«Математическая вертикаль»: особенности, условия и преимущества участия в проекте
Сохранить статью:
О чем речь? «Математическая вертикаль» – столичный образовательный проект, дающий возможность школьникам изучать математику на углубленном уровне. Участвовать в нем могут ученики с седьмого по девятый класс.
В чем преимущества? Как минимум проект дает хорошие знания предмета. Как максимум – получение сертификата выпускника программы, облегчающего поступление после окончания девятого класса в профильные школы или математические лицеи при вузах.
Суть проекта «Математическая вертикаль»
«Математическая вертикаль» – городской проект Москвы, организованный в 2018 году. Он представляет собой программу предпрофильной подготовки учащихся 7–9 классов. В школах отбираются одаренные ученики, демонстрирующие высокие результаты по математике, для формирования классов с обучением по усложненной программой.
Так, математическим занятиям в учебном плане отведено больше часов, в расписании появляются необычные дисциплины: статистическая наука и теория вероятностей. Такое углубленное изучение на протяжении нескольких лет помогает школьникам повысить шансы на поступление в старшие классы по выбранному профилю.
Основными целями, которые ставит перед собой программа «Математическая вертикаль», считаются следующие:
- поддержание мотивации к познанию естественно-научных, математических и инженерных предметов;
- увеличение доступности математических знаний на повышенном уровне как фундамента для построения успешной карьеры выпускниками учебных заведений столицы в перспективе;
- повышение качества профильной подготовки будущих абитуриентов естественно-научных и математических факультетов.
Особая привлекательность программы в том, что она реализуется в обычных школах в разных районах города: теперь, чтобы ребенок имел возможность получить качественные знания в области математики, не потребуется участвовать в сложном отборе в популярные математические учебные заведения и ездить туда через весь город. Информацию о наличии подобных классов, как правило, можно уточнить на школьном сайте или по звонку в администрацию школы.
Все образовательные учреждения, участвующие в проекте, сотрудничают с одним из 20 курирующих центров. Такими центрами выступают топовые столичные учебные заведения: «Интеллектуал», № 57, 1514, 1543, а также некоторые московские вузы. Например, Высшая школа экономики, Московский физико-технический институт, Российский технологический университет.
Специалисты из ресурсных центров оказывают школам всяческую поддержку, организовывают консультации, математические праздники и олимпиады для одаренных детей, а также квалификационное обучение для педагогов. Деятельность ресурсных центров не предусматривает прямой контакт с учащимися и их законными представителями, так что уточнять информацию о проекте необходимо в учебном заведении.
Некоторые учреждения не участвуют в программе «Математическая вертикаль», но при этом самостоятельно приобретают учебники, методическую литературу и проводят занятия по углубленной программе. Поддержки от ресурсных центров они не получают, что может неблагоприятно отразиться на качестве обучения.
Важной особенностью является то, что участие в проекте совершенно бесплатное. Программа финансируется из средств столичного бюджета. Вероятность поступления на обучение в «Математическую вертикаль» существенно возрастает при высоком результате на вступительном испытании, потому что для участия производят строгий отбор самых способных и замотивированных ребят.
Правила зачисление в классы «Математической вертикали»
Образовательные центры взаимодействуют только с московскими учебными заведениями, которые прошли регистрацию на сайте проекта. Ребенок может обучаться в школе, которая не принимает участие в программе, но есть возможность перевести его в учебное заведение, зарегистрированное в программе, в соответствии с процедурой приема.
Отбор учеников в «Математическую вертикаль» осуществляется в 6 классе. Иногда освобождаются места для дополнительного набора, например, если кто-то из учеников проекта по итогам проверки знаний был переведен в класс с обычной программой. Тогда добор может быть осуществлен в более старших классах.
До 2020 года поступление было возможно при наборе минимальных проходных баллов на вступительных испытаниях. Затем были созданы новые возможности для участия в программе. В 2024 году ученик может быть зачислен в проект «Математическая вертикаль» благодаря:
- высокому результату написания экзамена МЦКО для оценивания грамотности в области математики;
- отличным оценкам на вступительных экзаменах, организованных учебным заведением;
- диплому, выданному на олимпиаде в «Математической вертикали».
Праздник в «Математической вертикали» – это две математические олимпиады, организованные в один день. В первой задания более легкого уровня. Она подходит тем, у кого нет достаточного опыта участия в олимпиадах. При этом при поступлении засчитывается только диплом победителя. Более сложная олимпиада предполагает, что приглашение к обучению в классах проекта получают все победители и призеры.
Можно попробовать разные варианты: если ученику не удалось принять участие в Математическом празднике, но при этом он успешно справился с вступительной диагностикой, ребенка могут зачислить в класс, принимающий участие в проекте.
Особенности проекта «Математическая вертикаль»
Участники программы «Математическая вертикаль» получают знания на углубленном уровне. Достойное качество обучения достигается несколькими путями/
- Благодаря подбору квалифицированных педагогов. Чтобы обучать одаренных детей в классе, присоединившемся к проекту, учителю потребуется прохождение специальной подготовки в ресурсном центре и подтверждение уровня профессионализма итоговыми тестами.
- Увеличением количества учебных занятий. В стандартных классах программа предусматривает 5 уроков математики еженедельно. При этом в классах по программе «Математическая вертикаль» ребятам преподается алгебра в количестве 4–5 часов в неделю и не менее 3 уроков геометрии. Кроме привычных всем школьникам дисциплин, 2 часа в неделю в проектных классах изучают статистику и теории вероятностей. Также 1–2 часа учебное заведение уделяет факультативным занятиям согласно профильной направленности учреждения образования.
- Усложнением школьной программы. Участники программы проходят обучение по специальным изданиям, которые разрабатываются именно для талантливых учеников и включают более сложные задания, чем для общеобразовательных школ.
на наши новости
500 000 пользователей!
В учебном году учащиеся по программе «Математическая вертикаль» проходят регулярные контрольные срезы по основным предметам (алгебра, геометрия и статистика). В конце учебного года оцениваются результаты итоговой контрольной. Чтобы продолжить обучение в классе проекта, необходимо набрать в сумме более 13 баллов: 4 и выше по математическим дисциплинам, 3 и выше по статистике. У тех, кто не набрал нужное количество баллов, будет еще один шанс в начале учебного года подтвердить знания.
Преимущества участия в проекте «Математическая вертикаль»
Проект активно пропагандирует доступность качественного обучения в области математики. Подобные занятия позволяют талантливым учащимся овладеть знаниями повышенной сложности, которые служат фундаментом для поступления в предпрофильные классы. Это необходимо для успешного поиска своего профессионального предназначения в различных сферах современной науки и информационных технологий.
После девятого класса учащимся вручается сертификат об обучении в проекте. Есть вероятность, что при переходе в другое учебное заведение ученик с подобным документом будет в приоритете по сравнению с теми, кто показал такие же высокие результаты на экзаменах, но не принимал участие в «Математической вертикали».
Сертификат единого образца ученик получает, если соблюдаются три обязательных условия:
- школьник закончил девятый класс, участвуя в программе;
- имеет оценку шесть и более баллов по дисциплинам «Теория вероятностей и статистика»;
- итоги ОГЭ должны превышать 15 баллов. Для получения тройки достаточно набрать 8 баллов.
Наиболее успешные выпускники могут рассчитывать на получение сертификата с отличием, если:
- они обучались в проекте до девятого класса;
- имеют результат 17 и более баллов по дисциплине «Теория вероятностей и статистика»;
- результат ОГЭ выше 25 баллов (минимум для получения по экзамену оценки 5 составляет 22 балла).
Выпускной сертификат участника проекта «Математическая вертикаль» дает возможность продолжать обучение математической грамоте на углубленном уровне. Подросток гарантированно будет зачислен в старшие классы, где реализуется программа «Математическая вертикаль плюс» в своем или ином учебном заведении.
Таким образом, документ, подтверждающий обучение по данной программе, станет весомым вкладом в будущее выпускника, а также показателем индивидуальных достижений при выборе профильной школы, если возникнет необходимость участия в конкурсном отборе в 10 класс в другом учебном заведении.
Однако поступление в проектный класс не гарантирует получение документа о его окончании. Оценка знаний учащихся по программе «Математическая вертикаль» строго контролируется в течение учебного года: выполняются проверочные работы по всем изучаемым предметам. Годовая учеба завершается масштабной итоговой контрольной работой. Если ученик набирает недостаточное количество баллов, нередко встает вопрос о переводе его в класс, не участвующий в программе.
Как показывает статистика, «Математическая вертикаль» открывает преподавателям новые возможности для профессионального развития, а также обмена с коллегами практиками, дающими высокие результаты в сфере математического образования.
Педагоги получают всестороннюю методическую поддержку и необходимые консультационные услуги: для них организуются семинары, мастер-классы, тренинги, а также курсы повышения квалификации. Преподавательский состав проходит специализированное тестирование, которое подтверждается сертификатом о наличии у каждого учителя необходимого уровня квалификации.
Условия вступления школы в программу
Внедрить в учебном заведении какую-либо вертикаль, не обязательно математическую, может любая школа Москвы, но для этого необходимо выполнить некоторые требования. Для образовательного учреждения это своеобразное испытание, однако взамен присуждается высокий статус.
В школу, участвующую в таком популярном проекте, с удовольствием отдают своих детей семьи из других районов или округов. Соответственно, увеличивается число учащихся, и учебное заведение получает дополнительные источники финансирования.
Возможность поучаствовать в программе «Математическая вертикаль» имеет каждая московская школа, при этом она должна отвечать некоторым критериям отбора. Основным условием вступления в программу является достаточное количества талантливых ребят, которые справятся с освоением предмета на углубленном уровне.
Министерство образования не имеет цели сформировать подобные классы в каждом учебном заведении. Они могут быть укомплектованы только при наличии группы детей, которые успешно справятся с усложненной программой. Определить количество одаренных учащихся и отобрать их для участия в программе можно на основе анализа результатов экзаменов МЦКО. В настоящее время они сдаются даже шестиклассниками. Более половины учащихся должны продемонстрировать средние по городу результаты по функциональной грамотности.
Следующим немаловажным условием является наличие необходимой квалификации у педагогов учреждения. Преподаватели математических дисциплин ведут анализ успеваемости. Для участия в программе «Математическая вертикаль» нужно показать высокий результат, набрав более 70 баллов. Этот критерий применим и к учителям, которые преподают в рамках обычного учебного плана, и позволяет исключить возможность проведения занятий педагогами, которые не имеют достаточной квалификации для работы с учениками, проявляющими незаурядные способности в математике.
У образовательного учреждения должна быть соответствующая учебная программа и план внеурочных занятий, отвечающие стандартам «Математической вертикали».
В случае если школа не может продемонстрировать достойные результаты работы, учреждение исключается из участия в проекте. Однако ученики могут и далее обучаться по углубленной программе. Но формально подобные занятия не являются частью проекта «Математическая вертикаль».
Часто задаваемые вопросы о «Математической вертикали»
Отвечаем на популярные вопросы.
Что представляют собой вертикали в системе образования?
Образовательные вертикали — это проект, разработанный для учащихся 7–9 классов, дающий возможность школьникам Москвы как можно раньше определиться с направлением дальнейшего обучения и начать углубленное изучение наиболее важных для будущей профессии предметов.
По аналогии с «Математической вертикалью», которая пользуется популярностью во многих школах, создаются проекты и по другим дисциплинам: «IT-вертикаль», «Спортивная», «Естественно-научная» и «Лингвистическая» вертикали. Подобное обучение способствует осознанному выбору направления предпрофессионального обучения в классах старшей школы.
Что такое «Математическая вертикаль»?
«Математическая вертикаль» представляет собой московский образовательный проект многоцелевого предпрофильного обучения по математике и смежным дисциплинам.
Что представляет собой проект «Математическая вертикаль плюс»?
Еще несколько лет назад «Математическая вертикаль» подразумевала обучение детей из средней школы, а именно с 7 по 9 класс. В настоящее время возможность изучать предмет на более сложном уровне появилась и у старшеклассников. Для учеников 10 и 11 классов разработан специальный проект.
Основное его отличие в том, что кроме стандартных предметов – алгебры, геометрии и статистики – программа «Математическая вертикаль плюс» включает углубленное изучение одной из дисциплин естественно-научного направления. К примеру, химии или географии. Важная особенность данной вертикали заключается в том, что она не считается отдельным профилем. Проект осуществляется на базе любого учебного профиля, например, медицинского или лингвистического.
Как можно принять участие в проекте « плюс»?
Чтобы поступить на «Математическую вертикаль плюс», совсем необязательно участвовать в проекте «Математическая вертикаль»: необходимо иметь результат ОГЭ по математике выше 19 баллов.
В настоящее время одаренные в области математики дети имеют множество возможностей для эффективного развития своего потенциала, чтобы в будущем стать успешными специалистами в выбранной сфере. Участие в «Математической вертикали» служит отличным стартом для достижения высоких результатов в точных науках.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: