Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Ментальные нарушения у детей: признаки, классификация, особенности обучения
Главная > Блог > Ментальные нарушения у детей: признаки, классификация, особенности обучения
06.06.2023
3656
Время чтения: 15 минут

Ментальные нарушения у детей: признаки, классификация, особенности обучения

Что это? Ментальные нарушения у детей могут проявляться при наличии различных заболеваний и состояний: из-за задержки психического и речевого развития, умственной отсталости, аутизма, шизофрении и иных расстройств.

Как помочь? Обычно отставание в развитии становится заметно с младенческого возраста, но иногда диагноз возможно установить только после поступления ребенка в школу, когда начинаются трудности в обучении. Положительной динамики удается добиться только при грамотно выстроенной коррекционной работе.

Оглавление:
    1. Признаки ментальных нарушений
    2. Причины возникновения
    3. Виды ментальных нарушений
    4. Особенности обучения детей с ментальным нарушением
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Признаки ментальных нарушений

В России каждый третий ребенок относится к группе риска по возникновению каких-либо заболеваний, а самым большим сектором являются ментальные нарушения.

Ментальные нарушения у детей

Ментальные нарушения – это либо заболевание психики, либо нарушение интеллектуального (психического) развития, которое делает человека недееспособным, т.е. он не может работать и обслуживать себя, а также у него возникают большие проблемы с интеграцией в общество.

К сожалению, ментальные нарушения у детей являются достаточно малоизученной проблемой, многие вопросы в ней до сих пор не решены, что затрудняет лечение, обучение и воспитание таких маленьких людей. Данная проблема возникает вследствие огромного количества причин, которые приводят к расстройствам, а также различной клинической картины патологий и разных уровней сохранности интеллекта и способности к социализации.

В настоящее время дети, имеющие нарушение психики, не составляют редкость. Они являются особенными, иначе воспринимают окружающий нас мир вследствие своего состояния. Неустойчивая психика, незрелые нейроны и синапсы делают ребенка уязвимым, нарушая процесс адекватного восприятия малышом окружающей среды и формирования рационального поведения.

Дети, имеющие ментальные нарушения, имеют особенности, которые отличают их от остальных. Это:

  • отставание от сверстников в сроках и темпах развития;
  • нарушение поведенческих реакций;
  • инертность, пассивность ребенка в играх и иных сферах деятельности;
  • недоразвитие моторной и речевой функции;
  • проблемы с выражением эмоций;
  • отсутствие или снижение познавательного интереса;
  • несформированность когнитивной деятельности;
  • примитивные интересы, игры, потребности.

Причины возникновения

Психические заболевания у детей не могут появиться на ровном месте – существуют четкие критерии, которые, конечно, не гарантируют возникновение заболевания, но могут сильно способствовать этому.

Ментальные нарушения у детей

Интеллектуальная неполноценность является результатом патологического воздействия как внешних, так и внутренних факторов. И чем более интенсивным было такое влияние, тем сильнее пострадает психика ребенка. Выделяют такие причины, как:

  • Генетические изменения. Серьезные психические нарушения определяются при хромосомных аномалиях (синдром Дауна, Лежена и т.д.), поражениях отдельных генов (аутизм, синдром Аспергера, Ретта и т.д.).
  • Перинатальное поражение ЦНС. Повреждение центральных нервных стволов могут спровоцировать гипоксия, вызванная патологиями матери (эндокринные, неврологические, нефрогенные патологии), резус-конфликт, внутриутробные инфекции, радиация, стрессы, недоношенность.
  • Натальное повреждение ЦНС. Асфиксия во время родов, травмы плода, кровотечения могут спровоцировать повреждение мозга.
  • Постнатальное поражение нервной системы. Психические нарушения развиваются после перенесенной нейроинфекции (например, менингит), эпилепсии, ЧМТ, остановок дыхания более чем на 5 минут, интоксикациях.
  • Психические, неврологические расстройства. Психические заболевания возникают при поведенческих, эмоциональных дефектах, патологиях анализаторов.
  • Социальные факторы. Неблагоприятная обстановка в семье, хронические стрессы, асоциальная жизнь родителей, запущенность детей могут привести к интеллектуальным проблемам.

Виды ментальных нарушений

Психические расстройства у маленьких людей могут быть симптомами различных заболеваний и состояний. Вот основные патологии, которые чаще всего сопровождаются ментальными нарушениями:

Ментальные нарушения у детей

Задержка психического развития (ЗПР)

Это нарушение нормального темпа развития ребенка, когда ряд важных психических функций (например, мышление, внимание, память, эмоции) отстают от норм, которые приняты для этого возраста врачами.

ЗПР является обратимым нарушением интеллекта и эмоционально-волевой сферы. Данная проблема сопровождается специфическими затруднениями в общении, обучении и воспитании.

Такое понятие, как «задержка психического развития», лишь в 1997 году перестало использоваться в качестве диагноза. По большому счету, ЗПР является психолого-педагогической категорией, но так как в основе подобных поведенческих проявлений могут лежать органические нарушения, то за такими детьми необходимо наблюдать и врачам. Прежде всего ребенок должен постоянно наблюдаться у детского невролога и педиатра.

Клиническая картина заболевания различна. Она напрямую зависит от характера, степени распространения процесса, условий проживания и воспитания ребенка, степени ответственности родителей. Все процессы, такие как нарушение интеллекта, эмоций, моторики, восприятия информации на слух и зрительно, будут иметь различную степень выраженности.

Развитие психических функций у детей происходит не одномоментно, а в течение длительного времени, поэтому такое заключение, как ЗПР, устанавливается в лучшем случае дошкольникам 4-5 лет, а на практике это происходит чаще всего в начальной школе.

Поэтому процесс обучения должен быть индивидуализированным, происходить по программе, которую определит ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия – в лице дефектолога, педиатра, невролога, психиатра и других специалистов. На основании документа, который выдаст комиссия по результатам обследования, будет выбран индивидуальный маршрут обучения ребенка, а также специалисты, с которыми маленький человек будет работать дополнительно.

Умственная отсталость

Олигофрения, умственная отсталость, малоумие – это заболевание, которое может быть как врожденным, так и приобретенным в раннем возрасте, характеризующееся задержкой или неполным развитием психики. Клинически эта патология проявляется нарушением интеллекта вследствие дефективности головного мозга, социальной дезадаптацией. В первую очередь при этой аномалии страдают умственные способности, но также затрагиваются эмоции, речь, моторика, воля.

Нельзя говорить о том, что у ребенка с таким диагнозом не может быть никакой положительной динамики в развитии. В процессе роста происходит взросление и, как следствие, развитие способностей, накопление отдельных навыков, совершенствование уже имеющихся, заучивание каких-либо типичных движений и способов коммуникации. Это может способствовать процессу адаптации ребенка (особенно это касается легких степеней заболевания), но редко сглаживает весь дефект.

Ментальные нарушения у детей

Воздействие вредных факторов (эндогенных и экзогенных) могут привести к ухудшению состояния ребенка.

Врачи выделяют 4 степени тяжести патологии: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую. Для правильной работы с таким человеком ПМПК определяет вариант адаптированной программы, которая подойдет малышу и будет ему удобна.

Расстройство аутистического спектра (РАС, аутизм)

Аутизм – это один из видов расстройств психики, которое характеризуется нарушением социальных взаимодействий, коммуникаций, общения, выстраивания межличностных отношений. Можно сказать, что ребенок с РАС живет в собственном мире.

Чаще всего первые симптомы аутизма замечают в возрасте года, поэтому диагноз РАС ставится уже к 3 годам. Родители могут наблюдать особенности в развитии ребенка, его взаимодействиях со сверстниками, нарушении коммуникации со стороны малыша, а также типичность и последовательность движений. Навыки, которые в норме приобретаются через общение, искажаются, становясь неверными. В большинстве случаев симптомы аутизма остаются с человеком на всю жизнь, значительно не изменяясь.

Ментальные нарушения у детей

С другой стороны, если рано установить диагноз РАС, то велика вероятность ошибки. Наиболее ярко симптомы этого ментального нарушения проявляются у дошкольников, поэтому до этого возраста делать какие-либо заключения несколько рискованно. Поставить диагноз «аутизм» может только врач-психиатр после проведенного обследования, но вот психолого-педагогические занятия и коррекцию можно начинать и в более раннем возрасте.

В настоящее время аутизм считается всепоглощающим расстройством, которое задевает практически все стороны детской психики: внимание, моторику, когнитивную и аффективную сферы, речь. У данного заболевания огромное количество клинических симптомов, которые по-разному проявляются у каждого малыша, поэтому четких критериев, которые на сто процентов укажут на расстройство, нет.

Детская шизофрения

Еще некоторое время назад аутизм считали одним из проявлений такого диагноза, как детская шизофрения, но сейчас эти патологии считаются самостоятельными. Основные симптомы рассматриваемой болезни развиваются постепенно в более позднем возрасте – 5-7 лет.

Данная патология у детей встречается достаточно редко, примерно один случай на 50 тысяч. Однако проблема усугубляется тем фактом, что распознать заболевание непросто. Такие симптомы, как странные игры, разговоры с воображаемыми друзьями, могут быть просто результатом бурной фантазии ребенка или особенностями характера.

Ментальные нарушения у детей

Специалисты должны провести сложную диагностику, чтобы как можно раньше и точнее выявить патологию. Чаще всего уверенно определить детскую шизофрению удается лишь в школьном возрасте (около 12 лет) после длительного стационарного исследования.

Нередко спутниками шизофрении становятся задержка речевого, моторного развития, однако наличие этих симптомов еще ни о чем не говорит. Такие дети более медлительные, заторможенные, плохо социализируются и почти не строят контакты со сверстниками. Некоторые дети с данным заболеванием страдают интеллектуальными нарушениями, проблемами с памятью, концентрацией, вниманием. Для успешной учебы такому ребенку подбирают специальную адаптивную программу.

Синдром Дауна

Синдром Дауна – хромосомная аномалия, заключающаяся в трисомии 21 пары. Эта патология впервые описана в 1866г. Джоном Дауном, в честь которого заболевание и назвали. К сожалению, данная патология не редкость: около 8000 детей в России ежегодно рождаются с этим заболеванием.

Ментальные нарушения у детей

Такие дети имеют характерные внешние особенности: скошенный затылок, косые глаза, небольшую круглую голову, деформированные уши, широкую переносицу, выступающую нижнюю челюсть и т.д. Дети обладают специфической походкой, их движения хаотичны и неловки.

Диагностика синдрома Дауна проводится в первые дни жизни малыша. Такие дети обучаемы, но занятия должны проводиться по специальной программе и методикам, которые учитывают особенности развития. Степень выраженности симптомов заболевания зависит от врожденных факторов, а также от воспитания, занятий и степени коррекции.

Кроме того, дети, которые страдают ДЦП, слепотой и т.д., могут иметь интеллектуальные нарушения, но это не обязательный симптом. Необходимо понимать, что наличие каких-либо признаков требует коррекции соответствующими специалистами.

Особенности обучения детей с ментальным нарушением

Понятие «ментальное нарушение» не привязано к какому-то одному заболеванию, поэтому детей, страдающих данным отклонением, невозможно внести в одну группу. Это значительно затрудняет формирование единых образовательных программ для обучения. Одни дети могут освоить программу пятиклассников, а другие испытывают большие трудности с письмом и чтением.

В течение длительного периода преимущественным местом, где обучались дети с психическими заболеваниями, были коррекционные школы и интернаты. В этих заведениях проходил не только процесс обучения: ребят воспитывали, лечили, пробовали интегрировать в общество путем большой работы с такими специалистами, как дефектологи, логопеды, сурдологи и т.д. Они могли помочь таким детям в различных направлениях.

Ментальные нарушения у детей

Главный минус такого обучения – изолированность ребенка от общества, которая не позволяет больным детям оценить возможности своего организма, сравнивая себя со сверстниками. Решение у такой проблемы есть. Это инклюзивное образование, которое позволяет маленьким людям с ментальными проблемами учиться среди здоровых сверстников, активно вовлекаться в социальную жизнь общества.

Инклюзивные классы достаточно распространены. Там не игнорируют особенности ребенка, приравнивая его к здоровым детям. В инклюзивном классе ему помогают влиться в социум, общаться со сверстниками, участвовать в обучении.

Родители могут прийти в обычную школу, взяв с собой заключение ПМПК, после чего ребенку должны будут предоставить все условия для обучения. Только этот процесс не самый легкий. В обычных школах может просто не быть специалистов, которые умеют работать с такими детьми, либо же их очень мало.

Ребенку с ментальными нарушениями показано обучение по специальной программе, подобранной с учетом его возможностей, при этом для каждой патологии свои инструкции и особенности.

Учителям приходится своими силами включать особенных детей в образовательный процесс, потому что даже тьюторов, которые должны помогать, просто не хватает. На деле инклюзивное образование часто заканчивается домашним обучением ребенка, тем самым минуя внедрение в социум.

Для таких детей нужно не просто обеспечить сопровождение. Необходимо поменять и сам подход. Не стоит пытаться «для галочки» изучать стандартные предметы, ведь многие заболевшие на это просто не способны.

Ментальные нарушения у детей

Возможно, до 4 класса дети с ментальными нарушениями и смогут осваивать программу, но дальше им станет намного сложнее. Физику, информатику, химию изучить таким ребятам просто не удается. Ребенку нужен индивидуальный план, который поможет ему перенести фокус внимания на более легкие и необходимые ему предметы. Лучше всего будет обучать человека труду, чтобы впоследствии он смог обслуживать себя, работать. Абстрактные же физические законы в жизни им могут просто не пригодиться.

Цель родителей и учителей – сделать ребенка с ОВЗ членом общества, который сможет овладеть хотя бы минимальными профессиональными навыками. Это не всегда возможно, но вполне реально. Нужно лишь выстроить правильный образовательный маршрут, научив ребенка трудиться.

Не менее важным пунктом обучения всех детей является возобновление «Уроков доброты», где обычным ребятам расскажут об особенных. Воспитывая толерантность в подрастающем поколении, мы сможет провести процесс интеграции больных детей в общество намного легче.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Портал учителя РФ
  3. Воспитатели России
  4. ФГОС
  5. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 4.67
( голосов 3 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw