Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Безотметочное обучение
Главная > Блог > Безотметочное обучение: плюсы и минусы новой технологии контроля успеваемости
25.01.2023
2272
Время чтения: 17 минут

Безотметочное обучение: плюсы и минусы новой технологии контроля успеваемости

Что это? Безотметочное обучение – современная альтернатива набившей оскомину пятибалльной системе. Новый подход позволяет снизить вероятность возникновения эмоциональных проблем у детей, связанных с получением той или иной отметки. Низкая самооценка на фоне других учащихся, страх показаться незнающим что-либо и тут же быть наказанным за это отпадают.

Как внедрить? Необходимо рассмотреть все принципы и особенности данной системы. У нее, помимо явных плюсов, имеются и недостатки. Над ними нужно работать, чтобы в итоге дети могли учиться не по старой схеме, а войти в совершенно новый, психологически спокойный мир обучения.

Оглавление:
  1. Описание технологии безотметочного обучения
  2. Принципы безотметочного обучения
  3. Виды контроля успеваемости в безотметочном обучении
  4. Плюсы безотметочной системы обучения
  5. Минусы безотметочного обучения
  6. Приемы безотметочного обучения
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Описание технологии безотметочного обучения

При безотметочном обучении образовательный процесс, а также уровень знаний и умений школьников оцениваются по-особенному. Такое преподавание имеет содержательно-оценочную основу, при этом отметки учителем не выставляются.

Безотметочное обучение

Что такое содержательный контроль и оценка? Для них характерно следующее поведение учителя: преподаватель высказывает свои мысли и дает оценку, которая должна иметь подробное пояснение. Важно, чтобы в ней нашли свое отражение количественный и качественный результаты учебы. Рецензия происходит на основании уровня знаний и умений по дисциплинам, оценивается уровень развития ученика.

Метод безотметочного обучения в 1 классе выбирается с учетом возрастных особенностей учеников. Первоклассники чувствуют внешнюю мотивацию деятельности, они еще не умеют производить объективную оценку результатов, не способны контролировать процесс и осуществлять самоконтроль, оценивать свои собственные старания.

Дети в возрасте 6-7лет не могут понимать, что отметка имеет отношение именно к их деятельности, они воспринимают ее либо как поощрение или наказание, либо как отношение педагога к себе, которое может быть положительным или отрицательным.

Безотметочное обучение в начальной школе имеет свои задачи. Необходимо создать особенные условия, которые позволят сохранить психофизическое здоровье учеников младших классов, развить в них внутреннюю мотивацию к учебе, научить оценивать свою деятельность, сформировать творческие навыки, адекватную самооценку.

Принципы безотметочного обучения

Безотметочное обучение базируется на следующих принципах:

  1. Сначала ученик должен дать себе оценку, а затем узнать, как его оценивает преподаватель.
  2. Самооценка школьника должна стать со временем дифференцированной.
  3. Оцениванию в безотметочном обучении подлежат исключительно достижения учеников, которые дети сами предъявляют для рецензии. Здесь действует правило: «Добавлять, а не вычитать».
  4. Самооценивание и самоконтроль должны быть неразрывно связаны между собой.
  5. Ученики вправе самостоятельно выбирать уровень сложности тех задач, на которые направлен контроль.
  6. Оценке в первую очередь должна подлежать динамика прогресса учащегося в отношении самого себя.
  7. Каждый школьник может сомневаться и не знать чего-либо. В этом заключается его право. Оформление сомнения и незнания должно происходить как в школе, так и дома.
  8. Для того чтобы определить итоговую оценку, необходимо применять накопительную систему отзывов.

Виды контроля успеваемости в безотметочном обучении

Для безотметочного обучения младших школьников характерно применение следующих видов контроля:

Безотметочное обучение

  1. По месту в образовательном процессе:
    • Предварительный контроль. В рамках этого вида проверки преподаватель может оценить первоначальный уровень знаний учеников по учебным дисциплинам.
    • Поурочный контроль. Педагог на каждом уроке проверяет, насколько хорошо учащиеся усвоили новую тему. Это дает возможность понять степень прогресса школьников в рамках образовательного процесса.
    • Тематический контроль. Этот вид подразумевает проверку того, как хорошо ученики усвоили тему или раздел из учебного плана.
  2. По содержанию:
    • Прогностический (планирующий) контроль. В рамках этого вида проверки осуществляется определение последовательности выполняемых операций, актуальных для учебного процесса, либо определение набора действий, которые предшествуют выполнению работы.
    • Пооперационный контроль. Позволяет сделать выполнение операций в пределах учебного процесса правильными, максимально полными и последовательными.
    • Контроль по результату. Педагог проверяет результат по завершении каждого учебного действия.
  3. По субъектам контрольно-оценочной деятельности:
    • Внешний контроль. Проверять могут и преподаватель, и одноклассники (взаимопроверка и взаимооценка).
    • Внутренний (рефлексивный). Ученик самостоятельно контролирует результат своей деятельности, оценивая самого себя.

Безотметочное обучение

В безотметочном обучении оценка и содержательный контроль играют важную функцию. Они являются отражением качественного результата образовательного процесса. Последний необходимо рассматривать в отношении личных показателей каждого отдельно взятого ученика.

Вывод о том, насколько прогрессивным для ребенка было преподавание, необходимо делать на основании его же результатов, которые были определены по итогам предыдущего анализируемого периода. Нельзя сравнивать успехи учеников между собой.

Плюсы безотметочной системы обучения

В ходе анализа безотметочного обучения были выявлены его достоинства:

  • Ученики чувствуют себя комфортно с эмоциональной точки зрения. Они не подвержены стрессовым ситуациям, так как не боятся, что им поставят плохую оценку, соответственно, и родители их не накажут.
  • Школьники не опасаются прямо признаваться в том, что они что-либо не понимают из учебной программы. Незнание при безотметочном обучении влечет за собой коррекцию ситуации, а не отрицательную отметку.
  • Предупреждение возможного недопонимания между учеником и педагогом, которое может привести к конфликту из-за субъективности оценивания успеваемости школьника со стороны учителя. Безотметочное обучение дает возможность объективной оценки результатов деятельности, личностное отношение при этом отходит на задний план.

Безотметочное обучение

  • Мотивация к учебе среди учеников независимо от их способностей.
  • Педагог Ш. А. Амонашвили склонен считать, что безотметочное обучение – это возможность повышения рейтинга знаний и учебного процесса в глазах школьников. В процессе у них вырабатывается интерес к познанию, что играет важную роль при формировании полноценной учебной деятельности. Такая система преподавания дает возможность ученикам понять, что в учебе главное – не оценки, а получение новой информации.

Минусы безотметочного обучения

Педагоги, которые работают по системе безотметочного обучения, выделяют ряд проблем:

  • В системе нет комплексного подхода в части оценивания знаний учеников. Так как в безотметочном обучении нет четкого определения критериев оценки, учителя нередко испытывают трудности.
  • Родители учеников часто не понимают, на что необходимо обратить внимание, что следует дополнительно проработать. Безотметочное обучение не всегда дает представление о том, усвоена тема в полном объеме или нет.
  • Безотметочное обучение нуждается в организации четкой системы проверки знаний, которая будет понятна и ученикам, и родителям.
  • Понижение мотивации к учебе ввиду отсутствия внешней оценки деятельности ребенка, отсутствие конкретики в образовательном процессе. Все это заставляет родителей дополнительно мотивировать детей.
  • Уровень самосознания личности ребенка не дает возможности провести объективную оценку своих знаний и умений с опорой исключительно на самооценку.
  • На классных занятиях преподавателю не хватает времени на объяснение темы персонально каждому ученику, а также на разбор допущенных недочетов.

Приемы безотметочного обучения

Какие приемы для оценки знаний можно использовать в безотметочном обучении? Рассмотрим на примерах.

Безотметочное обучение

«Волшебная линеечка»

Такой прием, как «Волшебная линеечка», разработан Т. В. Дембо и С. Я. Рубинштейн. Он представляет собой некоторый отрезок, который делится на три уровня: высокий, средний и низкий. Распределение блоков может осуществляться как по горизонтали, так и по вертикали.

Крайняя правая или верхняя точка отражает верхний уровень. Ученик достигает его в том случае, если предложенное учителем задание выполнено без серьезных замечаний.

Средний – находится на середине отрезка. Ученик в рамках безотметочного обучения достигает этого уровня, если у него не совсем получилось выполнить работу по шаблонному эталону.

Низкий уровень говорит о том, что в работе допущены серьезные ошибки, которые указывают на недостаточное усвоение материала.

Безотметочное обучение

Чтобы безотметочное обучение проводилось согласно этому методу, необходимо выполнить следующее:

  • Выбор критерия оценивания. Желательно, чтобы он был один.
  • Самостоятельное выполнение задания учениками, без посторонней помощи.
  • Сопоставление выполненной работы обозначенному эталонному шаблону.
  • Оценивание.

Для того чтобы оценить работу, ребенок чертит линейку на полях тетради. Когда выполнение задания окончено, он ставит крестик на том отрезке, который соответствует достигнутому, по его мнению, уровню. Затем тетрадь с заданием передается преподавателю. Следующее, что должен сделать ученик, – объяснить, почему он считает, что оценка должна быть такой.

При проверке тетрадей учитель красным цветом ставит крестик в той зоне, которая, как он считает, соответствует уровню выполнения задания. Если оценивание ученика и учителя совпало, отметка ребенка обводится в кружок.

Когда ученики получают тетради обратно, они видят, как работа оценена педагогом. Это дает возможность проверить адекватность самооценки ребенка. Если рецензии не совпадают, у школьников появляется повод для раздумий: им необходимо проанализировать, над какими навыками следует поработать.

«Солнышко».

В рабочих тетрадях по математике рисуют три смайлика: один – радостный, второй – нейтральный, последний – грустный. Когда школьник завершит выполнение задания, ему необходимо закрасить ту картинку, которая соответствует его самооценке. Задача учителя – сделать из смайлика, который, по его мнению, характеризует выполненную работу, солнышко, дорисовав к нему лучики.

«+», «-» и «?».

Знаками «+», «-», «?» можно сформировать прогностическую оценку. Их соответственные значения – «полностью понял тему», «не усвоил информацию», «сомневаюсь».

Безотметочное обучение

После объяснения нового материала преподаватель задает ученикам вопрос о том, все ли им понятно по теме? Так как дети в младшей школе еще не умеют адекватно оценивать результат своего обучения, чаще всего они утверждают, что все усвоили. Именно для формирования навыка оценивания и разработана система прогностических оценок.

Задача детей заключается в выполнении небольшого задания по теме, которую они только что изучили. Перед тем как ученики приступят к работе, им необходимо самостоятельно оценить свои возможности, используя вышеприведенные знаки. После выполнения учитель проверяет работы и сравнивает результат с прогностической оценкой. В случае совпадения она обводится в круг.

«Оценка-шкала».

Здесь критерии оценивания определяются самими учениками. Каждое выполненное задание должно иметь определенный балл. Например:

  • Наклон букв – 2 балла.
  • Соединения – 2 балла.
  • Высота букв – 2 балла.
  • Правильность написания – 3 балла.
  • Перенос слов в соответствии с правилами – 2 балла.
  • Правильно выполненное грамматическое задание – 3 балла.

На основании суммы полученных баллов рисуется шкала. Самооценка ученика отмечается как «Х». После самостоятельного оценивания учащимися своей работы педагог подводит итог и ставит свою оценку.

Безотметочное обучение не предполагает выставления пятибалльных оценок в классный журнал. Эта система имеет множество достоинств, но в то же время требует тщательной доработки. Пожалуй, главный ее плюс заключается в ориентировании на личностный подход в образовательном процессе.

Для того чтобы массово внедрить безотметочное обучение в образовательный процесс, необходимо пересмотреть отношение к качественной стороне преподавания. Сегодня эта система уже продумана и ответы на многие вопросы в этом направлении нашли свое отражение на законодательном уровне.
Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Минпросвещениф РФ
  3. Воспитатели России
  4. Портал учителя РФ
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw