Методическое сопровождение педагогов в современной системе образования
Сохранить статью:
Что это? Методическое сопровождение педагогов – система, направленная на адаптацию молодых специалистов, недавно приступивших к выполнению своих обязанностей. Это одно из приоритетных направлений современной концепции образования, поскольку очень важно помочь начинающему учителю освоиться в школе и максимально полно проявить свои качества.
Каковы особенности? Методическое сопровождение реализуется в первую очередь через систему наставничества. К начинающему специалисту прикрепляется опытный педагог, который на протяжении учебного года ведет с ним совместную работу: посещает уроки и разбирает их, советует, рекомендует, оказывает всестороннюю методическую поддержку.
- Методическое сопровождение как приоритетное направление системы образования
- Функции методического сопровождения педагогов
- Цели и задачи методического сопровождения педагогов
- Ответственность администрации школы по сопровождению педагога
- Роль наставника в методическом сопровождении молодого педагога
- Вариант работы по сопровождению педагога
Методическое сопровождение как приоритетное направление системы образования
Методическое сопровождение педагогов призвано обеспечить поддержку специалистам с разным уровнем квалификации благодаря использованию определенного набора мер.
Для любого образовательного учреждения работа с молодыми специалистами входит в число приоритетных направлений. Благодаря помощи наставника начинающему педагогу проще реализовать свой потенциал, развить личностные качества, навыки в сфере коммуникации и управления.
Выходя на работу, молодые учителя сразу получают тот же набор обязанностей, что и их опытные коллеги. Кроме того, на них ложится аналогичная ответственность, а ребята, родители и остальные педагоги хотят видеть в них высококлассных специалистов.
Практика и социально-педагогические исследования показывают: молодому учителю недостаточно иметь даже очень высокий уровень готовности к работе в сфере педагогики. В любом случае высока вероятность, что личностная и профессиональная адаптация будут проходить сложно и потребуют много времени. Упростить ситуацию можно благодаря грамотному методическому сопровождению педагогов в образовательных организациях.
Начинающие учителя чаще всего сталкиваются с трудностями при обеспечении дисциплины на уроках. Не менее сложными вопросами для них становятся методические аспекты, оформление документации, организация взаимодействия с родителями учеников, выполнение функций классного руководителя.
Дело в том, что на первых этапах работы в школе у молодого специалиста есть необходимый объем знаний, но нет практических навыков. У него пока не сформированы качества, значимые в профессиональном плане.
Налаживая контакт с ребятами, родителями и коллегами, молодой учитель переживает из-за своей несостоятельности, боится не успеть, упустить, забыть. При наиболее неблагоприятном раскладе тревожность перерастает в одну из черт личности, страх становится привычным, а специалист лишается возможности использовать в работе инновации, креативный подход.
Основная задача наставника при методическом сопровождении педагога в ДОУ или в школе – способствовать развитию и саморазвитию молодого коллеги в сфере профессиональной и индивидуальной творческой деятельности. Для этого более опытный учитель систематически оказывает адресную помощь, опираясь на потребности и личностные особенности подопечного.
Функции методического сопровождения педагогов
К функциям научно-методического сопровождения педагогов относятся следующие:
- Обучающая. Предполагает выход на более высокий уровень профессиональной деятельности в системе непрерывного образования – достигается за счет обеспечения более глубоких знаний, развития навыков.
- Консультационная. Включает в себя помощь в решении актуальных вопросов: наставник подсказывает возможные способы либо актуализирует дополнительные способности учителя.
- Диагностическая. Позволяет определить проблемные места в работе молодого специалиста.
- Психотерапевтическая. Ее целью является помощь учителю в преодолении различных трудностей и барьеров, мешающих нормальной работе в сфере образования.
- Коррекционная. Дает возможность изменить модель практической деятельности, исправить совершенные ранее промахи.
- Адаптационная. Необходима, чтобы согласовать ожидания и возможности специалиста с существующими в профессиональной среде требованиями и условиями труда.
- Информационная. Включает в себя предоставление информации, касающейся основных направлений развития образования, программ, современных технологий в сфере педагогики.
- Проектная. В рамках реализации этой функции при методическом сопровождении молодой педагог получает навыки экспертизы учебных программ, пособий, образовательных технологий.
- Направляющая. Требуется, чтобы наладить между учителем и учеником гуманистические отношения.
- Выявление, изучение, оценка результатов инновационного педагогического опыта в образовании, его обобщение и более широкое применение. Обязательно формируется система, позволяющая стимулировать творческую инициативу и рост в профессиональной сфере.
- Поддержка при внедрении инноваций, ведении опытно-экспериментальной деятельности.
- Редакционно-издательская работа.
- Обеспечение взаимодействия молодого специалиста с научно-исследовательскими лабораториями и университетами в рамках совместной опытно-экспериментальной работы.
Благодаря большому количеству реализуемых функций для начинающих педагогов научно-методическое сопровождение оказывается особенно ценным.
Цель и задачи методического сопровождения педагогов
При работе с молодым учителем важнее всего способствовать его адаптации, личностному развитию. Специалист должен научиться успешно решать педагогические задачи, выполнять требования, предъявляемые концепцией модернизации российского образования и жизнью в современном мире в целом.
Наставничество при методическом сопровождении педагогов помогает:
- сформировать потребность самостоятельно анализировать результаты собственного труда;
- привить привычку использовать научные знания, передавать их ученикам;
- заинтересовать методикой построения и организации учебного процесса с целью достижения конкретных результатов;
- формировать приемы педагогического контроля и самоконтроля;
- нацелить педагога на творческий подход и применение передового опыта;
- привить молодому специалисту интерес к работе с детьми и закрепиться в образовательном учреждении;
- сократить временные затраты на становление педагога в профессии, привить способность самому качественно выполнять свои обязанности.
Ответственность администрации школы по сопровождению педагога
Методическое сопровождение профессиональной деятельности недавно принятых в школу педагогов предполагает определенное распределение обязанностей между сотрудниками образовательного учреждения.
Директор школы должен:
- познакомить нового члена команды со школой, коллективом;
- обозначить права и обязанности учителя;
- установить должностные обязанности;
- выбрать из коллектива наставника для молодого педагога;
- провести торжественную церемонию принятия нового учителя в ряды педагогов школы во время педсовета;
- постараться решить социально-бытовые вопросы сотрудника.
К задачам заместителя директора относят:
- определение рабочего места учителя;
- ознакомление с условиями работы;
- проведение индивидуальной работы в классах, представление педагога ребятам, которых ему предстоит учить;
- составление расписания уроков, позволяющего новому члену команды вместе с наставником ходить на занятия к коллегам;
- посещение отдельных уроков, воспитательных мероприятий, которые проводит учитель;
- озвучивание требований к организации учебного процесса, системе отчетности, используемой в школе.
Руководитель школьного методобъединения должен:
- включить в банк данных сведения о молодом специалисте, помочь оформить портфолио;
- провести индивидуальное собеседование;
- познакомить с учителями-предметниками, методической темой, вариативными планами и учебными программами, используемыми школьным методическим объединением;
- познакомить с планом работы школьного методобъединения.
Школьный психолог проводит консультации, тренинги, если в этом возникает потребность.
В первую очередь приступают к информационному этапу работы, позволяющему ознакомить нового сотрудника с традициями образовательного учреждения, особенностями учебно-воспитательного процесса, уставом школы, правами и обязанностями и прочими аспектами.
На начальном этапе наиболее важной задачей школьного административного персонала становится консультативная помощь недавно принятому в штат учителю.
Далее в процессе организационно-методического сопровождения педагога переходят к изучению его деятельности: на уроки и внеклассные мероприятия приходят представители администрации школы, заведующие кафедрами, наставники. Начинают с анализа одного урока, после чего рассматривают занятия как систему и подготавливают рекомендации, корректируют деятельность молодого специалиста.
на наши новости
500 000 пользователей!
Подобный подход позволяет добиться индивидуального роста учителя. При этом во внимание принимаются его личностные и профессиональные характеристики, уровень развития, склад характера. При подобной работе наиболее важную роль играют педагогический такт, уважение к специалисту, а также принципиальность и стремление получить необходимый результат.
Роль наставника в методическом сопровождении молодого педагога
Наставничество является разновидностью индивидуальной работы с учителями, у которых педагогический стаж отсутствует либо не превышает двух лет. Опытный педагог систематически занимается формированием у молодого коллеги навыков и умений, требующихся для успешной профессиональной деятельности. Таким образом, молодой специалист получает глубокие и всесторонние знания, касающиеся его предмета и методики преподавания.
Опытного педагога могут назначить на роль наставника лишь при условии, что и он, и новый член коллектива согласны на подобное сотрудничество. Обычно наставник выполняет свои функции минимум на протяжении года.
Для начала наставничества в рамках методического сопровождения профессионального развития педагога директор школы издает соответствующий приказ с указанием сроков. Далее работу наставников отслеживают заместитель директора по учебной работе и руководители методобъединений.
Этапы методического сопровождения педагогов
Методическое сопровождение молодого педагога включает в себя следующие этапы.
- Адаптационный, во время которого наставник устанавливает обязанности и полномочия новичка. Также он выявляет профессиональные сложности, определяет, каких умений и навыков тому не хватает. Все это необходимо для подготовки индивидуальной программы адаптации.
- Основной или проектировочный, когда наставник формирует и применяет на практике программу адаптации, вносит поправки в профессиональные умения молодого специалиста. Еще одна важная задача – помощь в построении учителем собственной программы для развития необходимых навыков и получения знаний.
- Контрольно-оценочный, когда опытный педагог оценивает достигнутый уровень профессиональной компетентности молодого коллеги. Не менее важно установить степень готовности учителя выполнять профессиональные обязанности.
Формы работы по сопровождению педагога
Методическое сопровождение профессионального роста молодых педагогов может иметь следующие формы:
- подготовка индивидуального образовательного маршрута, технического задания, которое необходимо выполнять в течение года;
- собеседование, проводимое методистом и коллегами;
- консультации;
- взаимопосещение уроков и последующий анализ занятий молодого специалиста;
- выступления на заседаниях научно-методического совета и методического объединения школы, а также на мероприятиях, проводимых в городе и регионе;
- посещение открытых уроков, внеклассных мероприятий, организуемых новым учителем;
- защита методических, дидактических материалов, выполняемая на разных уровнях;
- помощь в подготовке к конкурсам, фестивалям.
Используемые в условиях методического сопровождения молодого педагога формы и методы работы дают возможность сформировать необходимый набор таких компетенций, как предметная, методическая, организационная, коммуникативная, а также управленческая, рефлексивная, информационно-коммуникативная и проектная.
Вариант работы по сопровождению педагога
Информационно-методическое сопровождение начинающих педагогов выполняется в соответствии со следующим примерным планом:
Сроки | Содержание работы |
Сентябрь |
|
Октябрь |
|
Ноябрь |
|
Декабрь |
|
Январь |
|
Февраль |
|
Март |
|
Апрель |
|
Май | Подведение результатов работы молодого специалиста и методическая выставка его достижений |
По данному плану методического сопровождения формируется портфолио педагога. В него включаются собственные разработки уроков и дидактических материалов, дипломы, сертификаты, свидетельства, полученные по итогам участия в конкурсах, мероприятиях, а также после прохождения педагогических курсов. В данный набор также входит собственная копилка разработанных программ дополнительного образования.
Портфолио составляется с учетом структуры заключения для аттестации на первую квалификационную категорию, которую разрешается проходить через три года после начала профессиональной деятельности.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: