Дети с синдромом Дауна и их педагогическое сопровождение
Сохранить статью:
Чем отличаются? Дети с синдромом Дауна с рождения не похожи на других малышей. Дополнительная хромосома становится причиной некоторых особенностей во внешности и патологий внутренних органов. Причем степень проявления симптомов может различаться, а вот отставание в развитии отмечается у всех.
Как обучать? Если раньше считалось, что дети с синдромом Дауна должны обучаться в специализированных заведениях, теперь ничто не мешает им посещать обычные образовательные учреждения. Педагог, работающий в детском саду и школе, должен владеть методикой инклюзивного обучения, чтобы процесс образования был комфортным и эффективным.
- Синдром Дауна как генетическая аномалия
- Причина возникновения синдрома Дауна
- Внешние и внутренние особенности детей с синдромом Дауна
- Отличия психического развития детей с синдромом Дауна
- Особенности развития ребенка с синдромом Дауна
- Дети с синдромом Дауна в детском саду
- Методики обучения детей с синдромом Дауна
- Принципы педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна
Синдром Дауна как генетическая аномалия
Синдром Дауна получил свое название по фамилии британского ученого Джона Лэнгдона Дауна, впервые составившего описание этого явления в 1866 году. Но только в 1959-ом было доказано, что синдром имеет хромосомное происхождение.
Статистические наблюдения показывают, что из 700-800 новорожденных один ребенок обязательно появляется на свет с синдромом Дауна. Эти цифры одинаковы для всех стран, климатических зон, социальных слоев.
На это соотношение не оказывает никакого влияния образ жизни родителей, их здоровье, цвет кожи, национальность, питание, вредные привычки, образование, уровень достатка. Дети с синдромом Дауна в год рождаются с одинаковой частотой, их родители при этом обладают обычным набором хромосом.
Причина возникновения синдрома Дауна
В каждой клетке человека содержится 46 хромосом, объединенных в 23 пары. Половые клетки содержат 23 хромосомы, а процесс их образования называется мейоз.
Процесс мейоза и зарождения новой жизни очень сложен и иногда дает сбои. Хромосомный набор плода, не соответствующий норме, влечет за собой определенные последствия. Для синдрома Дауна характерно присутствие в оплодотворенной клетке лишней, 47-й, хромосомы. В процессе мейоза отцовская либо материнская двадцать первая хромосома образует трисомную зиготу, что и приводит к трисомии-21, или синдрому Дауна.
Внешние и внутренние особенности детей с синдромом Дауна
Всем известно, как выглядят дети с синдромом Дауна, имеющие характерны внешние особенности:
- плоское круглое лицо, маленький нос;
- раскосые глаза;
- небольшой рот, но крупный язык (чаще всего кончик постоянно высунут);
- деформированные мизинцы;
- слабые мышцы всего тела;
- очень подвижные суставы.
При синдроме Дауна проявляются не только внешние особенности, но и внутренние патологии, которые надо постоянно контролировать и лечить:
- порок развития сердца;
- болезни глаз (катаракта, глаукома);
- постепенное ослабление слуха;
- проблемы с ЖКТ;
- затрудненное дыхание из-за неправильного строения носоглотки.
Бывают и другие аномалии – отсутствие одного ребра, карликовый рост, деформация грудной клетки.
Отличия психического развития детей с синдромом Дауна
Длительное время синдром Дауна связывали с умственной отсталостью. Сейчас и врачи, и психологи пришли к выводу, что это мнение неверно. «Солнечные» детки совсем немного отстают от нормального графика развития. Лишь у небольшого процента наблюдается серьезное отклонение. Дети способны к обучению и при хорошем уходе вполне могут посещать обычную школу.
Но говорить о том, что они развиваются также, как и нормальные малыши, нельзя. Отставание есть и заметное. К примеру, в возрасте 3 месяцев обычный ребенок уже знает голоса и реагирует на мамино появление улыбкой. А у малыша с синдромом Дауна такой реакции нет. Он никого не узнает и просто смотрит на окружающих.
У этих ребятишек наблюдается плохая концентрация внимания. Хотя часто рассеянность связана с пониженным слухом – подобная патология встречается практически у всех детишек с этим диагнозом. Они либо не реагируют на то, что их о чем-то спрашивают, либо отвечают невпопад. Очень часто такое поведение зависит от настроения, что заметно усложняет процесс обучения детей с синдромом Дауна. Только что ребенок был активным, увлеченным, но настроение вдруг резко изменилось, и он замкнулся, перестал участвовать в уроке.
Они больше любят быть наблюдателями, чем участниками событий. К примеру, в спортзале всем деткам раздали одинаковые предметы – мячи, скакалки, обручи. «Солнечный» ребенок будет с радостью смотреть, как занимаются другие дети, но сам даже не попытается что-то сделать. Хотя в принципе мог бы и без особого труда.
У них есть еще одна особенность – целеустремленность в выполнении задачи. Другие дети легко переключаются на другие упражнения, особенно если они более интересны. Малыш с синдромом Дауна ни за что не прекратит делать то, что он делает, пока не добьется удовлетворительного результата. До тех пор внимание он не переключит.
Особенности развития ребенка с синдромом Дауна
Можно подумать, что развитие детей с синдромом Дауна мало чем отличается от развития умственно отсталых ребятишек, но это не так. У этих детей есть свои, специфические особенности. В своих книгах специалисты, работавшие с детьми, имеющими лишнюю хромосому, по большей части описывают их воспитание и обучение в дошкольном возрасте. Но скорее всего основные тенденции развития подойдут также и школьникам.
Среди особенностей развития детей с синдромом Дауна (СД) обнаружен целый ряд закономерностей:
- ребенок с СД проходит те же этапы развития, что и обычные дети;
- появление новых навыков отмечается позже, чем по нормативу;
- возрастной диапазон появления новых навыков у таких детей гораздо шире, чем у остальных;
- приобретаемые навыки по своему качеству также отличаются от нормы не только вследствие СД, но и из-за имеющихся проблем со зрением, слухом, сердечно-сосудистой системой и пр.;
- дети с СД развиваются неравномерно;
- по ряду показателей дети с диагнозом СД могут ничем не отличаться от сверстников.
При составлении психофизиологического профиля ребенка с синдромом Дауна выделяют ряд особенностей формирования и развития основных психических процессов:
Речевое развитие:
- понимание речи появляется гораздо раньше, чем развивается собственная активная речь;
- на речевое развитие влияют характерные особенности (ограниченный словарный запас, непонимание грамматических конструкций, в связи с чем новые слова осваиваются быстрее, чем грамматика, трудности в понимании заданий);
- слабый мышечный тонус и неправильное строение речевого аппарата мешают формированию четкого произношения звуков;
- когда у ребенка нет иной формы общения (жестов, чтения) кроме речи, отставание в этой области влияет и на другие сферы развития, особенно на социальную и познавательную.
Моторное развитие
У детей с синдромом Дауна развитие элементов моторики – координации, равновесия, силы мышц, скорости реагирования, способности ориентироваться в пространстве, выносливости – также имеет свои трудности. Связано это чаще всего с состоянием здоровья:
- быстро двигаться и быть выносливым не дает врожденный порок сердца и частые респираторные заболевания;
- развивать зрительно-двигательную координацию и свободно ориентироваться в пространстве мешают проблемы со зрением;
- чувство равновесия и ориентацию в пространстве ухудшают проблемы со слухом, частые отиты;
- изменения в структуре мозга приводят к нарушению реакций равновесия и координации движений;
- слабые мышцы (гипотония) не дают правильно развиваться координации движений и чувству равновесия;
- эластичность связок и подвижные суставы мешают детям с СД контролировать движения собственного тела и осознавать свое положение в пространстве;
- у некоторых детей наблюдаются анатомические особенности строения ладони и запястья, что, вместе со снижением глубинной телесной чувствительности, не дает формироваться двигательным навыкам и затрудняет их стабилизацию.
Развитие познавательной деятельности:
- Восприятие: происходит замедленно; для узнавания объекта требуется больше времени; объем информации, которую ребенок может воспринять в процессе занятия, ограничен; обедненное сенсорное восприятие влияет на формирование ощущений.
- Внимание: слабая концентрация внимания, возникают трудности с его переключением и распределением; проблемы со зрением и слухом, нестабильное положение тела ребенка или просто плохое настроение являются дополнительными причинами для детей с синдромом Дауна, имеющими негативное влияние.
- Память: очень непросто добиться перехода из кратковременной и оперативной памяти в долговременную; зрительная память развита гораздо лучше слуховой; качественное запоминание происходит на фоне объединения двигательной и зрительной памяти; аффективная память практически в норме; хуже всего обстоит дело с извлечением информации; для запоминания необходимо произвести очень большое количество повторений.
- Мышление: основные трудности связаны с развитием понятийного мышления – неумение ориентироваться в пространстве и исследовать окружающую среду, планировать свои действия; затруднения, связанные с применением усвоенных навыков в иной ситуации; ребенок практически не способен воспринимать информацию самостоятельно, знает только то, чему его специально учили.
Социально-эмоциональное развитие, поведение:
- Эмоции: элементарные эмоции – страх, радость, грусть – сохранены; позитивные эмоции проявляются чаще, чем негативные; неудачи обычно не вызывают сильного огорчения; эмоциональная реакция по какому-либо поводу чаще всего не соответствует ему по своей глубине.
- Личность: детки в большей степени склонны к подражанию действиям и поступкам других людей, подвержены внушению; иногда проявляются черты эгоцентризма; по большей части дети с СД обладают положительными личностными качествами – они очень добрые, ласковые, дружелюбные, уравновешенные, за что их и называют «солнечными».
- Поведение: в основном дети послушны, легко вступают в контакт; но могут встречаться и различные поведенческие расстройства.
Дети с синдромом Дауна в детском саду
Раньше на детях с таким диагнозом ставили крест. Сегодня мнение изменилось – с легкой степенью умственной отсталости дети с синдромом Дауна и в ДОУ могут ходить с обычными ребятишками, и в общеобразовательной школе учиться. Наблюдения показали, что «солнечные» детки способны учиться, а при своевременной помощи развиваются практически без задержки.
Чтобы изменить устоявшееся общественное мнение о том, что синдром Дауна обрекает ребенка на жалкое прозябание, Правительство РФ приняло законы и утвердило нормативные акты, дающие возможность детям с синдромом Дауна лечиться, учиться, успешно адаптироваться в социуме, а главное, посещать дошкольные образовательные учреждения вместе с обычными детьми.
Раньше родители этих малышей о таком и мечтать не смели.
Именно в детском саду ребенок, воспитываясь в кругу сверстников с нормой речи, сможет ускорить свое речевое развитие.
С другой стороны, перед воспитателем «особенного» ребенка встают непростые вопросы. Как с ним работать? Что для него более важно? Развивать, лечить, обучать? Или просто ухаживать, защищать, ласкать, играть, гулять?
Специалисты и педагоги, много лет посвятившие решению этой проблемы, исходя из своего опыта, предлагают два варианта ответов на вопросы и, соответственно, две стратегии воспитания детей с синдромом Дауна и отношения к ним.
Когда в группе есть «солнечные» детки, надо постараться сделать все возможное для того, чтобы они были не просто счастливы, но и здоровы. Воспитатель для них – опора и поддержка.
Но можно пойти и по другому пути, утверждая, что ребенок – это ребенок, и для счастья ему требуется все то же самое, что и для счастья других детей. В любом случае для этих детей надо делать все, что необходимо детям вообще, но с определенными усилиями, терпением и любовью.
Все обучающие и коррекционные действия должны быть взаимосвязанными, обучение проводится комплексно. Работа с таким ребенком выстраивается по результатам его диагностики всеми педагогами.
Для повышения эффективности обучения и воспитания детей с синдромом Дауна в детском саду необходимо составить адаптированную образовательную программу. Целью методической разработки является создание всех необходимых условий для всестороннего развития ребенка с особенностями восприятия обучающего материала и с учетом его индивидуальных возможностей.
Дети с синдромом Дауна очень позитивны и общительны. Эмоции у них сохранены практически в полном объеме. Они способны проявлять упрямство, смущение, восторг, любознательность.
С детьми следует работать всем специалистам детского сада в тесном сотрудничестве и по всем направлениям. Очень важно включить в этот процесс родителей: их задачей становится закрепление всех полученных в процессе обучения знаний, навыков и умений в домашней обстановке.
Очень важной задачей на первом этапе занятий с детьми с синдромом Дауна должна стать социализация. Им необходимо прививать основные навыки самообслуживания и учить общению со сверстниками.
Дети с трудом осваивают речь не только из-за отставания в интеллектуальном развитии, но и по состоянию здоровья: они часто страдают инфекционными заболеваниями среднего уха, им не хватает остроты слуха, понижен мышечный тонус, полость рта меньше, чем у обычного ребенка.
Из-за этого дети с СД лучше усваивают простые зрительные образы, избегая сложных визуальных конструкций. Это предпочтение остается на протяжении всей жизни. Они не способны распознать детали, внимание легко переключается на более яркие образы. В результате проведенных исследований было установлено, что дети с синдромом Дауна лучше усваивают визуальный материал, чем воспринимаемый на слух.
Вторая стратегия коррекционно-развивающей работы – сенсорное воспитание. Оно необходимо для познания окружающего мира. На начальной стадии обучения у ребенка необходимо развивать такие мыслительные процессы, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию. Без этого он не сможет усваивать получаемую информацию.
Методики обучения детей с синдромом Дауна
Среди современных методик воспитания и образования можно выделить следующие программы для детей с синдромом Дауна:
Методика формирования основных двигательных навыков (ОДН)
Автором является голландский физиотерапевт Петер Лаутеслагер, работающий над проблемой двигательного развития детей с синдромом Дауна и оказания им специализированной помощи. Методика разработана для малышей от 3-х месяцев до 3-4 лет.
Сначала определяется уровень развития двигательных навыков ребенка, затем на основе полученных результатов составляется индивидуальная программа занятий. Работа по данной методике позволяет оценить динамику развития и оптимально спланировать занятия, предупреждая и корректируя отклонения в двигательном развитии малыша. Методические упражнения проводятся на основе взаимодействия с детьми и при активном участии родителей.
От того, как ребенок будет двигаться, напрямую зависит его первичное исследование окружающего мира и включение в обычную жизнь, другими словами, процесс социализации. Формирование двигательных навыков дает маленькому пациенту определенную степень свободы и независимость существования, чтобы постепенно освоить все то, что умеют делать обычные дети. Успешное развитие моторики повышает степень коммуникации малыша.
на наши новости
500 000 пользователей!
Методика развития речи и обучения чтению и письму Ромены Теодоровны Августовой
Данная методика Р. Августовой развития речи детей с синдромом Дауна – по сути, единственная в своем роде. Дети, которые занимаются по ней, начинают не только хорошо говорить, но и с удовольствием учатся читать и писать.
Автор, всю жизнь посвятивший педагогике речи, в своих книгах просто и доступно описывает занятия по обучению устной речи детей с серьезными отклонениями в развитии, рассказывает о том, как общаться с такими ребятишками, как помочь им раскрыть свои способности и таланты.
В книгу Ромены Августовой «Говори! Ты это можешь» включены следующие принципы:
- Первый – проговаривание слогов. Сначала надо выяснить, какие слоги ребенок произносит совершенно правильно. Потом использовать их при составлении слов и отрабатывать.
- Второй – работа с карточками. Ромена Теодоровна обычно работает с фотографиями, например, из журналов и с иллюстрациями в детских книжках.
Работа с карточками и иллюстрациями построена на вовлечении ребенка в изображенную на картинке историю. Если на фотографии ребенок чумазый, надо взять настоящий носовой платок и вытереть ему лицо. Если на картинке что-то едят, то надо «взять» это что-то пальчиками и положить себе в рот. Кроме изложения своей методики автор включила в книгу рекомендации для родителей, у которых возникли проблемы, связанные с коррекцией поведения ребенка.
Методика «Шаг за шагом» («Step by step», новое название «Сообщество») – формирование навыков самообслуживания и поведения в быту
Основные задачи, которые решает данная методика:
- Обучить ребенка с синдромом Дауна навыкам самообслуживания и поведения в быту.
- Воспитать в нем самостоятельность и независимость.
- Помочь в развитии личности.
- Повысить самооценку.
Это очень эффективная методика для «солнечных» деток. Их социализация осложняется тем, что элементарные бытовые навыки сформированы недостаточно. Самостоятельность ребенка в любой ситуации обеспечивают навыки самообслуживания и ухода за домом.
Любая деятельность основана на базовых моторных и психических функциях – концентрации внимания, общей и мелкой моторики. Обучение должно проходить целенаправленно, с учетом индивидуального психофизического развития и уже имеющегося жизненного опыта. Занятия следует проводить только на фоне положительных эмоций, используя различные награды, призы и другие поощрения за хорошо выполненное задание.
Система «Нумикон»
Систему Нумикон, состоящую из программы и наглядного материала, разработали в Англии для тех детей, которым тяжело дается изучение математики. К таким относятся и дети с синдромом Дауна. Система настроена на работу в первую очередь с теми способностями, которые лучше всего проявляются у маленьких детей – обучаться через практические занятия, усваивать новый опыт в ходе наблюдений и запоминать стандартизированные шаблоны, а при следующем показе эти паттерны узнавать.
Каждое число от 1 до 10 в Нумиконе изготовлено из пластмассы и имеет определенную форму и цвет, что помогает опознавать их через зрительное и тактильное восприятие.
Кроме числовых шаблонов в набор наглядного материала входят разноцветные штырьки, которые можно использовать как счетные палочки и вставлять в отверстия форм-шаблонов, белые доски с круглыми выступами и схематичные рисунки, по которым из деталей Нумикона можно выкладывать простые картинки, например, машинку или кораблик. К набору приложен особый мешочек, в который складывают предметы разных форм, а дети должны найти наощупь тот, который задал педагог.
При занятиях с Нумиконом у детей активируются многочисленные каналы чувственного восприятия – зрение, слух, осязание, движение, речь.
Система хорошо подходит для изучения состава числа и простых арифметических действий – сложения, вычитания, умножения и деления.
Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие Ступеньки»
Составлена на основе методик и учебных планов, разработанных в Центре Даун Синдром Университета Маккуэри (авторы Мойра Питерси и Робин Трилор).
Благодаря использованию этой методики дети начинают более полно воспринимать окружающий мир, учатся с ним взаимодействовать. Методика успешно применяется во многих странах мира, Министерство образования России также рекомендовало ее к использованию.
Методика – это 8 книг, в которых подробно представлены основные принципы и приемы обучения детей, чей уровень развития соответствует 0 – 4 годам. Каждый раздел программы – это пошаговое формирование какого-либо навыка, умения, знания. В заключительный том включены перечень умений, определяющих развитие ребенка, и серия проверочных таблиц, по которым проводится тестирование детей.
Основные принципы, лежащие в основе методики «Маленькие ступеньки»:
- Учиться могут все дети. Ребенок с отклонениями в умственном развитии учится медленнее, но он все-таки учится.
- Дети с отставанием в развитии должны овладеть всеми навыками, которые помогут им играть, общаться с окружающими и достичь максимально возможной независимости.
- Родители в процессе обучения играют самую важную роль.
- Эффективность обучения детей дошкольного возраста с синдромом Дауна в большой степени зависит от их возраста. Поэтому чем раньше начнутся занятия после установки диагноза или обнаружения отставания в развитии, тем лучше.
- Все дети – разные и воспитываются в разных семьях. Эффективной программа будет считаться в том случае, если она удовлетворяет потребностям и ребенка, и его семьи.
Процесс обучения как бы поднимается по маленьким ступенькам, откуда и название программы. Дети с нарушениями в развитии способны учиться также, как и их сверстники, но процесс происходит медленнее. Они смогут решить любую трудную задачу, если разбить ее на серию маленьких подзадач.
Большинство умений, которым обучает программа «Маленькие Ступеньки», входит в учебный план Центра Маккуэри, который называется «Перечень умений, определяющих развитие ребенка».
Принципы педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна
Классы инклюзивного обучения посещают самые разные дети с синдромом Дауна и характеристиками, заметно отличающими их друг от друга. Задача учителя – найти к каждому ребенку индивидуальный подход, учитывая его особенности, структуру дефекта, понимать и принимать различия между детьми.
Основа инклюзивного обучения – специальные дидактические принципы, на которые следует опираться при планировании и организации занятий. В каждом принципе заключена руководящая идея, основное правило деятельности.
-
Принцип педагогического оптимизма.
Основополагающая идея специальной педагогики – учиться могут все дети. В основе принципа педагогического оптимизма лежит идея Л.С. Выготского о том, что у каждого ребенка есть «зона ближайшего развития», которая подтверждает ведущую роль обучения в его развитии и позволяет прогнозировать начало, ход и результаты индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Этот принцип отвергает теорию «потолка», согласно которой развитие каждого человека, достигнув определенного уровня, как бы останавливается, не в состоянии подняться выше.
- Принцип ранней педагогической помощи.
Современная специальная педагогика уверена, что успех коррекционной педагогической помощи основан на раннем выявлении и диагностике отклонений в развитии малышей, позволяющих определить их особые потребности в образовании.
- Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования.
Этот принцип опирается на здоровые качества воспитанника, не затронутые нарушениями. Образовательный процесс строится на использовании сохранных анализаторов, функций и систем организма в соответствии с тем, какую природу носит недостаток развития.
- Принцип социально-адаптирующей направленности образования.
Соблюдение этого принципа позволяет полностью обеспечить или хотя бы значительно упростить процесс социализации человека, сформировать у него навыки социальной адаптации и психологически подготовить его к жизни в социокультурной среде, окружающей человека.
- Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования.
У всех категорий детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья существуют свои специфические проблемы в речевом развитии, в способности мыслить, общаться. Поэтому им в первую очередь требуется оказать коррекционно-педагогическую помощь по развитию речи, мышления и общения.
- Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании.
Педагоги, работающие по системе специального образования, довольно часто организуют коллективные занятия, когда для проведения предметно-практической деятельности воспитанников объединяют в небольшие подгруппы или пары. Таким образом создаются естественные условия для разговоров между детьми, причем потребность в речевом общении будет возникать постоянно.
- Принцип дифференцированного и индивидуального подхода.
Дети и подростки с особыми образовательными потребностями, даже при наличии одного и того же нарушения в развитии, в условиях учебы в коллективе требуют дифференцированного подхода со стороны педагога. Каждый из них обладает своими особенностями, поэтому учитель выстраивает процесс обучения для каждого индивидуально, создавая благоприятные условия для занятий с учетом личных способностей ребенка и специфики его отклонений.
- Принцип необходимости специального педагогического руководства.
Учебно-познавательная деятельность ребенка с любым отклонением в развитии происходит иначе, чем у обычных детей и требует постоянного и терпеливого участия в ней педагога. Для учителя главную трудность на уроке составляет необходимость согласовать выполнение образовательного стандарта с индивидуальными возможностями детей, имеющих отклонения в развитии.
Планирование урока в инклюзивной школе для детей с синдромом Дауна должно учитывать решение и общеобразовательных (в рамках государственного стандарта), и коррекционно-развивающих задач. К таким относятся:
- Преодоление трудностей в развитии внимания и определение того, какой вид внимания для конкретного ребенка будет более подходящим.
- Коррекция трудностей, возникающих на уровне словесно-логического мышления, и активизация мыслительных процессов анализа, синтеза, классификации, обобщения.
- Развитие памяти, увеличение ее объема и определение ведущего вида памяти для каждого ребенка.
- Работа с пальцами рук, развитие мелкой моторики, статики и динамики движений.
- Работа над коррекцией связной речи, включая монологи и диалоги, увеличение словарного запаса.
- Использование положительной мотивации к процессу обучения в виде подбадривания, похвалы, помощи, создания ситуаций с успешным финалом и конструктивной критики.
Обывательское мнение о том, что дети с синдромом Дауна не имеют никаких перспектив развития, сегодня буквально разбито примерами людей, доказавших обратное. Можно рассказать о жизни Пабло Пинеды – актера и педагога, более известного тем, что он стал первым в Европе человеком с синдромом Дауна, закончившим университет, получившим диплом преподавателя и степень бакалавра педагогической психологии.
Почему дети с синдромом Дауна не могут стать хорошими специалистами, завести семью, реализовать себя в обществе? Благодаря грамотно выстроенной педагогической и коррекционной работе с первых лет жизни им доступно все, что может иметь человек с нормальным количеством хромосом.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: