Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Технология образовательного события в современной школе
Главная > Блог > Технология образовательного события в современной школе
21.04.2023
1427
Время чтения: 15 минут

Технология образовательного события в современной школе

О чем речь? Новый формат под названием «Образовательное событие» вошел в педагогический обиход всего несколько лет назад. Именно поэтому он не столь активно используется многими учителями, поскольку еще не до конца конкретизирована его цель.

На что обратить внимание? И все же, пользу такого формата сложно переоценить, ведь он в форме совместной деятельности помогает получить новый жизненный опыт как детям, так и взрослым. Рассказываем, как успешно применять образовательное событие в своей практике.

Оглавление:
  1. Понятие образовательного события в педагогике
  2. Важность образовательного события для детей и взрослых
  3. Преимущества формата образовательного события как инновационной технологии работы
  4. 5 особенностей образовательного события
  5. Структура образовательного события
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Понятие образовательного события в педагогике

Под термином «Образовательное событие» следует понимать некоторый формат учебы, в рамках которого происходит получение учениками практического опыта в совместной деятельности с взрослыми.

Понятие образовательного события в педагогике

Три этапа образовательного события

  1. Подготовительный. В рамках этого этапа перед преподавателем и учениками стоит задача придумать идею, составить сценарий, определить команду тех, кто будет участвовать, и обсудить технические нюансы.
  2. Событийный. Второй этап подразумевает под собой непосредственно образовательное событие.
  3. Рефлексивный. В рамках третьего этапа участники размышляют о произошедшем, делятся впечатлениями и подводят личные итоги.

Признаки образовательного события

  • Все участники образовательного события имеют цель, которая затрагивает их на эмоциональном уровне. К примеру, перед мероприятием на тему экологии может быть поставлена задача сохранить редкий вид животных.
  • В процессе учащиеся приобретают новые знания и компетенции. К примеру, ученики усваивают информацию о том, почему нужно сдавать использованные батарейки на утилизацию и как это правильно делать.
  • Вовлечение участников происходит уже на подготовительном этапе. К примеру, учитель дает задание подготовить материально-техническую базу, в других случаях требуется провести исследование в рамках темы образовательного события.
  • Для процесса характерно сочетание индивидуального и группового видов работы. К примеру, каждому из участников выдается задание, все выполненные работы в итоге формируют целый проект.
  • В результате создается либо индивидуальный, либо коллективный продукт. Его оценка проводится учителями, участниками и экспертами. К примеру, в качестве проекта образовательного события может выступать «дорожная карта», целью которой является сохранение вида редких животных, озеленение территории школы или устройство площадки для раздельного сбора отходов.
  • Результат – укрепление рефлексивных навыков и постановка новых целей. К примеру, участники подводят итоги о том, какие знания они получили в процессе, и определяют мероприятия, позволяющие сохранить окружающую среду.

Концепция образовательного события имеет много общего с идеями теоретика образования из США Дэвида Колба и его теории приобретения знаний посредством опыта. Ученый убежден, что каждый человек лучше всего усваивает то, что он лично попробовал на практике. Это более эффективно, нежели заучивание информации наизусть.

Важность образовательного события для детей и взрослых

Для образовательного события в школе или в детском саду характерно наличие своей особенной атмосферы. В нем отсутствует доминирование и подчинение деятельности детей определенному распорядку. Его итог – это не набор одинаковых работ.

Важность образовательного события для детей и взрослых

Ученики делают то, что им интересно, вызывает удовольствие, и царящая атмосфера – подтверждение этому, она рассказывает о нем. Необязательно, чтобы образовательное событие было представлено в виде объявления: «С 1 по 14 марта будет проводиться ”Встреча перелетных птиц„».

О происходящем мероприятии, как правило, говорят те продукты деятельности учащихся, которые имеются в группе. Их количество может быть представлено как в единственном числе, так и во множественном.

Пример образовательного события

Рассмотрим пример образовательного события в ДОУ. Допустим, вы пришли в детский сад, посмотрели по сторонам и увидели следующее. На дверях в группу висит лист бумаги, на нем детским почерком написан «Устав моряка». В углу зала размещен склеенный из картона корабль. Он выглядит далеко не идеально, но сразу видно, что дети старались.

Среди игрушек – цилиндры из бумаги, раскрашенные фломастерами, весьма напоминающие подзорную трубу. На полках стеллажей много книг на морскую тематику, рядом таблица, в которой представлен алгоритм вязания морских узлов. Где-то лежит листок бумаги, на котором перечислены морские профессии. Вы можете наблюдать картину жизни группы детского сада.

Если педагог грамотно подходит к вопросу разработки образовательного события, дети будут вовлечены в процесс, смогут научиться различным видам деятельности. Многие ситуации, возникающие по ходу игры, требуют определенных навыков:

  • Разработка правил.
  • Создание различных предметов и составление маршрута.
  • Распределение обязанностей участников.

Здесь необходимо решить вопрос о том, чем будут питаться члены команды. В море придется ловить рыбу. Не исключено, что в путешествии случатся экстремальные ситуации, которые придумает педагог в рамках образовательного события, для их разрешения ученикам нужно будет использовать такие виды деятельности, как рисование, конструирование, моделирование.

Итак, дети и взрослые сосуществуют в едином образовательном событии, которое следует рассматривать как деятельностное пространство.

Пример образовательного события

Эффект такой атмосферы, по мнению Л. С. Выготского, заключается в том, что образовательное событие нельзя навязать ученикам, оно возможно только при наличии у последних интереса.

Сделать выводы о том, состоялось ли образовательное событие, поможет вопросы ученикам о том, что им запомнилось, чему они научились в процессе. Это можно объяснить следующей цитатой: «Единственный критерий ценности того или иного события в жизни – это то, насколько хорошо память сохранила его» (А. Тосс).

Преимущества формата образовательного события как инновационной технологии работы

  • Образовательное событие имеет большую ценность для педагогов, так как способствует раскрытию их потенциала. Важная особенность его заключается в том, что невозможно прогнозировать результат. На итог влияет поведение учеников в процессе, что несет в себе некоторые риски.
  • Образовательное событие имеет формат, который выходит за рамки повседневной деятельности учащихся. В процессе формируется новый жизненный опыт, который заставляет ярче и глубже переживать каждый этап, что способствует закреплению новых знаний и навыков, а также усиливает педагогический эффект.
  • В рамках мероприятия все участники становятся сплоченным коллективом, который состоит из детей и взрослых. За счет этого можно выявить существенные отличия образовательного события от традиционных педагогических форм. Кстати, к процессу порой привлекают выпускников учреждения, что имеет огромную ценность.
  • Оно открывает новые возможности для педагогов, так как позволяет произвести объединение различных дисциплин, мнений и суждений в одной точке. Это способствует приобретению навыка разносторонне смотреть на поставленную задачу или обозначенную проблему.

5 особенностей образовательного события

  • Образовательное событие следует рассматривать как неотъемлемую часть процесса обучения, так как ученикам приходится находить решения различных ситуаций, что формирует новые знания, навыки и представления.
  • Образовательное событие – это история, которая подчиняется теме, вызывающей интерес у учащихся. В идеале проблема должна содержать вопрос, на который необходимо дать ответ в процессе, либо действие, которое нужно выполнить. К примеру, «Как помочь» или «Помогаем».

Образовательное событие

  • Образовательное событие имеет завязку, развитие, кульминацию и развязку. Оно схоже с театральным действием, но в то же время существенно отличается от него. Ученики сами выстраивают картину и определяют ее суть.
  • Образовательное событие происходит на протяжении длительного времени. Оно требует, чтобы дети вовлекались в процесс, подготовились к работе. Не исключено, что случатся непредвиденные события, на выход из которых тоже потребуется время. Важно: развязка – это не конец процесса, после завершения еще будут иметь место воспоминания и рефлексия у участников.
  • При анализе образовательного события можно сделать вывод о его успешности, если дети были вовлечены в процесс, а стопроцентное выполнение всех заданий не говорит о высокой эффективности мероприятия. Важно получить эмоциональный отклик.

Структура образовательного события

Для образовательного события характерна следующая структура:

Структура образовательного события

  • Эмоциональный взрыв. Участники получают известие, им необходимо принять решение.
  • Ожидание и подготовка. Здесь уже совершаются некоторые действия, из-за чего усиливается интерес к происходящему. Участники находятся в возбужденном состоянии. Важно: в рамках мероприятия может меняться режим и образ жизни.
  • Наступление события. Здесь также происходит эмоциональный взрыв.
  • Деятельность после события. Не исключено, что жизнь участников после него станет несколько иной.

Изменения в жизни далеко не всегда становятся результатом. Также не каждому мероприятию присущ эмоциональный взрыв. Ожидание и подготовка могут быть недостаточно яркими, в отличие от самого события. К примеру, взрослый человек всегда ждет отпуска, хотя он каждый раз планируется заранее, но ожидание его – это всегда ярко и эмоционально. Поэтому структура мероприятий не всегда является одинаковой, она может меняться от случая к случаю.

Последствия случившегося события играют важную роль. Ребенок должен иметь возможность периодически возвращаться к своим воспоминаниям. Поэтому важно, чтобы образовательное событие надолго отложилось в памяти его участников.

Итак, эффективное образовательное событие, независимо от того, сколько времени оно длилось и каким образом возникло, имеет большую значимость и всегда оставляет след в душе.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Федеральный институт педагогических измерений
  3. Минпросвещениф РФ
  4. Портал учителя РФ
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw