Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Фонематическое недоразвитие речи: симптомы, диагностика, коррекция
Главная > Блог > Фонематическое недоразвитие речи: симптомы, диагностика, коррекция
30.08.2023
564
Время чтения: 16 минут

Фонематическое недоразвитие речи: симптомы, диагностика, коррекция

Что это? Фонематическое недоразвитие речи (ФНР) или фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – проблемы с произношением у детей. Причиной служат дефекты восприятия и воспроизведения звуков.

В чем выражается? Фонематическое недоразвитие речи выражается в замене ребенком некоторых звуков на упрощенные, произношении одного и того же слова по-разному при повторении, трудностях различения звуков. Исправить подобные дефекты способны только логопеды.

Последствия фонематического недоразвития речи

Успешность подготовки первоклассника к началу школьного обучения во многом зависит от уровня сформированности у него фонематических процессов и освоения ребенком навыков чтения и письма.

Хотя фонематический слух является частью физиологического слуха, он имеет определенную направленность – анализ и синтез услышанных звуков, сравнение их с эталонами, упорядоченно хранящимися в сформированной в памяти фонематической решетке.

Фонематическое недоразвитие речи

Фонематическое восприятие – это способность человека воспринимать и различать звуки речи (фонемы) и определять звуковую структуру слова. Например, рассмотрим слово «кот» и ответим на вопросы о том, сколько в нем слогов, букв и звуков, какой согласный звук стоит в начале, а какой в конце слова, какой гласный звук находится в середине. Фонематическое восприятие помогает нам ответить правильно.

Умение различать звуки на слух в собственном произношении требует определенных способностей. На протяжении всего дошкольного периода ребенок учится выделять основные признаки речевого звука и отличать его от посторонних, несущественных для его различения характеристик.

Если к моменту начала школьного обучения у дошкольника не сформированы навыки дифференциации фонем родного языка, то потребуется целенаправленная логопедическая работа для преодоления фонематического недоразвития речи. Если у обучающегося не сформированы операции звукового анализа и синтеза, то на письме это проявляется в виде типичных ошибок: пропуски, перестановка, вставка лишних букв либо слогов.

Пропуски букв и слогов указывают на то, что ребенок затрудняется вычленять в структуре слова все звуковые компоненты, например: «смка» – сумка, «шкла» – школа, «касит» – красит.

Перестановки в словах свидетельствуют об отсутствии способности анализировать последовательность звуков в лексической единице, например: «уртом» – утром, «сургоб» – сугроб, «нагалух» – на лугах.

Вставки лишних гласных букв, как правило, наблюдаются при стечении согласных, например: «галаз» – глаз, «девочика» – девочка, «октябарь» – октябрь.

Трудности при дифференциации фонем со схожими признаками выражаются на письме смешением букв. Ребенок с фонематическим недоразвитием речи выделяет в составе слова определенный звук, но для его обозначения выбирает несоответствующую букву, например: «санги» – санки, «попеда» – победа, «лобата» – лопата.

Причины фонематического недоразвития речи

Различные факторы могут спровоцировать фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей (ФФНР): наследственные микронарушения в деятельности отдельных областей головного мозга, родовые травмы, физиологические повреждения после рождения, перенесенные в раннем возрасте инфекционные и воспалительные заболевания. Даже при общем благополучном развитии все эти патологические явления могут вызвать у ребенка трудности при овладении грамотой.

Иногда родители и педагоги ДОУ недостаточно понимают значимость специальной деятельности, направленной на формирование фонематического слуха, развитие навыков восприятия, выделения и дифференциации фонем родного языка. Важно знать, что отсутствие у ребенка практического опыта тоже может стать причиной недостаточности фонематических процессов.

Классификация фонематического недоразвития речи у детей

В зависимости от степени выраженности, специалисты выделяют три формы фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников:

  • легкой тяжести: сохранена слоговая структура слов, наблюдаются единичные нарушения произношения, связанные с наиболее трудными для артикуляции звуками;
  • средней тяжести: устная речевая функция сформирована в основном правильно, но при этом дошкольник с трудом различает и произносит большую часть звуков из различных групп;
  • тяжелая форма: наблюдается значительное нарушение звуковой последовательности, ребенок не способен различать звуки на слух, воспроизводить их, выделять фонемы в слове отдельно, определять их последовательность.

Тяжелая форма фонематического недоразвития речи требует коррекции. Отсутствие своевременно начатой работы по устранению ФНР влечет за собой необратимые патологические изменения в звуковоспроизведении и дикции. Главное, своевременно выявить отклонения и начать коррекционную работу.

Основные симптомы ФНР у детей

Маленькие дети не способны в полном объеме различать звукосочетания в словах и затрудняются их воспроизводить. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это незавершенность формирования процессов произношения и восприятия фонем, для которой характерны следующие проявления:

  • искажение определенных фонем;
  • нечеткое произношение и даже слияние нескольких звуков в один неразборчивый;
  • отсутствует различение между глухими и звонкими, твердыми и мягкими звуками;
  • замена сложных для артикуляции фонем на простые (например, «р» на «л»);

Характерные симптомы могут быть как постоянными, так и проявляться периодически. При этом объем словарного запаса дошкольника чаще всего соответствует возрастной норме. Также у ребенка могут наблюдаться сопутствующие проблемы: нарушение памяти и внимания, замедление мыслительных процессов, трудности с обобщением и использованием абстрактных понятий, неусидчивость и повышенная отвлекаемость.

Диагностика фонематического недоразвития речи

Фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) диагностируется логопедом. Сначала специалист составляет анамнез по результатам личной беседы с родителями и ознакомления с медицинской картой ребенка. На этом этапе очень важно выяснить, как протекала беременность матери, были ли какие-либо осложнения при родах, а также следует уточнить особенности физического и психоэмоционального развития малыша с момента его рождения до настоящего времени.

Фонематическое недоразвитие речи

При выполнении диагностического обследования необходимо опираться на результаты оценки состояния слуха детским отоларингологом и заключение невролога, чтобы исключить наличие психических отклонений у ребенка.

Задания для диагностики

Для определения степени фонематического недоразвития речи в логопедии разработана специальная система диагностических заданий:

  1. Указать на различие между правильным и неправильным произношением звука в своей и чужой речи. Например, специалист показывает картинку, на которой изображен мишка, но называет ее «миска», ребенок должен выявить ошибку. Очень часто дошкольники не улавливают на слух разницу между своим неверным произношением и артикуляцией звуков окружающих. Причиной этого нарушения является ослабленный слуховой контроль.
  2. Ребенку предлагается запомнить и повторить слоговые цепочки из несложных для произношения звуков. Например: «та-да-та»; «ка-га-ка», «па-ба-па»; «кот-год-кот».
  3. Выделить конкретный звук из цепочки различных фонем. Например, педагог дает ребенку задание: «Я буду называть разные звуки (произносит цепочку звуков: о, у, а, и, ы, а и т. д.), а ты должен хлопнуть в ладоши, когда услышишь звук «а» среди множества других.
  4. Выделить слог с определенным звуком из цепочки разных слогов. Задание выполняется аналогично выделению звука. Например, слог «ша» из ряда: са, ша, ча, ха, ща, ша и т. д.
  5. Обнаружить определенный звук в слове. Например, учитель спрашивает: «В каком слове слышится звук «ш»?» Далее взрослый называет цепочку слов: «Шуба, рыба, шишка, санки, мышь, носки, кошка, нос и т. д.».

При выполнении этих заданий от дошкольника не требуют произносить звук, так как он испытывает затруднения. Специалисту важно определить, насколько хорошо ребенок воспринимает речевые звуки, поэтому в процессе выполнения поставленных задач ему достаточно только реагировать каким-либо действием: хлопать в ладоши, поднимать руки вверх, показывать картинку и т. д.

При подозрении на фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольника логопед внимательно обследует артикуляционный аппарат, состояние голосовых связок и дыхательной функции. При проверке звукопроизношения следует учитывать специфику всех выявленных нарушений: пропуски, искажения, замены и т. д.

Помимо этого, также подлежит обследованию уровень развития фонематического восприятия. Исследование устной речи предполагает обязательную оценку объема словарного запаса и степень сформированности связной речи. Все результаты диагностики фиксируются в индивидуальной речевой карте ребенка.

Если дети уже умеют писать, то специалист проводит диагностику письменной речи, чтобы выявить характерные для ФНР ошибки на письме. По окончании обследования специалист составляет заключение, на основании которого разрабатывается план дальнейшей коррекционной работы.

В случае, когда причиной фонематического недоразвития речи является психологическая травма, логопед должен работать в сообществе с детским психологом, у которого наблюдается ребенок.

Коррекция ФНР у детей

Для устранения ФНР в дошкольном возрасте дети с подтвержденным диагнозом обязательно с 5 лет должны зачисляться в специальные логопедические группы детского сада, где в течение 10 месяцев специалист проводит коррекционную работу. Если дефекты не будут своевременно исправлены или не наступит улучшения, то в будущем ребенку потребуются занятия со школьным логопедом.

Фонематическое недоразвитие речи

Основные цели коррекции ФНР

  • Развитие фонематического восприятия.
  • Коррекция звукопроизношения.
  • Обогащение и расширение словарного запаса.
  • Формирование навыков словообразования и словоизменения.
  • Работа над составлением простых и сложных предложений.
  • Развитие правильной и осмысленной связной речи.
  • Подготовка дошкольника к обучению грамоте.
  • Коррекция выявленных нарушений письменной речи, если ребенок умеет писать.

При установленном фонетико-фонематическом недоразвитии речи коррекция проводится в рамках логопедических занятий. Во время работы специалист активно использует речевой и наглядный материал, различные дидактические методы и приемы, а также логопедический массаж.

Детям необходимо прикладывать огромные усилия, чтобы научиться произносить слова, поэтому важное значение имеет артикуляционная гимнастика и упражнения, направленные на тренировку и укрепление артикуляционного аппарата, состоящего из анатомо-физиологической системы органов: губ, языка, ротоглотки (мягкого и твердого неба), зубов, гортани, носоглотки, голосовых складок.

Определенный комплекс упражнений, направленный на укрепление каждого органа анатомо-физиологической системы, способствует коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи.

Пример упражнений артикуляционной гимнастики для тренировки губ

  • «Улыбка». Хорошо укрепляет мимические мышцы губ. Нужно сомкнуть зубы, а губы одновременно растянуть в широкой улыбке.
  • «Поцелуй». Упражнение необходимо для отработки произношения свистящих, шипящих, гласных. Ребенок вытягивает губы трубочкой, как будто собирается кого-то поцеловать.
  • «Пятачок». Нужно сложить губы как для поцелуя и двигать ими по кругу, периодически изменяя направление.

Самый важный компонент артикуляционного аппарата – язык, без укрепления его мышц невозможна коррекция звукопроизношения.

Пример упражнений артикуляционной гимнастики для тренировки языка

  • «Лопатка». Ребенка просят высунуть расслабленный язык как можно дальше.
  • «Трубочка». Предлагают свернуть язык в трубочку, напрягая его при этом.
  • «Игла». Задание похоже на «Лопатку», только следует высовывать напряженный язык и удерживать его в таком положении не менее 10 секунд.

Также не менее эффективны довольно простые упражнения для языка, которые ребенок может выполнять самостоятельно в игровой форме в домашних условиях: цоканье, щелчки и т. п.

Раннее выявление детей с фонематическим недоразвитием речи, характеристика имеющихся речевых нарушений, своевременное проведение комплексной коррекционной работы способствуют устранению дефектов звукопроизношения еще до начала обучения в школе. Для успешной коррекции очень важна помощь, внимание и забота родителей, создание благоприятного семейного микроклимата.

Часто задаваемые вопросы о фонематическом недоразвитии речи

Отвечаем на частые вопросы.

Что такое логопедический массаж?

Логопедический массаж – это очень эффективная технология, которая назначается при выраженном нарушении мышечного тонуса артикуляционного аппарата. Выполнение специальных упражнений под наблюдением специалиста помогает укрепить мышцы и связки, задействованные в процессе звукообразования и артикуляции.

Процедура речевого массажа широко используется при устранении дефектов ФФНР, дизартрии, заикания и других речевых нарушений.

Фонематическое недоразвитие речи

В чем заключается профилактика фонематического недоразвития речи?

Для профилактики ФНР необходимо своевременное предотвращение патологий во время беременности и осложнений при родах, обеспечение гармоничного развития ребенка с момента рождения. Работа логопеда вкупе с заботой и терпением родителей помогает полностью устранить нарушения, избежать в будущем проблем с обучением в школе и общением.

На что влияет развитие фонематического слуха у детей?

Степень несформированности фонематического восприятия у детей может быть различной. Процесс узнавания и различения звуков речи влияет на овладение фонематическим анализом и синтезом. Правильное развитие фонематического слуха и восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения.

Раннее выявление детей с ФФНР, оказание им безотлагательной логопедической помощи позволяет провести своевременную коррекцию речевых дефектов, предупредить школьную неуспеваемость, сделать жизнь ребенка яркой и насыщенной общением.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Минпросвещения РФ
  3. Портал учителя РФ
  4. Всероссийский педагогический портал
  5. Воспитатели России
  6. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг:
( голосов )

Понравилась статья? Поделитесь:

«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw