Цели ученического самоуправления: принципы и методы организации
Сохранить статью:
О чем речь? Цели ученического самоуправления лежат в области реализации прав учеников на удовлетворение своих потребностей и возможности принимать участие в управлении учебным заведением.
На что обратить внимание? Ученическое самоуправление – не анархия, оно подчиняется уставу образовательного учреждения и внутренним правилам. Такой подход развивает социальные навыки учащихся, дает опыт работы в команде и учит грамотному разрешению конфликтов.
Цели ученического самоуправления
Под ученическим самоуправлением понимают одно из ведущих направлений педагогической деятельности в общем учебно-воспитательном процессе. Знания, умения и навыки, социальные установки и ценности способствуют формированию жизнеспособности и социальных перспектив для выпускников учебных организаций.
Цели ученического самоуправления – это удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся, включая защиту их гражданских прав и интересов, непосредственное участие в решении возникающих насущных проблем школы. Для достижения этих установок школьники участвуют в управлении образовательной организацией.
Органы ученического самоуправления могут наделяться:
- представительными обязанностями, позволяющими принимать участие в решение вопросов школы от имени «избирателей» – других учащихся;
- исполнительными функциями, дающими возможность организовывать конкретные виды работ, направленные на достижение целей ученического самоуправления в классе или во всей школе.
Представительные органы ученического самоуправления являются выборными, исполнительные формируются из числа добровольцев.
Формы органов власти объединения ученического самоуправления и их полномочия определяются непосредственно образовательной организацией и закрепляются в ее уставе и в принятых в соответствии с ним локальных актах.
Таким образом, ученическое самоуправление обладает следующими особенностями:
- реализуется при помощи специально созданных органов самоуправления и ученических общественных организаций;
- направлено на реализацию потребностей и решение вопросов, возникающих у учащихся и их коллективов;
- участвует в управлении школой, учитывает запросы и интересы учащихся/их коллективов и органов самоуправления/общественных организаций;
- формируется и развивается за счет ученических коллективов и активности самих учеников;
- каждый участник самоуправления помогает не только в осуществлении учебно-воспитательной деятельности, но и в управлении школой;
- при создании органов ученического самоуправления, формулировке их целей, полномочий и направлений деятельности учитываются интересы и запросы учащихся и их коллективов;
- в целях воздействия на учащихся использует убеждение, воспитание, моральную и материальную заинтересованность, общественное принуждение.
Принципы ученического самоуправления
Для достижения целей ученического самоуправления в начальной школе, в среднем звене и в старших классах при его организации и реализации программных мероприятий используется ряд принципов.
- Принцип гуманизма – заключается в том, что в своей деятельности органы ученического самоуправления основываются на уважении достоинства человека и интересов личности.
- Принцип демократичности – означает, что все вопросы, связанные с работой органов ученического самоуправления, решаются коллективно, коллегиально, путем свободного гласного обсуждения, с учетом общественного мнения.
- Принцип законности – выражается в неукоснительном соблюдении органами ученического самоуправления Конституции и законодательства РФ, устава и локальных нормативных актов образовательной организации.
- Принцип равноправия – заключается в равных правах субъектов школьного самоуправления, а также в праве решающего голоса при принятии различных решений в ученическом коллективе или в общественной организации.
- Принцип выборности – означает, что органы ученического самоуправления формируются путем проведения полномочных выборов.
- Принцип обновляемости и преемственности – состоит в периодическом обновлении членов органов самоуправления при обеспечении преемственности в работе предыдущих и вновь избранных членов.
- Принцип открытости и гласности – означает открытость и возможность оперативного получения необходимой достоверной информации, касающейся деятельности органов ученического самоуправления, каждым из его членов.
- Принцип целесообразности – выражается в том, чтобы в процессе деятельности удовлетворять интересы и потребности учащихся, их родителей и педагогов образовательного учреждения.
- Принцип объединения – предполагает добровольность объединения учеников школы для достижения целей ученического самоуправления, совместного решения вопросов, касающихся жизнедеятельности образовательной организации.
- Принцип функционального самоопределения – состоит в том, что в работе органов самоуправления, помимо постоянных членов, могут принимать участие и другие желающие, при этом участники самостоятельно решают, в какой степени они будут участвовать в достижении поставленных целей и решении конкретных вопросов.
- Принцип системного взаимодействия – заключается в максимальном взаимодействии органов ученического управления в процессе осуществления своей деятельности.
- Принцип представительства – состоит в том, что выборные органы школьного управления работают от имени, по поручению и в интересах учеников.
- Принцип самоуправления – означает, что органы школьного управления сами определяют порядок своей работы (исключение составляют вопросы, решение которых возможно только совместно с администрацией образовательного учреждения и органами муниципальной власти).
Преимущества ученического самоуправления
Цели ученического самоуправления заключаются в улучшении качества школьной жизни. Оно помогает школьникам:
- формировать и развивать навыки групповой и командной работы;
- повышать качество обучения;
- улучшать дисциплину среди учащихся образовательного учреждения, уменьшать количество пропусков учебных занятий без уважительных причин;
- выбирать свою роль в деятельности органов школьного управления, которая будет отвечать интересам и потребностям ученика;
- защищать права учащихся;
- конструктивно разрешать конфликты;
- определиться с дальнейшим путем собственного развития.
Преимущества ученического самоуправления для родителей школьников заключается:
- в правильной организации свободного времени детей и подростков;
- в повышении результатов учебной деятельности;
- в снижении количества конфликтных ситуаций в семье;
- в возможности активного участия в жизни образовательного учреждения.
на наши новости
500 000 пользователей!
Педагоги также могут оценить плюсы ученического самоуправления, которые состоят:
- в помощи в организации школьников;
- в сплочении коллектива учеников;
- в улучшении дисциплины, повышении уровня ответственности детей и подростков;
- в раскрытии творческих, организаторских, лидерских способностей учащихся;
- во внедрении инновационных технологий;
- в обобщении опыта работы с помощью печатных средств;
- в более углубленной опытно-экспериментальной деятельности.
Модели ученического самоуправления
Рассмотрим подробнее, какие модели могут быть использованы для ученического
Административная модель (условно ее можно назвать «Школьный совет»)
Подобный стандарт организации школьного самоуправления использует большая часть образовательных учреждений. Это формально-правовое управление, в основе которого лежит соблюдение требований законодательства РФ и локальных актов школы.
Модель помогает участникам образовательно-воспитательного процесса, в том числе ученикам (посредством ученического отделения школьного совета), достигать целей ученического самоуправления, осуществлять свои гражданские права на участие в решении вопросов, касающихся учебного учреждения и местного сообщества.
Достоинства такой модели организации ученического самоуправления:
- она в полном объеме соответствует требованиям законодательства, которое регулирует деятельность российских общеобразовательных организаций;
- позволяет участникам образовательного процесса достигать целей ученического самоуправления, реализовывать и защищать свои гражданские права.
Недостатки административной модели:
- не позволяет использовать воспитательные программы (включая игровые), которые реализуются в образовательной организации;
- процесс выбора членов органов самоуправления, в том числе ученического, формализован;
- в недостаточной мере учитывает возрастные особенности учащихся образовательных организаций.
Игровая модель
Такой стандарт организации школьного управления предполагает не только соблюдение российского законодательства, но и моделирование деятельности основных государственных и муниципальных структур, гармонично встроенных в функционирование образовательной организации. Взаимоотношения участников воспитательно-образовательного процесса строятся на соблюдении основных правил игры.
Преимуществами такой модели организации школьного управления являются:
- максимальное использование воспитательного потенциала игры и игровой технологии;
- самоуправление в этом случае является специальной воспитательной программой.
Недостатки игровой модели заключаются:
- в перевесе игровой стороны воспитательного процесса над педагогической;
- в вероятном отступлении от строгого соблюдения законодательных и нормативных актов РФ, поскольку игровая форма управления не всегда позволяет следовать жестким юридическим нормам;
- в ошибочном толковании юридических терминов, применяемых в процессе игры, поскольку не все организаторы-педагоги в достаточной мере владеют специальной терминологией;
- в наиболее эффективной реализации этой модели ученического управления только в условиях детских оздоровительных лагерей.
Совмещенная административно-игровая модель
Подобный образец организации ученического управления предполагает сочетание двух предыдущих: административной и игровой. Ведущая роль отводится игровой технологии, в которой принимают участие все участники образовательного процесса (учащиеся, педагоги, родители), при этом органы административного самоуправления продолжают решать исключительно принципиальные вопросы, касающиеся охраны жизни и здоровья учеников, выполнения обязательного государственного образовательного минимума и пр.
Такая модель позволяет наиболее безболезненно достигать целей ученического самоуправления, знакомит школьников с реальными сложностями, возникающими в процессе управления коллективом, помогает выработать привычку взвешенно и обдуманно принимать решения, а также отвечать за их последствия.
К достоинствам этой модели школьного управления можно отнести:
- максимально эффективное применение воспитательных возможностей игры при постоянных консультациях детей взрослыми (педагогами и родителями);
- использование ученического самоуправления как специальной воспитательной программы.
Недостатки совмещенной административно-игровой модели заключаются:
- в вероятности ошибочного толкования юридических терминов, используемых в игровой практике;
- в риске чрезмерного увлечения игровой стороной воспитательного процесса в ущерб педагогической деятельности.
Раздельная административно-игровая модель
Такой стандарт организации ученического самоуправления предполагает совместное использование двух первых моделей, при этом ведущую роль играет формально-правовое управление, а раз в четверть/триместр/полугодие/год включается игровая практика, например, замещение учительских должностей школьниками.
Достоинства такой модели заключаются:
- в ее полном соответствии законодательным и нормативным актам РФ, регламентирующим деятельность образовательных организаций;
- в периодическом применении игровых технологий в воспитательном процессе.
К ее недостаткам можно отнести:
- вероятность отношения педагогов к ученическому самоуправлению как к разовому игровому мероприятию;
- отсутствие постоянно действующего школьного управления с игровыми элементами.
Часто задаваемые вопросы об ученическом самоуправлении
Отвечаем на популярные вопросы.
В чем состоит основная задача учителя?
Педагог должен давать советы и предложения в виде рекомендаций, а не ультимативно предлагать варианты решения вопросов, связанных с достижением целей ученического самоуправления.
Какие функции могут выполнять школьники в рамках самоуправления?
Учащиеся образовательных учреждений могут решать вопросы, связанные:
- с информированием обучающихся о целях ученического самоуправления;
- с организацией и проведением досуговых мероприятий, праздников, школьных дискотек и т. п.;
- со спортивными мероприятиями;
- с организацией работы школьных средств массовой информации;
- с организацией помощи тем, кто в ней нуждается.
Каким образом следует давать оценку ученическому самоуправлению?
Качество работы можно оценивать следующим образом:
- самооценка учеников, их портфолио;
- анализ уровня школьного самоуправления;
- оценка результатов участия в конкурсах, олимпиадах и пр.;
- выяснение и анализ мнения учеников, их родителей и общественности.
Правильно организованное ученическое самоуправление оказывает положительное воспитательное и социализирующее воздействие на школьников, становится частью воспитательной работы и школьного уклада.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: