Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Бесплатный вебинар "Ребенок не хочет учиться: как помочь"
Узнать подробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Педагогика сотрудничества: характеристика, цели, направления
Главная > Блог > Педагогика сотрудничества: характеристика, цели, направления
07.06.2023
3391
Время чтения: 15 минут

Педагогика сотрудничества: характеристика, цели, направления

Что это? Педагогика сотрудничества как направление возникла в конце ХХ века. Она объединила в себе наработки не только советских педагогов-новаторов (В. А. Сухомлинский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко), но и российских (Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский) и зарубежных (К. Роджерс, Ж. Ж. Руссо).

Как оценить? На данный момент такая технология не имеет аналогов и лежит в основе педагогического подхода. Она внедрила в систему обучения демократический стиль. Ученик стал иметь право голоса, и модель воспитания начала базироваться на диалоге и восприятии воспитанника как отдельной целостной личности.

Оглавление:
    1. Что значит педагогика сотрудничества
    2. Характеристики технологии
    3. Цели и концепция педагогики сотрудничества
    4. Основные направления педагогики сотрудничества
Комплект "Логико-математическое развитие" для учителей и родителей Купить со скидкой 10%

Что значит педагогика сотрудничества

Педагогика сотрудничества – концепция, появившаяся в российской педагогике в середине 80-х годов прошлого века. Это система методологии воспитательных и обучающих приемов, в основе которой лежат принципы диалога, гуманизма и творческого развития индивида.

Педагогика сотрудничества

Идеи педагогики сотрудничества объединяют в себе наработки и традиции советской школы, дополненные достижениями российской и зарубежной психологии и педагогики. Основа этой технологии – индивидуальный подход к личности каждого ребенка, понимание психологии, воспитание в духе коллективизма, высокие нравственные и профессиональные качества учителя и общественный контроль образовательного учреждения.

Автором педагогики сотрудничества и ее вдохновителем, впервые заговорившем о ее идеях, принято считать Симона Львовича Соловейчика.

Данная технология придерживается принципов гуманизма, отражающихся в том, что для каждого ученика создаются подходящие условия для обучения и воспитания исходя из его собственных запросов и возможностей. Соответствие этим условиям помогает наладить связь между наставником и воспитанником, предоставляя при этом ребенку шанс быть самостоятельным в своей учебной деятельности.

Использование педагогики сотрудничества в воспитании младшего поколения подразумевает следующие идеи, на основе которых возможно гармоничное и полноценное развитие личностных качеств:

  • обучение ребенка в зоне ближайшего развития;
  • отсутствие принуждения к учебе;
  • набор ключевых слов, знаков, расположенных в виде опорной схемы, чтобы материал был не механически заучен, а понят;
  • идея опережения;
  • предоставление свободы выбора;
  • идея крупных блоков;
  • развитие диалогического размышления;
  • идея интеллектуального фона коллектива;
  • совместная деятельность педагогов и обучающихся;
  • идея добровольности в выборе досуга.

Педагогика сотрудничества пока не имеет воплощения в виде конкретной группы технологий. В ней нет нормативно-исполнительной базы инструментов; ее отдельные элементы «рассыпаны» по множеству публикаций, книг и исследований. Основные идеи этого направления науки имеют отражение почти во всех современных методиках преподавания и составляют базу «Концепции среднего образования Российской Федерации».

Педагогику сотрудничества стоит оценивать как особую «пронизывающую» технологию, отражающую суть современного учительского мира, как источник, из которого можно черпать самые прогрессивные идеи, активно использующиеся в работе с детьми.

Характеристики технологии

Педагогику сотрудничества характеризуют следующие классификационные признаки:

  • по уровню применения – общепедагогическая технология;
  • по философской основе – гуманистическая;
  • по основному фактору развития – комплексная биосоцио- и психогенная;
  • по концепции усвоения – ассоциативно-рефлекторная поэтапная интериоризация (переход от внешнего к внутреннему);
  • по ориентации на личностные структуры – всесторонняя и гармоничная;
  • по характеру содержания – обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая;
  • по типу управления – система малых групп;
  • по организационным формам – академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная;
  • по подходу к ребенку – гуманно-личностная, субъект-субъектная;
  • по преобладающему методу – проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая;
  • по категории обучаемых – массовая.

Цели и концепция педагогики сотрудничества

Педагогика сотрудничества в воспитании детей ориентируется на следующие цели:

  1. Смена концепции педагогики требований на идеи педагогики сотрудничества.
  2. Гуманно-личностный подход к обучающимся.
  3. Общность и взаимосвязь просвещения и воспитания.

В тексте «Концепции среднего образования Российской Федерации» под сотрудничеством понимают идею совместной деятельности взрослых и детей, направленной на развитие и получение новых навыков, основанных на взаимном уважении и понимании, духовном единстве, коллективном анализе работы и ее результатов. В фокусе системы отношений оно имеет множество аспектов, но главенствующее положение занимает именно связь учителя и ученика.

Система традиционной учебной деятельности определяет место преподавателя как субъекта, а воспитанника как объекта образовательного процесса. Принципы педагогики сотрудничества ставят ребенка на место субъекта собственного обучения. Это означает, что два субъекта процесса должны действовать сообща, на товарищеских и партнерских основаниях.

Взрослый и ребенок складывают гармоничный союз опыта и молодости без главенствующей роли одного из них. Педагогика сотрудничества на уроке и в общей деятельности школьных коллективов направляет отношения «ученик-ученик» и принимает самые разнообразные формы (содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления).

В рамках образовательного общества партнерство возможно между всеми его членами – учителями, руководством, детьми, административными органами. Идеи сотрудничества отражаются также на всех видах взаимодействий между воспитанниками и наставниками с прочими членами социума (семья, родители, группы и организации).

Основные направления педагогики сотрудничества

В педагогике сотрудничества в зависимости от целей и характерных особенностей выделяют четыре основных направления:

Гуманно-личностный подход

Весь комплекс совокупности личностных качеств помещается на центральное место в школьном образовании. Развитие индивида становится главным результатом преподавательской работы, по которому измеряется эффективность деятельности педагогов, воспитателей, руководителей и всего учреждения в целом.

Этот подход фокусирует всю школьную программу на личности школьника и внимании к его внутреннему миру, в котором скрыты еще не проявившиеся способности и умения, нравственные критерии свободы и справедливости, счастья и полноценного развития.

Учреждение призвано разбудить и взрастить эти внутренние ресурсы и возможности, пустить их на пользу полного и всестороннего становления индивидуальных качеств. Гуманно-личностный подход в педагогике составляет основу личностно-ориентированного образовательного процесса.

Он объединяет следующие идеи:

  • полный отказ от принуждения как от метода, доказавшего свою несостоятельность;
  • свежее видение личности и личностной направленности учебно-воспитательного процесса как цели образования;
  • гуманистический и демократический подходы в педагогических отношениях;
  • моделирование положительной Я-концепции;
  • новый взгляд на индивидуальный подход.

Новый взгляд на развитие личности содержит следующие идеи:

  • педагог и ученик – полноценные субъекты образовательного процесса;
  • зарождение личности происходит уже в самом раннем возрасте, а школьник – полноправный член общества и сформировавшийся индивид;
  • любой ребенок наделен способностями от рождения и в большинстве своем дети талантливы;
  • человеческая личность – основная ценность системы образования и не может использоваться только как средство достижения каких-то внешних целей;
  • в приоритете стоит развитие таких индивидуальных качеств, как доброта, любовь, трудолюбие, способность к товариществу и дружбе, патриотизм, честь и т. д.

Развитие педагогических отношений в направлении гуманизации и демократизации

Взаимодействие между индивидами – наиболее значимый фактор, по которому дается оценка учебно-воспитательного процесса.

Гуманизм по отношению к детям предусматривает:

  • оптимизм и веру в возможности ребенка;
  • любовь к детям со стороны педагога, участие и заинтересованность в их развитии;
  • умение общаться и находить общий язык;
  • отказ от прямого принуждения;
  • использование стимулирования с положительным вектором;
  • снисходительность к недостаткам и тактичность;
  • равноправие всех участников педагогического процесса;
  • возможность свободного выбора у ребенка;
  • право ошибаться;
  • соблюдение Конвенции о правах ребенка;
  • право иметь свой взгляд на вещи;
  • особенности общения ученика и учителя: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Ученье без принуждения

Ученье без принуждения

В основе процессов, составляющих суть педагогики сотрудничества, лежит отказ от какого-либо принуждения как от неэффективного и негуманного приема. Но проблема в том, что никакой принцип нельзя возводить в абсолют, всегда требуются мера и трезвая оценка.

Сложно представить воспитательный процесс вообще без принуждения в каком-либо виде. Общество невозможно без определенной системы запретов, это гарантия свободы и безопасности. Но наказание само по себе унизительно для личности, оно тормозит развитие и угнетает характер. Принуждение, если без него не обойтись, должно быть основано не на страхе наказания, а на позитивной мотивации.

Ученье без принуждения характеризует:

  • требовательность, основой которой служит не насилие, а доверие;
  • любовь педагога к ученикам и своей работе;
  • замена принуждения мотивированностью, которая открывает путь к успеху;
  • упор на самостоятельность и инициативу детей;
  • получить нужный результат путем коллективного воздействия.

Новая трактовка индивидуального подхода

Индивидуальный подход соединяет в себе и плюсы, и минусы педагогики сотрудничества. Суть его в том, чтобы развитие и предметное обучение шло не от учебной дисциплины к ребенку, а наоборот. Образовательный процесс должен строиться с учетом возможностей детей, и задача учителя – их совершенствование, взращивание и обогащение.

Новое видение индивидуального подхода предусматривает:

  • отказ от ориентировки на среднего ученика;
  • активизация лучших личностных качеств;
  • ориентир не на средние показатели по классу, а на индивидуальность каждого ребенка;
  • использование в работе приемов психолого-педагогической диагностики личности;
  • аналитика и составление прогноза развития индивида;
  • учет индивидуальных особенностей в организации педагогического процесса;
  • моделирование индивидуальной программы развития для каждого ученика, по необходимости ее коррекция.

Формирование положительной Я-концепции личности

Я-концепция представляет собой комплекс представлений личности о самой себе, причем они могут быть как осознанными, так и на уровне подсознания. На эти представления человек полагается при выборе поведенческой стратегии.

В период взросления Я-концепция – основной стимулирующий механизм личности. Имеющая положительный вектор (я могу, я умею, я способен, я значу) она помогает в достижении успеха, делает труд продуктивным и выявляет лучшие качества индивида.

Я-концепция

Негативная сторона Я-концепции обнаруживается в отсутствии веры в успех, плохой результативности и деструктивных изменениях.

Личностный подход одной из важнейших задач ставит формирование у детей именно мажорной настройки. Для этого важно придерживаться следующей линии поведения:

  • ценить индивидуальность каждого ученика, проявлять уважение, понимание, принятие и веру в него;
  • использовать любую возможность, чтобы подчеркнуть успех, продемонстрировать поддержку и одобрение, так как школа должна ассоциироваться в первую очередь с положительными эмоциями;
  • не допускать прямого принуждения и не делать акцент на слабых сторонах ребенка;
  • видеть корень непонимания какой-то информации и недочетов в поведении. Корректно устранять эти проблемы без ущерба личности школьника и его Я-концепции («Плохой не ребенок, а поступок»);
  • предоставить детям возможность свободной реализации и развития.

Вся группа технологий педагогики сотрудничества открывает широкие возможности решения вопросов «как» и «чему» учить современных детей:

  • целью школьного образования признаются не сами знания по дисциплинам, а развитие личности ребенка;
  • основа содержания обучения – обобщенные данные, умение и навыки самостоятельного мышления;
  • взаимосвязь и интеграция большинства школьных дисциплин;
  • дифференциация и возможность изменения образовательной программы исходя из запросов учащихся;
  • положительно направленная стимуляция и мотивация к учебной деятельности.

Концепция воспитания

Основополагающие принципы педагогики сотрудничества являются отражением самых современных педагогических тенденций:

  • из концепции «Знания» школа смещается к концепции «Воспитания»;
  • определение личности ученика как самого важного элемента образовательного процесса и главной его ценности;
  • поддержание и развитие талантов и способностей ребенка, свобода его индивидуальности;
  • пропаганда гуманистических и общечеловеческих ценностей;
  • возрождение патриотизма и национальных культурных идей и традиций;
  • комбинация индивидуального и группового воспитания;
  • постановка сложных, но выполнимых целей и задач.

Идеологическая база и принципы педагогики сотрудничества не только стоят в основании методологии образовательной системы, но и во многом определяют направленность учебного процесса.

Педагогизация окружающей среды

Рассматриваемая технология признает значительную ответственность школьного образования в сравнении с прочими воспитательными институтами. Также подрастающий индивид формируют семья и социальное окружение.

Результатом педагогической работы становится полноценная личность, и это заслуга всех источников воспитания. Именно поэтому так значимы идеи грамотного направления деятельности, сотрудничества с семьей и окружением, работа с разнообразными институтами защиты детства. Только общая забота о подрастающем поколении способна обеспечить благополучное будущее всей страны.

Образование должно выступать двигателем для роста и формирования личности, становясь с каждым годом качественнее и эффективнее. Педагогика сотрудничества обеспечивает такой подход к обучению, при котором у ребенка вырабатываются стимул и интерес к получению знаний.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Всероссийский педагогический портал
  2. Министерство науки и высшего образования РФ
  3. Институт развития стратегии образования
  4. Воспитатели России
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 2 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Скачать шаблоны
для логопедов
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Шаблоны для
логопедов
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw