Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Скачайте тесты для оценки готовности ребенка к школе
Узнать подробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Инновационная деятельность в системе образования
Главная > Блог > Инновационная деятельность в системе образования
26.04.2023
12407
Время чтения: 15 минут

Инновационная деятельность в системе образования

Зачем? Инновационная деятельность в системе образования подразумевает совершенствование педагогических процессов. Здесь имеется в виду изменение форм и методов обучения, а также порядок управления соответствующими учреждениями в целом.

Как внедрить? Существуют различные стратегии внедрения инноваций, и выбирать следует, исходя из конкретной ситуации. При этом по возможности следует использовать все доступные источники изменений и оценивать эффективность последних по определенной системе.

Оглавление:
    1. Необходимость инновационной деятельности в сфере образования
    2. Основные характеристики инновационного процесса
    3. Виды и направления инновационной деятельности в образовании
    4. Классификация инновационной деятельности
    5. Возможные источники инноваций
    6. Стратегии внедрения инноваций
    7. Этапы инновационной деятельности
    8. Критерии эффективности инновационной деятельности
Комплект "Логико-математическое развитие" для учителей и родителей Купить со скидкой 10%

Необходимость инновационной деятельности в сфере образования

Современное школьное обучение требует обновления содержания и внедрения новых методов обучения и воспитания. Без инновационной деятельности в образовании невозможна комплексная модернизация образовательных программ и стандартов в соответствии с требованиями жизни.

Инновация – это нововведение, внедряемое новшество с целью повышения эффективности процессов и усовершенствования продукта.

Инновационная педагогическая деятельность направлена на повышение качества образования и основывается на осмыслении и анализе собственного опыта, постановке обновленной цели, внедрении новой практики, содержания, методов и форм обучения, организации совместной деятельности учителя и ученика.

Инновационная деятельность

Инноватика – наука о нововведениях, сформировавшаяся в качестве определенной научной области в начале XX в. Активное развитие российской педагогической инноватики связано с массовым общественно-педагогическим движением и возникновением противоречия между проявившейся потребностью в ускоренном развитии школьного образования и неумением педагогов эффективно реализовать поставленную задачу.

Инновационный процесс – целенаправленные изменения, которые связаны с внедрением в среду новшеств (новых стабильных элементов), вызывающих переход школьной образовательной системы школы в новое качественное состояние. Педагогическая инноватика (как область знания) раскрывает общие теоретические основы инновационных процессов в образовании.

Устаревшее и перегруженное содержание школьной программы не обеспечивает должной подготовки выпускников школы. Педагогические инновации предполагают создание в образовательном учреждении определенной среды и включение учителей в процесс создания новых концепций, методов, способов, средств обучения и воспитания. Необходимость инновационной деятельности в системе образования обусловлена современными условиями развития общества.

Причина для введения инновационной деятельности

Во-первых, происходящие в стране социально-экономические преобразования требуют фундаментального обновления всей системы, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в различных образовательных учреждениях. Педагоги всех ступеней образования включены в создание, освоение и использование новаторских идей, ищут новые пути решения учебно-воспитательных задач.

Во-вторых, изменилось содержание образования, возрастает роль и авторитет педагогического знания. Гуманизация образовательного процесса привела к повышению роли общественных учебных дисциплин, введению новых учебных предметов, реализации личностно-ориентированного подхода. Все это требует разработки и внедрения новых технологий, соответствующих интересам, запросам и индивидуальным особенностям обучающихся.

В-третьих, отмечается рост творческого потенциала педагогов, меняется их отношение к организации и развитию инновационной деятельности в организациях образования.

Инновационная деятельность

Инновационная деятельность больше не ограничивается использованием рекомендованных министерством и управлением образования новшеств. Важным направлением в работе современной школы является создание условий для развития инновационной деятельности в образовании, которая теперь носит избирательный исследовательский характер.

В-четвертых, рыночные отношения способствовали появлению новых типов образовательных учреждений. Чтобы сохранить конкурентоспособность, негосударственные учебные заведения активно применяют систему практических мер, обеспечивающих реализацию инновационного процесса.

Система образования – сеть учреждений различного вида и уровня. Прогрессивное развитие современной школы возможно только при условии обновления и замены устаревших технологий более эффективными.

Главная цель инновационной деятельности в образовании – решить две основные взаимосвязанные педагогические задачи: изучение, обобщение, распространение передового педагогического опыта и внедрение достижений психолого-педагогической науки в массовую практику.

Результатом успешной инновационной деятельности является продуктивное использование в учебно-воспитательном процессе новых разработок, отвечающих современным требованиям. Учителю в этой деятельности отведена особая роль – он генерирует новаторские идеи, разрабатывает эффективные технологии, внедряет, исследует их практическую значимость, распространяет передовой педагогический опыт.

Основные характеристики инновационного процесса

Системный инновационный процесс в образовании имеет следующие особенности:

  • Деятельностная структура, включающая в себя ряд взаимосвязанных элементов: цель, мотив, задачи, форма, содержание и т. д.
  • Субъектная структура объединяет всех субъектов инновационного развития: ученых, консультантов, экспертов, директора и его заместителей, методистов, учителей, родителей, обучающихся, спонсоров и других работников органов образования.
  • Уровневая структура охватывает все этапы деятельности субъектов: международный, федеральный, региональный, муниципальный, районный, городской, школьный, групповой и т. д.
  • Содержательная структура отражает зарождение новаторской идеи, разработку, освоение и внедрение конкретной программы инновационной деятельности в сферу образования.
  • Структура жизненного цикла инноваций предполагает последовательное прохождение всех этапов.
  • Управленческая структура, выраженная обязательным взаимодействием четырех видов действий: планирование – организация – руководство – контроль.
  • Организационная структура включает в себя обязательные этапы инновационного процесса: диагностика – прогноз – обобщение – внедрение.

Виды и направления инновационной деятельности в образовании

В инновационном процессе различают методологическую, исследовательскую, педагогическую, учебную деятельности.

Инновационная деятельность

Педагогическая методология занимается разработкой методологических исследований и определяет стратегию инновационного процесса.

Ученые-методологи занимаются изучением деятельности педагогов и учащихся в процессе обучения. Педагогическая инноватика описывает работу учителя в рамках инновационной деятельности в образовании.

Педагог-инноватор внедряет новшество в образовательный процесс и в соответствии с новой технологией организует учебную деятельность обучающихся – инновационный образовательный процесс.

Практическая учебная деятельность педагога направлена на личностное развитие учеников, создание специальных условий для овладения знаниями, умениями и навыками в рамках педагогических инноваций.

Приоритетные направления инновационных преобразований в современной системе образования:

  • изменение целей, задач и содержания образования на всех ступенях воспитания и обучения, начиная от дошкольного;
  • гуманизация процесса обучения согласно новым идеям, ориентирам и требованиям времени;
  • разработка и реализация новых образовательных стандартов и технологий с опорой на компетентностный подход;
  • создание комфортных условий для личностного самоопределения и творческого развития обучающихся;
  • использование новейших информационных технологий в системе образования;
  • внедрение профильного обучения на этапе средней школы;
  • индивидуализация обучения, разработка и внедрение новых методов и форм;

Инновационная деятельность

  • создание и развитие на базе образовательных организаций творческих педагогических коллективов;
  • реализация в рамках образовательного процесса исследовательской деятельности учителей, педагогов-новаторов, студентов;
  • внедрение различных форм и технологий обучения: развивающего, дифференцированного, проектного, проблемного, модульного, программного и др.

Классификация инновационной деятельности

Обязательная составляющая любого инновационного процесса – новизна, которая всегда имеет конкретно-исторический характер. Любое новшество появляется раньше «своего времени», но с годами может стать нормой и устареть. В инновационной деятельности системы образования выделяют:

  1. Абсолютную новизну. Это принципиально новая идея, не имеет аналогов и прототипов.
  2. Относительная (частичная, условная, местная) новизна – технология не новая, внесены некоторые усовершенствования, изменения в уже имеющуюся практику или она адаптирована под конкретное образовательное пространство.
  3. Псевдоновизна – создается видимость новизны, реализуется иначе, но не всегда лучше.

Инновационную деятельность в образовании можно классифицировать и по другим признакам.

По определению сферы, в которой реализуется инновационная деятельность:

  • цель и содержание образования;
  • применяемые технологии, методы и средства организации воспитания и обучения;
  • формы организации учебно-воспитательного процесса;
  • система управления – деятельность администрации образовательной организации, педагогов, обучающихся;
  • образовательная экология – комплекс специальных мероприятий, способствующий личностному оздоровлению в ходе учебно-воспитательного процесса.

По способу разработки и внедрения инноваций:

  • систематические, планомерные;
  • стихийные.

По глубине и ширине внедрения инноваций:

  • частичные изменения и усовершенствования, незначительная модификация и рационализация существующих технологий;
  • массовые, глобальные, радикальные, кардинальные преобразования.

Инновационная деятельность

По характеру происхождения инновационная деятельность в образовании делится на:

  • внешнюю;
  • внутреннюю.

По признакам крупномасштабности инновации могут быть:

  • системные – охватывающие все сферы жизнедеятельности образовательной организации;
  • модульные – комплексные, имеющие взаимосвязь, влияющие друг на друга;
  • частные – локальные, местного значения, единичные, не связанные между собой.

Возможные источники инноваций

Организация инновационной деятельности в организации образования предполагает комплексный процесс, который включает в себя создание, освоение, реализацию на практике, распространение педагогических новшеств.

Источниками инноваций являются:

  • назревшие потребности страны, региона, области в обновлении содержания и внедрения новых методов;
  • новые достижения, эффективные разработки всего комплекса наук о человеке и др.;
  • запросы потребителя образовательных услуг;
  • интуиция творческого руководителя или конкретного педагога;
  • педагогический опыт, накопленный в образовательной организации;
  • распространение опыта других школ;
  • потребности педагогического коллектива в усовершенствовании и изменении имеющихся практик, возникшая необходимость работать по-новому;
  • руководящее указание вышестоящей инстанции и обновленные нормативные документы.

Стратегии внедрения инноваций

Сегодня инновационная деятельность в российском образовании чаще всего ограничивается поиском собственных траекторий развития отдельными образовательными учреждениями. Выбор стратегии разработки и внедрения инноваций является залогом успеха всей деятельности. Стратегия – это процесс принятия решений, который регламентируется сводом правил, определяющих основные направления работы управленцев образования.

На продвижение инновационных идей в образовательном учреждении влияют два основных фактора: способ появления новшества в педагогическом коллективе и стиль управленческой поддержки.

Инновационная деятельность

Также можно выделить два способа появления инноваций в школе:

  • Заимствованные извне педагогические технологии – обычно перенимаются из других образовательных организаций.
  • Возникшие в самом педагогическом коллективе – этому способствует развитие инновационного творческого мышления учителей. Для появления новых идей необходимо создание специальных мотивирующих условий в педагогическом коллективе.

Стиль управленческой поддержки инновационной деятельности в организации образования имеет «революционный» или «эволюционный» характер и различается уровнем радикальности действий менеджера. Различные варианты сочетания этих факторов определяют тип инновационной стратегии. Она может быть кризисная, репродуктивно-поступательная, стратегия сильной личности, эволюционно-сотворческая.

Ниже детально рассмотрим каждый из типов.

Кризисная стратегия

Для кризисной стратегии характерно заимствование новаторских идей извне и их революционное внедрение в практику. Обычно выглядит это следующим образом: управленец приносит в образовательную организацию педагогическое новшество или приводит единомышленников, последователей новой идеи, которая начинает активно внедряться в профессиональное сознание практикующих педагогов данного учреждения.

Чтобы обеспечить качество инновационной деятельности в образовании, управленцы нередко оказывают давление на педагогов с целью поддержки учителями актуальной новаторской стратегии и активного освоения новых технологий, которые разработаны ранее и предоставляются в готовом виде.

Неоспоримы положительные стороны кризисной стратегии: оказание внешней методической поддержки и отсутствие необходимости специальной мотивации педагогического коллектива, которая продумывается при разработке новых технологий. Все это способствует быстрому наступлению изменений в учебно-воспитательном процессе.

Необходимо отметить и недостатки данной стратегии: готовность управленца к радикальным изменениям может спровоцировать открытый протест в коллективе или недовольство отдельных педагогов; отсутствует адаптация инновационных технологий к условиям конкретного учебного заведения и стилю его педколлектива.

Если руководитель пользуется авторитетом, его управленческие позиции достаточно сильны, то масштабного противостояния не случится, а отдельным недовольным и категорично настроенным сотрудникам придется покинуть инновационную площадку или найти другое место работы.

Результат инновационной деятельности в образовании в этом случае не всегда предсказуем. Новая образовательная практика может быть как пафосной по изложению и достаточно негибкой, так и вполне целесообразной, оправданной возникновением острого кризиса в образовательной организации, поэтому стратегия названа кризисной.

Репродуктивно-поступательная стратегия

Она тоже основывается на заимствовании новаторских идей извне, но отличается от кризисной способом их внедрения. Ведущими принципами репродуктивно-поступательной стратегии являются адаптивность идеи и демократичность продвижения новаторства.

Управленец понимает, что эффективность организации инновационной деятельности в организации образования зависит от адаптации этой идеи к условиям конкретного учреждения и особенностям педагогического коллектива. На это потребуется некоторое время, поэтому руководитель образовательного учреждения организует обучение педагогов, проводит обучающие семинары, обсуждает с педколлективом новую технологию.

Инновационная деятельность

Эволюционные изменения (по сравнению с революционными) психологически более комфортны и предполагают меньше конфликтов. В этом главное достоинство репродуктивно-поступательной стратегии.

Но у этого способа внедрения новшеств есть и отрицательные моменты: любое заимствование технологии извне – это новая педагогическая задача, которая требует определенного мастерства и может стать причиной профессиональной несостоятельности последователей; адаптированные авторские технологии предполагают множество формальных действий, выполнение которых может значительно тормозить внедрение и развитие инновационной деятельности в учреждении образования.

Постепенное внедрение инноваций посредством репродуктивно-поступательной стратегии является подходящим вариантом в случае недостаточно устойчивого положения действующего руководителя образовательной организации или прихода нового управленца.

Стратегия сильной личности

В ее основе лежит не внедрение заимствованной извне идеи, а становление собственного инновационного педагогического мышления, предполагающее кардинальные изменения. В отличие от заимствованных технологий, основным преимуществом инновационного мышления является его возможность творчески разрешать различные педагогические ситуации неограниченное количество раз.

Руководитель, который делает ставку на развитие инновационной деятельности в организации образования через изменение мышления педагогов в своем коллективе, проявляет дальновидность и всегда выигрывает.

Основная сложность заключается в том, что управленец, внедряющий новое педагогическое мышление революционным способом, как правило, выбирает авторитарный способ руководства. В результате благие намерения создать «новую школу» приводят к конфликтам.

Инновационная деятельность

Некоторые педагоги открыто задают вопрос: «А зачем все это придумали? Мы и так нормально учим, дети программу усваивают, родители довольны». Руководитель и его единомышленники обвиняют коллег в неоправданном консерватизме, все чаще звучит предложение заменить педагогов, сопротивляющихся новому мышлению, на «более творческих и прогрессивных».

Такие отношения в коллективе являются следствием авторитарно-новаторской инновационной стратегии «сильной личности». В результате способному преодолевать сопротивление управленцу, несмотря на все трудности и большую текучку кадров, удастся создать собственную авторскую школу и сформировать штат педагогов-единомышленников. В противном случае ему придется уйти.

Эволюционно-сотворческая стратегия

Она основывается на ценности развития собственно инновационного педагогического мышления, выбирая при этом эволюционные способы поддержки его становления.

В этом случае проблема принятия содержания инновационной деятельности в образовательной организации и готовность всех членов педколлектива к новаторскому творчеству решается путем организации специальных встреч всего коллектива с целью согласования и развития педагогических ценностей, формирования установки у всех педагогов данного образовательного учреждения. Такой подход способствует реальной эволюции профессионального сознания.

В реализации эволюционно-сотворческой стратегии акцент делается не на индивидуальном новаторском творчестве отдельных «продвинутых» педагогов, приоритет отдается процессам коллективного сотворчества, которые являются стратегической основой.

Эволюционно-сотворческую стратегию относят к самому сложному типу внедрения инноваций, так как она требует более глубоких изменений в жизни учреждения: организационных, управленческих, личностных, событийных и др. Такая форма инновационной деятельности наиболее всего подходит для образовательной организации с демократическим стилем управления.

Описанные выше типы инновационных стратегий не всегда реализуются на практике в чистом виде. Часто при внедрении новшества выбирается только определенное стратегическое направление или комбинация путей развития.

Этапы инновационной деятельности

Разработанная специалистами модель инновационной деятельности в образовательной организации состоит из четырех этапов:

Поиск новых идей

Данный этап в свою очередь состоит из двух подэтапов:

  • Создание информационного фонда. Активизация педагогов для участия в семинарах, конференциях, совещаниях, освещающих вопросы развития инновационной деятельности в образовании.
  • Выявление инновационных потребностей конкретного образовательного учреждения, возможно, с привлечением экспертов и консалтинговой службы.

Анализ и проектирование

Формирование нововведения состоит из трех подэтапов:

  • Анализ, формулирование и проектирование инновационных идей. Оценка возможностей образовательной организации, проектирование процесса внедрения.
  • Апробирование инновационной технологии – выполняет «опережающая группы» педагогов.
  • Анализ результатов апробирования, принятие решения о внедрении новшества, разработка программы реализации инновационной деятельности в образовательной организации.

Инновационная деятельность

Реализация инноваций

Эффективная реализация нового масштабного проекта требует увеличения управленческих ресурсов, введения новой должности либо дополнительного расширения функционала работающих в учреждении руководителей. Немаловажным условием успешности является привлечение к инновационной работе всех педагогов образовательного учреждения, независимо от степени их включенности в эксперимент.

Закрепление новшества

На последнем этапе инновационная деятельность в учреждении образования объединяет уже весь педагогический коллектив, включая тех, кто изначально выражал несогласие. В это время перед управленцем стоят не только организационные задачи, но и необходимость обеспечения благоприятного психологического климата, который очень важен для успешной адаптации инновации к школьной системе и наоборот – школы к новшеству.

Инновационная деятельность

Для оптимизации инновационных процессов, мотивации педагогического коллектива на развитие инновационной деятельности в учреждении образования требуется проведение психокоррекционной работы с педагогами и обучающимися, а также обновление образа учебного заведения в сознании всех участников образовательного процесса.

Представленная модель инновационной деятельности является развиваемой, она отражает процессы внедрения новшества с позиции управленца, заинтересованного в происходящих изменениях. Но существуют и другие модели, описывающие саморазвивающиеся инновационные процессы.

Критерии эффективности инновационной деятельности

Развитие инновационной деятельности системы образования предполагает ее соответствие определенным критериям. Проанализировав уже имеющийся опыт педагогических исследований, можно выделить комплекс признаков эффективности педагогических новшеств:

Новизна

Новизна – главный критерий инновационной деятельности.

Любое новшество оценивается не только с точки зрения научных педагогических исследований, но и передового педагогического опыта. Поэтому еще на этапе поиска прогрессивных идей очень важно определить, в чем именно состоит их новизна и каков ее уровень. То, что ново для одного, для другого может таковым не являться.

При вовлечении педагогов в инновационную деятельность в учреждении образования следует руководствоваться принципом добровольности и учитывать личностные характеристики, индивидуальные способности и возможности каждого члена коллектива.

Оптимальность

От оптимальности зависит эффективность инновационной деятельности, когда внедрение новшества предполагает достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах. Очень важно еще на этапе планирования определить объем необходимых ресурсов, сил и средств всех участников образовательного процесса. Для получения одинаково успешного результата разным педагогам могут понадобиться различные условия труда.

Результативность

Результативность – это степень достижения поставленных целей.

Результатом инновационной деятельности в образовании являются определенные устойчивые положительные изменения в деятельности педагога.

Инновационная деятельность

Для объективной оценки новых методов и приемов учебно-воспитательной работы, определения эффективности формы инновационной деятельности в образовании необходимо продумать способы измерения, которые должны обеспечивать: высокую технологичность наблюдаемости и фиксации результатов, однозначность в понимании и изложении полученных данных.

Возможность творческого применения

Ценная педагогическая идея или технология не должны практиковаться в рамках ограниченного образовательного пространства, обусловленного сложностью технических ресурсов и спецификой педагогической деятельности.

В случае обострения каких-либо проблем в образовательной организации, особую значимость приобретают педагоги-носители инновационных идей. Учителя-энтузиасты начинают искать иные пути решения поставленных задач, апробировать на практике новые технологии.

В педагогическом коллективе образуется группа педагогов-проводников нового, а также проявляются консерваторы, которые не приемлют инновационной деятельности в учреждении образования. При возникновении конфликта и противостояния между новаторами и приверженцами традиционной системы возможны два варианта разрешения проблемы: победа или поражение сторонников передовых идей. При благоприятном развитии событий в общественном мнении укрепляется ценность и своевременность внедрения новшеств.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Федеральный институт педагогических измерений
  3. Минпросвещениф РФ
  4. Портал учителя РФ
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 2 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Скачать шаблоны
для логопедов
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Шаблоны для
логопедов
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw