Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Формы организации воспитательной работы в современной системе образования
Главная > Блог > Формы организации воспитательной работы в современной системе образования
08.12.2023
771
Время чтения: 18 минут

Формы организации воспитательной работы в современной системе образования

Что это такое? Формы организации воспитательной работы в современной системе образования – стратегии содействия всестороннему развитию ребенка от дошкольного возраста до школьного. Предполагают предоставление относительной свободы деятельности обучающихся при правильном руководстве со стороны педагогов.

Какие есть? Существуют различные классификации форм воспитательной работы. Они могут отличаться в зависимости от цели, задач и возрастной группы вовлеченных людей. Здесь мы рассмотрим наиболее распространенные, которые включают в себя такие виды деятельности, как мероприятия, кейсы и игры.

Воспитательная работа как вид педагогической деятельности

В традиционном понимании основными видами педагогической деятельности являются:

  • Преподавание, которое предполагает управление, в первую очередь, познавательной деятельностью школьников.
  • Воспитательная работа, которая представляет собой разновидность педагогической деятельности и нацелена на гармоничное развитие личности ребенка. Для достижения этой цели необходима организация воспитательной среды и управление различными видами деятельности детей.

Формы организации воспитательной работы

Сущность и содержание обучения раскрывается в многочисленных исследованиях. Его рассматривают отдельно от воспитания только для удобства и возможности более глубокого изучения.

В. В. Краевский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и другие педагоги, посвятившие себя изучению проблемы образования, считают его неотъемлемой частью творческие навыки, а также опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. По этой причине образование и следует рассматривать как единую преподавательскую и воспитательную деятельность.

По словам А. Дистервега целостный педагогический процесс в его содержательном аспекте представляет собой действия, в которых совместно используются «воспитывающее обучение» и «обучающее воспитание».

Ниже проведем сравнение преподавательской деятельности (как в процессе обучения, так и во внеучебное время) и воспитательную работу в целом.

Основные отличия заключаются:

  • Во временных рамках. Так, преподавание жестко ограничено по времени, причем это касается любой его организационной формы, а не только уроков.
  • В наличии определенной цели. Решение поставленной задачи – важнейший критерий эффективности преподавательской деятельности. О результативности воспитательной работы судят по позитивным изменениям в сознании воспитанников, проявляющимся в эмоциональных реакциях и поведении.
  • В вариантах способов достижения цели. Воспитательная деятельность предусматривает последовательное решение конкретных задач.
  • В планировании содержания. Обучение предполагает строгое программирование, даже в дисциплинах, не предусмотренных учебными планами (например, эстетическое обучение, формирование знаний, умений и навыков в области искусства, культуры и т. п.). Воспитательный процесс предполагает только планирование в общих чертах: отношение к обществу, труду, людям, науке (учению), природе, вещам, предметам и явлениям окружающего мира, к самому себе.
  • В логике деятельности. Логика воспитательной работы учителя в отдельно взятом классе не определяется нормативными документами.

Принципы воспитательной работы в ДОУ

Воспитательная работа в детском саду направлена на гармоничное развитие личности детей дошкольного возраста.

Формы организации воспитательной работы

Воспитание нацелено на:

  • усвоение детьми основных общепринятых норм и социально значимых базовых ценностей современного общества;
  • развитие положительного отношения к общепринятым правилам и базовым ценностям;
  • приобретение воспитанниками поведенческого опыта, соответствующего ценностям и нормам, их практическое применение (выполнение социально значимых дел, совершение поступков).

Воспитательная работа направлена на то, чтобы создать для дошкольников организационно-педагогические условия, способствующие их воспитанию, личностному развитию и социализации.

В основе воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях лежат следующие принципы взаимодействия педагогических работников и воспитанников:

  • Позитивная социализация, в процессе которой ребенок осваивает культурные нормы, средства и способы деятельности, узнает о культурных образцах поведения и общения с другими людьми, приобщается к традициям семьи, общества, государства. Общение воспитанников друг с другом и с взрослыми создает предпосылки к их дальнейшей полноценной деятельности в постоянно меняющемся мире.
  • Личностно-развивающее и гуманистическое взаимодействие детей и взрослых, то есть родителей (законных представителей), педагогов и других сотрудников образовательной организации является неотъемлемой частью социального развития ребенка в ДОУ, без него недостижимо эмоциональное благополучие и полноценное развитие.
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых, при котором ребенок признается полноценным участником воспитательных отношений, активно участвует в реализации воспитательной программы.
  • Открытое и прозрачное партнерство образовательной организации с семьей, различные в плане организации и содержания формы сотрудничества, базирующегося на уважении семейных традиций и ценностей. Этот принцип предполагает осведомленность педагогов дошкольной организации об условиях жизни и проблемах воспитанников, уважение ценностей конкретных семей.
  • Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, здравоохранения и др., способствующими развитию и воспитанию дошкольников. Использование в педагогической деятельности ресурсов и программ дополнительного образования.

Особенности организации воспитательной работы по новым ФГОС

ФГОСы в настоящее время обновляются, что нашло отражение и в формах организации воспитательной работы в школе, которая теперь предполагает не только создание соответствующих условий для развития личности, самоопределения и социализации ребенка, но и направлена на:

  • формирование у детей чувства патриотизма, гражданственности;
  • освоение и принятие норм, ценностей и традиций российского общества;
  • приобретение необходимого социокультурного поведенческого опыта, практики в общении и межличностных социальных отношениях, использование полученных знаний на практике;
  • достижение личных результатов в освоении общеобразовательных программ.

Кроме того, в рабочей программе, разработанной на федеральном уровне, конкретизированы соответствующие стандарту направления воспитательной деятельности.

Направления воспитания согласно ФГОС

Направление воспитания Цель
Гражданское Формирование российской гражданской идентичности
Патриотическое Привитие любви к Родине и уважения к народам России
Духовно-нравственное Формирование традиционных российских семейных ценностей
Эстетическое Приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства
Физическое Формирование культуры здорового образа жизни
Трудовое Воспитание уважения к труду
Экологическое Воспитание бережного и ответственного отношения к природе и окружающей среде
Воспитание ценностей научного познания

Формирование стремления к самопознанию и познанию окружающего мира

Три формы организации воспитательной работы

Несмотря на то, что на сегодняшний день существует множество различных форм организации воспитательной работы, среди них можно выделить несколько отличающихся друг друга по основным признакам типов. Они включают в себя разные формы воспитания, в которых возможны модификации.

Каждый из типов форм организации воспитательной работы в образовательной организации имеет определенное педагогическое значение и ценность. В то же время воспитатели обычно применяют на практике какой-либо один вид, уделяя другим недостаточное внимание либо не используя их в работе вовсе.

Формы организации воспитательной работы

Исходя из общего анализа практики воспитательной деятельности, можно выделить три основных формы организации воспитательной работы:

  • мероприятия;
  • дела;
  • игры.

Основная разница между ними заключается в целевой направленности, позиции участников воспитательного процесса, объективных воспитательных возможностях. Остановимся подробнее на названных формах организации воспитательной работы и их общей характеристике.

Мероприятия как форма организации воспитательной работы

Рассмотрим подробнее такую коллективную форму организации воспитательной работы, как мероприятия. Под ними понимают события, занятия, ситуации в коллективе, которые педагоги детского дошкольного учреждения самостоятельно или с привлечением третьих лиц организуют для воспитанников. Цель – непосредственное воспитательное воздействие на детей.

Формы организации воспитательной работы

Для этой формы организации воспитательной работы характерны:

  • созерцательно-исполнительская позиция детей;
  • организаторская роль взрослых.

Таким образом, про мероприятия говорят в том случае, когда взрослые организуют для детей что-либо, в чем последние принимают участие, реагируют, воспринимают и пр.

В качестве формы организации воспитательной работы мероприятия представлены:

  • беседами;
  • лекциями;
  • дискуссиями;
  • экскурсиями;
  • культпоходами;
  • прогулками;
  • обучающими занятиями (к примеру, посвященными правилам дорожного движения, безопасности на водоемах и т. п.).

В качестве формы организации воспитательной работы мероприятия подходят в следующих случаях:

  • При необходимости решения просветительских задач (донесения до воспитанников сложной информации, знакомстве с культурной или политической жизнью общества и государства).
  • При необходимости разъяснения детям сложных воспитательных вопросов (экономических, политических, общественных и т. п.). Поскольку для этого требуется высокая компетентность, на такие мероприятия рекомендуется приглашать сторонних специалистов.
  • В случае сложности организации мероприятия (дискуссий, обсуждений, бесед, конференций и пр.) для детей в силу возраста и/или отсутствия необходимого опыта.
  • При необходимости обучения воспитанников, к примеру, практическим навыкам, организаторским или познавательным умениям. Для этого взрослые организуют практикумы, тренинги, беседы, встречи и т. п. (к примеру, посвященные мерам, направленным на укрепление здоровья, акцентирующие внимание на важности физкультуры и спорта, соблюдении режима дня, поддержании дисциплины и порядка).

При этом мероприятие (как форма организации воспитательной работы) не подходит в том случае, когда дети при помощи взрослых могут самостоятельно организовать изучение и обмен необходимой информацией. Для таких случаев больше подходит другая форма работы – дела.

Дела как форма организации воспитательной работы

В качестве формы организации воспитательной деятельности дела представляют собой общую работу, важные события, которые члены коллектива организуют для себя или других и получают от этого удовольствие и пользу.

Эта форма организации воспитательной работы характеризуется:

  • деятельностно-созидательной позицией воспитанников;
  • их участием в организации деятельности;
  • общественно значимым содержанием процесса;
  • самодеятельным характером и непрямым педагогическим руководством.

Формы организации воспитательной работы

Таким образом, дела в качестве формы организации воспитательной работы представляют собой события, в которых дети принимают активное участие, самостоятельно организуя свою деятельность и решая, что, как и для кого (чего) делать.

Эта форма организации воспитательной деятельности представлена:

  • трудовыми десантами и операциями;
  • рейдами;
  • ярмарками;
  • фестивалями;
  • самодеятельными концертами и спектаклями;
  • другими разновидностями коллективных творческих дел.

Реализация дел на практике зависит от их организаторов и уровня творческой подготовки участников.

По характеру реализации различают дела:

  • в которых в роли организатора выступает определенный человек (председатель совета, командир, воспитатель и т. п.);
  • творческие, которые придумывает, организует, готовит и проводит творческая часть коллектива или инициативная группа;
  • коллективные творческие, организацией и реализацией которых занимаются все члены коллектива.

Игра как форма организации воспитательной работы

Игра также является одной из форм организации воспитательной работы. Не следует путать ее с игровыми приемами, используемыми при проведении дел или мероприятий, и формой неорганизованного досуга (к примеру, подвижные, ролевые, настольные и прочие занятия).

В качестве формы организации воспитательной работы игра представляет собой воображаемую или реальную деятельность, нацеленную на отдых, развлечение или обучение воспитанников.

Формы организации воспитательной работы

Для игры (как формы организации воспитательной работы) характерно отсутствие выраженной общественно полезной направленности. При этом она нацелена на развитие и воспитание участников.

В отличие от мероприятий, игры предполагают непрямое педагогическое воздействие, которое завуалировано игровыми целями. Они обладают большим воспитательным потенциалом, выявляют способности и личностные качества детей, способствуют формированию взаимоотношений внутри коллектива. Организатором подобных занятий выступает воспитатель или педагогический состав, воспитанники принимают в них активное участие.

Различают игры:

  • деловые;
  • сюжетно-ролевые;
  • спортивные;
  • познавательные;
  • на местности и т. д.

Обобщая сказанное, отметим, что цель мероприятий – воздействие на воспитанников, в делах присутствует продуктивная деятельность, в то время как игры направлены просто на увлекательное и интересное совместное времяпровождение.

Часто задаваемые вопросы об организации воспитательной работы

Отвечаем на популярные вопросы.

Есть ли другие классификации форм воспитательной работы?

Да, существует также деление форм организации воспитательной работы на следующие категории:

  • словесные (к ним относятся собрания, митинги, разговоры, диспуты, дебаты и пр.), предполагающие вербальные способы и виды общения;
  • наглядные (представленные выставками, музеями, экскурсиями, стендами, коллажами и другим формами предметной агитации), направленные на визуальное восприятие детьми образцов отношений, действий и пр.;
  • практические (включающие в себя дежурства, шефскую и благотворительную деятельность, сбор и оформление экспонатов для музеев, выставок и т. д.), в основе которых лежат практические действия воспитанников, изменяющие объекты их деятельности.

Какие изменения произошли в трудовом воспитании?

4 августа 2023 года в Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» внесены изменения, в соответствии с которыми ученики обязаны поддерживать чистоту и порядок в образовательной организации, а также (с учетом возрастных и психофизических особенностей) участвовать в общественно полезном труде, предусмотренном образовательной программой.

Дети могут оказывать помощь в оформлении площадок к проведению мероприятия, помогать в библиотеке, участвовать в благоустройстве пришкольной территории. При этом на привлечение учащихся к труду больше не требуется их согласие, а также родителей (законных представителей), главное – соблюдать требования трудового законодательства.

В чем особенности личностно-ориентированного воспитания?

Личностно-ориентированное воспитание нацелено на умственное, нравственное, эмоциональное и физическое развитие личности, раскрытие ее творческих способностей, формирование гуманистического отношения, обеспечение условий для проявления индивидуальности ребенка с учетом возраста.

Воспитание предполагает создание социально-педагогических условий, позволяющих детям быть субъектами своей жизни, включая деятельность, общение и внутренний мир. Эффективность такой формы организации воспитательной работы зависит от взаимоотношений, сложившихся между участниками процесса, от интенсивности воздействия на «внутреннюю сферу» ребенка, то есть на систему мотивации, эмоциональные и интеллектуальные потребности, от совместного использования педагогического воздействия и уровня развития вербальных и сенсомоторных процессов учащихся, от интенсивности и качества коммуникации между детьми.

Система образования претерпевает постоянное развитие, одновременно с ней вырабатываются и формы организации учебно-воспитательной работы. Современные методы позволяют эффективно, качественно и разносторонне развивать личность воспитанников дошкольных образовательных организаций и учащихся школ, гимназий, лицеев и т. п.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Федеральный институт педагогических измерений
  3. Портал учителя РФ
  4. Воспитатели России
  5. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 2 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw