ИКТ: преимущества, задачи, принципы
Сохранить статью:
О чем речь? Если обратиться к понятию ИКТ (информационно-коммуникативных технологий), то они представляют собой совокупность разных методик и способов сбора, обработки, передачи и хранения информации.
Какие существуют? Это значит, что все современные средства связи вполне подходят для того, чтобы разнообразить образовательную деятельность на уроке. Геймификация уже давно применяется для привлечения внимания детей. А какие еще методы ИКТ можно использовать в педагогике?
-
- Использование информационно-коммуникативных технологий в современном образовании
- Преимущества информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе
- Задачи информационно-коммуникационных технологий в сфере образования
- Классификация средств современных образовательных информационно-коммуникативных технологий
- 5 принципов использования информационно-коммуникативных технологий в образовательной деятельности
Использование информационно-коммуникативных технологий в современном образовании
Практика показывает, что благодаря применению ИКТ в образовании удается значительно сократить временные затраты на обмен знаниями, практическим и социальным опытом. При помощи современных технологий повышается качество обучения, адаптация к актуальным требованиям.
Новые информационно-коммуникативные технологии нашли применение на всех стадиях обучения:
- в высшем образовании;
- в среднем профессиональном образовании;
- в начальном профессиональном образовании;
- в школьном образовании.
ИКТ делает получение знаний доступным, позволяя использовать разнообразные формы представления материала. В результате успешно решаются многие задачи, могут активно использоваться новые методы и технологии.
На данный момент концептуализация использования ИКТ превратилась в важный аспект, изучаемый в педагогике. В рамках данного направления создаются инновационные технологии, формы, методы, позволяющие организовать процесс учебы. Они дают наиболее высокие результаты за счет перехода от объяснительно-иллюстративного метода к формированию навыков, необходимых для самостоятельного получения знаний.
Для этого применяются современные приемы представления и получения материалов при помощи информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе.
Среди актуальных тенденций современного общества специалисты называют информатизацию образования. Информатизация обеспечивает широкий доступ к достоверным и свежим данным, а также к средствам, позволяющим их обрабатывать, хранить и передавать. В результате должно наблюдаться повышение интеллектуальных способностей граждан при помощи грамотного использования информационных технологий.
Благодаря информационным технологиям возможны научно-технический прогресс и развитие информационного общества. Кроме того, новая информационная среда, существующая в современном социуме, положительно сказывается на уровне креативности отдельной личности.
Важно предоставить учреждениям в сфере образования доступ к современным разработкам, позволяющим использовать новые информационно-коммуникативные технологии. Ведь все они направлены на развитие, обучение, воспитание.
Однако часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда педагогов и родителей учеников не устраивает настолько активное применение информационно-коммуникативных технологий на уроках. Для беспокойства есть несколько причин:
- ребята вынуждены проводить больше времени за компьютером, что может оказать отрицательное воздействие на их физическое и психологическое состояние;
- в Интернете доступна информация, способная травмировать неокрепшую психику учеников младшего и подросткового возраста;
- отсутствует необходимость в ведении диалога, из-за чего снижается речевая активность, не формируется способность устно выражать мысли, страдают мыслительные процессы;
- ухудшается качество получаемых знаний, так как большинство рефератов, докладов скачиваются готовыми из Сети – сам учащийся даже не знает, о чем идет речь в работе, представленной им на проверку.
Преимущества информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе
Современная система образования неотрывно связана с активным применением новых информационно-коммуникативных технологий, поскольку они обеспечивают качественно иные возможности образовательного процесса. ИКТ используются в обязательном порядке, позволяя повысить уровень преподавания и обучения.
Сегодня все преподаватели имеют доступ к соответствующим технологиям. Благодаря ИКТ учитель:
- формирует стойкую мотивацию у учеников;
- сокращает время на освоение материала, повышая качество данного процесса;
- активизирует способности учащихся;
- задействует современные материалы и дополнительные ресурсы;
- обеспечивает более высокую продуктивность процесса учебы;
- прививает студентам навыки самостоятельной работы при поиске информации и дальнейшем ее использовании;
- повышает интерес к своему предмету.
Говоря о том, что подразумевает под собой понятие «информационно-коммуникативные технологии», стоит отметить, что данный инструмент универсален и может применяться в большинстве учебных ситуаций. Иными словами, ИКТ могут использоваться на любых уроках и этапах работы с материалом:
- Объяснение темы, обозначение проблемы. Педагог может дополнить свою речь яркой мультимедийной презентацией, видео- и аудиоматериалами, схемами.
- Самостоятельная индивидуальная или групповая работа учеников. При помощи ИКТ ребята ищут и подбирают подходящие сведения, выполняют творческие задания, сами создают мультимедиапродукты.
- Оценка и контроль усвоения материала. Речь идет о проведении контрольных, проверочных работ в виде интерактивных онлайн-тестов, викторин. Немаловажно, что ИКТ позволяют вносить результаты в единую базу и сократить временные затраты на проверку.
Задачи информационно-коммуникационных технологий в сфере образования
Сегодня информационные технологии широко внедряются в сфере образования, позволяя добиваться необходимого качества обучения с учетом изменений, происходящих в обществе.
на наши новости
500 000 пользователей!
Цели применение информационно-коммуникативных технологий в образовательной деятельности:
- улучшение качества обучения;
- обеспечение более активной интеллектуальной и творческой деятельности учеников;
- объединение разных видов деятельности в процессе учебы;
- адаптирование современных информационно-коммуникативные технологий обучения под потребности и возможности конкретных ребят;
- обеспечение преемственности в процессе воспитания;
- разработка и применение на практике методов, средств дистанционного обучения, в основе которых лежат ИКТ;
- актуализация обучения, его соответствие соответствующим реалиям;
- обеспечение более высокой актуальности образования, выполнение требований социума и государства.
Классификация средств современных образовательных информационно-коммуникативных технологий
Выделить виды средств, используемых в информационно-коммуникативных технологиях в сфере образования, можно, исходя из различных характеристик.
С учетом решаемых в процессе обучения задач определяют средства:
- обеспечивающие базовую подготовку – сюда относят электронные учебники, системы обучения и контроля знаний;
- для проведения практических занятий, то есть практикумы, задачники, программы, тренажеры;
- вспомогательные (словари, игры, хрестоматии);
- комплексные (речь идет о дистанционном образовании).
Исходя из функций педагогического процесса, средства могут быть:
- информационно-обучающие, к которым относят электронные книги, справочники, пр.;
- интерактивные, примером данных средств информационно-коммуникативных технологий являются электронные ящики, вебинары, пр.;
- средства поиска, а именно системы поиска, каталоги, пр.
В соответствии с типом используемой информации выделяют несколько видов ресурсов:
- электронные – учебные пособия, тесты, словари и иные источники, позволяющие найти тексты;
- с визуальной информацией, то есть презентации, фотографии, схемы, диаграммы;
- в формате аудио, а именно музыка, записи, речевые упражнения;
- комплексные, сочетающие в себе аудио- и видеоконтент, например, лекции, экскурсии, пр.;
- комбинированные, в числе которых пособия, задачники, другие материалы.
На основе формы, в которой применяются ИКТ, выделяют те, что:
- используются на уроках;
- предназначены для внеурочной деятельности.
С учетом способа взаимодействия с учащимися выделяют:
- offline-связь;
- online-связь.
5 принципов использования информационно-коммуникативных технологий в образовательной деятельности
Говоря о построении процесса обучения, принято выделять следующие ключевые принципы ИКТ.
Содержательный
В его рамках информационно-коммуникативные технологии в воспитании и педагогике позволяют:
- сделать занятие более наглядным – с этой целью задействуют плакаты, таблицы, презентации;
- подготовить небольшие персональные тесты для учеников;
- сформировать домашние задания, тренажеры различных типов, пр.
Мотивационный
Здесь интересующие нас технологии применяются, чтобы разбудить в учениках интерес к учебе и предмету. Для этого:
- учитываются личные возможности и потребности ребят;
- увеличивается разнообразие доступных методов, форм, содержания и типов организации обучения;
- обеспечивается больший спектр возможностей для раскрытия потенциала учащихся;
- формируются условия, необходимые для расширения навыков использования ИКТ, что в дальнейшем поможет ученикам продуктивно взаимодействовать с обществом.
Учебно-методический
Особенность данного принципа в том, что информационно-коммуникативные технологии позволяют учителю обеспечить большую наглядность материала, повысить к нему интерес. ИКТ используются вне зависимости от стадии обучения:
- при подготовке к занятию, что предполагает планирование, формирование наглядного материала и проекта;
- во время подачи информации и закрепления темы;
- при организации самостоятельной работы;
- если требуется дополнительный материал;
- при выполнении контроля усвоения информации, проверки результатов.
Организационный
Информационно-коммуникативные технологии могут использоваться на уроках:
- во время индивидуального обучения;
- при проведении занятий в групповой форме.
Контрольно-оценочный
Сюда входят разнообразные способы контроля знаний, в том числе входное, промежуточное и итоговое тестирование.
Сделать применение информационно-коммуникативных технологий на уроках наиболее эффективным позволяет соблюдение учителем следующих правил:
- Важно непрерывно учиться использовать компьютер. Сегодня изменение техники и технологий происходит невероятными темпами, а значит, педагогу необходимо идти в ногу со временем, осваивать новые приемы подачи материала.
- Нельзя слишком увлекаться внедрением информационно-коммуникативных технологий на уроках, они не должны превращаться в самоцель. Обучение будет давать желаемые результаты лишь при грамотном и уместном применении ИКТ.
- Необходимо на собственном примере демонстрировать возможности компьютерных программ и сервисов. Когда учитель ежедневно пользуется ИКТ, ученикам проще научиться ключевым приемам. Здесь важно помнить, что информационно-коммуникативные технологии в педагогике – это способ решения конкретных учебных задач или реализации целой педагогической стратегии.
ИКТ в современных реалиях превратились в обязательную составляющую обучения. Они обеспечивают немало преимуществ, в том числе автоматизацию процессов, возможность наглядно представить материалы и пр.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: