. Формирование произвольной памяти идет быстрее, когда дошкольник воспроизводит приобретенный опыт: играет, сочиняет и рассказывает истории, запоминает услышанное (стихи, песни, сказки).

Особенности памяти детей дошкольного возраста

На произвольное запоминание у детей от 4 до 7 лет влияют такие моменты:

  • сущность предложенного материала: будет ли он интересен ребенку, насколько эмоционален, форма подачи;
  • процесс обучения: в его основе должна быть определенная логика, соответствующая возрасту ребенка, поэтому понятная для его сознания (чтобы полученные знания остались в голове на долгое время);
  • мотивация: следует объяснить малышу, зачем ему эта информация, будет ли нужна в дальнейшем;
  • контроль долговременного запоминания: обязательно проверить, насколько ребенок усвоил материал, когда пройдет какое-то время.

Надо учитывать, что главная форма деятельности дошкольника — это игра, по концепции психолога Л. С. Выготского. И поэтому запоминание должно происходить во время игры. Только во всем, конечно, необходимо чувство меры, поэтому не нужно, чтобы после игры на развитие памяти у детей появлялось чувство утомления и потеря интереса, иначе вместо ожидаемого результата будет обратный.

Интересные факты о развитии памяти у детей

  • Лучше всего дети усваивают сведения путем тактильных ощущений

Если малыш может осязать предмет (потрогать, поиграть с ним), он лучше запомнит информацию о нем. Например, можно не один раз сказать, что утюг горячий, но это не даст результат, ребенок не поймет на словах. Но как только малыш обожжется, он сразу запомнит, что данный предмет трогать не стоит

  • Воспоминания с эмоциональной окраской сохраняются в памяти лучше

В результате исследований выявлено, что дети, которые выросли в больших семьях, имеют свойство запоминать информацию лучше, так как у них есть опыт взаимодействия с множеством разных людей. Это связано с тем, что в таких семьях много родственников, которые общаются и играют с ребенком.

В процессе коммуникации с близкими малыш получает эмоции, а значит, и воспоминания. Это относится не только к положительным событиям, но и негативному опыту: на ребенка сильно влияет развод родителей, смерть близкого родственника. Стресс откладывается в детской памяти лучше, сохраняясь надолго

  • Анализ информации дает возможность лучше запомнить ее

Если сходить с малышом в театр, а после этого обсудить с ним спектакль, попросить его рассказать, какой персонаж больше понравился и почему, что ребенок испытывал во время просмотра, то он отлично запомнит культурное мероприятие

  • Двигательная активность влияет на память

Всякие физические нагрузки, в особенности на свежем воздухе, активизируют кровообращение, особенно приток крови к мозгу, что благоприятно влияет на способность к усвоению информации. Поэтому для умственного и физического здоровья детей, для их гармоничного развития очень важны активные игры, прогулки и занятия спортом

  • Большое количество мультфильмов ослабляет память

Мелькание разных картин на экране ведет к перегрузу нервной системы ребенка, что ухудшает внимание и память. Врачи-нейропсихологи советуют малышам до двух лет совсем не смотреть мультфильмы, а детям постарше не стоит сидеть у экрана больше 2 часов в сутки. Полезнее всего разделить время просмотра на части: небольшие получасовые циклы лучше, чем один раз в течение 2 часов.

Методики развития разных видов памяти у детей

Рассмотрим подробнее, какие упражнения можно использовать для развития всех видов памяти у детей.

Упражнения на развитие зрительной памяти у детей

  • «Фотоаппараты»

Взрослый показывает ребенку рисунок, который тот должен рассмотреть в течение короткого времени, например, за несколько секунд. Далее малыш получает задание «превратиться в фотоаппарат», то есть подробно запомнить увиденное. Потом рисунок убирают, и ребенок должен передать своими словами то, что он увидел и запомнил, как можно подробнее.

После ребенку снова показывают то же самое изображение, с обязательной проверкой, что малыш запомнил, а что забыл. Не надо ругать его за ошибки, это может вызывать у ребенка обиду. Правильнее будет сказать: «Постарайся в другой раз запомнить побольше». Говорить с малышом нужно спокойно, поощряя за малейший успех. Данное правило актуально во всех играх и развивающих упражнениях.

  • «Найди различия»

Малыш смотрит одновременно сразу на две почти одинаковые картинки, где есть небольшие отличия, которые сразу не увидеть, но их надо найти самостоятельно. Сначала показывают картинку, где есть все детали, которые нужно запомнить, а затем — картинку без определенных деталей, имеющихся на первой картинке.

Такие упражнения развивают не только память, но и внимание, поэтому малыш сможет в точности запомнить самые мелкие элементы рисунка, а также обнаружить разницу между двумя похожими изображениями.

Упражнения на развитие зрительной памяти у детей

  • «Чего не хватает?»

Это тоже игра на развитие памяти у детей, похожая по смыслу на предыдущую, но отличающаяся от нее по форме. Ребенок смотрит несколько секунд на набор мелких предметов, которые разложены на столе или тумбочке (например, камешки, украшения, игрушки из киндер-сюрприза), которые ему предлагают запомнить.

Потом все показанные предметы скрывают (накрывают платком, газетой и т. п.), малыш закрывает глаза или отворачивается, за это время какой-то предмет убирают. Затем ребенок открывает глаза, второй раз смотрит на предметы. Ему надо определить, какого нет.

  • «Что изменилось?»

Данная игра относится уже не к одиночным, а к групповым. Одного ребенка взрослый просит встать рядом с ним, в то время как другие дети сидят. Ведущий просит детей посмотреть на ребенка, который стоит, и хорошо его запомнить. Взрослый выходит с малышом за дверь и что-то изменяет в нем, ту деталь, которая не слишком бросается в глаза. Это может быть расстегнутая пуговица, по-другому завязанный бант, новая заколка или украшение.

Затем ребенок входит вместе с ведущим, который просит угадать остальных детей, что сейчас изменилось. Детей можно разделить на команды, с учетом пола (мальчики и девочки) или дружеских связей. Каждая команда получает за успешное угадывание баллы или другие поощрения (жетоны, конфеты, шарики и пр.).

  • «Опиши соседа»

Это тоже хорошая тренировка для группы детей. Они должны сидеть рядом друг с другом, например, в детском саду. Малыши получают задание: посмотреть на соседа несколько секунд, затем отвернуться и, не глядя на других, рассказать, как выглядит сидящий с ним рядом ребенок. Ведущий просит его соседа сделать то же самое. Выиграл тот, кто помнит все подробности или хотя бы лучше всех описал сидящего рядом.

  • «Таблицы Шульте»

Это метод, который используется в психологии не только для развития памяти у детей, но и для выявления способности к быстрому переключению внимания. Он хорошо подойдет для тренировки зрительной памяти для учащихся начальной школы. Группе детей показывают таблички, где изображены буквы, цифры или простые рисунки, на которые они смотрят короткое время, а затем каждого ребенка спрашивают, что он запомнил.

Занятия на развитие ассоциативной памяти у детей

  • «Игра в ассоциации»

Малыш смотрит на какой-то предмет (к примеру, на мяч), а затем по просьбе ведущего рассказывает, каким он его увидел: красный, яркий, большой, прыгучий, гладкий, резиновый. Такое упражнение просто в выполнении, но оно прочно формирует ассоциативные связи.

Его рекомендуется делать часто, с различными предметами, которые ребенок видит не только в детском саду или в школе, но и дома, на улице, у товарищей в руках. Кроме того, подобная игра хорошо развивает такое качество, как наблюдательность.

  • «Я знаю пять…»

Это игра с мячом, подходящая больше девочкам. Дети играют мячом, отбивают его от пола, повторяя при этом: «Я — знаю — пять — имен — мальчиков: Вася — раз, Костя — два, Паша — три, Юра — четыре, Сережа — пять…» и далее в таком же темпе. Подходят любые варианты: пять имен девочек, пять названий стран, пять названий городов, пять животных и тому подобное. Игра также способствует развитию умения обобщать и анализировать.

  • «Сравнение предметов»

Ведущий предлагает ребенку несколько предметов, от двух и больше. О них надо рассказать, в чем сходство, а в чем различие. Это прекрасная тренировка способности к сравнительному анализу и синтезу.

«Сравнение предметов

Развитие моторной и тактильной памяти у детей

  • «Кукловод»

Ведущий просит ребенка закрыть глаза, потом придерживает его сзади за плечи и ведет по определенному маршруту, заранее обозначенному, допустим, по такому: два шага направо, три шага налево, два шага назад, шаг вперед. После малыш открывает глаза и уже сам, без помощи взрослого, повторяет движения в том же порядке. Начинать можно с простых движений, а затем постепенно усложнять маршрут, добавляя новые действия.

  • «Графический диктант»

Это хорошая тренировка для развития зрительной памяти и навыков мелкой моторики. Ведущий изображает картинку на доске или в тетради, которую затем дети воспроизводят самостоятельно, по памяти. Начинать рекомендуется с простых изображений, дальше усложняя их (увеличивать число цветов, сложность самого рисунка, менять его ритмичность и прочее).

  • «Воспроизведение рисунка по памяти»

Данное упражнение отличается от предыдущего тем, что испытуемые тоже вначале смотрят на рисунок, который состоит из нескольких частей, запоминают его, а потом изображают по памяти, но не полностью, а заданную часть. К примеру, дети видят на рисунке изображение трех рыбок, им дается задание: нарисовать третью рыбку. Два дома — нарисовать тот, что слева, и так далее.

  • «Делай, как я»

Ребенок и взрослый берут из коробочки каждый по 6 спичек. Сначала ведущий делает из спичек любой несложный рисунок, затем малыш смотрит на него несколько секунд и повторяет по памяти. Если в игре участвует группа детей, то они могут меняться ролями. Игру можно усложнять, постепенно увеличивая число спичек до 12–15.

  • «Геометрические фигуры»

Чтобы провести такую игру, взрослому понадобится набор простых геометрических фигур или прочих несложных предметов и мешочек, чтобы их туда убрать. Ведущий называет фигуры, а дети руками ищут их в мешочке, затем вытаскивают и по порядку кладут перед собой на стол.

Развитие слуховой и вербальной памяти у детей:

  • «Метод десяти слов»

Данная методика подходит для развития различных видов памяти у детей, особенно кратковременной. Взрослый дает малышам задание запомнить, а затем медленно произносит с десяток слов, с паузой после каждого, после этого дети вслух воспроизводят услышанное.

Метод десяти слов

  • Заучивание стихов и песен

Маленькие дети хорошо запоминают короткие песни с небольшими куплетами и частыми повторами припева, например, из любимых мультфильмов, исполненные сказочным персонажем и т. п. Для тренировки памяти также можно предлагать ребенку запоминать такие необходимые данные, как адрес своего проживания, имена родителей, приятелей, дни рождения.

7 факторов, дополнительно влияющих на развитие памяти ребенка дошкольного возраста

Конечно, тренировка необходима, но это одна из составляющих комплекса факторов, которые оказывают воздействие не только на развитие памяти у детей, но и на все когнитивные функции ребенка:

  1. Питание. Среди полезных продуктов для детского организма можно назвать орехи, семечки и злаковые культуры, твердый сыр, фрукты и овощи, зелень, печень и белое мясо, жирные сорта рыбы. Ограничить стоит выпечку и кондитерские изделия.
  2. Свежий воздух. Насыщение кислородом нужно мозговым клеткам для правильной работы, поэтому ребенку необходимы прогулки на воздухе, только не на загазованной машинами улице, а в сквере, в парке или в лесу, конечно, в сопровождении взрослых.
  3. Сон. Достаточная продолжительность его способствует не только отдыху мозга, но и восстановлению нервных клеток. Переутомление недопустимо, так как оно плохо влияет на когнитивные функции. Для ребенка важно соблюдение режима, чтобы ложиться спать каждый день приблизительно в одно и то же время.
  4. Эмоциональная близость и поддержка. Современные родители очень заняты на работе, но все же не стоит забывать про ребенка. Им нужно заниматься, общаться с ним, поддерживать его. Постоянный контакт в раннем возрасте нужен для формирования здоровой самооценки и мотивации, что помогает развиваться способностям личности в целом, а не только памяти.
  5. Попросите ребенка почитать вслух, когда он должен что-то выучить наизусть. Это дает возможность сконцентрироваться на материале, чтобы запомнить содержание. Тренируйте у ребенка навыки выразительного и эмоционального чтения вслух, так как через воздействие эмоций запоминание будет более точным.
  6. Посоветуйте малышу для выполнения некоторых действий пользоваться той рукой, которая у него не основная. Допустим, правша может попробовать почистить зубы левой рукой, и наоборот. Левшам взять вилку или ложку в правую. Немногие люди в мире пользуются обеими руками, а это прекрасно тренирует мозг.
  7. Физическая активность полезна для обменных, мыслительных процессов, отлично укрепляет здоровье.

Период дошкольного детства

Период дошкольного детства — самое безоблачное время в жизни, поэтому не перегружайте ребенка слишком частыми упражнениями, так как это не сделает из него гения, а приведет к усталости. Ему достаточно развиваться в своем индивидуальном порядке. В школьные годы хватает причин для утомления и перенапряжения, поэтому у малыша должна быть возможность поиграть и самостоятельно познавать окружающую среду.

Как стимулировать развитие памяти у детей с ЗПР

В целом особенность развития памяти у детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) и ЗПР (задержкой психического развития) заключается в том, что им труднее запоминать информацию, а также воспроизводить ее и использовать, нежели их здоровым сверстникам.

Главное правило в работе с таким ребенком — знать, что он ничего не делает нарочно, а лишь физически не может даже просто запомнить какие-то совсем несложные вещи/

  • Начинать тренировать память как можно раньше и регулярно. Детские психологи советуют заниматься с детьми с ЗПР с трехлетнего возраста. Причем важную роль играет не только протяженность занятия, но и его регулярность. Поэтому гораздо полезнее короткие ежедневные упражнения не более 10 минут, чем часовые уроки один раз в неделю.
  • Тренировать все виды памяти. Дети с ЗПР больше склонны к лучшему усвоению визуальной информации, чем звуковой. Однако это не означает, что любая информация должна подаваться им только зрительно. Необходимо активно развивать все виды памяти. Покажите «особенному» малышу картинку и вслух проговорите, что на ней нарисовано, это хорошо развивает слуховую память. Покажите игрушку в виде животного, собачки или обезьянки, затем попросите ребенка показать, как оно двигается, это влияет на развитие моторной памяти.
  • Уделять внимание смыслу заученного. Многие дети с ЗПР склонны к автоматическому запоминанию сведений, зазубриванию без понимания смысла. В будущем они не смогут пользоваться этими знаниями. Основная цель — понимание, а не запоминание, на что нужно делать упор взрослому, так как это является главным критерием успешного обучения.

дети с ЗПР

Групповые упражнения на развитие памяти детей с ЗПР и с умственной отсталостью

  • «Оригинальное знакомство»

Все участники встают в круг, чтобы ведущий оказался в центре. Первый ребенок называет свое имя и показывает какое-то движение. Второй должен повторить имя и движение первого, а также представиться и показать другое движение. Третий должен повторить имя и движение первого и второго ребенка, дальше он называет свое имя и показывает движение. И так до последнего участвующего, по кругу.

  • «Все новое и хорошее»

Дети рассаживаются на стульях, образующих круг, в центре которого стоит стул. Каждого участника по порядку просят рассказать группе о событиях, случившихся с ним на прошлой неделе, которые были для него и положительными, и в то же время новыми. Ребенок сначала представляется окружающим, потом рассказывает о себе.

  • «Угадай, кто позвал»

Дети так же стоят в кругу. В середину выходит какой-то участник. Он закрывает глаза. Остальные ребята по порядку называют имя этого малыша, после чего ведущий угадывает по голосу, кто его назвал. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли отгадывающего.

  • «Испорченный видеомагнитофон»

Взрослый отбирает 5 человек из всех участников игры. Он говорит им, что покажет картинку и прочитает текст, который относится к содержанию изображения. После остается один ребенок, а остальные ждут за дверью. Ему читают текст и показывают картинку. Те же действия ведущий производит по очереди с другими участниками. Первый рассказывает все, что он видел, по картинке. Потом приглашают другого малыша и так далее.

  • «Сантики— фантики—Лимпопо»

Все участники игры образуют круг. Выбирается ведущий, который на короткое время выходит за дверь. Дальше он возвращается и ищет в кругу того, кто показывает некоторые движения всей группе. В это время все участники ходят по кругу, хлопают в ладоши, выполняют действия, показанные ведущим, произнося вслух: «Сантики—фантики—Лимпопо».

  • «Открытка»

Это тоже игра для группы. Все участники встают в круг. У ведущего в руках несколько открыток или картинок, которые передают по часовой стрелке. Дети должны внимательно посмотреть на изображения и запомнить их. После ведущий забирает раздаточный материал. Задача юных участников – самостоятельно рассказать о том, что они увидели.

Открытка

  • «Узнай на вкус»

Ведущий показывает детям карточки с изображением разных фруктов и овощей, предлагая каждому ребенку рассказать об определенном фрукте или овоще, его вкусе, цвете, запахе и т. д.

  • «Испорченный телефон»

Детей сажают на стулья в один ряд. Ведущий говорит слово на ухо первому ребенку, который сидит ближе всех к нему. Он должен передать услышанное соседу, и дальше в таком же порядке. После ведущий спрашивает, какое слово кто слышал. Те, кто ошибся, садится в конец ряда. Такая игра рассчитана на 20 минут.

  • «Не пропусти ни слова»

Ведущий в медленном темпе читает короткие (по 2–4 слова), не связанные между собой по смыслу предложения в течение 5–6 минут. Он выбирает участника, который повторяет последнее предложение. Кто ошибся или вообще не смог повторить, тот встает, когда более удачливые участники продолжают игру сидя. При повторной ошибке ребенок прикладывает руки к ушам, как при желании прислушаться. Ведущий обязательно проверяет каждого участника. Побеждает тот малыш, который ни разу не ошибался.

  • «Вот так позы»

В ряду стоят 3–6 человек, причем каждому предлагается принять какую-то позу, не похожую на позы остальных. Один из участников должен смотреть на всех секунд 40–50 и изобразить позу каждого, а остальные в это время просто стоят.

  • «Не упусти ничего»

Такую игру проводят во время прогулки. Все дети образуют одну шеренгу. Ведущий дает сигнал, по которому участники поворачиваются вокруг, стараясь запомнить увиденное перед собой. Спустя минуту они принимают исходное положение, потом быстро стараются вспомнить увиденное.

  • «Точные движения»

На столе лежат 8–10 разных предметов. Участники игры должны посмотреть на них в течение 15–20 секунд, запомнив, в каком порядке они лежат. После один ребенок с завязанными глазами, не трогая другие предметы, должен коснуться того, что назвал ведущий.

Память дошкольника по мере его роста постоянно совершенствуется. Непроизвольное и механическое запоминание быстро превращается в осознанный процесс, происходит увеличение объема памяти. Взрослый человек, как родитель, так и педагог, должен помочь малышу через игру раскрыть свои способности.

Вышеописанные игры помогут в развитии таких видов памяти у детей, как слуховая, зрительная, тактильная и моторная. Однако стоит помнить, что дети в таком возрасте не должны перегружаться, чувство меры необходимо и в занятиях.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Министерство науки и высшего образования РФ
  2. Институт развития стратегии образования
  3. Воспитатели России
  4. ФГОС
  5. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Выиграйте
сертификат магазина "Озон"
Скачать шаблоны
для логопедов
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Шаблоны для
логопедов
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw