Обязательные навыки для хорошего учителя
Сохранить статью:
Почему это важно? Навыки учителя в определенном смысле имеют даже большую ценность, чем его знания различных методов работы с детьми и строгое следование школьной программе. Без подобных способностей просто нельзя добиться значительных успехов в своем деле.
На что обратить внимание? Навыки у любого человека не являются чем-то врожденным, их вполне можно развить. Правда, для этого потребуется четкое понимание того, в каком направлении следует прогрессировать, и приложить для достижения цели максимум усилий.
Портрет идеального педагога
Учитель — это не профессия, а призвание, требующее полной самоотдачи. Важно не только быть компетентным и профессиональным, но и с теплом относиться к ежедневным рутинным задачам, уметь справляться с непредвиденными обстоятельствами и не терять присутствия духа даже в самых непонятных ситуациях.
Настоящий педагог — это:
- Профессионал. Он знает педагогическую теорию и практику, разбирается в тонкостях детской психологии, в совершенстве владеет современными теориями обучения и воспитания. Его отличает терпеливость и сдержанность, душевная теплота и вселенское принятие, спокойствие и собранность, умение слушать, слышать, понимать и доносить свою точку зрения, знание педагогики и ораторского мастерства.
- Сотрудник. Учитель должен грамотно исполнять свои должностные обязанности, систематически повышать свою квалификацию, а также выполнять поставленные цели и решать необходимые задачи.
- Личность. Педагог должен воплощать собой образец высоких моральных принципов, гуманизма, духовности и осознанности, быть опорой и примером для подражания.
Необходимые для любого учителя навыки
Навыки современного учителя, как и любого другого специалиста, накапливаются и развиваются со временем: чем больше человек в профессии, тем он более квалифицирован. Увеличение трудового стажа значительно повышает ценность специалиста на рынке труда, положительно влияя на размер его заработной платы. Так какие же умения пригодятся современному педагогу?
- Коммуникативные навыки
Для учителя не так важны знания, которыми он обладает, как способность легко и грамотно передать их другим. В этом и помогают коммуникативные навыки. Если они хорошо развиты, то человек способен излагать информацию простым и понятным способом, понимая, когда она достигла слушателя, а когда — нет.
Класс должен верно воспринимать сообщение, которое ему передают, а если этого не происходит, то задача грамотного специалиста состоит именно в том, чтобы перефразировать или придумать такую метафору или пример, чтобы его понял каждый.
- Навыки переговоров
Педагог не должен транслировать свои знания с позиции сверху вниз. Его задача состоит в том, чтобы выстроить хорошие доверительные взаимоотношения с учениками, а это значит настроить такое общение, где каждый может высказаться и его не только послушают, но и услышат и при необходимости конструктивно пообщаются. Для этого необходимо в совершенстве обладать таким педагогическим навыком учителя как ведение переговоров. Это поможет провести любой диалог максимально конструктивно.
- Фанатическая преданность своему предмету
Идеальный преподаватель — тот, кто всецело влюблен в свой предмет, горит им сам и зажигает других. Он не только знает то, о чем говорит, но и умеет поделиться этим так, что все вокруг невольно очаровываются.
Запоминается та информация, при изложении которой были задействованы эмоции. Интересные истории, необычные факты, забавные примеры — все это делает урок интересным и вдохновляющим.
- Навыки слушателя
Ежедневно учитель коммуницирует с учениками, их родителями и другими педагогами. Постоянный обмен информацией повышает значимость такого навыка как способность слушать и слышать, распознавать скрытые послания, страхи и тревоги. Это касается каждой категории людей, с которой ежедневно приходится взаимодействовать педагогу, но в особенности это важно в отношении детей.
- Способность выстраивать отношения
Хороший педагог учит не умом, а сердцем, становясь для детей настоящим наставником, человеком, которому доверяют и с которым стремятся построить дружественные отношения. Это возможно только при условии, что преподаватель не ставит себя на позицию выше своих учеников, считает их за равных, ценит в них личность со своими особенностями и индивидуальностью.
В таком случае важными навыками работы учителя становится его чуткость. Именно она помогает учителю уловить малейшие колебания в настроении детей. Хороший педагог также должен уметь проявлять сочувствие и понимание, внушать позитивный взгляд на жизнь и быть наблюдательным.
- Целостный подход к решению проблем
Грамотный специалист смотрит на причину проблемы, а не на ее последствия. Никто не пойдет на прием к доктору, который вместо лечения прописывает горы таблеток для заглушения боли. Так и с учителями. К ним это тоже относится. Бесполезно оставлять весь класс после занятий, если все плохо написали контрольную, гораздо продуктивней придумать новый способ подачи информации и проверки ее усвоения.
Если заниматься только итогом проблемы, то она никогда не закончится, а будет повторяться раз за разом. Решив первопричину и применив глобальное видение и целостный подход, можно раз и навсегда избавиться от сложностей. Именно поэтому педагогу важно уметь задавать правильные вопросы, анализировать ответы и продумывать стратегию работы по каждому конкретному кейсу.
- Критическое мышление
Одна из задач образования — развитие критического мышления. Это те навыки и компетенции, которые важны не только для детей, но и для учителей: сложно научить тому, чего у самого нет. Сомневаться, критиковать, ставить под вопрос любую полученную информацию крайне важно. Особенно в современном мире информационных технологий.
Педагог должен уметь относиться скептически не только к поступающей к нему информации, но и к самому себе. Рефлексия и способность непредвзято посмотреть на свою собственную работу способны сделать из простого учителя настоящего профессионала.
- Креативность
Это крайне значимый профессиональный навык учителя. Как показывают исследования, уровень креативности детей из года в год только растет, всему виной развитие информационных технологий и социальных сетей. Именно поэтому в наше время педагогу важно быть интересным и уметь нестандартно мыслить.
Обычно дети ждут скучных уроков, неподъемных домашних заданий и нудных наставлений. Будьте другим, сломайте шаблонное представление, и вы удивитесь, как сильно изменится уровень успеваемости в вашем классе. Развивайте креативность и творческий подход, будьте спонтанным и не бойтесь экспериментировать. Результаты вас приятно удивят.
- Менеджмент
Преподавание — это ничто иное, как организация и управление процессом обучения. Современный учитель — это еще и менеджер, в задачи которого входит не только грамотно построить учебный процесс, но и вовлечь в него учеников. Если у педагога менеджерские навыки развиты хорошо, он может построить такой самоуправляющийся учебный коллектив, который способен решить любую задачу.
- Умение принимать решение
Несмотря на то, что учителя в большинстве своем работают по одобренной программе, принимать решение приходится очень часто. Это касается не только учебного процесса, но и личных взаимоотношений. Грамотный специалист мастерски владеет этим навыком и может научить этому других. Способность принимать решения не заложена в нас с рождения, а приобретается с течением. Крайне важно учиться этому каждый день.
- Клиентоориентированность
Этот специальный навык нужен не только продавцу, но и учителю. Как бы грубо не звучало, но педагог — это поставщик, а ученик — это клиент. Задача специалиста оказать свою услугу максимально полно и качественно.
на наши новости
500 000 пользователей!
Преподаватель должен быть гибким и ориентированным на детей, он должен уметь дифференцировать обучение и индивидуализировать его под конкретного ребенка. Важно уметь опираться не только на сильных учеников, но и на слабых: общая успеваемость будет лучше, а дети образованней.
Вторым благополучателем в школе являются родители. Учитесь их слышать, закрывайте их боли, цените и уважайте обратную связь от них.
- Эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект относится к области тех гибких навыков, обладать которыми должен работник любой организации. Педагоги не исключение. Под данным навыком подразумевается умение понимать чужие эмоции и способность учителя контролировать свои.
Эмоциональный интеллект важнее IQ. Почему? Работа с людьми подразумевает хорошее их понимание, с детьми — увеличивает это требование кратно. Мало кто в школьном возрасте осознает свои переживания и состояния, задача взрослого и заключается в том, чтобы взять на себя эту обязанность. Это невозможно без эмоционального интеллекта. Именно он помогает понимать и мягко направлять учеников в нужную сторону, легко решать споры и конфликты, формировать психологически безопасную среду.
- Гибкость
Это не тот навык учителя, который используют для резюме, но он также полезен и важен как опыт работы или профильное образование. Гибкость характера и ума позволяет учителю действовать в ситуации многозадачности, быстро обрабатывать информацию и принимать решения. От педагога ждут очень многого: и детей воспитать и направить, и административные функции выполнить, и внеклассные мероприятия организовать.
Все это требует больших знаний и еще большей подвижности. Важно уметь быстро адаптироваться к новым задачам, уметь работать в ситуациях неопределенности и своевременно подстраиваться к текущему положению дел. Данный навык позволит педагогу не только качественно выполнять поставленные перед ним задачи, но и получать удовольствие от труда.
- Адаптивность
Хоть список основных навыков учителя и завершает способность подстраиваться к постоянно меняющейся среде, ее трудно назвать малозначимой или неважной. Мир подвижен и переменчив, трансформации происходят ежечасно и на всех уровнях. Некоторые из них не оказывают никакого влияния на учебный процесс, другие напротив — полностью меняют его. Учитель должен быть готов изменить свои методы и подходы в зависимости от новых реалий.
Обязательные навыки для учителей будущего
Каждое новое поколение не похоже на предыдущее. Мир ускоряется, способ подачи информации упрощается, все большее и большее распространение получает СДВГ и клиповое мышление. Сегодняшние дети совершенно не такие, какими были десять лет назад. Они буквально выросли с доступом ко всей информации в мире в руках.
Такие колоссальные изменения требуют от учителей приобретать новые релевантные знания и постоянно улучшать навыки, необходимые, чтобы «быть в теме».
- Цифровая грамотность
Знание компьютера — это то, без чего не может обойтись ни один учитель. И чем лучше этот навык, тем более востребован будет специалист. Глобальный переход всего мира на онлайн-обучение в пандемию это ярко показал.
- Аналитические способности
Быстро меняющийся мир повлиял и на то, что готовые методические пособия и учебники на сегодняшний день утратили свою актуальность. Все чаще и чаще педагогам приходится самостоятельно собирать, анализировать и подытоживать информацию, проверять данные и готовиться к занятиям.
Умение анализировать — это именно тот практический навык, без которого учителю будет сложно работать.
- Способность к самообучению
Учиться, учиться и еще раз учиться. Это должны делать не только дети, но и сам педагог. Образование — это та сфера, где невозможно один раз прочитать учебник и десятилетие потом преподавать. Обучение должно быть постоянным. Это касается не только фактически преподаваемых знаний и дисциплин, но и других областей: менеджмент и организация обучение, детская психология и многое другое.
Чтобы не потерять свою актуальность, нужно непрерывно учиться. Самостоятельно, на курсах, у своих же собственных коллег. Только такой подход сделает из вас настоящего профессионала.
- Проектное мышление
Проектное мышление — это навык, который позволяет учителю представлять не только что и как должно быть сделано, но и каким образом оно будет применено на практике и к каким последствиям приведет. Оно помогает объединять знания из разных дисциплин и одновременно применять их на практике, таким образом происходит сдвиг с абстрактных учебных часов на конкретные умения учеников.
- Внешний фокус
Под этим навыком имеется в виду концепция «перевернутого класса». Она заключается в том, что, теория порой усваивается не за партами, а «домашнее задание» выполняется на уроке. Иными словами, — все наоборот. Этот подход позволяет делать занятия более практически направленными, а значит улучшает объем и качество материала, который дети способны усвоить.
- Посредничество в групповой коммуникации
Мы уже обсуждали коммуникативные навыки учителя выше, в этом пункте речь пойдет не о них, а о способности учителя организовывать, мотивировать и направлять работу в группе. Это крайне важное умение для любых специалистов.
- Знание методик обучения одаренных детей
Помочь тем, кто отстает от программы, может практически любой учитель. Направить же ученика, чьи знания выше сверстников, невозможно без должной подготовки. Хотите стать грамотным специалистом — получайте дополнительные знания в этой области.
Выше мы перечислили те навыки и умения, без которых представить профессионального учителя в наши дни невозможно. Однако и этот список субъективный и неокончательный.
Единого перечня нет и быть не может: учитель — это часть личности, а не профессия. Успешным преподавателя делает любовь к своему делу и искренняя преданность ему. Остальные же навыки настолько динамичны и разнообразны, что перечислить их всех не представляется возможным.
Но есть одно простое высказывание, которое показывает, к чему в своем развитии стоит стремиться каждому педагогу: «Средний учитель рассказывает. Хороший учитель объясняет. Очень хороший учитель демонстрирует. Великий учитель вдохновляет». Будьте хорошими, но стремитесь к великому!
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: