Формирование функциональной грамотности у ребенка
Сохранить статью:
О чем речь? Считается, что формирование функциональной грамотности, то есть способности человека применять на практике полученные в ходе чтения навыки, начинается за школьной партой. Однако свои первые знания из книг ребенок может получить и ранее.
На что обратить внимание? Потому так важно научить детей навыку не просто чтения, а осознанного чтения. И здесь скорость отходит на второй план, так как если ребенок буквально «проглатывает» книгу, но не понимает, о чем она, говорить о функциональной грамотности будет сложно.
Что такое функциональная грамотность
О том, что такое функциональная грамотность, впервые заговорил Алексей Леонтьев – советский психолог, философ и педагог. По его мнению, это понятие означает умение работать с информацией. Причем информация может быть любого рода, но получаем мы ее в основном через чтение. Современные достижения таких наук, как нейролингвистика, психолингвистика и нейродидактика, убеждают нас в том, что чтение – это чрезвычайно сложный когнитивный процесс.
Техника чтения, в свою очередь, является наиболее важным фактором, влияющим на формирование функциональной грамотности. Каждый ребенок осваивает ее самостоятельно, преодолевая возникающие на его пути сложности и препятствия:
- Незнакомые слова. Как бы мы к этому ни относились, но словарный запас современного ребенка заметно отличается от запаса слов детей, которые пошли в школу всего лишь 10 лет назад. Это не хорошо и не плохо – просто констатация очевидного факта.
- Непривычное построение фраз. Язык живой, он постоянно меняется, подстраиваясь под новые реалии окружающего мира. Поэтому и наша речь становится другой. Это хорошо заметно при чтении книг. Положите рядом книгу современного автора, книгу из 60-х годов и прочитайте первый абзац – вы сразу почувствуете разницу.
- Дети не готовы трудиться. У них отсутствует мотивация – ведь многое в этой жизни они получают без труда.
- Нарушенное восприятие окружающего мира и чувств. Когда школьники начинают изучать произведения классической литературы, выясняется, что они недопонимают разницу в оттенках чувств и отношений между людьми.
- Неумение обходить непонятное, свободно обращаться с большим текстом и со смыслами в нем. Современный ребенок легко теряет смысл прочитанного текста, если встречает в нем непонятное слово. К данной взаимосвязи хорошо подходит высказывание Гете: «Чего человек не понимает, тем он не владеет».
Если ребенок не понимает того, о чем читает, то у него постепенно вырабатывается нелюбовь к процессу чтения как таковому. Соответственно, если школьник не умеет и не любит читать, не понимает смысла прочитанного, то у него неизбежно начнутся проблемы в учебе, потому что изучение любого предмета строится на чтении. А если не происходит формирования основ функциональной грамотности, ребенку не нравится учиться, то откуда возьмется тяга к знаниям, любовь к этому процессу? Все закономерно.
Почему формирование функциональной грамотности учащихся так важно сегодня
Нельзя отрицать тот факт, что современный мир стал намного сложнее, чем он был двадцать, а тем более тридцать лет назад. Новые технологии, новые профессии, новые сферы экономики, изменения в социально-психологическом состоянии самого человека – все это требует от педагогики перестроения самих основ, нового подхода к ребенку. На смену аналого-текстологическому миру пришел визуально-цифровой, а вместе с ним – необходимость расширения, переосмысления процесса формирования и развития функциональной грамотности.
В национальном проекте «Образование» сформулированы две основные задачи:
- обеспечение конкурентоспособности российского образования в мировом масштабе, вхождение в десятку ведущих стран мира по качеству образования
- воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности.
Определение функционально грамотной личности включает в себя все, что необходимо человеку для полноценной насыщенной жизни. Путем формирования компонентов функциональной грамотности в личности удается развить способность к тому, чтобы все знания, умения и навыки, которые она приобретает в течение жизни, использовать для решения самых разнообразных задач в любой сфере деятельности, для общения и построения социальных отношений.
Другими словами, функционально грамотная личность – это человек, легко ориентирующийся в окружающем его мире, поступающий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Поэтому он умеет многое:
- самостоятельно делать выбор и принимать решение;
- отвечать за это решение;
- нести ответственность за себя и своих близких;
- проходить самообучение и постоянно учиться новому;
- спокойно находить решение даже в нестандартной ситуации;
- легко адаптироваться к любому социальному окружению и оказывать на него активное влияние;
- понимать, что жизнь среди людей – это постоянные компромиссы и поиски общего решения, что кроме собственного мнения, которое надо защищать и отстаивать, существуют и другие, к которым надо хотя бы прислушиваться;
- владеть устной и письменной речью как основными средствами общения и взаимодействия с другими людьми;
- пользоваться современными информационными технологиями;
- иметь в своем распоряжении набор компетенций, как ключевых, так и по различным отраслям знаний.
Основные направления функциональной грамотности
В программу формирования функциональной грамотности входят 6 направлений.
Читательская грамотность
Это базовый навык ФГ. Он означает способность человека не только понимать письменную речь, но и по максимуму использовать ее во всем многообразии для собственных и общественных целей.
Естественнонаучная грамотность
Это способность человека с помощью приемов формирования функциональной грамотности осваивать естествознание и применять полученные знания для определения и постановки вопросов, объяснения различных природных явлений и научного решения многочисленных естественнонаучных проблем.
Математическая грамотность
Это способность:
- находить и определять проблемы в окружающей действительности, которые можно решить с привлечением математического аппарата;
- озвучивать эти проблемы языком математики;
- решать найденные проблемы с помощью математических методов;
- анализировать использованные методы решения;
- соотносить полученные результаты с поставленной проблемой;
- обобщать и фиксировать результаты решения.
Финансовая грамотность
Свободное ориентирование среди финансовых понятий и рисков, обладание необходимыми навыками, мотивацией и уверенностью для разрешения финансовых ситуаций в пользу собственного и общественного благополучия, осознанное участие в экономической жизни.
на наши новости
500 000 пользователей!
Креативное мышление
Умение подходить к проблеме неординарно, смотреть на вещи с уникальной точки зрения, замечать то, что не бросается в глаза, творчески относиться к решению задач.
Глобальные компетенции
Это способность
- разбираться в глобальных проблемах и межкультурном взаимодействии, осмысливать их с критической точки зрения;
- понимать, что культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие окружающей действительности, суждения и взгляды людей, и осознавать, как это происходит;
- открыто и эффективно взаимодействовать с другими людьми с позиции уважения их человеческого достоинства.
6 технологий формирования функциональной грамотности
Чтобы формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся проходили продуктивно, педагоги должны применять специальные развивающие образовательные технологии. Они должны быть активными, функциональными, ориентированными на личность. В перечень таких видов деятельности и технологий входят:
- Проблемно-диалогическая технология – помогает осваивать новые знания, формировать различные организационные, интеллектуальные и другие навыки и умения, в том числе умение самостоятельно учиться.
- Технология формирования правильной читательской деятельности – через мероприятия по формированию функциональной грамотности создает условия для развития способностей к коммуникации.
- Технология проектной деятельности – помогает сформировать навыки в организации и проведении различных конкурсов, викторин, мини-опросов, подготовке моделей и плакатов, развивает интеллектуальные, коммуникативные и оценочные умения, с помощью которых готовые проекты проходят презентацию.
- Уровневая дифференциация обучения – помогает изменить стиль взаимодействия учителя с учениками, при котором ученик становится партнером, имеющим право принимать собственные решения, например, о том, чему и как учиться, а основная задача учителя при этом – помочь ученику принять и выполнить свое решение.
- Информационные и коммуникационные технологии – с их помощью формируются такие интеллектуальные умения, как сравнение и обобщение, анализ и синтез.
- Технология оценивания достижений учащихся в учебе и др.
Если учитель ставит перед собой задачу формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках, то к нему будут предъявлены требования по наличию у него соответствующих компетенций:
- Учитель должен быть компетентным в тех вопросах, которые он разбирает с учащимися. Только в этом случае он сможет самостоятельно разрабатывать задания и использовать их в учебном процессе.
- Учитель – это организатор (или координатор) продуктивной деятельности учащихся. Для успешного решения этой задачи он должен обладать педагогической компетентностью.
Из этого следует, что ученики учатся действовать, только находясь непосредственно в процессе этого действия. А работа учителя заключается в разработке плана формирования функциональной грамотности и выборе образовательных технологий, которые на каждом уроке формируют ФГ учащихся в соответствии с их возрастом.
Поэтому основная проблема, с которой сталкивается учитель сегодня – это формирование его технологической компетентности. В нее входят глубокое знание теории и практический опыт успешного применения современных образовательных технологий на уроках с учетом необходимости адаптировать и модифицировать их под индивидуальные и возрастные особенности учащихся.
Примеры заданий, направленных на формирование функциональной грамотности
На основании требований ФГОС к формированию функциональной грамотности в школе все больше предлагают учащимся задания разного вида по развитию ФГ начального и продвинутого уровня. Их необходимо включать в учебный процесс и равномерно распределять в течение всего года.
Их основные особенности и отличия от остального учебного материала:
- привязка к реальным возможным ситуациям, в которых дети могут представить себя;
- обязательное соответствие возрасту обучающихся;
- системность и взаимосвязь знаний и факторов, входящих в эти задания.
Для формирования функциональной грамотности у младших школьников и ее развития очень важно, чтобы поставленные задачи соответствовали их практическому жизненному опыту. Близкая тема вызовет интерес и подтолкнет к поиску новых знаний. Поэтому вместо безликих землекопов и токарей для составления задач лучше использовать персонажи из популярных мультфильмов и компьютерных игр.
Пример. Задача, решением которой станет количество пластика, необходимое для изготовления копии золотого ключика на 3D-принтере. Если перед постановкой задачи провести мастер-класс, то дети полностью погрузятся в решение и обязательно предложат свои варианты.
Большую роль в формировании функциональной грамотности играет дополнительное образование. Занятия в кружках и секциях развивают творческие способности, формируют умение креативно мыслить, прививают компьютерную и читательскую грамотность. Если правильно синхронизировать работу педагогов и метапредметные связи, то дети довольно быстро обретут нужные компетенции.
В средних и старших классах объем знаний постепенно растет, повышается и сложность анализа получаемой информации. В этом возрасте с детьми уже можно обсуждать проблемы мирового масштаба, причины возникновения войн и социального неравенства. Критерии оценки знаний тоже становятся более строгими.
Задания формируются на стыке учебных дисциплин и разных наук, чтобы дети одновременно изучали историю и литературу, географию и экономику и могли сделать выводы на основе выявленной взаимосвязи предметов. Хорошее развитие ФГ дают исследовательские работы в составе группы или индивидуально, разработка проектов по естественно-научным и социологическим направлениям.
В старшей школе критическое мышление развивают на основе анализа информации, учат определять и находить в ней фейки и вирусный контент. Сложнее становятся задачи и по финансовой грамотности. Например, старшеклассникам можно дать задание построить финансовую пирамиду и рассчитать сроки ее функционирования.
Формирование функциональной грамотности и ее мониторинг – задача каждого современного педагога. Это сложный процесс, в котором учителю самому придется проявлять креативность и творческое мышление, находить и использовать в работе инновационные формы и методы обучения.
Только в случае успешного изучения и освоения всех элементов функциональной грамотности можно говорить о воспитании инициативного, самостоятельного, социально ответственного человека, который готов адаптироваться к постоянно меняющемуся миру, сохраняя в нем свое место.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: