Что такое дуальное образование и как оно реализуется
Сохранить статью:
Что это? С подобием дуального образования знакомо старшее поколение, закончившее вузы во времена СССР. Ведь при такой системе теоретические знания студенты получают в стенах альма-матер, а практические – на базе своего потенциального рабочего места.
Кому подходит? Очевидно, что в дуальном образовании заинтересованы не только будущие специалисты, но и организации, которые фактически выращивают кадры. Как правило, они же и спонсируют образовательный процесс. Как же запустить такое обучение?
Что такое дуальное образование
Дуальное обучение — это образование, преподаваемое в форме, позволяющей школьникам получить дополнительную квалификацию, а студентам – применить теоретические знания и навыки в практической деятельности. Это определенно полезный и выгодный вид образовательного процесса: ученики могут попробовать себя в будущей профессии и получить базовые практические навыки еще в период обучения в школе, а работодатели обучают и берут на работу заранее подготовленных специалистов.
Duales Studium, или дуальное образование, — это один из известнейших трендов в мировой практике, предполагающий обучение, при котором студенты постигают теоретические основы в учебном заведении, а практического опыта набираются непосредственно на рабочем месте на определенном предприятии во время решения реальных производственных проблем.
Внедряя подобную модель обучения, Германия достигла существенных показателей эффективности в подготовке молодых специалистов. Подтверждением тому стала ситуация с экономическим кризисом 2008−2012 годов, из которого страна сумела выйти с минимальными потерями.
Обратив внимание на успех Германии, некоторые государства позаимствовали результативный опыт дуального обучения, стараясь адаптировать его под национальный колорит. Сегодня немецкая модель обучения нашла отражение в образовании таких стран, как Испания, Италия, Китай, Греция и Южная Корея. Модель дуального обучения была опробована и в России.
Одной из первых применила данную систему компания «Фольксваген». В 2010 году на базе предприятия была запущена программа дуального обучения в сфере мехатроники. Целью была подготовка квалифицированных рабочих и профессиональных технологов для строящегося завода автомобильной отрасли.
Официального признания на государственном уровне нашей страны дуальное образование достигло в 2014 году. Тогда же были подписаны разного уровня соглашения о сотрудничестве с регионами, одержавшими победу в конкурсе, проводимом Агентством стратегических инициатив (АСИ). Первоначально участниками экспериментального проекта АСИ стали 10 субъектов РФ. На протяжении двух лет количество предприятий и организаций, поддерживающих дуальное образование, достигло 131.
Развитием и внедрением модели дуального обучения в России интересовались такие структуры государственного уровня, как Министерство экономического развития, Министерство промышленности и торговли, Министерство труда, Министерство образования и науки РФ.
Дуальное образование ставило ключевыми задачами разработку современных моделей и форм сотрудничества учебных заведений и производственных организаций по подготовке специалистов, внедрение комплекса мер по стимулированию работодателей к участию в финансировании данного формата обучения.
Сравнение системы дуального образования с традиционной
Критерии сравнения | Дуальное обучение | Традиционное обучение |
Предпочтения в обучении | Практика занимает 60 % времени обучения | Теории отводится 60 % всего времени обучения |
Производственная практика | Занимает около 75 % времени обучения | Занимает не более 40 % времени обучения |
Состав образовательной программы | Образовательная программа составлена в соответствии с ФГОС, профессиональными стандартами и учитывает потребности реального работодателя | Образовательная программа и учебный план составлены в соответствии с ФГОС |
Условия производственной практики | Практика проходит в объективных производственных условиях, студент решает реальные задачи | Производственная практика — формальность/не соответствует требованиям потенциальных работодателей |
Знакомство с корпоративной культурой в компании | Позволяет ознакомиться с реальной корпоративной культурой на предприятии | Кратковременность практики не позволяет понять корпоративную культуру организации |
Стоимость обучения | Обучение компенсируется работодателем | Коммерческая или бюджетная основа |
Курсовые работы | Тематика курсовых, выпускных квалификационных работ, индивидуальных проектов ориентирована на потенциальные нужды предприятия-партнера | Курсовые и дипломные проекты зачастую не представляют никакой практической ценности и являются формальностью |
Наставничество | Деятельность наставника рассматривается как взаимовыгодное партнерство и регламентируется обеими сторонами | Наставничество зачастую очень формализовано. |
Таким образом, дуальное обучение – это образование, предполагающее активное участие предприятий в подготовке профессиональных работников. Данное взаимодействие представляет собой элемент социальной ответственности, потому что от грамотного обучения специалистов во многом зависит развитие экономического статуса страны.
Если вы хотите узнать больше о дуальном образовании, вам поможет наш подробный курс.
Преимущества профессионального дуального образования для его участников
В чем же заключается выгода для участников программы дуального обучения и какие есть минусы?
Преимущества
- Предприятия приобретают квалифицированных специалистов, которые изначально отвечают их производственным требованиям.
- Вузы имеют надежные гарантии в трудоустройстве выпускников, располагают широкими возможностями в сфере стажировки преподавателей и студентов, реализуют программы в аспекте социального партнерства.
- Государство и общество существенно экономят финансы госбюджета, решают острый вопрос дефицита рабочей силы. Происходит быстрое внедрение инновационных процессов, экономика страны обретает возможность развиваться.
на наши новости
500 000 пользователей!
Недостатки:
- вузы не всегда могут вовремя предоставить запрашиваемый предприятием учебный материал;
- предприятия не способны принимать необходимое число работников ввиду отсутствия вакансий;
- из-за недостатка финансов организации зачастую прибегают к повышению себестоимости производимой продукции с целью зарабатывать средства для финансирования дуального обучения.
Как организовано дуальное обучение в образовательных учреждениях России
Организация такого вида образования, как дуальное, в России предполагает тесное взаимовыгодное сотрудничество образовательных учреждений и различных организаций. В современном мире существует подход, который заключается в подготовке студентов в соответствии с запросами и потребностями конкретного предприятия. При этом необходимо, чтобы преподаватели имели возможность проходить курсы подготовки и переподготовки на самом предприятии.
Для того чтобы организовать процессы дуального обучения, заказчик, который нуждается в тех или иных специалистах, заключает договор с учреждением образования. В то же время подписывается договор между студентом и потенциальным работодателем, а также трехсторонний – между предприятием, образовательной организацией и работником. В договорах прописаны права и обязанности всех сторон, финансовые особенности сделки.
Дуальное образование предполагает отбор студентов для практической деятельности по итогам собеседования или по результатам практических заданий среди учащихся 1 курса. Параметры, по которым происходит рассмотрение кандидатов, как правило, заблаговременно разрабатываются предприятием совместно с образовательным учреждением. Затем они предоставляются для ознакомления студентам и их законным представителям.
Проведя анализ действующих образовательных программ колледжей и вузов, можно прийти к объективному заключению: дуальное образование специалистов в РФ широко распространено, потому что прохождение практики обязательно для студентов на всех уровнях подготовки.
Существенно отличается время, отведенное для производственной подготовки учащихся. Оно варьируется в зависимости от специализации и учебного центра: прикладники стажируются, как правило, дольше и строже, а гуманитарии проводят основную часть практики, занимаясь научной работой.
На что обратить внимание при выборе вуза для получения дуального образования?
Если абитуриент стремится к моменту выпуска из учебного заведения стать специалистом, ориентированным на практическую деятельность, он должен со всей ответственностью отнестись к выбору вуза и подходящего профиля, принимая во внимание следующие моменты.
- Структура учебной программы: список изучаемых профильных дисциплин и анализ профессиональных качеств, навыков, которыми необходимо овладеть.
- Процентное соотношение теоретических занятий, научной деятельности и практической работы: времени на практику должно быть отведено больше.
- Наличие списка организаций, готовых предоставить студентам практическую подготовку. Оптимальный вариант – учебный центр, распределяющий практикантов по партнерской программе между организациями.
- Личностные особенности учащихся, демонстрирующие проявление лидерской активности и творческих способностей в процессе решения поставленной задачи, но под руководством куратора. В ходе практической деятельности необходима работа с использованием профильного оборудования или программ в сфере определенной специализации.
- Документальное сопровождение практики и закрепление навыков: составление отчетов по практическим занятиям, характеристика и оценка стажера руководителем, заключение договора, в котором отражены условия прохождения стажировки (временной график, отплата, права и обязанности сторон).
Основная образовательная задача, которую преследует дуальное образование, заключается в том, чтобы выпускник обладал необходимым уровнем профессионализма и навыками, требующимися для эффективной работы.
Дуальное образование в российских учебных заведениях реализуется с использованием учебно-производственных комбинатов и дополнительного обучения в колледжах. УПК были внедрены в образовательную систему в далекие 70-е годы ХХ века. Тогда советские школьники, посещая такие комбинаты, могли получить дополнительную профессию. У них была возможность выбрать ту специальность, по которой им хотелось бы иметь прикладные знания. Оценка по ней учитывалась в аттестате.
Сегодня некоторые школы пользуются услугами УПК. С их помощью школьники могут освоить дополнительную специальность или же повысить профессиональную подготовку на базе колледжей. Учреждение образования самостоятельно определяет количество занятий и форму дуального обучения.
Дуальное образование на сегодняшний день применяется в образовательных учреждениях с использованием программы «Профессиональное обучение без границ». С ее помощью любой школьник на бесплатной основе может получить дополнительное образование и официальное свидетельство о присвоении квалификации.
Список специальностей, которые предлагает данная программа для освоения, весьма обширный: парикмахер, мастер маникюра, слесарь, водитель, кассир, воспитатель и другие. Зарегистрироваться на такое обучение подросток может через учреждение образования или в колледже, который он выбрал.
Дуальная модель подготовки профессиональных специалистов дает возможность оптимизировать теоретические знания в соответствии с практическими навыками. Она позволяет молодому специалисту с легкостью влиться в рабочий процесс, не испытывая моральных и физических сложностей.
Одним из преимуществ дуального обучения, несомненно, является более оперативный процесс трудоустройства выпускника вуза. Согласно статистике, более 60 % молодых специалистов зачастую трудоустраиваются на предприятие, на котором проходили практику.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: