Это какая? Идеальная школа – пространство, в котором комфортно всем участникам образовательного процесса – ученикам, педагогам и родителям. Акцент делается на практическое применение полученных знаний, благоприятный психологический климат и развитие мягких навыков.
Как реализуется? В настоящее время «идеальная школа» существует в виде концепции, которая только начинает внедряться в учебные заведения. Уже создано единое образовательное пространство и развивается допобразование, проводятся уроки по профориентации.
Оглавление:
- Концепция «идеальной школы» Минпросвещения России
- Основные критерии «идеальной школы»
- Максимальное количество учеников в идеальной школе
- Идеальная школа с точки зрения учеников и педагогов
- Часто задаваемые вопросы об идеальной школе
Концепция «идеальной школы» Минпросвещения России
Указ Президента Российской Федерации от 7.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» включает перечень задач по обеспечению глобальной конкурентоспособности российского образования, а также по вхождению страны в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования.
Для того чтобы достичь указанных в документе задач, разработана концепция проекта «Школа Минпросвещения России». Программа направлена на обеспечение равных условий для реализации идеологии «единого образовательного пространства» для каждого ученика, гарантии конституционных прав всех школьников в части получения качественного и доступного общего образования.
При этом социальные и экономические факторы, например, регион, где проживает семья, финансовая обеспеченность, особенности здоровья, оснащенность учебного заведения необходимыми материальными средствами, не должны оказывать влияния на качество и доступность обучения.
«Единое образовательное пространство» (ЕОП) дает возможность выполнить синхронизацию всех активностей по совершенствованию школьных систем обучения. К ним относятся: нормативно-правовое и методическое обеспечение, научные концепции, экспертные решения, мероприятия и проекты, получившие хороший отклик у детей, подростков и родителей.
Рассмотрим, что это такое, «идеальная школа». В концепцию проекта входят создание собственного театра, музыкальной группы, пресс-центра, музея, а также спортивных кружков.
В конце 2021 года был проведен мониторинг. Его результаты показали, что в российских школах создано 7 000 театров. Уже в марте 2022 года это количество увеличилось до 12 000. Кроме того, в средних образовательных учреждениях на момент проведения мониторинга было открыто свыше 26 500 спортивных секций, а к концу 2022 года их стало более 36 000.
По словам министра просвещения Сергея Кравцова, общие требования к единому образовательному пространству в стране стали темой для обсуждения на заседаниях Всероссийского экспертного педагогического совета. В рамках этих мероприятий прошли встречи с участниками Всероссийского конкурса «Учитель года России». Кроме того, вопрос также рассматривался в Общественной палате РФ.
Проект «Школа Минпросвещения России» дает возможность провести интеграцию нормативных документов, а также сформировать единую позицию в отношении содержания образовательного процесса, воспитательной работы, профессиональной интеграции детей и прочих вопросов.
Концепция, которую разработало Министерство просвещения, это попытка ответить на актуальные вопросы участников образовательного процесса. Сам проект не следует рассматривать как дополнительную задачу или форму отчетности. Он систематизирует все имеющиеся методические материалы в цельную документацию, где подробно расписываются направления обучающей деятельности. К последним относятся разработка расписания, подходы, используемые педагогами, примерные программы по учебным дисциплинам и пр.
Основные критерии «идеальной школы»
Термин «единое образовательное пространство» объединяет в себе описания системы критериев учебной деятельности. В нем выделяются восемь основных направлений:
- «Познание»;
- «Здоровье»;
- «Творчество»;
- «Воспитание»;
- «Профессиональная ориентация»;
- «Педагог»;
- «Климат в образовательном учреждении»;
- «Образовательная среда».
Единое образовательное пространство дает возможность разработки единых для всех учебных заведений подходов, принципов и моделей. Их главная цель – сформировать устойчивую систему образования с высоким качеством. Они позволяют понять, какая она, идеальная школа, какие условия в ней должны быть обеспечены. Важно отметить, что речь идет именно об условиях. Даже если рассматривать направление «Знание», то и здесь не должно быть никаких требований к содержанию процесса обучения.
«Идеальная школа» – не единственный проект, реализуемый Министерством просвещения. Также в настоящее время обсуждается тема единого содержания. К примеру, по «учителям и заработной плате» в шести российских регионах сейчас тестируется единый подход. Его цель – сформировать фонд оплаты труда.
В каждом учебном заведении должны быть созданы оптимальные условия для процесса обучения детей. Оценить их можно по перечню критериев, актуальных для каждого из направлений. Также есть смысл провести дополнительную оценку по пункту «Инклюзивное образовательное пространство».
Проект Минпросвещения включает в себя 53 базовых критерия. Некоторые из них имеют отношение к среднему и полному уровням. К примеру, исключительно на полном уровне у школы должны быть общая концепция устройства внутришкольного пространства, своего узнаваемого стиля и гимна.
Соответствует ли школа статусу «идеальной», будет определяться с учетом того, есть в образовательном учреждении необходимые документы или нет, а также достигла ли она статистических показателей. К примеру, при оценке по направлению «Творчество» важно наличие в образовательной организации внеучебных учреждений, к примеру, театра, собственного музея, пресс-центра и пр. Чтобы оценить курс «Здоровье», учитывается число учеников, имеющих действующий значок ГТО. Для базового уровня их количество должно составлять до 10 % от общего числа учащихся, для полного – более 30 %.
Имеющийся список критериев сегодня представлен еще не в полном виде. Методические рекомендации продолжают пересматриваться, следовательно, перечень может меняться.
Министр просвещения отметил, что в настоящее время критерии «идеальной школы» еще нельзя назвать готовым документом. Сейчас их перечень – это лишь результат обсуждения на тему, как должно выглядеть среднее образовательное учреждение.
В ведомстве предполагают, что тестирование будущей модели «идеальной школы» принесет пользу образовательным учреждениям, проходящим в настоящее время период «самоидентификации». Если говорить простыми словами, то речь идет о тех заведениях, которые сейчас занимаются составлением новой программы развития в связи с окончанием срока реализации предыдущей, а также о тех, которые вновь открываются после капитального ремонта.
на наши новости
500 000 пользователей!
В Министерстве считают, что в течение текущего учебного года пилотные образовательные учреждения проведут самооценку и восполнят недостающие проблемы по методическим рекомендациям. Именно их выводы станут основополагающими для формирования универсальной модели школьного образования в России в следующем учебном году, которая станет рекомендуемой для всех.
Есть еще один неформальный способ поучаствовать в проекте. Он касается тех учебных заведений, которые не будут принимать участия в апробации. Данные школы могут тоже изучить методические рекомендации и оценить свою деятельность согласно критериям.
Максимальное количество учеников в идеальной школе
Как стало понятно из результатов исследований, в одном среднем образовательном учреждении должны учиться не более 800 учащихся. При этом количестве детей обеспечивается оптимальное управление школой, в таком случае администрации действительно удастся все контролировать. Кроме того, в подобных заведениях можно создавать небольшие классы, тогда педагоги смогут больше внимания уделять каждому ученику.
Как показывает статистика, в большем количестве школ России одновременно учатся по несколько тысяч детей, и их число продолжает расти. Причины этому – разнообразные объединения и создания школьных комплексов. В этом случае управление образовательными процессами имеет меньшую эффективность, кроме того, есть высокий риск потери личности ученика.
Тем не менее, в системе российского образования наблюдается положительная динамика. В образовательных учреждениях появляется новое оснащение, в том числе проекторы, ПК, интерактивные доски. Многие школы создали робототехнические классы, лаборатории, оснащенные 3D-принтерами и другой современной техникой.
В учебных заведениях постоянно совершенствуются содержание уроков, методики обучения, развивается дистанционное и инклюзивное обучение. При таком подходе вероятность того, что спустя время будет создан персонализированный подход, очень высока.
Идеальная школа с точки зрения учеников и педагогов
Каждый ученик школы не только посещает уроки. Также он выполняет домашнюю работу, взаимодействует с одноклассниками и принимает участие в разных мероприятиях. Дети занимаются тем же, чем и дома: играют на ПК, гуляют, развивают творческие способности. Но, как показывает практика, почти 50 % школьников не чувствуют себя комфортно в учебном заведении. Это касается и помещений, где они проводят больше всего времени (учебная аудитория, коридор, библиотека, столовая).
Детям недостаточно:
- Зон отдыха, где есть специальная мебель, в частности, диваны, столики и полки, а также игровые площадки. Во время перерывов между уроками они находятся в коридорах. Ребята говорят, что в этих помещениях не хватает кушеток. Также в коридорах недостаточно светло и тепло, так как окна пропускают холодный воздух.
- Мест, где можно хранить личные вещи. Действительно, в большей части школ отсутствуют системы хранения.
- Благоустроенной прилежащей территории. Ученикам не хватает беседок, места для игр, стоянки для велосипедов и самокатов.
- Общей привлекательности. Ребята хотят, чтобы все было красиво, современно, также для них важна общая стилистика образовательного учреждения.
Еще один важный момент: ученики хотят, чтобы учебные классы были просторными, а обстановка в них – неформальной. К примеру, стены и мебель, по их мнению, должны быть яркими (белыми, серыми, зелеными, оранжевыми и голубыми). Также было бы неплохо использовать больше естественных материалов, деревянных, металлических и плитку.
Кроме того, есть смысл установить интерактивную и модульную мебель, позаботиться о естественном освещении. К примеру, этого можно добиться застекленной крышей или панорамными окнами.
Школа – это не только место, где дети учатся. На ее территории они отдыхают, общаются, играют. Родители и ребята считают, что все условия для отдыха тоже должны быть обеспечены. Также, по их мнению, рядом с образовательным учреждением необходима парковка для машин. Многим не хватает системы навигации по учебному заведению, так как родители нередко не могут найти нужный им кабинет.
Взрослые отмечают, что в школах и на прилегающих территориях не хватает:
- Нескольких зон для отдыха и игр. Ребенку важно не только общаться с другими детьми, но и иметь возможность уединиться в тихом месте.
- Многофункционального пространства в зонах рекреации. По мнению родителей, не будут лишними «мягкие зоны» с подвесными креслами и креслами-мешками. Также им хотелось бы, что администрация создала мини-библиотеки и площадки с тренажерами.
- Систем вентиляции.
- Мягкой мебели и столов в рекреациях.
- Телевизоров. Было бы неплохо, чтобы они транслировали познавательные передачи.
- Многоуровневого освещения.
- Изменения общего дизайна образовательного учреждения. Родители считают, что стены должны быть покрашены в красивые цвета. Важно создание уюта, дружелюбного и стильного пространства.
Удобства также очень важны для преподавателей. Совмещать работу и полноценный отдых удается лишь 56 % опрошенных учителей. Им не хватает:
- Помещений, имеющих все необходимое оборудование для проектной работы, к примеру, лабораторий. Как говорят педагоги, на базе школ есть лишь обычные кабинеты.
- Мест, где можно хранить личные вещи.
- Креативного пространства, которое будет отвечать современным тенденциям и потребностям в удобстве. По мнению педагогов, недостаточно также и зон для творческой деятельности. Они хотят, чтобы в школах появились яркие помещения, а также стены, на которых можно писать и рисовать маркером или мелом.
- Комнаты отдыха для педагогов.
- Отдельных санузлов для учителей.
- Прилегающих к зданиям территорий, которые защищены и огорожены, где смогут проводить время как сотрудники, так и ученики.
Большую часть времени педагоги находятся в учебном классе или в учительской. В аудиториях им не хватает мобильной мебели, интерактивных досок и доступа к Сети. В комнате для учителей необходимо разделение на рабочую и рекреационную зоны, следует добавить шкафов, увеличить рабочее пространство, а также площадь для отдыха и перекусов.
Факторы пространства оказывают большое влияние на успеваемость учеников. Это доказано многочисленными исследованиями. К таким показателям относятся: высота потолков (для средней школы они должны быть как можно выше, для младшей – ниже), качество воздуха, наличие мебели, уровень шума и пр. Следовательно, не стоит экономить деньги на дизайне помещений.
Эксперты склонны считать, что старые «школы-заводы», построенные по единому промышленному виду, уже изжили себя. Сейчас образовательные учреждения должны возводиться по проекту школ-конструкторов. Важно, чтобы такие здания были просторными и высокотехнологичными, а также имели несколько групп модулей:
- Учебных. Делятся по возрасту: от дошкольников до старших классов.
- Общешкольных. К этим модулям относятся атриум (холл), столовая, бассейн, спортивная секция, участок для внеурочной работы, к примеру, помещения, предназначенные для дополнительного образования и кружков, место для досуговой деятельности, к примеру, интернет-кафе.
В настоящее время подобных модулей в школах недостаточно. Тем не менее, лишними они точно не будут. К работе над этим стоит подключить дизайнеров, которые сгенерируют интересные идеи.
Часто задаваемые вопросы об идеальной школе
Отвечаем на популярные вопросы.
Как проходит образовательной процесс в идеальной школе?
По мнению Минпросвещения, идеальная школа способствует повышению интереса каждого учащегося к образовательному процессу. Занятия могут проводиться в интерактивном формате без участия лектора. Педагог в этом случае нужен для проведения обсуждений в группе, в которых ученики принимают активное участие. Они делятся своим мнением, рассказывают, какие нужные знания получили.
В школе применяют модернизированные методы обучения. В качестве примера можно привести «перевернутые классы». Новую тему дети изучают самостоятельно дома, а задания по ней выполняют уже на уроке.
Так как дети сегодня увлекаются гаджетами, не стоит списывать устройства со счетов. Их можно задействовать на уроках. Для этого разрабатываются образовательные платформы и цифровые учебники.
Какие педагоги должны работать в идеальной школе?
Преподаватель школы никогда не останавливается в развитии, постоянно повышает свои компетенции, что всегда поощряется руководством.
Учителя общаются между собой, делятся советами и поддерживают друг друга. С целью расширения кругозора педагогического состава организуются семинары, конференции и брифинги. Это дает возможность преподавателям «идеальных школ» обменяться опытом, показать фото из своего учреждения, порекомендовать методы подходов к образовательному процессу.
Какая атмосфера должна быть в таком учебном заведении?
Человек не может жить без общения и творчества. Образовательный процесс – это не воспроизводство уже имеющегося познания, а создание собственного, индивидуального опыта, на основе которого формируется знание. Ученики и учителя должны свободно общаться, уважать чужое мнение, иметь право на критику. Также важно, чтобы между ними не было искусственных барьеров.
Модель современной «идеальной школы» сейчас активно модернизируется в России. В этом процессе принимают участие все: граждане, педагоги, деятели науки и государство.
Материал основан на следующих источниках:
- Учительская газета
- Минпросвещения РФ
- Портал учителя РФ
- Всероссийский педагогический портал
- Институт развития стратегии образования
- Портал Российской образование
Концепция идеальной школы предполагает множество аспектов, которые важны для обеспечения качественного образования. Одним из ключевых аспектов является организация занятий, которой необходимо быть интересной и полезной для учеников. Школе не нужно ограничиваться простым перечислением предметов, которые ученики будут изучать. Она предлагает различные виды занятий, чтобы каждый ученик мог увидеть разные стороны направлений и выбрать то, которое ему больше нравится.
В идеальной школе ученики имеют возможность общаться и работать в команде. Они учатся слушать друг друга, высказывать свои мысли и идеи, а также принимать решения вместе. Это помогает им развивать социальные навыки и учиться работать в коллективе.
Таким образом, школе необходимо стремиться предлагать занятия ученикам, такие как экскурсии, мастер-классы, трансляция лекций и множества других мероприятий. Ученикам полагается иметь
[elementor-template id=»11299″]
Понравилась статья? Поделитесь: