Дидактика в педагогике: какие проблемы решает
Сохранить статью:
Что это такое? Дидактика в педагогике – понятие, которое для многих размыто. В школе учителю всё сложнее найти способы и приёмы, способные по-настоящему увлечь учеников. Основными предметами дидактики являются личность педагога, его умение обучать и воспитывать, активизировать учебно-познавательную деятельность школьников.
Какие проблемы решает? Современная теория обучения подсказывает, как учить эффективно с применением межпредметных связей, опираясь на личность ученика. Достаточно разобраться в принципах дидактики, и все станет на свои места.
Оглавление:
Основные понятия дидактики в педагогике
В переводе с греческого «дидактикос» означает «поучающий». Дидактика – это обучение в целом. Она представляет собой особую часть педагогики, которая изучает закономерности процесса образования и воспитания в обучении.
Цель дидактики – разрешение ряда проблем в теории обучения:
- Она устанавливает основные цели и задачи теории обучения. Это важно делать, чтобы обучение было полноценным.
- Анализирует происходящие процессы обучения и устанавливает его закономерности.
- На основе определённых закономерностей проводит обоснование принципов и правил обучения.
- Дидактика определяет содержание обучения. Это включает в себя понятие о тех сведениях, которые ученику необходимо усвоить в первую очередь, а также подбор практических упражнений, которые способствуют усвоению изученного.
- Конкретизирует базисные суждения о формах организации обучения.
- Разъясняет учителям пути и цели, с помощью которых можно добиться качественного обучения подопечных.
- Характеризует материальные средства, с помощью которых проведение обучения становится наиболее эффективным.
Дидактика исследует общие проблемы теории. Она не специализируется на каком-либо отдельном предмете и его особенностях.
Дидактика основывается на базовых положениях, которые формулируются в рамках общей теории образования. Постулаты дидактики базируются на хорошо изученных фактах по ряду причин.
Это те факты, которые считаются основополагающими для всех образовательных наук. Но при этом перед дидактикой стоят и другие задачи, такие, как постоянное исследование проблем образования и воспитания, которые непосредственно влияют на обучение. Это позволяет рассматривать её как отдельную науку, а не как часть педагогики.
Главная функция, которую несёт в себе дидактика в педагогике — это научное обоснование практики обучения. Дидактика тесно связана с другими науками и их положениями. Так, при формулировании своих принципов она опирается на методики преподавания, которые имеют своей целью обучение конкретным дисциплинам.
Дидактика и методики преподавания непосредственно связаны между собой, так как они постоянно обмениваются актуальной информацией друг с другом.
Кроме педагогики, дидактика взаимосвязана и с другими науками, такими, как социология, психология, математика, философия и прочие. Ведь методологическую основу дидактики представляет теория познания окружающей действительности. Этим занимаются многие гуманитарные науки, в том числе и философия.
Категории дидактики
Выделяют следующие категории дидактики:
- Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по передаче ЗУНов (знания, умения, практика), их осознанию и практическому применению.
- Учение – процесс, в ходе которого на основе ЗУНов, социального опыта и специальных упражнений возникают новые формы поведения.
- Обучение – систематический целенаправленный организованный процесс взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на передачу ЗУНов и развитие новых навыков.
- Образование – конечный результат обучения, представляющий собой систему объема ЗУНов, полученных в процессе обучения;
- Знания – сохранение в памяти учащихся фактов и умение применить их на практике, а также сделать на основе имеющихся данных верные выводы.
- Умения – овладение способами применения знаний на практике, которая проявляется в деятельности.
- Навык – автоматическое умение безошибочно и быстро выполнять действия на основе имеющихся знаний (в результате многократного повторения однотипного набора действий).
- Учебный предмет – область научных знаний.
- Учебный материал – содержание изучаемого предмета, которое определяется ГОСТом;
- Цель обучения – то, на что направлено проведение обучения.
- Содержание обучения – система научных знаний, практических умений и навыков, способов мышления и деятельности, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.
- Способ обучения – способ достижения поставленных цели;
- Средства обучения – предметная поддержка учебного процесса (голос учителя, материалы, оборудование, ТСО);
- Результаты обучения – то, к чему приходит обучение, конкретная реализация намеченных целей.
Задачи и функции дидактики
Основные задачи дидактики:
- Разработка проблем – понимание кого, чему и как нужно обучать.
- Изучение закономерностей учебно-познавательной деятельности учащихся и процессов ее оптимизации в процессе обучения.
- Организация познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями.
- Развитие у учащихся психических процессов, направленных на познавание, и творческих способностей.
- Разработка более совершенного процесса обучения, внедрение новых обучающих технологий в обучении.
Дидактика выполняет следующие функции:
- Обучающая – передача системы ЗУНов на каждом возрастном этапе развития личности.
- Развивающая – формирование и развитие психических качеств личности, их изменение.
- Воспитательная – формирование связи между полученными знаниями и взаимоотношениями с собой и окружающим миром.
Закономерности обучения
Закономерности обучения – это устоявшиеся, повторяющиеся связи в образовательном процессе, закрепление которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности.
Закономерности обучения подразделяют на внешние и внутренние.
К внешним закономерностям относятся:
- Социальная обусловленность целей, содержания и способов обучения.
- Воспитывающий и развивающий характер последнего обучения.
- Зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия обучающегося с окружающим миром.
К внутренним закономерностям процесса обучения относятся:
- Зависимость его развития от способа разрешения противоречия между познавательными или практическими задачами и фактическим уровнем знаний, умений и навыков учащихся, а также их умственного развития.
- Влияние отношений между учителем и учеником на результаты обучения.
- Влияние способов управления обучением на результативность последнего и активность ученика.
- Задачная структура, то есть продвижение ученика от простого к сложному, от умений к навыкам, от незнания к знанию.
Принципы дидактики
Принцип обучения – исходный тезис, который является обязательным для выполнения, заключающий в себе требования к процессу воспитания. Благодаря следованию принципам обучения становится возможным грамотное построение учебного процесса. Знание данной теории дает возможность выбрать оптимальные формы и способы обучения для получения наилучшего результата.
Принципы помогают учителям и учащимся грамотно выстроить этапы обучения и взаимодействовать с получением высоких результатов.
Принцип сознательности и активности
Для наибольшей эффективности обучения необходимо, чтобы ученик был активен и сознательно относился к изучаемому предмету. Сущность человеческого образования в том, чтобы получить глубоко и самостоятельно осмысленные знания. Они приобретаются посредством напряжённой умственной деятельности. Если школьник сам заинтересован в получении знаний и проявляет активность, то это улучшает темп, глубину и прочность овладение учебным материалом.
Принцип наглядности обучения (Я. А. Коменский)
С древности известен такой принцип обучения, как «Золотое правило дидактики». Он заключается в следующем: с помощью слуха усваивается 15% информации, зрения – 25%, слуха и зрения – 65% информации. Таким образом, важную роль в обучении играет наглядность, например, иллюстрации, схемы, таблицы.
Благодаря данным сведениям информация хорошо усваивается. Важно помнить, что органы зрения в 5 раз больше способствуют усвоению мозгом знаний, чем органы слуха.
на наши новости
500 000 пользователей!
Принцип систематичности и последовательности
Обучение должно идти от простого к сложному. Система и последовательность устанавливаются ГОСТом и программами, где определены темы, разделы для изучения, количество часов на каждую тему и подведением итогов о знаниях и умениях учащихся.
Принцип прочности
Процесс прочного усвоения знаний является очень сложным. В последние годы его изучение обрело новые краски.
Существует поговорка: «Повторение – мать учения». Она о прочности знаний. Для выполнения этого принципа есть ряд рекомендаций:
- Закрепление изученного материала в конце урока.
- Повтор материала в начале урока.
- Применение теоретических знаний на практике.
- Расширение и систематизация знаний (контрольные и самостоятельные работы).
Принцип доступности
Доступным для человека является лишь то, что соответствует по объему накопленных знаний, умений и способов мышления. Я. А. Коменский говорил, что обучение идет от простого к сложному и от частного к общему, поэтому педагог в процессе обучения должен использовать следующие принципы:
- Излагать материал понятным языком.
- При использовании новых сложных терминов, писать их разборчиво на доске, ставить ударение и произношение.
- Расшифровывать значение слов доступными для восприятия учащимися словами.
Весь подлежащий изучению материал должен быть распределен с учетом возрастных особенностей, чтобы предлагаемая информация была доступна восприятию. Обучая, необходимо учитывать уровень подготовленности и развития ребенка, его интересы и психологические особенности, и потребности.
Принцип научности
Знания, которые формируются у детей, должны соответствовать современным реалиям. Это достигается благодаря ГОСТу, который учитывает текущую ситуацию. Научность обучения зависит от соответствия планов, программ уровню ГОСТа. Учащихся нужно знакомить с биографиями выдающихся ученых, их вкладом в развитие науки.
Принцип связи теории с практикой
Необходимо, чтобы теоретические знания, полученные в процессе обучения, могли применяться в жизни, на практике.
Принцип учета возрастных индивидуальных особенностей
Он состоит из нескольких этапов:
- Восприятие информации.
- Усвоение информации.
- Применение знаний на практике.
Любой из вышеуказанных этапов обязательно должен присутствовать в уроке, поэтому индивидуальный подход к каждому ученику очень важен. Исходя из особенностей характера и способности к восприятию школьника, могут применяться различные способы. В целях активизации детей хорошо работают вопросы разного уровня сложности, как правило, носящие аналитический характер. На них можно отвечать письменно или устно.
Методы обучения в дидактике
Способ обучения – это приемы (способы) совместной деятельности учителя и учеников, направленные на достижение основной цели обучения путем решения поставленных задач.
Приемы обучения – элементы, составляющие метод обучения, группируемые в системы.
Подготавливаясь к началу образовательного процесса, педагог подбирает методы обучения в соответствии с учебной дисциплиной, поставленной целью, возможностями учащихся, а также с учётом методической учебной базы образовательного учреждения.
В дидактике существует определенная классификация методов обучения. Это упорядоченная систематизация по определённому признаку. В настоящее время существует обширный ряд методов обучения в дидактике. Разнообразие их классификаций связано со сложностью объекта дидактики и стоящих перед ней цели и задач.
Наиболее распространенными являются традиционная классификация и классификация методов по характеру познавательной деятельности.
Традиционная является одной из первых типов классификаций и берет свое начало из древних педагогических и философских систем. В данное время ее вид адаптирован под современные условия. Признаком, объединяющим методы, является источник знаний.
Согласно традиционной классификации выделяют пять методов:
- Словесные методы – позволяют в наиболее короткий срок передать необходимую информацию от преподавателя к учащимся. Информация передается в нужной последовательности, скорости и объеме, при необходимости возможно дополнение, указание проблем, постановка задач и т.д. Виды словесных методов: беседа, рассказ, лекция и т.п.
- Наглядные методы – направлены на воспроизведение чувственных образов, возникновение ощущений и восприятий. Используются совместно со словесными. Виды наглядностей: макеты, экскурсии, плакаты и т.д.
- Практические методы – основаны на практической деятельности учеников. В процессе реализации задач формируются практические навыки и умения. Виды практических методов: лабораторные, письменные, практические работы и т.п.
- Работа с учебной и методической литературой. Данный метод подразумевает самостоятельную работу обучающегося с источником информации в виде чтения, цитирования, реферирования и т.п.
- Видеометод. Один из наиболее современных методов, представляет собой работу педагога посредством использования различных технических и информационных средств. Это могут быть обучающие фильмы, ролики и пр.
Классификация методов обучения в дидактике по характеру познавательной деятельности основана на уровнях мыслительной активности учащихся.
Согласно данной классификации выделяют следующие методы обучения:
- Объяснительно-иллюстративный. Данный метод основан на том, что педагог представляет учащимся знания, удобные для восприятия и готовые к нему. При этом задача учеников заключается усвоении и осмыслении представленной информации.
- Репродуктивный метод обучения основан на объяснительно-иллюстративном, его суть состоит в том, что полученные учащимися знания переводятся на более высокий уровень усвоения – умения.
- Проблемное изложение. Педагог ставит проблему и сам ее решает, тем самым показывая путь ее решения.
- Частично-поисковый. Знания нужно добывать самостоятельно, используя предыдущую информацию и опыт. Учитель организует поиск новых решений с помощью разнообразных средств.
- Исследовательский. Педагог предъявляет проблему для самостоятельного исследования. Важно подобрать задания исследовательского характера.
Процесс обучения подразумевает под собой единство познавательных и мотивационных моментов. Педагог должен опираться на этот факт, создавая методику обучения. Необходимо направить ее на систематическое получение знаний, благодаря постоянному изучению новой информации. Поднять уровень восприятия и доступности информации можно с помощью формирования у учеников стремления к знаниям.
Материал основан на следующих источниках:
- Всероссийский педагогический портал
- Минпросвещениф РФ
- Учительская газета
- Портал Российской образование
- Портал учителя РФ
Дидактика в педагогике является одной из главных теорий, изучающих процесс обучения и содержание образования. Она исследует общие принципы и функции образования, а также его связь с другими науками, такими как психология и социология. Дидактика помогает нам понять, как происходит передача знаний и организация образовательного процесса.
Влияние дидактики на педагогику и образование в целом очевидно. Она определяет основы обучения и учебного процесса, а также помогает педагогам выбирать правильные способы и средства обучения. Исследования в области дидактики позволяют нам разрабатывать новые подходы к образованию и улучшать его эффективность.
Существует множество исследований, посвященных дидактике и ее роли в образовании. Они позволяют нам получить более глубокое понимание процесса обучения и разработать новые подходы к образованию.
Дидактика является главной частью педагогики. Она решает вопросы организации образовательного процесса, выборе способов и материалов, а также определении целей и задач образования. Изучение дидактики позволяет нам получить глубокое понимание процесса обучения, разработать новые подходы к образованию и повышать его эффективность.
[elementor-template id=»11299″]
Понравилась статья? Поделитесь: