Единый учебник истории: концепция и особенности
Сохранить статью:
О чём? Единый учебник истории – это проект, о котором зашла речь ещё в 2013 году. Суть в том, что всеобщую и отечественную историю могут объединить в один школьный учебник. На первый взгляд всё просто и понятно, но при разработке пособия возник ряд препятствий.
На что обратить внимание? Перспектива создания единого учебника по истории воспринимается специалистами неоднозначно. Одни видят в этом решение путаницы при объяснении материала и построении уроков, другие – негативное влияние на восприятие исторических фактов. Тем не менее, работа ведется, и единый учебник по истории обещают представить уже к началу нового учебного 2023 года.
Проблемы изучения истории
Сейчас наблюдается тенденция роста неудовлетворительных знаний школьников. Факты невежества в плане знания истории встречаются повсеместно в учебных заведениях. Официальная оценка уровня исторических знаний расходится с реальной картиной в худшую сторону.
Человек, который не имеет собственного мнения и должного уровня исторического образования, является прекрасным объектом для навязывания различных пропагандистских идей. Им легко манипулировать.
Многие аналитики выделяют следующий ряд причин, которые привели к низкому уровню исторических знаний обучающихся в учебных заведениях:
- социокультурное пространство российского общества;
- политика в области образования;
- недостаточный уровень квалификации педагогов;
- низкая мотивация школьников;
- отсутствие родительского внимания к учебному процессу;
- педагогические условия в школах;
- низкое качество учебников истории;
- поколение детей с когнитивными трансформациями из-за влияния информационной среды.
Действительно, имеющиеся учебники по истории требуют основательной доработки. Их спорный содержательный уровень является одной из важных проблем современной образовательной системы. Есть точка зрения, что традиционное авторское изложение исторической информации необходимо трансформировать в пособие, содержащее документы, иллюстрации и разные задания. При этом подача теоретического материала должна занимать малую часть школьного учебника.
Недостатки современных учебников истории
Выделяют две основные проблемы в учебниках по истории:
- количество информации и язык изложения;
- научная достоверность и актуальность материала.
Исторические данные зачастую сильно сжаты до минимальных сведений. Многие темы освещены в скудном объеме, а значит, очень поверхностно. Например, в учебно-методических комплексах «Сферы» один параграф может занимать всего две страницы.
Крайне ограничено раскрывается информация, связанная с культурой. Отсутствует всестороннее раскрытие научных и художественных концепций, которые оказали сильное влияние на исторические события определенной эпохи. В учебнике истории информация дается в основном в ограниченном формате (имя, достижение, дата). Это сухие данные, которые школьникам не интересны и не откладываются в их памяти.
Психологи подобную сжатую подачу исторической информации объясняют необходимостью разгрузить детскую психику. Считается, что избыточный учебный материал перегружает и утомляет школьников. Однако подобная информация не способствует развитию сознания учеников, а также умения мыслить и сопоставлять факты. Она скорее приводит к запоминанию скудных данных без понимания истинных причин и сущности исторических процессов. Это, наоборот, перегружает детскую психику.
В связи с этим сейчас доминирует точка зрения, что современный единый учебник по истории должен включать объемный материал по изучаемым темам. Такой подход будет удобен не только школьникам, но и педагогам. Для учителей подробный исторический материал даст возможность ключевые вопросы изучаемой темы прорабатывать детально на уроках, а часть аспектов оставить ученикам для самостоятельной работы.
Один из важных моментов — подача исторического материала и язык написания учебника. Информация должна излагаться доступным для понимания школьников научным языком. Не нужно ее упрощать для облегчения восприятия детьми. Школьники должны постепенно учиться понимать язык науки.
Конечно, не стоит злоупотреблять избытком терминов и заумных оборотов. Главное, чтобы подача текстового материала была серьезная. Иначе учащиеся младших классов могут не воспринимать информацию из-за игривой подачи материала. Старшеклассникам однозначно нужна учебная теория, изложенная понятным научным языком.
Вторая серьезная проблема учебников истории, по которым обучается современное поколение школьников — научность информации. Речь идет не только об ошибках в фактах, но и об устаревших теориях, которые подменяют настоящую историю. Имеющийся учебный материал сильно отстает от передовых открытий в области.
Конечно, школьная информация не должна быть исключительно научной. Художественные вставки привлекают внимание учеников. Но при этом важно не подменять серьезные исторические темы изложением в духе мифов и героических повестей. Научность подачи информации обязательно должна присутствовать.
Работая с учебником по истории, школьник должен уметь анализировать и классифицировать информацию. Ряд сведений, изложенных в исторических источниках, с позиции современной науки не признаются достоверными. Как минимум, данные преувеличены, как максимум — не являются правдивыми.
Многие из существующих учебных изданий излагают информацию комплексно, используя исторические факты и материал больше мифологического характера, чем научного. При этом нет объяснения причинно-следственных связей и исторических аналогий. Поэтому педагоги вынуждены решать следующие непростые задачи:
- разграничивать правдивые данные и мифологические;
- максимально раскрывать тему в рамках одного урока, чтобы не было непонятной для учеников информации, противоречащей изложенному в учебнике.
на наши новости
500 000 пользователей!
Итак, существующие проблемы с устаревшими учебными пособиями по истории сказываются на уровне знаний школьников. Они не способствуют развитию их познавательного интереса, а, напротив, понижают вовлеченность в образовательный процесс. Материал, представленный в учебнике, воспринимается как слишком сложный и неинтересный. К тому же определенная недостоверность и неактуальность информации также требует доработки.
Новый единый учебник истории
Идею о необходимости создания и внедрения в образовательную практику единого учебника истории активно поддержали историки и общественность. Это связано с существующими проблемами в школьном обучении и большим количеством разных учебных пособий. В них разнится трактовка многих исторических фактов.
Известно, что учебник истории нового формата для учеников 10-11 классов выпустят в 2023 году. Издание активно разрабатывается.
4 ноября 2022 года состоялась встреча с Владимиром Путиным, по итогам которой была поставлена задача разработать единый учебник по истории. Работа в этом направлении активно ведется. В учебнике необходимо совместить историю России и всеобщую. Также готовится к выпуску издание Истории XX века для учащихся 10-11 классов. Его хотят издать в ближайшее время, чтобы с начала учебного 2023 года обучение шло на базе данного учебника.
Критика единого учебника истории
Либеральное сообщество Комитет гражданских инициатив ещё в 2013 году высказало беспокойство концепцией внедрения единого учебника истории в образовательную программу. Главный аргумент противников унифицированного издания состоит в том, что не представляется возможным представить любой исторический факт вне многообразия различных оценочных точек зрения. Они могут даже противоречить друг другу.
Только анализируя и сопоставляя разные трактовки, формируется личность с активной жизненной позицией. В противном случае история выступает как сухой перечень фактов, имен и дат. Так она превращается в идеологическую доктрину или национальный миф.
Другая группа историков и педагогов в 2014 году выступила с инициативой проигнорировать конкурс по созданию единого учебника истории. Они отметили, что такое издание — это фальсифицированная история, демонстрирующая исключительно правильную с идеологической точки зрения картину исторических событий.
Введение единого учебника по истории в школах
Для того чтобы учебное издание начало использоваться в образовательной практике, оно должно получить гриф Министерства образования. Проводится экспертиза. Без нее учебник не попадет в школы.
Факты искажений в учебных изданиях могут быть различного вида. Среди основных: – содержательные и идеологические.
Искажений по содержанию определенных исторических событий очень много в имеющихся учебных изданиях. Очень грешит этим период истории Древней Руси. В некоторых учебниках авторами высказываются взгляды, которые не разделяют большинство деятелей науки.
Например, есть антинорманская теория происхождения Древнерусского государства. В России она не поддерживается большинством ученых, а в зарубежном научном сообществе практически не имеет сторонников. Однако в ряде учебных изданий по истории эта теория позиционируется как одна из основополагающих версий создания государственности на Руси.
Школьные учебники обязательно должны проходить открытую экспертизу, в которой могут принимать участие научная элита и педагогическое сообщество. Речь идет именно о практикующих педагогах. Важно, чтобы оценивали издание в том числе люди, которые имеют прямое отношение к образовательному процессу.
Итог работы над единым учебником истории
Уже с 2016/2017 учебного года было начато школьное обучение по учебникам, написанным с учетом нового историко-культурного формата. Это линейки пособий издательств «Дрофа», «Просвещение» и «Русское слово».
По подсчетам, всего за разные годы было выпущено около 200 учебников по истории. Изначально такое многообразие изданий позиционировалось как возможность выбора. Однако педагогу это усложняет деятельность, так как не представляется реальным изучить и тем более применить на практике такое многообразие пособий.
После экспертизы были одобрены учебники истории с 6 по 10 класс издательств «Просвещение», «Дрофа» и «Русское слово». Много замечаний было к истории XX века у издательства «Русское слово». Поэтому данный учебник экспертизу не прошёл.
Эту работу ведет сформированное в 2012 году Российское историческое обществу (РИО) под руководством председателя Государственной думы С. Е. Нарышкина.
В 2014 году прошел общественное обсуждение Единый историко-культурный стандарт. Он был утвержден. Объявили конкурс по созданию линейки учебников на базе данного стандарта.
После присоединения Крыма в 2014 году Владимир Путин поручил Российскому историческому обществу и правительству дополнить концепцию нового единого учебника истории информацией о роли Крыма и Севастополя в судьбе Российской империи, СССР, а также современной России.
Предполагается, что в едином учебнике истории России в каждой главе, посвящённой определённой эпохе, будет экскурс во всемирную историю этого же периода. В МГИМО готовят англоязычное учебное пособие, презентация которого запланирована на лето 2023 года.
На данный момент ведётся работа по разработке и изданию новых учебников. Активное участие принимают Администрация президента РФ, Российская академия наук и ассоциация «Российское историческое общество».
Изучение истории и знакомство с истоками важно для воспитания человека с активной гражданской позицией. Это фундамент личностного развития. Есть большая вероятность, что такой гражданин будет принимать осознанное участие в жизни страны. Важно знать и ценить прошлое. Поэтому разработка единого учебника истории России — крайне ответственная задача.
Главное — раскрыть исторический процесс максимально разносторонне и непредвзято. Тогда выпускники школ будут иметь четкие представления о том, что такое Родина. Также сформируется понимание важности личного вклада каждого в процветание и развитие России.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: