Эффективность руководителей образовательных организаций: оценка и развитие
Сохранить статью:
От чего зависит? Эффективность руководителей образовательных организаций определяется набором таких качеств, как умение слушать, убеждать, отстаивать свою позицию, а также общий интеллектуальный и культурный уровень.
На что обратить внимание? Для оценки эффективности проводится регулярный мониторинг, в ходе которого анализируются различные отчеты образовательной организации, качество преподавания.
- Суть эффективности руководителей образовательных организаций
- Качества эффективного руководителя образовательной организации
- Факторы, влияющие на эффективность руководителей образовательных организаций
- Оценка эффективности руководителей образовательных организаций
- Часто задаваемые вопросы об эффективности руководителей образовательных организаций
Суть эффективности руководителей образовательных организаций
Содержание управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения заключается в создании и реализации стратегии его развития, а также в управлении ее ресурсами, организации разработки и развития структуры, руководстве коллегиальными органами управления.
Кроме того, директор принимает участие в корпоративном управлении, формирует эффективный стиль поведения (своего собственного и членов команды). В соответствии с проектом профессионального стандарта руководителя организации все это делается с целью осуществления изменений в образовательном учреждении, руководства маркетинговой деятельностью, повышения мотивации и стимулирования ключевых работников.
Эффективность работы руководителя образовательной организации – это показатель, который демонстрирует, что учреждение добивается поставленных целей, при этом издержки должны быть минимальны, а результаты максимальны. Последние классифицируются на промежуточные, конечные и отдаленные. В каждом из случаев они должны соответствовать заданным педагогическим целям, общественным, а также личностным ожиданиям и требованиям.
Эффективность в научных трудах классифицируется на экономическую и социальную. О первой свидетельствуют такие показатели, как стабильность функционирования учреждения, уменьшение неэффективных расходов, изменение дохода в целом, а также оказание определенных образовательных услуг.
Общественная, как считают многие ученые, – это результат, который получает социум, когда производится тот или иной продукт либо выполняются различные работы. Сюда же относится употребление различных материальных, духовных и социальных ценностей.
Качества эффективного руководителя образовательной организации
Хороший руководитель отличается высоким уровнем психической деятельности. Он оказывает воздействие на людей, на их умственные способности и эмоции. Добиться успеха в этом нелегком деле может лишь сильный человек, который уверен в себе, умеет доминировать и быть креативным. Приобретение таких качеств – обязательное условие работы над собой.
Руководитель должен понимать свои сильные и слабые стороны, стараться преодолеть стереотипы мышления, мешающие сделать отношения с подчиненными эффективными и блокирующие возможности творить, профессионально и личностно развиваться. Его задача – постоянно работать над собой.
Хороший руководитель образовательной организации должен обладать такими качествами, как:
- Твердая воля в мягких формах: директор не должен подавлять и принуждать.
- Навыки убеждения, воздействия на умственные способности окружающих и использования приемов суггестии.
- Умение принимать недостатки и видеть в людях хорошие качества.
- Объективное отношение, отсутствие предвзятости и субъективизма.
- Умение наблюдать.
- Устойчивость мнения.
- Хорошая память.
- Оптимистичный настрой.
- Сдержанность и умение управлять своими эмоциями.
- Психологическая избирательность.
То есть руководитель должен максимально полно отражать психологию окружающих, быстро реагировать на психологические особенности людей, проявлять интерес к собеседнику, его поступкам и делам. Он обязан уметь проводить психологический анализ не только своего поведения и поступков, но и тех, кто находится у него в подчинении, а также представлять себя на месте других, проявлять эмпатию.
- Практический ум, навык по распределению обязанностей между подчиненными с учетом их индивидуальных особенностей.
- Умения быстро ориентироваться в ситуации, определять настроение коллектива и регулировать взаимоотношения сотрудников.
- Тактичность, то есть чуткость, максимально естественное поведение.
- Умение слушать и доступно объяснять свою позицию.
- Порядочность, независимость и общительность.
- Авторитет, посредством которого руководитель неформально влияет на других.
- Умение контролировать собственные эмоциональные проявления и находить средства для разгрузки нервной системы.
Такой человек все время находится в окружении людей, поэтому должен поддерживать с каждым ровные отношения независимо от того, в каком расположении духа он находится. Если руководитель эмоционально нестабилен, то, рано или поздно, потеряет уверенность в своих силах, что обязательно приведет к негативным последствиям.
- Креативность, а также умелое применение этого качества в организаторской деятельности.
Факторы, снижающие эффективность руководителей образовательных организаций
Показатели эффективности руководителей образовательных организаций могут снижаться под воздействием некоторых факторов.
Последние классифицируются на три группы препятствий, которые возникли:
- Во внешней среде.
К ним относятся отсутствие ориентиров на факторы рынка, желание получить результат сразу, пренебрежение незначительными достижениями, непонимание того, что значит эффективность, стремление придерживаться во всем определенного порядка, введение строгих ограничений на законодательном уровне, четкое следование процедуре принятия решений в сфере финансирования образовательного учреждения.
- Из-за собственной организации.
В их числе: бюрократизм, желание сократить собственную зону ответственности, несовершенство системы поощрения, сопротивление некоторых подчиненных, неправильная расстановка целей и приоритетов, стремление дать еще один шанс проектам, которые не оправдали ожиданий либо исчерпали себя, неумение анализировать, отсутствие сведений о проводившихся инновациях или нежелание их применять, чрезмерно высокая самооценка, завышенные ожидания.
- Из-за других людей.
На показатели эффективности отрицательно влияют сделанные ошибки, неверные мнения, поведение. Все эти факторы могут негативно сказаться и на желании добиться нужного результата. Кроме того, свою роль играют нехватка времени, ложные представления и страх перед рисками.
Важно: некоторые проблемы, связанные с эффективностью руководителей образовательных организаций в РФ могут относиться к одной группе, к двум и сразу ко всем.
То, насколько эффективно директор управляет образовательным учреждением, зависит также от таких факторов, как:
- Потенциал подчиненных и качество выполнения ими своей работы.
- Средства производства.
- Социальные аспекты деятельности каждого сотрудника, а также коллектива в целом.
- Культура образовательного учреждения и его руководителя, в частности, наличие у последнего определенных черт личности и способности управлять коллективом и организацией.
- Понимание своей социальной ответственности. Хороший руководитель принимает во внимание интересы как внутренней, так и внешней среды организации.
- Использование социальных факторов управления. К ним относятся: организационная культура, организационный порядок, самоорганизация и самоуправление.
- Навык по формированию предпринимательского организационного поведения, созданию инновационной среды и оказанию поддержки своим подчиненным.
- Применение методов и технологий управления, имеющих высокую эффективность.
- Наличие развитой инфраструктуры, которая включает в себя информационную и консультативную базу.
на наши новости
500 000 пользователей!
Для того чтобы управление было эффективным, одного или нескольких из этих факторов недостаточно. Они должны применяться совместно, в интеграционном единстве.
Оценка эффективности руководителей образовательных организаций
Многоконтурный мониторинг эффективности руководителей всех образовательных организаций – это механизм, который необходим в сфере образования в РФ.
Главная цель этих мероприятий – дать всестороннюю и объективную оценку таким показателям, как профессиональная компетентность, результативность деятельности руководителя. Мониторинг позволяет разработать комплекс мер, с помощью которых можно устранить слабые позиции в системе менеджмента учреждения и усовершенствовать управленческую деятельность в нем.
В процессе мониторинга эффективности руководителя образовательной организации информация собирается и обрабатывается следующими способами:
- Составляется отчет по мониторингу оценки профессиональных компетенций и определению профессиональных дефицитов.
- Формируется заключение о проведенной оценке, в частности, о том, насколько в учреждении развита культура здорового образа жизни, организована воспитательная работа, обеспечены безопасность учеников и учителей, раскрытие талантов обучающихся. Здесь же отражаются результаты работы школы в рамках сопровождения профессионального самоопределения учащихся по итогам проведения регионального рейтинга образовательных организаций. В последнем случае, чтобы собрать данные, применяется автоматизированная система «Рейтинг ОО».
- Составляется аналитическая справка о кадровом составе руководителей образовательных организаций. Также собирается информация о повышении квалификации. Для этого используется личный кабинет для реализации федерального статистического наблюдения в сфере образования ГИВЦ.
- Формируется аналитическая справка, в которой фиксируются определившиеся в ходе мониторинга профессиональные дефициты.
- Собираются данные о том, насколько образовательное учреждение обеспечено квалифицированными кадрами. Для этого необходим личный кабинет для реализации федерального статистического наблюдения в сфере образования ГИВЦ, ГИС «Автоматизированная система управления ресурсами системы образования».
- Формируется отчет о том, какие используются программы повышения квалификации.
- Собираются данные об аттестации представителей руководящих должностей, а также тех, кто претендует на места руководителей государственных образовательных организаций округа.
- Предоставляется информация о пройденных стажировках, об участии в конкурсах профессионального мастерства.
- Проводится анализ нарушений, которые были выявлены и зафиксированы в ходе мониторинга, проводимого разными органами по контролю и надзору, а также ведомствами в отношении самих образовательных учреждений и их руководителей. Чтобы собрать данные, используется официальный сайт, на котором размещается информация о государственных (муниципальных) организациях.
- Собираются сведения о том, какие конкурсы на включение в кадровый резерв проводятся в организации.
- Составляются статистическо-аналитические отчеты о результатах подготовки учеников образовательного учреждения.
- Формируется отчет о работе с организациями, образовательные результаты которых находятся на низком уровне. Здесь, чтобы получить данные, применяется личный кабинет ФИС ОКО.
- Уточняются результаты профильного уровня государственной итоговой аттестации. Также используются результаты разных конкуров, чемпионатов, олимпиад и конференций.
- Просматриваются данные об организации образовательного процесса для учеников, имеющих ограниченные возможности здоровья и инвалидность.
- Собираются сведения по итогам участия в исследования качества образования международного формата.
- Анализируется информация о результатах независимой оценки качества условий, в которых учреждение осуществляет образовательную деятельность. Чтобы проанализировать данные, используется официальный сайт для размещения сведений о государственных (муниципальных) учреждениях.
- Собираются данные об итогах анализа готовности общеобразовательных организаций к началу нового учебного периода.
- Анализируется нагрузка педагогических работников. В данном случае информация собирается посредством личного кабинета для реализации федерального статистического наблюдения в сфере образования ГИВЦ, ГИС «Автоматизированная система управления ресурсами системы образования».
- Уточняются сведения об итогах участия образовательных учреждений в конкурсах регионального уровня.
- Анализируются профессиональные намерения учащихся образовательной организации.
- Собираются данные об образовательных организациях, включающие в себя необъективные результаты по итогам процедуры оценки.
Методы обработки данных и формы их сбора подробно описываются в соответствующих аналитических документах и отчетах.
Часто задаваемые вопросы об эффективности руководителей образовательных организаций
Отвечаем на популярные вопросы.
В чем заключается главная особенность эффективности руководителей образовательных организаций?
Основное качество любого руководителя – это высокий интеллект, так как именно он оказывает наибольшее влияние на становление стиля. Также для директора огромную важность имеют следующие качества: общая культура, уровень профессиональной подготовки, темперамент, нравственные принципы, внимание к вопросам учеников, умение выступать перед аудиторией и пр.
Какие способы повышения эффективности существуют?
Чтобы повысить уровень профессиональной компетенции, руководители активно участвуют в различных профессиональных конкурсах. Это способствует:
- Созданию условий, в которых будет распространяться инновационный управленческий опыт.
- Расширению диапазона профессионального общения.
- Развитию творческой инициативы и лидерских качеств у сотрудников, занимающих руководящие должности, а также работающих в администрации.
- Формированию связей образовательных учреждений с профессиональными научно-методическими изданиями.
На что оказывает влияние эффективность руководителя образовательной организации?
Сегодня образование – это не просто самоцель. Это еще и фактор, демонстрирующий занятость и благополучие населения. Следовательно, от того, насколько хорошо руководитель управляет организацией, зависит будущее граждан.
Итак, повышение эффективности управления общеобразовательной организацией взаимосвязано с большим количеством факторов. Для того чтобы общество продолжало развиваться, необходимо обеспечить создание всех перечисленных выше условий, а также включить все слои образовательного процесса в подготовку, принятие и реализацию управленческих решений. В таком случае можно будет определить, какие сферы нуждаются в модернизации, и как этого добиться.
Однако большое число руководителей по-прежнему не обладают достаточными знаниями в вопросах руководства образовательным учреждением, поэтому нужно с должной ответственностью подойти к повышению профессионального мастерства и компетенции управления. Только при соблюдении всех условий, перечисленных выше, результаты системы образования будут действительно эффективными.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: