Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
АВА-терапия для детей: суть методики
Главная > Блог > АВА-терапия для детей: суть методики
19.06.2024
651
Время чтения: 16 минут

АВА-терапия для детей: суть методики

Для каких категорий? АВА-терапия для детей используется при коррекции поведения и выработке важных жизненных навыков. Изначально применялась в работе с расстройством аутического спектра, сейчас методика успешно используется также при умственной отсталости и тяжелых нарушениях речи у воспитанников.

Как работает? В основе АВА-терапии лежат метод положительного подкрепления, поощрение детей за успешное выполнение заданий. На первом этапе в качестве награды обычно используют что-то вкусное для ребенка. На следующем применяются похвала, любимая игра, возможность заняться тем, что нравится.

Оглавление:
  1. Суть АВА-терапии для детей
  2. Основные принципы АВА-терапии для детей
  3. Методы определения целей работы в АВА-терапии
  4. АВА-занятия для детей
  5. Коррекция поведения при помощи АВА-терапии на основе функций
  6. Часто задаваемые вопросы об АВА-терапии для детей
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Суть АВА-терапии для детей

Методика прикладного анализа поведения, известная как АВА (Applied behavior analysis), пользуется популярностью благодаря своей эффективности. Она помогает скорректировать поведение детей с аутизмом или другими болезнями, ограничивающими возможности ребенка. Однако существует много заблуждений о том, что включает в себя АВА. Некоторые люди неправильно считают, что этот подход ограничен небольшим числом практик и сравнивают его с дрессировкой, не учитывая многообразие областей применения методов АВА.

АВА-терапия

ABA-терапия — набор психологических и образовательных методов, которые адаптированы под потребности каждого конкретного ребенка с целью исправления его поведения. Основная цель терапии заключается в развитии у детей навыков речи, игры, социального взаимодействия и пресечении девиантного поведения.

Применение терапии ABA улучшает устойчивость к зрительному контакту, способствует обучению и развитию речевых навыков у детей с аутизмом, а также поддерживает их умение спонтанного подражания. Этот метод помогает детям проявить интерес и готовность к обучению, а также снизить самоагрессию, самостимуляцию и проявления ритуального поведения или избавиться от них.

Метод прикладного анализа поведения, или АВА, успешно применяется для коррекции аутизма, а также эффективен при лечении других отклонений в развитии, таких как:

  • синдром Аспергера;
  • инвалидность, вызванная дефектом развития;
  • черепно-мозговые травмы;
  • вспышки агрессии;
  • неуправляемое поведение.

Цели в рамках ABA-терапии устанавливаются на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, так как учитываются конкретные проблемы и расстройства. Дети с аутизмом часто проявляют недостаток зрительного контакта, отказываются заниматься и повторяют действия взрослых. Первоочередной задачей является уменьшение или устранение указанных проблемных аспектов в поведении. После достижения этой цели важно сосредоточиться на улучшении навыков коммуникации и социального взаимодействия.

Основные принципы АВА-терапии для детей

Основной идеей ABA является то, что поведение, которое вознаграждается, будет закрепляться. В процессе терапии специалист или родитель предлагает ребенку стимул в виде вопроса или просьбы и ожидает ответа. Если ответ положительный, то ребенок получает похвалу или материальное вознаграждение, например, игрушку или конфету. Отрицательные реакции, в свою очередь, не требуют внимания или реагирования.

АВА-терапия

Терапия ABA основана на принципах, которые помогают понять, как дети с расстройствами аутистического спектра осваивают определенные поведенческие навыки.

На фундаментальном уровне, который охватывает:

  • мотивацию ребенка;
  • последствия, реакцию ребенка;
  • «подкрепление» или «наказание», зависящие от ответов ребенка.

Поощрение – это стимул, который мотивирует ребенка повторять правильные действия. Примеры поощрений для маленьких детей могут быть разнообразными: одобрение, улыбка, игрушки, мыльные пузыри, просмотр мультфильма, конфеты и так далее.

Наказание в ABA-терапии не предполагает физическое воздействие, а основано на отсутствии поощрения. Для определения наиболее эффективных методов влияния на поведение ребенка необходимо провести функциональную оценку потенциальных подкреплений или наказаний.

В ABA-терапии чаще всего используется метод дискретных проб. Он заключается в том, что педагог дает ребенку предмет или задает вопрос, на который тот должен дать ответ. Например, педагог может показать стакан и спросить: «Что это?». Если ребенок правильно отвечает «стакан», педагог поощряет его. Это называется дискретной пробой. В процессе проведения проб стимулом может быть предмет, вопрос, карточка с текстом или изображением. Педагог оценивает реакцию ученика и либо поощряет за правильный ответ, либо помогает ребенку, если он допускает ошибку, давая подсказку перед тем, как будет дан ответ.

При использовании безошибочного метода обучения ребенок начинает с имитации действий учителя и постепенно учится без подсказок. Метод дискретных проб является важным компонентом обучения детей с расстройствами аутистического спектра, но не единственным.

Вторым по значимости подходом является функциональная оценка и анализ, которые используются для определения причин проблемного поведения у ребенка, таких как агрессия, отсутствие внимания или нежелательное поведение. Функциональный анализ помогает разработать эффективную программу улучшения ситуации.

Методы определения целей работы в АВА-терапии

Оценка навыков осуществляется для определения специфических способностей, которые следует проработать у ребенка в текущий момент. Практикующие педагоги-психологи в сфере прикладного поведенческого анализа при аутизме применяют разнообразные подходы для реализации этой задачи.

АВА-терапия

Ключевые и наиболее широко используемые методы среди них:

  • ABLLS-R – это инструмент для оценки базовых навыков в различных областях развития, таких как обучение, академические навыки, самообслуживание и моторика. Он помогает определить ключевые области для развития. Его разработал Джеймс Партингтон.
  • VB-MAPP – методика создана для анализа компетенций в области вербальной коммуникации и социальных взаимодействий у детей. Через анализ результатов можно установить начальную точку в развитии конкретных способностей ребенка, определить степень сложности для старта обучения, выявить потенциальные проблемы и выбрать наиболее подходящий образовательный подход. Создателем этой методики является Марк Сандберг.
  • PEAK – комплексная система анализа навыков, разработанная Марком Р. Диксоном, состоит из четырех ключевых сегментов: обучение, генерализация, эквивалентность и преобразование. Каждый из этих сегментов направлен на изучение 184 уникальных умений. Данный подход обеспечивает глубокую оценку навыков и находит успешное применение в работе с людьми аутистического спектра разного возраста – от детей до взрослых.
  • AFLS – программа, созданная Партингтоном и Мюллером, предназначена для оценивания степени владения фундаментальными, повседневными и социум-ориентированными умениями.
  • Essential for Living – программа для измерения основополагающих навыков, разработанная Patrick McGreevy, Troy Fry и Coleen Cornwall, нацелена на оценку развития критически важных умений у детей и взрослых с легкими и тяжелыми отклонениями.

АВА-занятия для детей

Как заниматься АВА терапией для детей?

Обучение по блокам

Методика ABA является одним из наиболее популярных подходов к обучению, основанным на разделении желаемых поведенческих навыков на отдельные этапы, которые оттачиваются с помощью множества повторений. Она включает в себя предъявление стимула, предоставление подсказок, наблюдение за реакцией ребенка, поощрение за правильное выполнение и коррекцию ошибок в случае неправильной реакции.

АВА-терапия

Упражнение проводится на полу или за столом под руководством специалиста, который направляет и поощряет ребенка. Например, специалист может помочь ребенку выполнить указание, обхватывая его руку своей и направляя ее, как надо. После успешного выполнения ребенок получает похвалу и со временем специалист постепенно сокращает количество подсказок.

Обучение цепочкой

В ABA-терапии широко используется техника, известная как методика цепочки. Она направлена на освоение комплексных действий, состоящих из длинной последовательности шагов. Комплексная задача делится на более простые компоненты, которые пошагово отражаются в инструкциях или списках выполнения.

Например, в процессе обучения чистки зубов действия могут предполагать следующие шаги: включить воду, подвернуть рукава, взять зубную щетку, нажать на тюбик пасты, выдавить пасту на щетку, почистить зубы, промыть щетку, ополоснуть рот, выключить воду, высушить руки и лицо полотенцем.

После того как чек-лист с описанием каждого шага цепочки выполнения будет составлен, поддержка начнет постепенно уменьшаться. Подсказки могут быть сокращены либо убраны с конца или от начала, в зависимости от количества действий, которые могут выполняться независимо. Для каждого шага определяется своя иерархия предусмотренных подсказок, и уровень поддержки фиксируется в чек-листе.

Обучение в естественной среде

Этот метод помогает детям применять навыки в их ежедневной жизни, такие как выражение просьб, мотивационные призывы и описание расположения предметов. Педагог использует этот подход для выявления и стимулирования инициативы ученика, чтобы использовать ее в учебных целях.

Данная методика учит улучшению коммуникативных умений, а также навыку выражать свои запросы и проявлять самостоятельность у детей. Взрослые реагируют на индивидуальные потребности ребенка, оказывая необходимую поддержку в моменты, когда ребенок берет на себя инициативу.

К примеру, если ученик любит яблоки, их можно расположить так, чтобы они привлекли его внимание, но не были слишком близко. Когда ребенок проявит интерес к яблоку, взрослый может произнести слово «яблоко» и протянуть его ребенку. Со временем наставник сокращает свою помощь, поощряя тем самым воспитанника к большей независимости.

В контексте ABA-терапии систему подсказок можно считать ключевым элементом. Необходимо предоставлять такие подсказки, которые со временем можно было бы сократить, не теряя развитых способностей. Они должны быть настолько регулирующими, чтобы вызывать желаемое действие у ребенка, однако важно избегать создания зависимости от этих подсказок.

Смешанные блоки

Данный способ сочетает в себе практику новых умений и повторение уже освоенного материала в формате, оптимальном для терапевта. Инструкции фиксируются на карточках, окрашенных в различные цвета в зависимости от области знаний. Педагог подготавливает комплект карточек с известными ребенку задачами и добавляет к ним несколько новых для изучения. В таком методе АВА-терапии занятия для детей обычно проходят за столом и отличаются интенсивным темпом.

АВА-терапия

Путь с препятствиями

При помощи специалиста дети или взрослые создают путь с препятствиями, используя маты, дорожки, лестницы и другие предметы. Каждое препятствие содержит задание для ребенка, такое, как называние карточек, чтение, сборка пазлов и тому подобное.

Игра

На занятии родитель обыгрывает вместе с ребенком знакомый им сюжет, что способствует развитию различных навыков, включая эхо-имитацию, просьбы, моторную имитацию и другие.

Существует множество альтернативных методов для развития навыков и управления поведением, в том числе тренинги, использование систем подсказок и применение других стратегий.

Коррекция поведения при помощи АВА-терапии на основе функций

В АВА-терапии для детей, помимо обучения новым навыкам, осуществляется коррекция нежелательного поведения на основе четырех функций. Каждая функция поведения определяет желание ребенка получить что-то, что он хочет получить с помощью непослушания, и показывает, откуда исходит его мотивация.

Сенсомоторное развитие детей

Функции поведения бывают такими:

  • Привлечение внимания — это действия ребенка, направленные на привлечение внимания взрослого путем вызова его реакции, которая может быть как положительной, так и отрицательной. Например, это может быть какая-нибудь шалость для привлечения внимания родителей или громкое поведение на уроке, чтобы привлечь внимание окружающих.
  • Достижение желаемого результата путем определенного поведения. Например, ребенок узнает, что он получит конфету, если будет кричать громко, и поэтому повторяет такое поведение, чтобы добиться желаемого результата.
  • Поведение избегания — это стратегия, которая используется для отклонения от выполнения задачи или других неприятных действий. Например, когда просят ребенка начать задание, он начинает ударять себя, чтобы отложить начало работы.
  • Поведенческие действия, направленные на получение удовольствия от физического контакта и чувственных впечатлений. Например, дети могут качаться на качелях или переворачиваться вверх ногами, чтобы насладиться приятными ощущениями.

Определение функции поведения включает в себя несколько этапов:

  • В начале работы специалисты по прикладному анализу поведения собирают информацию о поведенческих особенностях ребенка. Они ведут разговоры с родителями, заполняют анкеты, используют рейтинговые шкалы, общаются с учителями и другими педагогами, знакомыми с ситуацией. Таким образом изучаются условия, при которых проявляется поведение, его характеристики, длительность, ухудшения, факторы, спровоцировавшие такое поведение и реакцию родителей на него. Также анализируется, какие последствия, позитивные или отрицательные, ребенок получает в ответ на свое поведение.
  • Эксперт должен осуществлять прямое наблюдение за поведением, чтобы собрать дополнительную информацию, которая зачастую является более объективной.

Часто задаваемые вопросы об АВА-терапии для детей

Кто занимается АВА-терапией?

Терапевт по ABA — это специалист, который проводит индивидуализированные сеансы с ребенком, направленные на развитие социальных навыков и преодоление задержек в его развитии на основе утвержденной программы.

Сколько необходимо заниматься?

Чтобы обеспечить возможность ребенку освоить важные поведенческие навыки и наверстать упущенное в развитии, необходимо создать интенсивную программу раннего вмешательства с занятиями продолжительностью от 30 до 40 часов еженедельно.

Объем учебных часов в программе ABA может быть изменен в зависимости от индивидуальных потребностей и условий. Обычно комплекс включает в себя 20 часов занятий еженедельно, но может быть как минимум 6 часов в неделю или как максимум 40 часов.

Какие результаты даст АВА-терапия?

С постоянными тренировками и активным вкладом со стороны учителей, родителей и самих детей терапия ABA приводит к следующим достижениям:

  • ребенок улучшает свои коммуникативные навыки и становится более адаптированным к работе в группе;
  • у ребенка развиваются умения, необходимые для обучения;
  • происходит коррекция поведенческих особенностей, типичных для аутичного спектра;
  • умственные способности ребенка прогрессируют в соответствии с его возрастными нормами;
  • ребенок освоит подготовку к посещению медицинских учреждений для проведения лечебных процедур, диагностических осмотров, сдачи анализов, проведения УЗИ, ЭЭГ, ЭКГ и прочих обследований;
  • происходит развитие визуального и рационального мышления;
  • ребенок учится умениям, которые понадобятся ему для независимой жизни впоследствии.

Методы АВА-терапии для детей считаются эффективными для работы с аутизмом, так как они направлены на замену неподходящих поведенческих реакций у ребенка положительными навыками, которые способствуют его социальному и психологическому развитию, и являются одними из наиболее результативных подходов в этом случае.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Минпросвещения РФ
  3. Портал учителя РФ
  4. Всероссийский педагогический портал
  5. Воспитатели России
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw