Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Тесты для диагности готовности ребенка к школе для педагогов и родителей
Узнать подробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Профилактика дисграфии у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Главная > Блог > Профилактика дисграфии у детей дошкольного и младшего школьного возраста
11.12.2022
1193
Время чтения: 18 минут

Профилактика дисграфии у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Зачем нужна? Профилактика дисграфии – это комплекс мер, помогающих детям устранить ошибки в письме. Нарушение письменной речи отрицательно сказывается на успеваемости и психологическом состоянии детей, снижает мотивацию. Поэтому родителям необходимо сделать все, чтобы исправить эту особенность.

Когда и с чего начать? Диагностика позволит определить наличие и вид дисграфии у ребенка. Затем нужно организовать занятия, где при помощи специальных упражнений и заданий будет осуществляться коррекция дисграфии.

Оглавление:
  1. Дисграфия как нарушение письменной речи
  2. Виды дисграфии
  3. Причины дисграфии
  4. Преодоление дисграфии у детей
  5. Комплекс упражнений по профилактике дисграфии
Комплект "Логико-математическое развитие" для учителей и родителей Купить со скидкой 10%

Дисграфия как нарушение письменной речи

Такое явление, как дисграфия, представляет собой нарушение навыков письменности, которое проявляется в пропуске или замене слогов, букв или даже целых слов, их неправильной расстановке в предложении, разделении между собой, а также в других способах совершения ошибок при письме.

Иными словами, ребенок (но иногда данное явление проявляется и у взрослых) делает систематически повторяющиеся ошибки, и такое явление не исправляется и не проходит со временем с увеличением опыта письма и роста вокабуляра. Без специальной коррекционной работы с логопедом здесь, к сожалению, не обойтись.

Дисграфия с каждым годом расширяется: более 80 % школьников в начальных классах страдают от нее (регулярно получают из-за этого двойки по русскому языку), а среди учащихся средних классов данный показатель доходит до 60 %, что для данного возрастного уровня запредельно много.

Это объясняется наличием у большинства первоклассников фонетико-фонематических нарушений речи – ее недоразвитости в связи с максимальным упрощением общения в социальной среде. Надо ли говорить, что это не позволяет ребенку качественно овладеть грамотной письменной речью.

Дисграфия как нарушение письменной речи

Сильно выраженная (запущенная) дисграфия называется аграфией, что означает полную невозможность осуществления грамотного письма. Дисграфия также сопровождается дислексией – сложностями с чтением (запущенный вариант дислексии называется алексией).

Виды дисграфии

Специалисты выделяют следующие разновидности дисграфии:

  • артикуляторно-акустическая;
  • в связи с нарушениями фонемного распознавания;
  • на почве нарушения языкового анализа и синтеза;
  • аграмматическая;
  • оптическая.

Обычно дисграфия всегда проявляет себя комплексно, имеет смешанный характер и напрямую зависит от степени и условий развития ребенка в дошкольный период. Чаще всего на письме можно увидеть как грамматические, так и фонематические ошибки одновременно.

Чтобы можно было более полно понять различные случаи проявления дисграфии, следует оценить, как характеризуют это нарушение специалисты кафедры логопедии ЛГПИ им. А.И. Герцена.

  • Артикуляторно-акустическая дисграфия.

Этот формат дисграфии проявляется у детей, которые имеют отклонения в развитии аппарата звукового анализа. Если речь идет об акустической дисграфии, то это означает, что ребенку сложно воспринимать слова на слух, различать звуки. Большую трудность для ребенка представляют близкие по звучанию слова.

Попытки их написания всегда будут сопровождаться совершением ошибок: будут заменяться или пропускаться буквы, звукопроизношение всегда будет отражаться на письме некорректно. Писать ребенок будет так, как слышит. Главной причиной такой дисграфии является дислалия – нарушение в произношении звуков, а также дизартрия и ринолалия.

  • Фонемно-распознавательная дисграфия.

В данном случае ребенок просто заменяет близкие по звучанию буквы и буквосочетания на неправильные. Такими «аналогами» являются ц-т (иногда тс-), ч-щ, п-б, м-н и т.п. При этом устно ребенок все произносит корректно. Иногда кажется, что он просто ленится писать все необходимые буквы.

Так, например, в слове «альбом» пропускается мягкий знак, в других словах иногда заменяются гласные, потому что правильные буквы более неудобны в написании (например: рука-«рока», мел – «мил»). На самом деле имеет место дисграфическое отклонение, а не лень.

Фонемно-распознавательная дисграфия.

  • Дисграфия из-за нарушения языкового анализа и синтеза.

Здесь искажается структура фраз и предложений. При этом слова и предлоги зачастую пишутся слитно, а приставки, наоборот, отдельно. Некоторые слова разрываются, и часть такого слова может быть присоединена к соседнему (например: в лесу – «влесу»; пришел – «при шёл»; стоит дом – «стоидом»).

Ну и, разумеется, сплошь и рядом пропускаются гласные и согласные буквы (работа – «рбота»; дерево – «дерво»; шапка – «шака»; груша – «руша» и т.д.). Также распространено добавление букв (пример: сосны – «сосыны») или их перестановка (трава – «врата»).

  • Аграмматическая дисграфия.

В качестве ее предпосылки выступает недоразвитие грамматического речевого строя. Происходит искажение предложений, появляются трудности при согласовании существительных в родах, числах и падежах, а также при образовании множественного числа. Страдают уменьшительно-ласкательные формы, но главное — употребляемые предложения непоследовательны, смысловые связи искажаются, а акценты очевидно сбиваются.

Типичные примеры: дома – «домы», стулья – «стулы», «много карандашов», цыплята – «цыпленки», «один матрешка» и т.п.. Это тоже часть лексико-грамматического речевого недоразвития.

  • Оптическая дисграфия.

По-другому это называется «неустойчивое зрительное восприятие». Здесь ребенок не узнает буквы, а точнее, в каждом слове они воспринимаются иначе. При письме эти замены выглядят, словно подобие таблицы звонких и шипящих согласных: п-б, п-ф, у-и, ц-щ, ш-и, м-л, б-д, п-т, н-к… У левшей проявляется зеркальное написание букв.

  • Дисграфия моторная.

Этот вид отклонения связан с аккуратностью почерка. При наличии данного отклонения, в процессе выведения букв кисть руки не может двигаться плавно, возникают проблемы в типовом начертании одинаковых букв.

Перечисленные формы дисграфии плохи тем, что не проходят со временем, а имеют устойчивый характер, лишь усугубляясь. Дисграфические отклонения зачастую сопровождаются проблемами с памятью и вниманием: рассеянностью, быстрым забыванием и даже различными психическими отклонениями.

Причины дисграфии

Причины дисграфии подразделяются на 2 больших кластера:

  • травмы и болезни головного мозга;
  • влияющие на ребенка социально-психологические факторы.

Плюс, некоторые специалисты указывают на присутствие в качестве причин рассматриваемых отклонений еще и наследственную предрасположенность. Такие утверждения имеют под собой клиническую статистическую основу, ведь недоразвитие определенных зон головного мозга родителей может генетически переходить их детям.

Более того, передаваться таким образом между родственниками могут и более тяжелые заболевания головного мозга. В частности, такие болезни могут быть причиной проявления дисграфии и дислексии у ребенка.

Этиология (причины) дисграфии включает в себя и патологические факторы, оказывающие влияние на дитя в пре- и постнатальные периоды, а также в момент родов. Это могут быть:

  • влияние различных инфекций;
  • сопутствующие болезни матери (особенно перенесенные при беременности);
  • длительные токсикозы;
  • родовые травмы;
  • чрезмерно затянувшиеся роды;
  • асфиксия;
  • перенесенный в раннем возрасте менингит или травмы головы;
  • малый период между беременностями (менее полутора лет).

Причины дисграфии

Корни дисграфии могут носить как органический, так и функциональный характер. Последние, при этом, подразделяются на:

  • внутренние (сюда относятся продолжительные соматические заболевания);
  • внешние (когда взрослые буквально «сюсюкаются» с уже относительно взрослым для такого обращения ребенком; общение производится на «ломаном» языке, косноязычно, а главное – в недостаточном объеме, чтобы ребенок мог также перенять и корректные формы разговора).

Отсутствие должного внимания к лексическому и грамматическому развитию речи ребенка приводит в итоге к трудностям при письме, неспособности школьника осознавать совершаемые ошибки. Специалисты отмечают, что здесь также присутствует определенная зона риска, связанная, наоборот, с излишней амбициозностью родителей, которые стремятся научить ребенка читать и писать, в то время как мозг малыша еще совершенно не готов воспринимать данную информацию и навыки.

Дисграфия обычно сопровождает все типы задержек развития психики и речи. Плохо пишут дети с минимальной мозговой дисфункцией, синдромом дефицита внимания и общей недоразвитостью речи. Более того, данный дисграфия наблюдается даже у взрослых, которые в свое время получали травмы головы, имеют опухоли головного мозга или перенесли инсульт.

Преодоление дисграфии у детей

Логопедическая работа, направленная на преодоление дисграфии у детей, учащихся в школе и дошкольного возраста, производится за несколько этапов.

Вначале осуществляется логопедическая диагностика, в рамках которой анализируются данные письменных тестов и выявляются слабые лингвистические звенья функциональной системы письменности у обследуемого. Затем в рамках все того же этапа определяется разновидность (или даже сразу несколько) дисграфии, после чего формируется план корректирующих мероприятий.

Обычно детей, у которых наблюдается отклонение, объединяют в равновозрастные группы, где каждый участник имеет идентичный тип дисграфии.

Корректировка происходит посредством воздействия на слабое звено системы письма у каждого конкретного ребенка с учетом возрастной зоны его развития, а также нормативных требований. Направления работы следующие:

  • Улучшение фонематической дифференциации звучания речи, а также корректное обозначение звуков при письме. Данное направление задействуется при наличии фонемной дисграфии (акустической).
  • Осуществление коррекции дефектов произношения различных звуков, а также совершенствование их фонетической дифференциации. Делается это при обеспечении одновременного усвоения ребенком корректного обозначения употребляемых в устной речи звуков при письме. Таким образом производится исправление акустикоартикуляторной дисграфии.
  • Коррекция дисграфии при несформированности языкового анализа и синтеза производится путем стимулирования развития у ребенка данных навыков. Он усиленно учится воспроизводить письменно слова по слогам, придерживаясь корректной структуры составления фраз и предложений.
  • Коррекция аграмматической дисграфии производится путем улучшения восприятия морфологических (и синтаксических) обобщений, морфологического состава слова.
  • Профилактика и устранение оптической дисграфии производится посредством улучшения зрительного восприятия слов и пространственных представлений об объекте разговора. Также стимулируется зрительный анализ и синтез при уточнении обозначения в речи пространственных соотношений.

Преодоление дисграфии у детей

Другой подход в рамках коррекционной методики исправления дисграфии заключается в объемном развивающем воздействии логопедии, которое выстраивается в соответствии с методическими рекомендациями А.В. Ястребовой. Здесь работа направлена на улучшение качества устной речи ребенка, а именно:

  • на развитие речемыслительной деятельности;
  • на формирование психологических предпосылок для последовательного восприятия учебной информации.

Врач-логопед работает со всеми аспектами речи: как с ее фонетической (звуковой) частью, так и с лексико-грамматическим строем. При этом данная работа подразделяется на несколько этапов:

  1. Заполняются пробелы развития фонетического аспекта речи.

    Производится устранение ошибок в произношении звуков, а также формируется анализ и синтез звукослогового состава слов и заучивание произношения некоторых (особенно трудных для ребенка) звукобуквенных связей.

  2. Производится наверстывание развития в области совершенствования лексики и грамматики.

    Изучаются значения слов и устойчивых выражений, обогащается вокабуляр ребенка (посредством чтения рекомендованной специалистом литературы). Изучаются различные синтаксические конструкции и словосочетания. Слова в предложениях перестают восприниматься индивидуально, а только в контексте и в условиях той или иной словарной модели.

  3. Восполняются пробелы при формировании связной речи.

    Производится совершенствование навыков формирования связной речевой мысли, программирования структуры фразы. Улучшается последовательность изложения мысли, эффективнее выбираются средства (слова и выражения) для формирования фразы. Данная работа производится вне привязки к какому-то конкретному типу дисграфии.

    Здесь главное – усовершенствовать речь ребенка так, чтобы она в должной мере соответствовала уровню развития для его возраста. Одновременно с этим ребенок начинает быстрее читать, у него возрастает запас слов в вокабуляре и, как следствие, снижается количество ошибок при письме.

Преодоление дисграфии

Развитие всех компонентов речевой системы человека приводит к лучшему усвоению детьми школьной программы по русскому языку и литературе. Если рассмотреть ситуацию детальнее, то логопед в данном случае решает сразу несколько задач:

  • Способствует усилению мыслительной и речевой активности ребенка, проявлению его самостоятельности в суждениях.
  • Формирует комплексные умения и рациональные приемы при осуществлении обучения.
  • Развивает навыки речевой коммуникации.
  • Одновременное устраненяет дислексию и дисграфию.
  • Производит профилактику функциональной неграмотности.

И, наконец, третий подход основывается на логопедическом тестировании и более комплексном обследовании детей, страдающих дисграфией. Такое обследование дает возможность отследить проблемные звенья в функциональной системе письменности у ребенка по типажу и специфике совершаемых на письме ошибок.

Как следствие, появляется возможность оказать точечное воздействие на тот или иной аспект аппарата письменности у человека (речь идет о проведении логопедической коррекции).

Но такой подход, к сожалению, не дает возможности соотнести определяемые нарушения с каким-то конкретным типом дисграфии, а кроме того, он не предусматривает строгой алгоритмической последовательности действий в процессе логопедической коррекции.

Наиболее популярными среди специалистов являются следующие форматы работы по коррекции дисграфии:

  • совершенствование пространственно-временных представлений (для внутреннего осознания последовательности событий, о которых ведется речь);
  • стимулирование большей эффективности восприятия слов и фраз на слух (фонематического восприятия);
  • обогащение вокабуляра;
  • улучшение морфемного и слогового синтеза слов;
  • развитие понимания допустимости сочетания слов вкупе с развитием навыков корректного построения предложений;
  • стимулирование усвоения явления многозначности, синонимов, омонимов и антонимов, а также сложносочиненных и сложноподчиненных синтаксических конструкций.

Комплекс упражнений по профилактике дисграфии

Дисграфию, как и любое другое заболевание или отклонение, эффективнее не исправлять, а предупреждать. Речь идет о системной профилактике. Для этого разработаны специальные упражнения, способствующие устранению письменных ошибок. Разберем некоторые задания, направленные на профилактику дисграфии.

Филворд

Требуется найти и подчеркнуть названия птиц. Прочтение может осуществляться как по вертикали (сверху вниз), так и по горизонтали (слева направо).

Филворд

Ответы: стриж, грач, чайка, воробей, сорока, ворона, иволга, синичка, сыч, сойка

Отыщи и выдели названия цветов.

Филворд

Ответы: алый, бежевый, белый, бирюзовый, ванильный, васильковый, голубой, жѐлтый, зелѐный, золотой, индиговый, коралловый, коричневый, красный, лимонный, малиновый, оранжевый, розовый, салатный, серебряный, серый, синий, сиреневый, фиолетовый, чѐрный

Требуется отыскать названия всех 12 месяцев года.

Филворд

Морской бой

Требуется прочитать шифр и выписать слова.

Морской бой

Правильные ответы: 

  1. А1Г3 – фартук  
  2. Г2А4Д3 – ракушка
  3. Д1Б2 – сундук  
  4. Б3Д2 – утюг
  5. Г4Д4 – обруч  
  6. Б4А2 – свитер

Буквы-прилипалы

Требуется вычеркнуть повторения букв, а также составить предложения. Запишите получившийся рассказ.

  1. Слклолро нлаллстлулплилт злиллмлал.
  2. Уыпыадуыты ныа зыемылыю сывыерыкыаыюыщыиые сынеыжыинкыи
  3. Лаеса аи паолае баудауата баеалыамаи. 
  4. Сльн мрз згнт млкх зврй в нрк.

Правильные ответы:

  1. Скоро наступит зима.
  2. Упадут на землю сверкающие снежинки.
  3. Лес и поле будут белым.
  4. Сильные морозы загонят мелких зверей в норки.

«Сбежавшие» гласные

Нужно вставить в набор из согласных букв, расположенных слева, гласные, записанные справа.

Смь рз тмрь – дн рз тржь.                е      а     о е    о и    а     о  е
Бз    трд   н   втщшь _  pбк    прд.  е    уа   е    ыаи  и   ыу    и     уа
Н  мй  ст  рблй, _  мй   ст   дрзй.  е    ие   о   уе   а   ие   о  уе
Дл   врм-   птх    чс.   eу   ея   —  оее   а
Нвх  дрзй нжвй,_  стрх н трй.  оы  уе  аиа  а   аы   е  аыа

Правильные ответы:

  1. Семь раз отмерь — один раз отрежь;
  2. Без труда не вытащишь рыбку из пруда;
  3. Не имей сто рублей, а имей сто друзей;
  4. Делу время — потехе час;
  5. Новых друзей наживай, а старых не забывай.

«Подружи» слова

Требуется найти ошибки при употреблении слов с предлогами. Запишите получившиеся предложения.

  1. Птица летит над небом.
  2. На столе лежит красная яблоко.
  3. На дереве выросли сладкие слива.
  4. И Аллы зацвел роза.
  5. Учитель пишет в доске.
  6. Белые снег лежит на полях и деревьях.

«Тексты без границ»

Следует распознать слова в предложении и разделить их. Запишите правильно.

  1. Душистойсмолойпахнетбор.Устаройсосныпрыгаютбелки.Снялизверькипу шистыесерыешубки.Рыжимисталиунихспинки,пышныехвосты.Всюдолгуюзи мубелкижиливлесу. Ответраистужипряталисьвтѐпломгнезде.Онирадысветлойвесне.
  2. Любимыйтеатр. ВМосквеестьтеатркукол.ИннаиТатьянаидуттудасрадостью.Настенечудесн ыечасы.Наступилполдень.Петухзовѐтдетей.

Тексты, которые не содержат заглавных букв и точек

Требуется найти границы предложений. Расставьте точки и заглавные буквы.

зима в лесу

повалил снег хлопьями стало в лесу светло явились с севера зимние гости  это птицы с красной шапочкой, снегири они летят к красной рябине и клюют плоды у белочки запасы еды в своѐм дупле спит медведь в берлоге в новой шубке заяц новый красивый наряд у лисицы-плутовки в своей норке ѐж накрылся листьями зарылись в мох лягушки только голодный и злой волк бродит на лесной опушке

Дисграфия

Дисграфия – это отклонение, которое затрагивает множество аспектов умственного развития человека (причем это касается не только детей). Для профилактики проявления данного отклонения следует производить комплекс действий, направленных на улучшение:

  • памяти;
  • внимания;
  • логического мышления;
  • мелкой моторики;
  • устойчивости нервной системы;
  • работоспособности;
  • отдельных компонентов речевой системы.

Вовремя осуществленное вмешательство специалистов-логопедов способно откорректировать развитие системы фонематического анализа и синтеза, что является одним из основных факторов при профилактике дисграфии и помогает развиваться навыкам самостоятельного письма.

Педагогика в совокупности с медициной должны обеспечивать требуемую коррекционную работу (профилактику) с младшими школьниками, которым нужна помощь для исправления системно проявляющихся проблем, связанных с совершением ошибок при письме и в устной речи.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Всероссийский педагогический портал
  2. Учительская газета
  3. Портал учителя РФ
  4. Воспитатели России
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Скачать шаблоны
для логопедов
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Шаблоны для
логопедов
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw