Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Инновационные методы обучения: как и где используются
Главная > Блог > Инновационные методы обучения: как и где используются
28.03.2023
5885
Время чтения: 18 минут

Инновационные методы обучения: как и где используются

Что это? Инновационные методы обучения – это способ решить актуальные проблемы образования с помощью новых технологий. Это современные подходы, позволяющие сделать образовательный процесс более интересным и запоминающимся.

Как реализуют? Начиная с дошкольного образования и заканчивая профессиональным, в учебных заведениях активно внедряют элементы и целые блоки инновационных методов обучения, используют искусственный интеллект, VR, компьютерные игры и так далее.

Значение инновационных методов обучения

Школа становится инновационной лишь тогда, когда начинает разрабатывать и внедрять собственные комплексные инновационные программы. Получая образование в школе, ребёнок учится обрабатывать информацию, усваивать и использовать её.

Раньше повсеместно господствовал объяснительно-иллюстративный подход к преподаванию, но сегодня его вытесняет деятельностный. Он отличается тем, что учащийся становится одним из субъектов образовательного процесса.

Значение инновационных методов обучения

Метод обучения — это определённая совокупность действий тандема «учитель — ученик», благодаря которой успешно изучается и осмысливается программа учебного курса. У любого учебного метода есть собственная цель, уникальная специфика взаимодействия субъектов (педагога и учащегося) и способ усвоения знаний.

Первичной целью всех инновационных методов, форм и средств обучения является подготовка человека к жизни в динамично меняющемся современном мире. В отличие от традиционных методов обучения, инновационные способны фундаментально изменить формирующуюся личность.

Дети младшего и подросткового возраста учатся ориентироваться в информации, оперировать ею, что заставляет их решать возникающие задачи творчески и оригинально. Этого невозможно достичь без применения инновационных методик.

Методы, применяемые сегодня в образовании, делятся на два типа:

  • активные;
  • интерактивные.

Активные методы предполагают, что обучаемые не пассивны по отношению к преподавателю. Каждый школьник на уроках пользуется собственными тетрадями и учебными пособиями, компьютером.

Эти методы призваны стимулировать креативный потенциал ученика, развивать его коммуникативные способности, заставлять формировать личное мнение и аргументированно излагать его. Такие приёмы и методики начали применять с 60-70 гг. XX в. Они выросли из концепций А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова.

Концептуальная основа активных методов — «предметное содержание деятельности»: познание рассматривается как деятельность, направленная на освоение окружающей реальности. Взаимодействуя с материальными предметами, человек набирается практического опыта познания мира, обретает способы влиять на него.

Интерактивными называются те методы обучения, обязательным компонентом которых является взаимодействие учеников между собой. Это коллективные формы обучения, в которых знания усваиваются в процессе совместной групповой работы, где каждый участник наделён индивидуальной ответственностью. К интерактивным относятся:

  • групповые уроки;
  • экскурсии;
  • деловые, ролевые игры;
  • использование видеороликов, контента из интернета в иллюстративным целях;
  • творческие упражнения, проекты и т. п.

В интерактивных инновационных методах обучения педагог играет иную роль, нежели в традиционных: он перестаёт быть главным субъектом, превращаясь в координатора учебного процесса. Преподаватель готовит темы для дискуссий и интерактивные задания, консультирует, контролирует выполнение плана урока. Во время занятия ученики взаимодействую с учителем, обсуждают различные вопросы, спорят, аргументируют свою позицию и находят компромиссы.

Ценность инновационных педагогических методов обучения заключается в том, что они помогают пробудить в школьниках живой интерес, любознательность, способствуют систематизации и глубокому исследованию материала, учат вырабатывать собственную точку зрения и выражать её, отстаивать в дискуссиях. Современному обществу нужны люди, обладающие этими качествами. Классические же методы преподавания устарели и более не выдерживают конкуренцию с инновационными.

Виды инновационных методов обучения

Остановимся на каждом из видов инновационных методов обучения, используемых на уроках, более подробно.

Программное обучение

Цели и задачи школьного образования уточняются, меняются способы контроля и меры поощрения учеников, равно как и сам учебный материал. Программный метод реализуется с помощью следующих инструментов: алгоритмов (подбираемых учениками либо установленных педагогом) и шага программы.

Значение инновационных методов обучения

Проблемное обучение

Суть данного вида обучения — конкретная ситуация, в которую помещают ученика и в которой он должен решить проблему, отыскать выход, выработать гипотезу, объяснить явление, разобраться с противоречиями. Центральное звено обучения — интеллект учащегося.

Интерактивное обучение

Педагог озвучивает различные точки зрения (и свою личную, и официально принятую в науке), аргументированно высказывается по проблеме. Это такие интерактивные методы и форматы обучения, как дебаты и круглые столы, брейнсторминги, тренинги, деловые игры, эвристические беседы, креативное обучение.

Эвристическая беседа

Эвристический (в переводе с греческого heuristiko — «отыскивающий, раскрывающий») формат беседы был создан Сократом. Великий философ искусно пользовался наводящими вопросами, чтобы заставить собеседника рассуждать самостоятельно.

Суть метода не особо изменилась с античных времён: ученикам задают особым образом сформулированные вопросы, и они должны дать ответы на них, задействовав всю мощь своего молодого интеллекта.

Эвристическая беседа всегда коллективна, решение ищется совместными усилиями. В педагогике она считается одной из форм проблемного обучения: чтобы прийти к результату, ребятам приходится обсуждать гипотезы, генерировать идеи, делиться своими догадками.

Круглый стол

В школьный учебный процесс этот инновационный метод обучения пришёл из научных и политологических кругов. На круглых столах обсуждаются теоретические вопросы с того или иного ракурса.

Тренинг

Это довольно новый метод обучения. Тренинг призван сформировать нужные компетенции и побудить индивида активнее коммуницировать, сотрудничать с другими людьми.

Мозговой штурм (брейнсторминг)

С помощью этой методики можно быстро нагенерировать новых оригинальных идей. Учебный класс делят на две подгруппы: критиков и генераторов идей. В первую попадают ребята с аналитическим складом ума и те, кто мыслит более практично и конкретно, а во вторую — творческие ученики с развитой фантазией и воображением.

Генераторы выполняют креативные задания (придумать, как решить ту или иную проблему, найти объяснение какому-либо явлению, и т. п.). Им отводится время на то, чтобы предложить и озвучить как можно больше задумок, от реалистичных до самых фантастических.

Экспертная группа записывает все идеи, а затем скрупулёзно анализирует их.

Креативное обучение

У данного современного инновационного метода обучения есть четыре краеугольных камня:

  • Создание собственного образовательного продукта студентом в ходе выполнения задания.
  • Соответствие этого продукта его потребностям.
  • Учащийся работает в своём индивидуальном направлении.
  • Уроки интерактивны, что достигается телекоммуникациями.

Дебаты

Ценность этого инновационного метода обучения для педагогики заключается в том, что у школьников вырабатывается мощная мотивация к повторению пройденного материала, поиску дополнительной информации в литературе и новых способов решения задач.

Дебаты проводятся по морально-нравственным или научным темам, где не может быть единственно верного мнения, и можно столкнуть противоположные позиции. Ученики делятся на две группы: одна изучает все положительные аспекты проблемы, другая — отрицательные.

Игровое имитационное моделирование.

Сюда входят такие инновационные методы и приёмы обучения, как:

  • деловые игры:
  • рефлексивные игры, призванные снять стресс;
  • организационные игры;
  • аттестационные игры.

Деловые игры всегда сопровождаются преобразующей и продуктивной деятельностью. Этот формат обучения уместен только на старших курсах колледжей.

С помощью игр студенты нарабатывают компетенции, составляющие их профессиональную подготовку. Чем разнообразнее подходы и приёмы, используемые в образовательном процессе, тем меньше скуки, выше интерес к учёбе, ярче проявляются творческие задатки учеников. Посредством деловых и прочих игр решаются очень многие воспитательные и педагогические задачи.

Обычно в школьном и среднем профессиональном образовании применяется не один метод, а их совокупность, микс. Новаторские методики и технологии начинают внедрять именно со школ, поскольку для вузов их ещё только предстоит адаптировать.

Закономерности и принципы внедрения инновационных методов обучения

Образование в 2023 году служит целям формирования здоровой, активной личности, которая в конкурентной среде не просто выживает, но и достигает успеха. Потребность в инновационных, передовых методах обучения в школах просто огромна.

Закономерности и принципы внедрения инновационных методов обучения

Учебный процесс строится следующим образом: создаются учебные ситуации, в которых педагог и ученики взаимодействуют.

Эффект от новых образовательных методов тем выше, чем точнее соблюдаются принципы:

  • Школа конкурентоспособна и востребована, поскольку работает по самым новым методикам, технологиям.
  • Качество образования отвечает ГОСТам, концепциям практического применения инновационных методов и постоянно повышается.

Когда инновационные приёмы внедряются успешно, налицо следующие позитивные результаты:

  • Для реализации этих методов, приёмов, подходов создана вся необходимая инфраструктура, остаётся только развивать их.
  • Педагогический состав школы занимает уверенную организаторскую позицию и стремится лидировать на образовательном рынке.
  • Престиж учебного заведения растёт.

При всём разнообразии современных образовательных методов их объединяет то, что обучаемому предоставляется свобода мышления и поведения, поощряются созидание, творчество.

Цифровизация обучения

Школьная инфраструктура постоянно претерпевает изменения, реформируется с целью внедрения инновационных методов воспитания и обучения. Совсем недавно классическая школьная доска и мел были единственными инструментами для решения задач перед всем классом на уроке, а сейчас им на смену приходят интерактивные доски, куда учитель транслирует слайды, иллюстрации, видеоролики, схемы.

На досках, которые имеются уже во многих школах, ребята пишут, в том числе, и пальцами. Можно, наконец, забыть о вечно крошащемся и пачкающем одежду меле и получать удовольствие от учебного процесса.

Цифровизация обучения

Ещё одно техническое новшество в школах — системы цифровых пропусков. Благодаря им у родителей есть точные сведения о том, пришёл ли ребёнок в школу, когда это произошло, во сколько он вышел оттуда. Лет через десять не придётся даже таскать с собой пропуск и прикладывать его к турникету — проходные будут переведены на биометрию со сканированием глазной сетчатки или отпечатка пальца (наподобие Touch ID).

Практически везде уже отказались от бумажных дневников. Их успешно заменили электронные. Вместо распечатывания текстов на бумаге школьники скоро смогут печатать объёмные модели на 3D-принтере для своих учебных целей.

Усиливается тенденция отказа от обычной бумаги. OLED-дисплеи уже разрабатываются. Они представляют собой гибкие и тонкие листы, которые легко свернуть или хранить стопкой, прямо как обычные бумажки. Но OLED-дисплеи гораздо более удобны и экологичны, чем кипы бумаг: они не рвутся, не мнутся. Кроме того, они интерактивны, как и любой планшет.

Онлайн-обучение как современная технология в образовании

Если в прежние времена школьники из регионов старались поступить на учёбу в вуз крупного города, то теперь географическое положение теряет значимость. Можно получать качественное образование и учиться у преподавателей из любой точки планеты и любого ранга благодаря интернету, и вовсе не нужно куда-то ехать или быть привязанным к своему месту жительства. Даже языковой барьер уже не столь непреодолим.

Среди инновационных форм, технологий и методов обучения онлайн-образование развивается чуть ли не быстрее всех. Дистанционное обучение живыми педагогами нам стало привычно, но уже совсем скоро учебный процесс будет контролироваться искусственным интеллектом.

Так, уже есть приложение для тех, кто изучает китайский, от Microsoft, где ученики взаимодействуют с чат-ботом, отправляя ему ответы в виде коротких аудиофайлов или текстовых сообщений. Бот, анализируя ответы, корректирует нагрузку.

Инновационные методы организации обучения делают образование поистине общедоступным, уравнивают в возможностях всех, кто хочет учиться. Теперь для этого нужен лишь доступ в интернет. Традиционному очному формату уроков и лекций грозит исчезновение.

Использование геймификации

Школьное образование просто обязано подстраиваться под специфику обучаемых. У нынешних поколений школьников есть особенности, которые нельзя игнорировать. Этим объясняется активное использование инновационных методов обучения и воспитания.

Принципы обучения, принятые в СССР, очевидно устарели и больше не годятся. В XXI в. кажется нелепым штудирование учебников, изданных десятки лет назад, и нудное переписывание от руки длинных текстов и скучных упражнений.

Учёба становится всё более интерактивной и живой, подвергается геймификации — внедрению игровых элементов, техник, принципов, используемых в компьютерных и видеоиграх, в образовательный процесс.

Реализация на практике такого инновационного метода обучения, как геймификация, снимает страх детей перед плохими оценками: ведь теперь, как в любой нормальной игре, можно просто перепройти миссию. Нет единственно правильного ответа, есть бесконечный поиск всё новых решений.

Виртуальная и дополненная реальность в образовании

В системе инновационных методов обучения всё более широкое применение находят визуальные технологии и инструменты. Причина этого тоже кроется в особенностях психики нынешних школьников.

Современные дети учатся буквально всему с помощью YouTube: как заплетать косички и красить волосы, как распаковывать посылки, как мастерить что-либо своими руками, как произносить фразы на иностранном языке. По статистике не менее 85 % детей подросткового возраста постоянно смотрят видео на «Ютубе».

И, что интересно, 80 % этих ребятишек утверждают, что из роликов они черпают информацию о своём хобби. Вполне логично и преподавателям начать вводить в учебный процесс видеоматериалы, записи лекций, обучающие фильмы.

В скором будущем частью учебного процесса в школах станут инструменты VR и AR — всё это идеально вписывается в тренд на инновационные технологии и методы обучения и воспитания. Представьте, что ребёнок просто надевает VR-шлем и оказывается в гуще исторических событий, в которых может даже принять участие!

Это иммерсивный формат обучения, для которого характерен эффект присутствия. С помощью VR можно пережить опыт, который вообще невозможно воссоздать в реальном мире.

Цифровизация обучения

Увлекательность такого обучения с полным погружением способствует более глубокому усвоению учебного материала. От увиденного своими глазами впечатления намного сильнее, чем от услышанного.

Развитие инновационных методов и технологий обучения будет продолжаться в ближайшие годы, и вскоре учёба станет совсем не такой, какой она была во времена наших бабушек и мам.

Образовательный процесс полностью диджитализируется, в нём будет задействован искусственный интеллект, всюду будут OLED-мониторы. Учёба станет ещё более иммерсивной и похожей на захватывающую игру. А вот с чем мы точно попрощаемся, так это с унылой зубрёжкой и скучным просиживанием уроков за партой.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Федеральный институт педагогических измерений
  3. Минпросвещениф РФ
  4. Портал учителя РФ
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 2 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ООО "Центр Повышения Квалификации и Переподготовки "Луч Знаний" Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 2460109593 ОГРН : 1182468043262 КПП : 246001001 Расч./счет : 40702810331000017859 БИК: 040407627 Корр/с: 30101810800000000627 Красноярское отделение N 8646 ПАО СБЕРБАНК Адрес Красноярский кр., г. Красноярск, ул. Маерчака, д. 31А пом. 15 каб. 48 Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw