Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Дисграфия у школьников: причины, симптомы, способы коррекции
Главная > Блог > Дисграфия у школьников: причины, симптомы, способы коррекции
12.01.2023
1651
Время чтения: 18 минут

Дисграфия у школьников: причины, симптомы, способы коррекции

О чем речь? Дисграфия у младших школьников характеризуется определенными затруднениями с чтением и письмом. При этом по другим предметам – даже более сложным – с учебой у таких детей часто полный порядок.

На что обратить внимание? Если данное заболевание не выявить в раннем возрасте и не предпринять срочные меры по борьбе с ним, последствия могут оказаться печальными. В частности, запущенные случаи способны самым негативным образом отразиться на развитии личности ребенка.

Оглавление:
  1. Общее описание болезни
  2. Симптомы дисграфии
  3. Причины развития дисграфии
  4. Формы дисграфии
  5. Степени дисграфии
  6. Диагностика заболевания
  7. Коррекция дисграфии у младших школьников
  8. Упражнения для преодоления дисграфии
  9. Профилактика заболевания
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Общее описание болезни

Дисграфия представляет собой уникальные недостатки письма, которые появляются из-за нарушений высших психических функций, принимающих непосредственное участие в письменной деятельности. По данным исследований, это отклонение наблюдается у 53 % второклассников и 37-39 % обучающихся в средних классах. Из этого следует вывод, что дисграфия является устойчивым нарушением.

Такое большое количество школьников с данным отклонением насчитывается из-за того, что примерно половина выпускников детского сада идут в первый класс с фонетико-фонематическим недоразвитием или общим недоразвитием речи, которые не дают ребёнку полноценно освоить грамоту.

Логопеды выделяют две степени выраженности расстройства письма: дисграфию и аграфию. При дисграфии письменная речь деформируется, но выполняет свою главную функцию – общение. При аграфии человек в принципе не может овладеть навыками письма. Так как письмо очень тесно связано с чтением, люди, у которых есть дисграфия или аграфия, часто имеют ещё и нарушения чтения (дислексия, алексия).

Симптомы дисграфии

Дисграфия у школьников характеризуется регулярными ошибками при письме с учётом того, что нет сопутствующих патологий (к примеру, плохого слуха).

Дисграфия у школьников

  • Опечатки в буквах и слогах появляются из-за недоразвитого звукового анализа слов (пропуски, перестановки, вставки, повторы букв и слогов). К примеру: «снки-санки» или «кичат-кричат».
  • Ошибки в словах допускаются из-за неправильного вычленения из речевого потока речевых единиц и их составляющих (слитное написание слов, предлогов со словами, раздельное написание приставки со словом). Для примера: «и дут», «по дкроватью», «светилалуна».
  • Ошибки при построении предложений допускаются из-за недостаточности языкового обобщения. В результате этого ребёнок не может различить части речи, отчего в итоге нарушается структура предложений. К примеру: «гуси вышли изадвора пощли на прут».

Зачастую у детей с дисграфией неразборчивый почерк, буквы написаны неаккуратно. Это происходит из-за неуверенности ребёнка и страха допустить ошибку. У букв разная высота и наклон, они вылезают за пределы строки. Во время письма школьник очень нервничает, напрягает руку и давит на ручку, в результате чего появляется усталость и не получается писать быстрее.

Когда ребёнок пишет диктант, он нарочно ухудшает почерк, чтобы учитель не смог различить ошибки, однако это приводит к постоянным плохим оценкам. В такой ситуации он ещё больше нервничает, и его состояние становится только хуже. Ребенок начинает бояться совершить ошибку, замыкается, у него снижаются самооценка и мотивация к обучению.

Вдобавок к дисграфии могут быть неврологические проблемы: плохие память, внимание, поведение и гиперактивность.

Дисграфия у школьников

Главное ­ понимать, что у младших школьников только развивается навык письма и ошибки на этом этапе считаются нормальным явлением, а не признаком дисграфии.

Причины развития дисграфии

Дисграфия может развиться в результате тех же отклонений, которые вызывают дислалию, алалию, дизартрию, афазию, задержку речевого развития (ЗРР).

  • Органические причины. На появление дисграфии в будущем может повлиять недоразвитие или поражение головного мозга в пренатальном, натальном, постнатальном периодах: при вынашивании, травмах во время родов, асфиксии, менингитах и энцефалитах, инфекциях, сложных соматических болезнях, из-за которых истощается нервная система ребёнка.
  • Социально-психологические факторы. Сюда входят двуязычие (билингвизм) в семье, искажённая речь окружающих, недостаток речевых контактов, халатное отношение к становлению речи ребёнка со стороны родителей, слишком ранее обучение грамоте, когда ребёнок психологически к этому ещё не готов.

Наиболее подвержены появлению дисграфии дети с конституциональной предрасположенностью, всяческими речевыми нарушениями, ЗПР. Во взрослом возрасте дисграфия или аграфия может развиваться из-за черепно-мозговых травм, инсультов, опухоли головы.

Формы дисграфии

Существует 5 типов дисграфии, которые отличаются друг от друга степенью и видом несформированности или отклонением какой-либо операции письма:

  1. Артикуляторно-акустическая дисграфия у младших школьников, которая связана с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия.
  2. Акустическая дисграфия относится к нарушению фонемного распознавания.
  3. Дисграфия, основанная на несформированности языкового анализа и синтеза.
  4. Аграмматическая дисграфия у школьников, подразумевающая недоразвитие лексико-грамматической стороны речи.
  5. Оптическая дисграфия относится к несформированности зрительно-пространственных представлений.

Дисграфия у школьников

Помимо «чистых» форм дисграфии, логопеды нередко сталкиваются со смешанными типами. В современной классификации указаны:

  • Нестандартные нарушения письма, к примеру, образовавшиеся из-за педагогической запущенности.
  • Специфические нарушения письма. Дисграфия дисфонологическая (паралалическая, фонематическиая); метаязыковая (диспраксическая или мотораня дисграфия как причина нарушения языковых операций). Сюда же входят дизорфография морфологическая и синтаксическая.

Степени дисграфии

Некоторые логопеды выделяют уровни дисграфии по числу и характеру допускаемых ошибок:

Лёгкая степень. Какие ошибки присущи:

  • замены букв (ч-щ, б-п);
  • опечатки в обозначении мягкости согласных («маленкие»);
  • искажения звукобуквенной структуры слова («поплькли — поблёкли»).

Средняя степень. К ней относятся следующие ошибки:

  • замена букв (о-а, ю-у);
  • искажения звукобуквенной структуры слова («птичк, помогайт, пичкам»);
  • неправильная структура предложений, слитное написание слов, аграмматизмы («в оконнов стекла»).

Тяжёлая степень включает в себя такие ошибки:

  • замена букв (н-т);
  • искажения звукобуквенной структуры слова («подут-пойдут», «оненповесяет» – они повесят, «даптиц» – для птиц);
  • нарушения структуры предложения: слитное написание слов («сюга» – с юга, «даптиц» – для птиц), перестановка слов («деревях на» – на деревьях);
  • аграмматизмы («моного доменько» – много домиков, «оненповесяет» – они повесят).

Диагностика заболевания

Первая диагностика дисграфии у школьников должна проводиться либо в конце обучения в первом классе, либо в начале второго класса. Логопеду помогут в этом деле речевые карты, которые относятся к стандартным опросникам, способствующим выявлению уровня физического, познавательного, нервно-психического, речевого и психомоторного развития.

После анализа результатов специалист может вынести вердикт: есть у ребёнка дисграфия или нет. Если нарушение присутствует, логопед определяет его тип и степень.

Чтобы узнать общий уровень развития школьника, надо обратиться за консультацией к клиническому психологу. Тестирования от этого специалиста дадут возможность определить конкретные проблемы ребёнка: ухудшение памяти и внимания, нарушение мышления, снижение уровня интеллектуального развития.

Дисграфия у школьников

Помимо этого, если у ребёнка дисграфия, его обязательно надо показать неврологу. На приёме специалист даст оценку общему неврологическому статусу и сможет обнаружить сопутствующие неврологические отклонения. Учитывая записи логопеда и клинического психолога, невролог подберёт схему обследования и сможет назначить лечение, если есть необходимость.

Обследование школьника с нарушением письменной речи включает в себя консультацию педиатра, который исключит хронические соматические заболевания, офтальмолога и сурдолога, чтобы узнать качество слуха, психиатра.

В обязательном порядке даётся направление на электроэнцефалографию, которая изучает электрическую активность головного мозга. ЭЭГ нужно для того, чтобы исключить скрытую судорожную активность головного мозга.

Есть ещё несколько инструментальных методов, которые будут использоваться: дуплексное исследование сосудов головного мозга и шейного отдела позвоночника (неинвазивное изучение сосудов, необходимое для определения функциональных показателей кровотока) и магнитно-резонансная томография. МРТ головы для детей назначают, если есть сопутствующие неврологические отклонения, чтобы выявить возможные органические поражения мозга.

Коррекция дисграфии у младших школьников

Для начала необходимо понимать, что не всегда родители могут самостоятельно научить ребёнка читать и писать, поэтому довольно часто нужно обращаться за помощью к логопеду.

Уроки выстраиваются по определённой схеме: применяются разнообразные игры для развития речи, разрезная или магнитная азбука, которая научит складывать слова, определения грамматических элементов слов.

Ребёнку надо понять, как произносить те или иные звуки и какая буква при письме обозначает конкретный звук. Довольно часто логопед работает по принципу противопоставлений: он на примере показывает отличие твёрдого и мягкого произношения, звонкого и глухого. Навык приобретается с помощью повторения слов, диктантов, подбора слов по определённым звукам, анализа звукобуквенного состава слов.

Дисграфия у школьников

Конечно же, применяется наглядный материал, благодаря которому ребёнок сможет запомнить, что буква «О» похожа на обруч, «Ж» – на жука, «С» как полумесяц. Следует стараться увеличивать скорость письма и чтения.

Логопедическая коррекция дисграфии у младших школьников включает в себя также работу над почерком. С помощью почерка можно понять, какие трудности испытывает дисграфик. Зачастую люди с таким нарушением имеют два вида почерка: мелкий, бисерный, эстетичный и с большими буквами, корявый и некрасивый.

Человеку надо понять, что не нужно гнаться за каллиграфическим почерком, ведь красиво писать можно научиться со временем. По многочисленному опыту стало понятно, что написание букв как во втором варианте, считается тем результатом, к которому должен идти школьник.

Каким образом научить? Сложного в этом ничего нет. Как правило, на обучение уходит две-три недели, в течение которых ребёнок должен переписывать один небольшой абзац из любого произведения или простого упражнения из учебника в тетрадь в клетку. Суть в том, что каждая буква должна быть написана в отдельной клеточке и таким образом, чтобы занимать всё выделенное место.

Не надо заставлять ребёнка переписывать домашнее задание, пока он не сделает это идеально, потому что это не только плохо скажется на физическом здоровье, но и заставит малыша усомниться в себе и приведёт к увеличению количества опечаток.

Ребёнку с дисграфией нужны к тому же удобные канцелярские принадлежности. От массажа подушечек пальцев мозг начинает правильно работать во время письма. Об этом говорят все логопеды. Так что желательно, чтобы на карандаше или ручке, которой пишет ребёнок, в месте «хватки» были рёбрышки или пупырышки.

Не менее важно, чтобы школьнику было комфортно держать в руке ручку, потому что это поможет быстрее исправить почерк. Самым удобным считается трёхгранный корпус. К сожалению, найти треугольную ручку с пупырышками практически невозможно, поэтому можно взять круглую, но с массажным покрытием и треугольный карандаш.

Ко всему прочему, дети большое значение придают необычным школьным принадлежностям, поэтому уникальные канцтовары у вашего ребёнка смогут выделить его среди сверстников и немного повысят самооценку.

Дисграфия у школьников

Нельзя забывать и о психологической подготовке школьника к упражнениям. Если во время обучения будет напряжённая атмосфера, и все упражнения будут выполнять через «не хочу», положительной динамики может не быть. Размер текста должен быть маленьким. Если ребёнку меньше 10-ти лет, то ему будет достаточно одной строки в день, но чтобы она была прописана чётко.

Упражнения для преодоления дисграфии

Надо понимать, что перечисленные ниже упражнения не являются лечением – это всего лишь ещё один способ преодоления дисграфии у школьников, который использует логопед.

Упражнение «Пишем вслух»

Очень важное и эффективное упражнение, при котором во время письма ребёнок проговаривает вслух всё, что пишет, причём именно так, как оно пишется, а не произносится, с подчеркиванием и выделением слабых долей.

Выглядит это так: «Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём» (в устной речи мы говорим это примерно как: «ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫй ПРЕЙОМ»). Более простой пример: «НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком» (в жизни произносим, как «на стале стаял куфшин с малаком»).

«Слабые доли» – это те звуки, на которых мы не акцентируем внимание во время разговора. В гласных звуках к ним относится любое безударное положение, а в согласных – позиции в конце слова, к примеру, «зу*п» либо перед глухим согласным: «ло*шка».

Особое внимание надо уделять окончаниям слов, потому что дети с дисграфией довольно часто не могут дописать слово до конца, отчего они начинают ставить несколько палочек-загогулин, которые на первый взгляд похожи на буквы.

Дисграфия у школьников

«Вглядись и разберись»

Для этого понадобится сборник с диктантами, в которых верная пунктуация и нет ошибок.

Что нужно делать? Читая внимательно, «фотографировать» написанное и объяснять постановку абсолютно всех знаков препинания вслух. Для школьника среднего и старшего возраста пояснение должно быть примерно таким: «Запятая между прилагательным «ясным» и союзом «и» в первую очередь закрывает деепричастный оборот «…», а также разделяет две части сложносочиненного предложения (грамматические основы: первая «…», вторая «…»), которые соединяет союз «и».

Упражнение «Корректурная правка»

Такое упражнение при дисграфии у школьника необходимо проводить не более пяти минут в день. Оно подразумевает под собой работу с текстом, в котором надо зачёркивать определённые буквы. Начинать лучше с одной буквы, к примеру, с «а». После этого «о», затем согласные, которые вызывают трудности (работу над ними тоже надо начинать с одной буквы). Спустя 5-6 дней можно перейти на 2 буквы: одну зачеркнуть, вторую подчеркнуть или обвести.

Буквы надо выбирать похожие в глазах ребёнка. К примеру, на практике часто возникают проблемы с такими парами, как «п/т», «п/р», «м/л» (похожее написание), «г/д», «у/ю», «д/б» (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз надо писать хвостик от кружка) и так далее.

Желательно брать для этого упражнения текст, который ещё не читали.

Ребёнок должен полностью сконцентрироваться на том, чтобы найти нужные буквы и не отвлекаться ни на что другое.

«Пропущенные буквы»

Для этого упражнения нужен текст с подсказкой, где каждая пропущенная буква стоит там, где положено. Благодаря этому занятию улучшается внимательность и уверенность в навыке.

Лабиринты

С помощью лабиринтов прорабатывается крупная моторика (работает рука и предплечье), внимательность, умение вести безотрывную линию. Главное, смотреть за тем, чтобы во время упражнения ребёнок изменял положение руки, а не вертел листок.

Профилактика заболевания

Чтобы избавиться от дисграфии, надо проходить комплексное лечение, в котором участвуют логопед, педагог, невролог, ребёнок и его родители (либо взрослый пациент). Данное нарушение письменной речи не может самостоятельно испариться в процессе обучения, поэтому дети, у которых оно есть, должны быть под контролем школьных логопедов, а те, в свою очередь, обязаны помогать решить эту проблему.

Дисграфия у школьников

Профилактика дисграфии у школьника должна проводиться до того, как его начнут обучать грамоте. Она включает в себя целенаправленное развитие ВПФ, от которых зависит правильное овладение процессами письма и чтения, сенсорных функций, пространственных представлений, слуховых и зрительных дифференцировок, конструктивного праксиса, графомоторных навыков.

Особое и своевременное внимание необходимо уделить устранению отклонений устной речи, преодолению фонетического, фонетико-фонематического и общего недоразвития речи.

Главная сложность для учителей и ребёнка с дисграфией состоит в том, что не понятно, как оценивать успеваемость школьника по русскому языку.

Во время работы над устранением нарушения проверку контрольных работ лучше делать вместе с логопедом, чтобы он указал на стандартные ошибки дисграфика и они не учитывались при оценивании.

В конце хотим сказать, что каждый родитель при выявлении нарушения письменной речи начинает переживать и не знает, как лечить дисграфию, что делать с этим отклонением и можно ли полностью от него избавиться. Если коррекционная работа будет выстроена грамотно, участвовать в ней будут специалисты и родители, то есть вероятность того, что ребёнок сможет побороть дисграфию.

Однако не стоит ждать быстрого результата, ведь процесс преодоления нарушения в любом случае займёт немало времени. На это могут уйти месяцы и даже годы непрерывной работы. Намного сложнее лечить дисграфию у более старших детей, потому что к этому моменту появляются сопутствующие нарушению проблемы.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Минпросвещениф РФ
  3. Воспитатели России
  4. Портал учителя РФ
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw