Целеполагание на уроке, его категории и приемы
Сохранить статью:
О чем речь? Целеполагание на уроке ставится в приоритет в школьном обучении. Дети учатся самостоятельно определять цель и задачи получения новых знаний. Это мотивирует на освоение учебного материала.
Как учить? Учитель не ставит цель перед учениками, а создает условия, при которых они делают это самостоятельно. Для этого педагог прибегает к приемам, которые используются на уроке для развития данного умения.
Оглавление:- Смысл целеполагания на уроке
- Категории целеполагания на уроке
- Классификация приемов целеполагания на уроке
- Распространенные приемы целеполагания на уроке
- Ошибки в понимании целеполагания на уроке
- Часто задаваемые вопросы о целеполагании на уроке
Смысл целеполагания на уроке
Урок – это форма организации образовательно процесса, существующая уже более четырех столетий. Изобретение педагогов имеет столь высокие показатели жизнеспособности, что и в настоящее время подобный тип занятий остается главным организационным методом учебной и воспитательной работы.
За все время своего существования урок многократно совершенствовался. Мы же будем акцентировать внимание именно на современной форме организации учебно-воспитательного процесса, которая отвечает «духу и требованиям своего времени».
Важно: урок – это система, следовательно, он должен иметь цель, то есть общее представление о том, каким будет конечный результат.
ФГОС второго поколения устанавливает действия по целеполаганию на уроке как приоритетное направление, которое подразумевает под собой способность постановки в рамках образовательного и воспитательного процесса новых целей и задач, планирование их реализации, а также осуществление выбора максимально эффективных путей и методов достижения. Кроме того, к целеполаганию относятся контроль и анализ своей деятельности на основании способа действия и результата, своевременное внесение корректировок.
Под понятием «цель урока» понимаются результаты, которых необходимо достичь при использовании разных приемов, в том числе дидактических, методических и психологических.
С точки зрения педагогики целеполагание – это процесс постановки целей и задач субъектов образовательного процесса (преподавателя и обучающегося), их предъявление друг другу, согласование и достижение.
Целеполагание на уроке должно быть субъектным и соответствовать результату, который запланирован.
Грамотное и эффективное планирование всегда начинается именно с целеполагания.
К целям предъявляются следующие требования:
- Они должны быть реальными, достижимыми, конкретными и контролируемыми.
- Их нужно формулировать продуктивно, то есть «от ученика». При этом необходимо прогнозировать образовательный результат.
- Важно, чтобы они были соотносимы с типом и содержанием урока.
- Большое значение имеет и личностная ориентированность.
Среди минусов традиционного образовательного процесса можно выделить то, что целеполаганием занимались лишь преподаватели.
Известный факт: любой вид деятельности, в том числе и учебной, всегда начинается с определения цели. Ученики, которые не понимают, зачем они учатся, остаются пассивными участниками процесса. Вполне логично, что основное требование ФГОС к метапредметным результатам – приобретение способности принимать и сохранять цели и задачи образовательного процесса.
Данную компетенцию обязательно нужно развивать. В противном случае невозможно формирование способности к оценке своих достижений в рамках обучения, так как они должны иметь привязку к целям.
Если обучающийся понимает суть учебной задачи и принимает ее в качестве лично значимой, значит, его деятельность будет иметь мотивы для достижения цели.
Для формулирования и присвоения цели обучающемуся нужно столкнуться с ситуацией, когда он почувствует, что имеющихся знаний и умений ему не хватает. В таком случае задача будет восприниматься как проблема, которая, являясь объективной, для ученика становится субъективной.
Категории целеполагания на уроке
Основные категории учебных целей | Характеристика целей | Ключевые слова для постановки задач |
Образовательная |
Приобретение программных знаний и навыков на уровне осознания и использования |
Повторение, формулирование определения, знакомство, описание, объяснение, демонстрация, применение, контроль, обеспечение, закрепление, перечисление, выполнение, систематизация |
Развивающая |
Формирование общеучебных и специальных навыков, модернизация мыслительных процессов, развитие эмоциональной области, формирование умения строить монолог, работать в вопросно-ответной форме, вести диалог, развитие культуры общения, умения контролировать и оценивать самих себя |
Содействие в формировании навыков, обучение сравнению, выделению основного, проведение аналогий, развитие глазомера, мелкой моторики рук, навыка ориентирования в пространстве |
Воспитательная |
В рамках этой категории формируются эмоционально-личностное отношение к явлениям, происходящим в окружающем мире, интересы и склонности, умение переживать определенные чувства. Также в учениках воспитывается позитивное отношение к знаниям и образовательному процессу, формируются идеи, мнения и убеждения, а также самооценка и навык самостоятельной деятельности. У подопечных закладывается поведенческий опыт в любой социальной среде |
Содействие формированию, стимулирование интереса, пробуждение любознательности и заинтересованности в самостоятельном решении задач, побуждение к активности, укрепление навыков, выражение своего мнения |
Классификация приемов целеполагания на уроке
Приемы целеполагания, выбранные педагогом, необходимо применять для того, чтобы цели учителя стали задачами учеников.
Эти приемы имеют несколько видов:
- Визуальные:
- Тема-вопрос;
- Работа над понятием;
- Ситуация яркого пятна;
- Исключение;
- Домысливание;
- Проблемная ситуация;
- Группировка.
- Аудиальные:
- Подводящий диалог;
- Собери слово;
- Исключение;
- Проблема прошлого урока.
на наши новости
500 000 пользователей!
Педагог может огласить ученикам тему занятия и предложить им определить его цель, используя приемы целеполагания.
Буквально каждый прием целеполагания базируется на диалоге. Именно по этой причине вопросы должны быть грамотно сформулированы, учеников нужно научить не только давать ответы на них, но и придумывать собственные.
Цель урока должна быть написана на классной доске. В рамках занятия она обсуждается с учениками, коллектив приходит к заключению, что можно не ограничиваться лишь одной.
Далее нужно определить задачи урока. Этого можно добиться посредством действий, которые будут выполнять ученики, к примеру, чтением учебника, составлением конспекта, прослушиванием лекционного материала, созданием таблицы, выпиской слов и пр. Задачи, как и цели, фиксируются на классной доске.
В завершении занятия нужно вернуться к тому, что написано на доске, и провести анализ совместно с учениками. Необходимо обозначить, какую работу они выполняли на протяжении урока, удалось ли им достичь цели. На основании полученной информации определяется домашнее задание. Вышеуказанные приемы могут быть использованы при следующих обязательных условиях:
- Должны приниматься во внимание уровень знаний и опыт обучающихся.
- Поставленная цель – доступна, то есть ее степень трудности разрешима.
- Участники образовательного процесса толерантны, то есть считаются с мнениями остальных, независимо от того, являются они правильными или нет, при этом точки зрения должны быть обоснованы.
- Основное направление работы – это активная мыслительная деятельность.
От того, как используются приемы целеполагания, зависит формирование мотива и потребности в действии:
Традиционный подход к целеполаганию | Целеполагание «от ученика» | Задачи этапа урока (микроцели) |
Ознакомить учеников с… |
Будут знать |
Ученики получат знания о… Вспомнят… |
Сформировать умения … |
Научатся |
Повторят … Будут уметь… |
Закрепить умения |
Приобретут навык |
Закрепят… Потренируются… |
Вызвать интерес к дисциплине |
Смогут поразмышлять о…, задуматься о… Смогут проявить… |
Поразмышляют… Продемонстрируют… |
Распространенные приемы целеполагания на уроке
- Тема-вопрос.
Учитель формулирует тему занятия в виде вопроса. Ученики должны выстроить план действий, которые помогут дать ответ. Обучающиеся выдвигают различные мнения. Чем их больше, тем лучше развивается способность слышать других и поддерживать чужие идеи. Кроме того, разнообразие инициатив делает урок более интересным и ускоряет рабочий процесс.
Должность руководителя процесса может быть принята педагогом при субъект-субъектных отношениях. Руководить может и ученик, преподаватель тогда будет уточнять собственную позицию и направлять деятельность в верное русло.
- Работа над понятием
Педагог предлагает ученикам для зрительного восприятия название темы занятия. Он просит пояснить каждое слово из него или найти значение в «Толковом словаре». К примеру, рассматривается тема «Спряжение глаголов». На основании значения каждого из составляющих слов определяется цель урока. То же самое можно сделать и через подбор синонимов или поиск в сложных словах составляющих их основ, допустим, для тем «Словосочетание» или «Прямоугольник».
- Подводящий диалог.
В рамках целеполагания на уроке на этапе актуализации учебного материала проводится беседа. Она направлена на обобщение, конкретизацию и логику. Во время разговора обсуждается, о чем ученики не могут говорить, так как не обладают должной компетенцией, и какие свои действия не умеют полностью обосновать. Таким образом, возникает ситуация, когда нужно выполнить дополнительные операции или провести исследования. Определяется цель.
- Домысливание.
Целеполагание современного урока предусматривает оглашение темы занятия и использование следующих слов-«помощников»:
- повторим;
- изучим;
- узнаем;
- проверим.
Слова-«помощники» позволяют ученикам самостоятельно сформулировать цели занятия.
- Проблемная ситуация.
Здесь создается противоречие между тем, что известно, и тем, что неизвестно. Прием применяется в следующей последовательности:
- Ученики самостоятельно решают поставленные задачи.
- Результаты проверяются коллективно.
- Выявляются причины, из-за которых возникли разногласия или сложности.
- Устанавливается цель урока.
- Проблема предыдущего урока.
В конце занятия педагог предлагает ученикам выполнить задание, которое должно вызвать у детей трудности. Сложности с выполнением связаны с тем, что у ребят еще недостаточно знаний или им не хватает времени. Следовательно, к теме урока необходимо вернуться в следующий раз. Таким образом, задача очередного занятия формулируется во время предыдущего, после информация лишь восстанавливается в памяти и проводится ее обоснование.
- «На запоминание и воспроизведение».
Учитель должен удивлять своих учащихся, ведь то, что кажется детям любопытным, привлекает внимание и стимулирует рабочие процессы. Настоящий профессионал без проблем сможет посмотреть на ситуацию под таким углом, когда абсолютно обычное покажется чем-то особенным. К примеру, рассказывая о деятелях науки или искусства, можно привести интересные факты из биографии.
- «На понимание и синтез».
Можно разбавить сухую лекцию чем-то фантастическим. Это особенно актуально на уроках музыки, к примеру, в следующих заданиях: написать письмо, адресованное одному из персонажей произведения, или придумать обращение одного героя к другому и пр.
- «На понимание и применение».
Учитель ловит ошибки, сделанные учениками. Использование этого приема позволяет преподавателю провести у учащихся проверку знаний деталей музыкального произведения и терминов. Дети при этом осознают, сколь важно быть внимательными на уроках.
Ошибки в понимании целеполагания на уроке
Стоит отметить, что сегодня целеполагание рассматривается как проблема современного урока.
Рассмотрим, в чем заключается суть этой проблемы:
- В рамках целеполагания задачи заменяются средствами урока.
Нередко педагоги чувствуют себя морально удовлетворенными не от результатов занятия, а именно от деятельности своих подопечных во время его проведения. Если говорить простыми словами, то на замену целям приходят средства их достижения.
К примеру, на уроке географии, который посвящен «Великим географическим открытиям», преподаватель может продемонстрировать целый фейерверк педагогических приемов, тогда каждый ученик окажется максимально вовлеченным в рабочий процесс, а сам урок будет предельно наглядным. Но в таком случае остается незакрытым вопрос о том, какой вывод о значимости открытий сделали обучающиеся.
- Во время определения цели используется формальный подход.
Задачи, которые ставит педагог, расплывчаты и неопределенны, поэтому ученики не всегда их понимают.
- Цели часто оказываются завышенными.
По своему масштабу они подразделяются на локальные и глобальные. С традиционной точки зрения на уроке устанавливается глобальная цель, то есть такая, которой нельзя достичь всего за одно занятие. Стоит отметить, что стратегические цели образования приведены в законе РФ «Об образовании», а также в Национальной доктрине образования, в Концепции модернизации российского образования и прочих документах.
При определении подобных целей принимаются во внимание требования общества и государства, так как они являются ориентиром деятельности людей. К ним относятся, например, интеллектуальное развитие учеников, приобретение знаний, которые пригодятся для практической деятельности, и пр.
Цель, которая имеет взаимосвязь с конкретным учебным занятием, – локальная. Судить о ее диагностичности можно по таким критериям, как наличие средств и возможности убедиться в том, что она достигнута.
- Учитель определяет собственную цель, а ученики – нет.
Это можно объяснить тем, что учащиеся не всегда испытывают интерес во время занятий.
Целеполагание на уроке имеет следующую особенность. Его процесс – это коллективное действие, в рамках которого каждый из обучающихся должен быть активным деятелем, понимающим, что он созидает общее творение. В процессе ученик учится выражать собственное мнение, при этом знает, что другие участники его послушают и примут позицию.
Все учащиеся в процессе приобретают умение слушать и слышать своих собеседников. Только в таком случае целеполагание можно назвать эффективным и современным.
Часто задаваемые вопросы о целеполагании на уроке
Отвечаем на частые вопросы.
Если педагог говорит: «Цель нашего урока…», – можно ли сказать, что он запустил целеполагание у подопечных?
Определенно, нет. Педагог не должен представлять свою цель как факт. Его задача заключается в создании условий, которые позволяют каждому обучающемуся включиться в процесс целеполагания. Этот этап предполагает, что у учеников появится внутренняя мотивация на приобретение активной позиции. Они должны стремиться узнавать, искать и доказывать.
Зачем ученикам следует обучаться целеполаганию?
Использование приемов целеполагания способствует формированию мотивов и потребности в действии. Обучающийся реализует себя в качестве субъекта деятельности и своей жизни.
Процесс целеполагания – это коллективное действие. Каждый учащийся принимает в нем участие, ведет активную деятельность и понимает, что созидает общее творение. Ученики учатся выражать свои мысли, осознают, что их слушают и слышат, а озвученные мнения принимаются другими. В противном случае взаимодействия не получится.
Что такое стадия вызова в целеполагании?
Под этим термином понимается первый этап в развитии критического мышления, которое является необходимым для целеполагания. Стадия вызова ставит перед собой цель – мотивировать учеников к дальнейшей работе. Дети вспоминают, что им уже известно в рамках изучаемой темы и демонстрируют свои знания. Данные систематизируются до изучения, учащиеся задают вопросы, ответы на которые желают получить, составляют план работы по изучению материала.
Когда можно говорить о том, что обучающийся справился с задачей целеполагания?
Можно сказать, что ученик справился с задачей, если он может самостоятельно или с помощью педагога выделить главные направления в изучении материала и сам начинает искать запрошенные сведения.
В конце стоит сделать акцент на том, что овладение целеполаганием – это постепенный процесс. Происходит переход от низкого уровня к более высокому. Здесь демонстрируется, что умение определять цели – это критерий успешного развития в рамках учебной деятельности.
Усвоение учениками навыков целеполагания осуществляется в процессе систематической деятельности педагога. Выпускник образовательного учреждения покидает школу, умея самостоятельно регулировать свою деятельность во взрослой жизни и принимать решения при возникновении проблемных ситуаций.
Материал основан на следующих источниках:
- Учительская газета
- Федеральный институт педагогических измерений
- Минпросвещения РФ
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
- Портал учителя РФ
В рамках познавательной деятельности с учащимися можно использовать различные методы и способы, которые помогут развивать их память, логическое мышление и творческие навыки. Одним из основных инструментов в этом процессе является методическая литература, в которой представлены различные виды работы с учебным материалом.
Также важно использовать различные методы обучения, например, проведение исследовательских проектов. Это поможет учащимся лучше усвоить изучаемый материал и улучшить их понимание предмета.
Планируя уроки, учителя могут использовать разные формы работы, такие как индивидуальные и групповые задания, работу в парах или коллективно. Это поможет развивать навыки сотрудничества и коммуникации у учащихся.
В процессе обучения также важно обращать внимание на формирование у учащихся общих навыков и ценностей, таких как ответственность, умение работать в коллективе, развитие творческого мышления и мировоззрения.
Таким образом, для обеспечения безопасности в учреждениях образования необходимо проводить различные мероприятия. Во-первых, следует использовать документы, определяющие порядок действий в случае возникновения террористического акта или других чрезвычайных ситуаций. В этих документах должны быть указаны меры по эвакуации, охране здания, средствах информации и другие важные сведения.
Во-вторых, необходимо обучать работников и учеников правилам безопасности, а также проводить инструктажи по действиям в случае чрезвычайных ситуаций. Следует проводить проверки состояния объекта и доступа к нему, а также обеспечивать защищенность информационной системы.
В-третьих, руководители учреждений образования должны иметь дополнительные знания и навыки по организации мероприятий безопасности. Они должны знать особенности проведения эвакуации, использования средств охраны и противодействия террористическим актам.
[elementor-template id=»11299″]
Понравилась статья? Поделитесь: