Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Метод синектики для групповой генерации идей
Главная > Блог > Метод синектики для групповой генерации идей
17.01.2024
418
Время чтения: 13 минут

Метод синектики для групповой генерации идей

Что это такое? С методом синектики вы давно знакомы. Ведь этот способ групповой генерации идей имеет много общего с пресловутым мозговым штурмом. Вот только для синектики свойственен поиск общего среди несовместимых (на первый взгляд) вариантов.

На что обратить внимание? Именно так и переводится это слово с греческого – «соединение разнородных элементов». Но можно ли применять метод синектики в педагогике? И в каких предметных областях он окажется наиболее эффективен?

Оглавление:
  1. Что такое метод синектики
  2. 4 этапа работы по методу синектики
  3. Использования метода синектики в педагогике
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Что такое метод синектики

Начнем с экскурса в историю метода синектики.

Он был разработан в США Уильямом Гордоном в начале 1950-х годов. Автор — известный изобретатель и исследователь, изучавший творческий потенциал группового мышления и феномен инсайта. Он исходил из того, что творчество может быть не только итогом работы одного талантливого индивидуума, но и коллективным процессом.

Для проверки данного утверждения в 1952 году в Кембридже была создана первая синектическая группа. Сформировалась новая методика, объединяющая классический мозговой штурм и применение аналогий в процессе группового мышления. Это дает возможность проводить параллели между несхожими элементами и находить неожиданные решения проблемы.

Метод синектики

Уильям Гордон основал консалтинговую компанию «Synectics Inc.», которая существует до сих пор. В 1961 году вышла книга автора «Синектика: развитие творческого воображения», ставшая бестселлером в бизнес-сфере. Это стало толчком к тому, что метод синектики, использующий аналогии как основной инструмент, стал популярным во всем мире. Среди клиентов компании, основанной Гордоном, такие крупные бренды, как Zinger, General Electrics, IBM и многие другие.

Разберемся, что представляет собой данный подход. Метод синектики — это способ групповой генерации, направленный на решение конкретных проблем. Совмещение несочетаемых на первый взгляд элементов дает возможность по-новому посмотреть на поставленную задачу. Многие считают, что метод синектики относится к методу мозгового штурма. На самом деле данные подходы имеют существенные отличия.

В синектике поощряется критика, а в ходе генерирования новых идей используются разные аналогии:

  • Прямые аналогии. Предмет рассмотрения сопоставляется с неочевидными аналогами из абсолютно других сфер. Основа прямой аналогии — сходный функционал. Пример аналогии по методу синектики: инженер Марк Изимбар Брюнель изобрел кессонный метод конструкции подводных сооружений в ходе наблюдения за тем, как червь-древоточец делает трубчатый канал при бурении древесины.
  • Субъективные (личные) аналогии. Данный тип сравнений предполагает личную «примерку» исследуемой проблемы для глубокого, а не поверхностного анализа. Например, изобретатель воображает, как бы его тело себя вело, будучи вертолетом. Этот тип аналогий является нестандартным. Он открывает аспекты проблемы, незаметные при логических размышлениях.
  • Символические аналогии. Суть проблемы выражается в неожиданных сравнениях и метафорах. Свойства кардинально противоположных объектов и явлений отождествляются. Например, сухой лед, неподвижное движение, стальное решение и т.д.
  • Фантастические аналогии. Участники метода синектики проявляют воображение и креативное мышление. Они представляют рассматриваемый объект таким, каким он не может быть. Это так называемый творческий бред. Например, каждый ваш шаг сопровождает музыка, которую слышите только вы. Или вы едете за рулем, а преграды на вашем пути испаряются.

Названные отличия метода мозгового штурма и относящегося к нему метода синектики помогают развивать высказанные идеи или отказываться от них. В итоге такая групповая дискуссия приводит к выбору наиболее эффективного решения проблемы.

На первом этапе метода синектики аналогии используются для четкого понимания всеми участниками сути решаемой задачи. Важное правило: следует избегать самых логичных решений. Далее в ходе организованной дискуссии выявляются основные сложности, мешающие решению задачи. По-новому формулируется проблема и ставятся цели.

Далее посредством ряда специальных вопросов генерируются креативные идеи. Если есть необходимость, то к проблеме возвращаются еще раз для повторной дискуссии и раскручивания уже высказанных предложений.

4 этапа работы по методу синектики

Рассмотрим подробно каждый этап.

Метод синектики

Этап 1. Формирование синектической группы

В состав такой группы включают несколько приглашенных специалистов из разных профессиональных сфер. Также приглашают несколько членов коллектива компании, для которой ведется креативная работа. Этому этапу важно уделить особое внимание. Желательно, чтобы данные специалисты обладали широким кругозором и большим практическим опытом. Также важно, чтобы это были люди разного возраста и темперамента. Таким образом формируется группа креативных творцов разного эмоционального типа.

Группу размещают в отельном кабинете, в котором есть все необходимое для продуктивной работы: техника, доска для записей и канцелярские принадлежности.

Этап 2. Тестовое занятие с использованием аналогий

Это делается для того, чтобы мозговая активность каждого члена группы работала в решении поставленной задачи.

Специалисты генерируют аналогии и обсуждают их. Это спонтанное ориентирование мыслительного потока на решение поставленной задачи. Обязательно рассматриваются все типы аналогий (прямые, личные, символические, фантастические). Они всесторонне охватывают профессиональный и жизненный опыт всех участников группы. Также активизируется творческий потенциал. Крайне важно, чтобы каждый участник процесса свободно выражал свои мысли. Считается, что наиболее эффективно использовать аналогии по следующей схеме:

  • прямые – реальные,
  • личные – телесные,
  • символические – абстрактные,
  • фантастические – нереальные.

Для понимания сути метода можно познакомить группу с работой опытных синектиков. Для этого используют видео- и аудиозаписи. Каждый участник сможет распознать характерные признаки того, что задача близка к разрешению, посредством прослушивания записи уже пройденных этапов по методу синектики.

Этап 3. Решение поставленной проблемы

Он включает следующие составляющие:

  • Четкая формулировка проблемы. Каждый участник должен понимать, какую задачу группа решает.
  • Дискуссия по вопросу наиболее эффективных вариантов решения проблемы и отбрасывание неподходящих способов. Это позволит работать только над лучшими вариантами и не тратить время на ненужные идеи.
  • Работа группы по поиску аналогий, с помощью которых поставленная проблема будет выражена в знакомых для каждого понятиях. Каждый участник синектической группы должен выдвигать свои предложения.
  • Выявление сложностей на пути решения проблемы. Это поможет устранить все препятствия и решить поставленную задачу самым быстрым и результативным способом.
  • Вопросы и ответы. Важна детальная отработка каждого возникшего запроса. Так решение конкретизируется.

Используя метод синектики, не стоит углубляться в абстрактные решения. Если происходит перекос в этом направлении, то нужно возвращать решение проблемы в более понятное русло. Когда появляется потенциально перспективная идея, ее обязательно нужно развивать.

Благодаря аналогиям понятные каждому идеи трансформируются в непривычные. Знакомое рассматривается под новым ракурсом. Это увеличивает вероятность решения поставленной проблемы. Также активно используются накопленные знания каждого участника группы, а также их практический опыт и творческий потенциал.

Метод синектики

Этап 4. Работа над другой задачей

Если найдено эффективное решение поставленной проблемы, то группе может быть предложена работа над другой актуальной задачей

Пожелания участников, условия и время работы обговаривается отдельно.

Использование метода синектики в педагогике

Метод синектики в ДОУ или СШ содержит следующие этапы:

  1. Формулировка проблемы.
  2. Анализ поставленной задачи и прослушивание вводной информации. Например, знакомство с точкой зрения экспертов.
  3. Определение возможных вариантов для решения проблемы.
  4. Выбор группой наиболее перспективного варианта.
  5. Генерирование аналогий.

В работе с детьми эффективно использование метода синектики. Его можно применять на разных этапах урока. Например, при формулировании темы занятия. Предполагается, что учитель не называет, о чем будет идти речь на уроке. По иллюстрациям ученики проведут аналогии. Например, между сменой времен года и преобразованиями в политической сфере. Соответственно, тема урока может быть сформулирована учениками: «Реформы Петра I».

Метод синектики

Помимо этого, можно использовать прямые аналогии в постановке основной проблемы занятия. Рассмотрим на примере урока «Реформы Петра I». Учитель может задать наводящий вопрос: «Время года меняется от лета к осени или от осени к лету»? Ученики должны по аналогии сформулировать проблему урока: «Положительные или отрицательные последствия были у реформ Петра I?».

Если кратко, то использовать метод синектики можно, работая с аналогиями. Это хороший способ усвоения учениками понятийных категорий. Например, им можно предложить соотнести термины и иллюстрации. Помимо знания определения тех или иных исторических терминов, ученики усваивают сходства и различия, ключевые и второстепенные характеристики.

Например, таких понятий, как революция и реформа. Допустим, на одной из иллюстраций ученики замечают «фундаментальные перемены» и соотносят их с термином «революция». На другой иллюстрации они видят «перемены в одной из важных составляющих» и соотносят их с понятием «реформа».

Рассмотрим еще один пример использования метода синектики на уроке обществознания для объяснения термина «стратификация». Можно взять знакомую школьникам из уроков географии иллюстрацию. Ученики проводят параллель между строением почвы и делением общества на социальные слои.

Помимо понимания терминов, метод синектики можно использовать для запоминания дат. Например, на уроке истории девятиклассникам нужно усвоить, что русско-шведская война проходила в 1808-1809 гг. В результате был заключен Фридрихсгамский мир. Финляндия вошла в состав Российской империи. В ходе урока ученики в группах используют аналогии как основной инструмент метода синектики. Один из любопытных вариантов, предложенных обучающимися: цифра 8 схожа с буквой Ф в названии заключенного мира и присоединенной страны.

Этот метод также эффективен для запоминания автора и названия картин на уроках истории, посвященных культуре. Учениками используются как прямые, так и личные аналогии. Сначала учитель спрашивает, что изображено на картине и как она может называться, по мнению школьников. После этого ученикам предлагается сравнить предложенные ими варианты с реальным названием картины. Учитель спрашивает, какую идею автор вложил в созданное произведение искусства. Например, художника-передвижника Маковского многие школьники могут запомнить по аналогии с маковой булочкой, которая изображена на его картине.

Таким образом, в работе с детьми метод синектики показал себя как очень эффективный способ запоминания терминов, дат, фамилий, названий. Обучающимся интересен такой формат получения знаний, а значит, его нужно периодически применять.

Кроме того, метод синектики способствует творческому самовыражению учеников и эффективной коллективной работе. Он развивает мышление, воображение и повышает мотивацию к обучению. Конечно, данный метод сложнее мозгового штурма, но он показывает прекрасные результаты в усвоении образовательного материала учениками.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Портал учителя РФ
  3. Всероссийский педагогический портал
  4. Воспитатели России
  5. ФГОС
  6. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw