Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Скачайте тесты для оценки готовности ребенка к школе
Узнать подробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Особые образовательные потребности
Главная > Блог > Особые образовательные потребности для детей с разными ОВЗ
14.04.2023
2905
Время чтения: 15 минут

Особые образовательные потребности для детей с разными ОВЗ

О чем речь? Свое значение особые образовательные потребности приобрели на фоне приобщения детей с ОВЗ к процессу обучения. Инклюзивность подразумевает включение таких учеников в общение с другими школьниками.

На что обратить внимание? Разумеется, обучение таких детей требует создания определенной среды, элементы которой помогают решить и бытовые вопросы. Какие же особые образовательные потребности выделяют сегодня?

Что такое особые образовательные потребности детей с ОВЗ

Дети с ОВЗ имеют нарушения в физическом и психическом развитии, накладывающие определенные ограничения на их жизнедеятельность:

Особые образовательные потребности

  • сенсорные, психические, физиологические, анатомические аномалии;
  • проблемы со здоровьем, ограничивающие возможность жизнедеятельности детей; недееспособность (инвалидность).

Нарушения могут быть постоянными или временными, частичными или общими. Это определяет наличие у детей с ОВЗ трудностей с выполнением естественных действий в повседневной жизни. Именно поэтому акцент в обучении делается на социальной и бытовой адаптации каждого ребенка. Для этого работает педагог, имеющий опыт воспитательной деятельности коррекционной направленности, а также узкопрофильные специалисты.

Согласно закону, каждый ребенок с ОВЗ имеет право на образование, организованное с учетом его особых образовательных потребностей. На данное право не влияют следующие факторы:

  • место жительства;
  • категория ОВЗ;
  • способность освоить цензовое образование в среде здоровых сверстников;
  • наличие специализированных школ.

Особые образовательные потребности в педагогике — это необходимость в специальных условиях для развития и социализации ребенка с ОВЗ. Они включают следующие составляющие:

  1. Интеллектуальные: мыслительные возможности, память, словарный запас, навык переработки информации и ее передачи.
  2. Энергетические: уровень утомляемости, способность работать в определенном темпе.
  3. Эмоционально-волевые: познавательная активность ребёнка; выдержка, способность адекватно выражать чувства.

Образовательные потребности детей в зависимости от проблем со здоровьем

Особые образовательные потребности по определению не являются универсальными. Необходимость тех или иных специальных условий связано с состоянием здоровья ребенка. Форма организации обучения может быть следующей:

  • группы компенсирующего или комбинированного вида;
  • классы для детей с ОВЗ;
  • очная или дистанционная.

Особые образовательные потребности

Обучающиеся с ОВЗ имеют следующие особые образовательные потребности:

  • персональный педагогический подход к каждому ребёнку при условии поддержки психолога;
  • выбор наиболее подходящей формы обучения;
  • создание особых условий для обучения: специальные методы, оборудование и адаптированная учебная среда в образовательной организации.

Каковы особые образовательные потребности детей с нарушением зрения

Рассмотрим, какие особые образовательные потребности имеются у детей с нарушениями зрения (слабовидящие и незрячие):

  • формирование представления об окружающих предметах и возможных манипуляциях с ними;
  • совершенствование навыков практического ориентирования в пространстве по отношению к своему телу, на рабочем столе и т.д.;
  • развитие навыков осязания и моторики, что формирует согласованность движений «руки–глаза» и способствует успешной познавательной деятельности детей, имеющих проблемы со зрением;
  • овладение навыками чтения тактильным способом (шрифт Брайля) и использование специальных компьютерных программ;
  • особый подход к организации познания с опорой на имеющиеся виды чувствительности;
  • овладение большим количеством бытовых умений и навыками самостоятельной деятельности;
  • развитие умения взаимодействовать с окружающими людьми, а также эмоционально-волевой сферы детей.

4 особые образовательные потребности детей с нарушением слуха

У детей с нарушениями слуха имеются специфические особые образовательные потребности, а именно:

  • овладение навыками вербальной (речь) и невербальной форм общения (выразительные движения, мимика, жесты);
  • формирование и развитие умения воспринимать словесную речь доступными детям с данными нарушениями сенсорными способами;
  • развитие речемыслительной деятельности (единый процесс порождения мысли и речи);
  • формирование коммуникативных умений, необходимых для повседневной жизнедеятельности.

Особые образовательные потребности группы детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют особые образовательные потребности, включающие в себя совокупность педагогических, психологических, медицинских мероприятий и образовательных отношений, построенных с учётом специфики их развития. Создание данных условий способствует адаптации ребенка в детском коллективе.

Особые образовательные потребности данной категории детей зависят от специфики имеющихся двигательных нарушений. Кроме того, важную роль играет психическое развитие ребенка. Учебный процесс выстраивается с учетом названых факторов. Он имеет особую структуру и содержание.

Особые образовательные потребности

Несмотря на индивидуальные особенности, можно выделить общие особые образовательные потребности всех детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

  • обязательное комплексное сопровождение психолога, педагога и узкопрофильных специалистов;
  • строгое соблюдение ортопедического режима и других медицинских предписаний, что также относится к особым образовательным потребностям;
  • продуманная организация образовательного пространства, не ограничивающего свободное передвижение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • использование узкоспециализированных методов обучения и воспитания: ассистивные (вспомогательные) компьютерные технологии, адаптированные обучающие материалы и т.п.;
  • сопровождение персонального наставника (тьютора);
  • коррекционная помощь в развитии сопутствующих патологий (моторных, речевых);
  • индивидуализация процесса обучения, использование узкоспециализированных методов и приёмов;
  • возможность организованного выезда обучающихся за пределы детского сада или школы с целью посещения музеев, выставок и других развивающих мероприятий.

Каковы особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР

Обучающиеся дошкольного и школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) и умственной отсталостью нуждаются в удовлетворении особых образовательных потребностей:

  • коррекционная, развивающая направленность обучения; мотивация к активной познавательной деятельности;
  • формирование базы элементарных знаний, необходимых для жизнедеятельности человека с помощью доступных форм обучения;
  • развитие основных интеллектуальных умений и навыков (анализ, выделение общих и отличительных признаков предметов и явлений, а также причинно-следственных связей);
  • совершенствование когнитивных основ интеллектуальной деятельности (внимание, восприятие всеми органами чувств, память);
  • формирование навыка саморегуляции и организации деятельности; осознание возникающих трудностей и запрос помощи у взрослого человека; развитие умения применять полученные знания в повседневной практической деятельности;
  • социальная адаптация и личностное развитие, что для лиц с ОВЗ имеет большое значение и является особой образовательной потребностью, так как они испытывают сложности с эмоциональными проявлениями и навыками контроля своей деятельности и в особенности в понимании личной ответственности;
  • развитие навыков коммуникации, умения взаимодействовать не только в семье и образовательной организации, но и в обществе;

Особые образовательные потребности

  • развитие способности к речевому общению и сопровождению своих действий;
  • поддержание психологического здоровья, работоспособности и эмоциональной устойчивости;
  • использование специальных методов коррекционной и педагогической помощи с целью интеллектуального развития ребенка; переход от простых мыслительных операций к более сложным; уже сформированные знания и навыки последовательно переносятся в новые ситуации;
  • применение наглядно-действенных методов обучения для визуализации и лучшего усвоения учебного материала;
  • система обучающих задач должна быть максимально упрощена для понимания детьми с ЗПР;
  • включение учебных занятий, способствующих расширению представлений обучающихся об обществе и окружающей среде;
  • потребность в повторении и закреплении полученных знаний, умений и норм поведения;
  • соблюдение правил организации обучающей среды, учитывающих состояние центральной нервной системы обучающихся и особенности мышления детей с ЗПР;
  • применение разнообразных способов мотивации деятельности и поведения;
  • стимулирование интеллектуальной активности и желания учиться.

Особые образовательные потребности в воспитании и обучении детей с тяжелыми нарушениями речи

Назовем основные особые образовательные потребности детей с речевыми нарушениями разной степени выраженности:

Особые образовательные потребности

  • обучение необходимым для успешной жизнедеятельности формам общения, особенно это актуально для детей с моторной алалией (несвязная и неразборчивая речь);
  • социальная адаптация и развитие необходимых для этого коммуникативных навыков;
  • тщательная проработка всех речевых компонентов для того, чтобы сформировалась языковая компетентность;
  • развитие навыка понимания сложных речевых оборотов и устной речи в целом; расширение лексикона; умение грамматически правильно строить предложения, а также говорить связно (монолог и диалог);
  • специализированное обучение звуковым, лексическим, грамматическим основам родного языка и фонематическим процессам;
  • овладение основами опосредованного общения (чтение и письмо);
  • развитие навыка ориентирования в пространстве;
  • индивидуальный подход к особым образовательным потребностям для наилучшего усвоения знаний и успешного формирования повседневных умений.

19 особых образовательных потребностей детей с расстройствами аутистического спектра

  • включение в обучающую и социальную среду должно быть постепенным; важно учитывать индивидуальные особенности ребенка;
  • развивающая нагрузка (сенсорная, эмоциональная) подбирается индивидуально, как и способы социально-бытовой адаптации детей;
  • использование дифференцированного подхода к отбору учебно-развивающих занятий, соответствующих уровню интеллектуального и психического развития ребенка;
  • организация обучающей деятельности, направленной на освоение бытовых навыков каждым ребенком;
  • развитие коммуникативных способностей детей; преодоление трудностей с вербальной и невербальной формами общения.
  • активное содействие тьютора, определяемое индивидуальной потребностью обучающегося, что позволит ребенку со временем адаптироваться к учебной и развивающей среде, нормам и правилам пребывания в ДОУ или школе и поможет закрепить многие повседневные навыки;

Особые образовательные потребности

  • дополнительные занятия, направленные на усвоение и повторение норм поведения, умение взаимодействовать с воспитателями, учителями, сверстниками;
  • формирование четкого графика занятий и отдыха для упорядочения жизнедеятельности детей с ОВЗ;
  • специальная подготовка ребенка к фронтальной форме организации обучения; постепенный переход от личного инструктирования (вербального и невербального) к заданиям для всего класса;
  • грамотное поощрение обучающегося или корректные замечания, которые могут вызвать возможную эмоциональную реакцию у детей с ОВЗ;
  • индивидуальный подход в подаче учебного материала; его поэтапное усложнение;
  • специальные блоки коррекционного обучения, которые способствует усвоению новой информации, закреплению навыков социального взаимодействия и бытовых умений;
  • психологическая работа по систематизации личностного опыта ребенка; содействие в проработке эмоциональных впечатлений, воспоминаний и построении планов на будущее;
  • помощь в осмыслении полученных знаний и умений; педагог должен убедиться, что ребенок понимает изученный материал и последовательность действий, а не использует их в качестве аутостимуляции, которая имеет аффективную окраску;
  • наличие свободного времени для привычных занятий, не перегружающих детскую психику; возможность в это время взаимодействовать с другими детьми;

Особые образовательные потребности

  • формирование особой образовательной среды и обстановки, в которой ребенку будет психологически комфортно; педагогу важно проявлять чуткость и спокойствие; процесс обучения должен быть стабильным, предсказуемым и понятным ребенку с ОВЗ;
  • доверительные отношения обучающегося и педагога; ребенок с ОВЗ должен чувствовать, что его принимают и поддерживают; это дополнительная мотивация к успешному обучению;
  • овладение коммуникативными навыками: способность ориентироваться в социальных отношениях, реагировать на обращения окружающих и умение применять эти навыки вне образовательной организации;
  • организация выездных мероприятий разного плана с комфортными условиями для детей с ОВЗ, что способствует расширению их кругозора, социальной активности, а также личностному росту.

Итак, есть единые для всех детей с ОВЗ особые образовательные потребности, а есть специфические виды, необходимость которых определяется спецификой нарушений и носит индивидуальный характер.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Федеральный институт педагогических измерений
  3. Минпросвещениф РФ
  4. Портал учителя РФ
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Скачать шаблоны
для логопедов
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Шаблоны для
логопедов
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw