Общее недоразвитие речи: как правильно работать с детьми
Сохранить статью:
Что это? Общее недоразвитие речи – это такие нарушения, которые затрагивают произношение звуков и содержание разговора, как, например, при моторной и сенсорной алалии или дизартрии. При этом чаще всего слух и интеллект остаются ясными.
Как корректировать? Коррекционная работа должна вестись с участием логопеда и психолога. В зависимости от тяжести заболевания дети обучаются в специализированной школе или обычном классе в рамках инклюзии.
- Основные причины формирования общего недоразвития речи
- Уровни общего недоразвития речи
- Коррекция ОНР первого уровня
- Коррекция ОНР второго уровня
- Коррекция ОНР третьего уровня
- Коррекция ОНР четвертого уровня
- Курс «Современные методики логопедической ритмики с детьми с нарушениями речи»
- Часто задаваемые вопросы об общем недоразвитии речи
Основные причины формирования общего недоразвития речи
На развитие речи ребенка оказывают влияние различные факторы. По результатам обследования логопед может диагностировать речевые расстройства у дошкольника. Следует знать, что общее недоразвитие речи (ОНР) определяется только после того, как малышу исполнится 3,5-4 года, до наступления этого возраста допускаются различные отклонения от нормы.
В случае, когда после четырех лет наблюдаются расстройства и дефекты, типичные для ОНР, родителям рекомендуется отнестись к этому внимательно и обязательно проконсультироваться у специалиста.
Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста чаще всего является следствием осложнений беременности или родов:
- резус-конфликт матери и плода;
- инфекционные заболевания;
- вредные привычки беременной: курение, употребление алкоголя;
- прием опасных лекарственных препаратов;
- токсикоз;
- стрессовые перегрузки;
- различные патологии ЦНС;
- гипоксия плода;
- родовые травмы.
Усугубить состояние ребенка и спровоцировать ОНР могут: черепно-мозговая травма, частые инфекционные заболевания, неблагополучная окружающая среда, агрессия и недостаток внимания со стороны значимых взрослых, дефицит общения.
Будущей матери следует очень внимательно относиться к своему здоровью. Также очень важно с момента рождения малыша создать соответствующие для речевого развития условия, стимулировать активность речевых и неречевых психических процессов.
Уровни общего недоразвития речи
Выделяют четыре уровня общего недоразвития речи, которые отражают характерное состояние компонентов языка у дошкольников:
Первый уровень общего недоразвития речи
Для первого уровня ОНР характерно практически полное отсутствие речи у дошкольника. Ребенок не говорит фразами, не может составлять даже простые предложения либо произносит словосочетания из двух аморфных слов, объединенных по смыслу. С окружающими людьми общается посредством мимики, жестов, звукоподражания и отдельных лепетных слов.
Фонематическое развитие находится на очень низком уровне. Дошкольник не различает слова, схожие по звучанию, но разные по смыслу. Степень речевого недоразвития не имеет корреляции с возрастом.
Словарный запас не соответствует возрастной норме. Преобладает предметная общеупотребительная (обиходная) лексика, при этом почти отсутствует глагольная. Ребенок не различает число слова (единственное или множественное), времена глаголов, не понимает значения предлогов.
Его речь ситуативная – связана с конкретной наглядной ситуацией. Иногда специалисты называют таких пациентов «безречевые дети». Диагностикой и коррекцией ОНР первого уровня занимаются логопеды-дефектологи и неврологи.
Второй уровень общего недоразвития речи
Самым главным отличием этого уровня от первого является присутствие в речи ограниченного количества общеупотребительных слов, хотя и произносятся они некорректно, грамматическая связь между словами находится в начальной стадии формирования.
Нарушения речи считаются грубыми, с окружающими людьми ребенок общается не только посредством мимики и жестов, но и с помощью самых простых предложений. Для общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста типичны следующие отклонения:
- Бедный активный словарь. Ребенок не знает слов, обозначающих признаки предмета.
- Значительные нарушения звукопроизношения. Трудности с произношением различных групп звуков, наблюдаются замены, искажения, смешения.
- Отсутствует навык классификации. Малыш не может объединять предметы в группы, например: платье, рубашка, брюки – это одежда.
- Слоговая структура слов сильно нарушена. Отмечается частая замена слогов и сокращение звуков при стечении согласных.
Третий уровень общего недоразвития речи
Этот уровень характеризуется умеренными отклонениями и отличается от предыдущих сравнительно большим словарным запасом, хотя преобладают общеупотребительные слова, которые дошкольник часто слышит от окружающих. Ребенок использует все части речи, чаще отдает предпочтение существительным и глаголам. Свободно общается с помощью простых предложений, при этом наблюдается нарушение развития грамматического и фонематического компонентов речи.
Родители хорошо понимают сказанное малышом, но другим людям его слова непонятны и приходится «переводить» сказанное. Восприятие и осмысление обращенной речи приближено к норме, могут возникать проблемы с усвоением логико-грамматических структур, которые отражают временные, причинно-следственные и другие связи.
Общее недоразвитие речи третьего уровня характеризуется улучшенным звукопроизношением, однако не исключены различные дефекты. Экспрессивная речь активна, но есть трудности в формировании сложных фраз. Наблюдаются нарушения фонематического слуха и фонематического восприятия, языковые средства нуждаются в дальнейшем совершенствовании.
Четвертый уровень общего недоразвития речи
Отличительная особенность этого уровня ОНР – незначительная, остаточная несформированность фонетико-фонематических и лексико-грамматических процессов. Нарушения звукопроизношения практически отсутствуют, но при этом различие звуков в речи недостаточно четкое. У ребенка не очень внятная дикция, вялая артикуляция, как будто у него «каша во рту».
Дошкольник может заменять и пропускать слоги в речевом потоке, допускать перестановку звуков и слогов, сокращать согласные звуки при стечении, а также совершает лексические ошибки в виде смешения признаков и замены слов, близких по значению. Например, вместо «высокое дерево» говорит «большое дерево», а взамен «Дворник подметает метлой двор» – «Дворник чистит метлой двор».
Детям с общим недоразвитием речи четвертого уровня сложно планировать свой рассказ. Они ошибаются в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа, например: «В зоопарке школьники увидели медведев и журавлев».
Также характерны нарушения согласования существительных с прилагательными, например: «Я раскрашиваю цветочки желтым карандашом и синим ручком». При всем этом ошибки дошкольников данной категории ОНР наблюдаются нечасто и носят нерегулярный характер. К своей речи ребенок уже относится критически – может понять, что ошибся, сравнить и выбрать правильный ответ.
Коррекция ОНР первого уровня
Нельзя надеяться на самостоятельную компенсацию грубого недоразвития речи, так как это невозможно. Дошкольникам с первым уровнем ОНР рекомендуется посещать логопедическую группу детского сада, куда они зачисляются на основании рекомендации специалистов на 3-4 года обучения.
Основной целью коррекционной работы является преодоление общего недоразвития речи и переход ребенка на более высокую ступень речевого развития. Все занятия проводятся в индивидуальной форме или в малых подгруппах не более трех воспитанников.
Коррекционно-развивающий процесс реализуется поэтапно и охватывает два направления:
Активизация речевой деятельности
Формирование активной речи основывается на развитии звукоподражания. Ребенка побуждают имитировать голоса животных, звуки природы, звучание музыкальных инструментов и т. п. Поощряется его самостоятельная речевая активность. Одновременно с этим дошкольник усваивает глаголы в повелительном наклонении (например, «сядь», «дай»), указательные местоимения («этот», «вот», «такой» и др.) и обращение к близким людям.
Формирование и развитие способности понимать речь
Занятия проводятся в игровой форме. Ребенку предлагается следовать одноступенчатой инструкции: найти определенную игрушку, отгадать предмет по его описанию, указать на часть тела. Таким образом дошкольник одновременно не только усваивает простые односложные и двусложные слова, но и значительно расширяет свой пассивный и активный словарь. Следующим этапом работы будет освоение простой двусоставной фразы и диалога.
На данном этапе работы с общим недоразвитием речи не предъявляются строгие требования к чистоте звукопроизношения, однако следует контролировать правильность грамматического оформления речи. При переходе на второй уровень ОНР у детей отмечается повышение речевой активности, появляется простая фраза, активизируются мыслительные и познавательные процессы.
Коррекция ОНР второго уровня
Очень важно, чтобы логопедическая работа проводилась в тесном и эффективном взаимодействии с медицинскими специалистами: детским неврологом, педиатром, челюстно-лицевым хирургом, реабилитологом. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников возможно, только если ребенок в соответствии с основным неврологическим нарушением проходит медикаментозную и физиотерапию, лечебный массаж.
Открытая ринолалия требует обязательной хирургической коррекции деформаций лица: «заячьей губы», «волчьей пасти». В возрасте 3-4 лет дети зачисляются в логопедическую группу ДОУ, где они обучаются в течение трех лет. За этот период речь ребенка должна значительно приблизиться к возрастной норме, стать фонетически и грамматически правильной.
Обучение детей с общим недоразвитием речи второго уровня включает:
на наши новости
500 000 пользователей!
Активизацию и расширение словаря
Программа коррекции предполагает изучение лексических тем, проведение разнообразных предметных и сюжетно-ролевых игр, постановку небольших инсценировок. Дошкольник учится не только называть предметы, но и их признаки или действия. У него формируется понимание обобщающих слов и пространственных взаимоотношений между предметами.
Развитие лексических и грамматических средств родного языка.
С ребенком отрабатываются навыки словообразования и словоизменения, он усваивает грамматические категории: род, число, падеж. В результате обучения дошкольник должен научиться правильно употреблять слова в родительном, дательном, творительном падежах и порядковые числительные, а также без ошибок отвечать на вопросы: «Где?», «Куда?», «Сколько?», «Чей?» и др.
Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников со вторым уровнем начинается с различения речевых и неречевых звуков, развития артикуляции. При дизартрии и ринолалии рекомендуется логопедический массаж. Работа над постановкой звуков осуществляется в той последовательности, в которой они появляются в онтогенезе, и только после уточнения правильности произношения сохранных фонем. Автоматизация и дифференциация проводится по общепринятым правилам.
Коррекция ОНР третьего уровня
Коррекция общего недоразвития речи в дошкольном возрасте в детском саду осуществляется в логопедических группах компенсирующей направленности. Программа обучения в них рассчитана на два года, ежедневные занятия проводятся в индивидуальной форме или в подгруппах по 2-3 воспитанника.
Коррекция ОНР третьего уровня осуществляется по следующим направлениям:
Развитие навыков звукопроизношения
Осуществляется уточнение артикуляционных укладов, постановка звуков, автоматизация сложных фонем. Активно ведется работа над фонематическим восприятием, ребенок учится различать согласные: твердые и мягкие, звонкие и глухие. При обучении детей с общим недоразвитием речи третьего уровня особое внимание следует обратить на слуховую дифференциацию смешиваемых звуков.
Усвоение грамматических норм языка
У дошкольника формируются навыки грамотного построения простых распространенных предложений с опорой на заданный логопедом вопрос и предоставленную схему. Также ребенок постепенно учится использовать в речи сложноподчиненные и сложносочиненные предложения, правильно согласовывать слова в соответствии с родом, падежом и числом.
Совершенствование фразовой речи
Ребенка учат развернуто отвечать на поставленные вопросы, составлять небольшие рассказы по сюжетным картинкам, описывать события и пересказывать прочитанные тексты. Сначала коррекционная работа ведется с опорой на вопросно-ответную методику и схемы рассказа, постепенно дошкольник начинает самостоятельно планировать свое повествование.
Обогащение словаря
Происходит в процессе изучения всевозможных лексических тем, а также через усвоение обобщающих понятий, признаков, действий, синонимов и антонимов, частей и целого предметов. Обязательно уделяется внимание развитию навыков словообразования с помощью суффиксов и приставок, изучению значения указывающих на место пространственных предлогов: «в», «на», «из-за», «около», «под», «вокруг», «над» и др.
Коррекция ОНР четвертого уровня
На данном уровне коррекция общего недоразвития речи у дошкольников направлена на устранение различных недостатков в формировании языковых функций и подготовку ребенка к обучению. Детей с четвертым уровнем ОНР зачисляют в логопедическую группу с 6 лет.
В течение года с ними ведется коррекционно-развивающая работа по следующим направлениям:
Отработка навыков четкого звукопроизношения и фонематических процессов
Работа направлена на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, коррекцию недоразвития слуховых разграничений фонем, обучение ребенка их правильному произношению с опорой на артикуляционные и акустические признаки, выполнение звукобуквенного анализа.
Дошкольника учат правильно произносить многосложные или со стечением согласных слова. Рекомендуется обязательное использование вспомогательных методов: артикуляционной гимнастики и логопедического массажа.
Формирование грамматического строя языка.
С ребенком отрабатывается умение изменять слова по падежам, числам, родам. Работа направлена на развитие навыков правильного интонирования. Дошкольник учится различать разные по интонации предложения (повествовательные и вопросительные), задавать вопросы и отвечать на них полным ответом. Также происходит усвоение пространственных («в», «на», «из-за», «около», «под», «вокруг», «над» и др.) и временных («через», «до», «в течение» и др.) предлогов.
Расширение словарного запаса
Предполагается не только обогащение бытового словаря, но и уточнение значений новых слов. Кроме того, дошкольников учат подбирать родственные слова, синонимы, омонимы, антонимы, формируют навыки словообразования с помощью суффиксов и приставок. Ребенок усваивает метафоры и обороты речи, его учат понимать их переносное значение.
Детей, имеющих общее недоразвитие речи четвертого уровня, учат строить сложные предложения, в которых две и более основ связаны по смыслу, правильно использовать их в повседневной устной речи.
К связной речи тоже предъявляются определенные требования: соблюдение последовательности повествования, использование в рассказе прямой речи и различных средств выразительности, обязательное раскрытие темы. Все навыки отрабатываются и закрепляются на практике, в различных коммуникативных ситуациях.
Курс «Современные методики логопедической ритмики с детьми с нарушениями речи»
Цель: сформировать умения, навыки и компетенции по современным методам логопедической ритмики с детьми, имеющими нарушения речи.
Задачи:
- Определить отличительные характеристики логопедической службы в современной направленности образовательного процесса.
- Выявить компетенции в пределах реализации ФГОС психокоррекционной деятельности в учреждениях образования.
- Выполнить описание методики логопедических уроков с логопедической ритмикой.
- Проанализировать методы и приемы логопедических технологий.
- Сформировать умение анализировать и синтезировать практический материал, развивая личный творческий потенциал.
По окончании изучения курса каждому слушателю выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца. Основная информация о документе, подтверждающем получение профессионального образования, вносится в ФИС ФРДО – Федеральный реестр сведений о документах об образовании и/или квалификации. Обучение можно пройти в удобное для вас время, без отрыва от профессиональной деятельности.
Часто задаваемые вопросы об общем недоразвитии речи
Отвечаем на частые вопросы.
На что обращать внимание при подозрении на наличие ОНР?
Независимо от причины возникновения, все особенности детей с общим недоразвитием речи можно классифицировать по основным признакам:
- Задержка формирования речи. Ребенок начинает говорить первые слова не ранее 3-4 лет.
- Малыша трудно понять. Как правило, в семье только самые близкие взрослые могут понять и «перевести» речь ребенка, чаще всего это мать.
- Одновременно наблюдаются различные нарушения звукопроизношения, лексических и грамматических процессов.
- Ребенок понимает многие слова, но употреблять их в речи сам не может. Объем его пассивного словаря значительно больше активного.
Как осуществляется диагностика ОНР?
При диагностическом обследовании детей с ОНР уточняется степень развития различных компонентов языковой системы. Сначала логопед с помощью картинок изучает состояние связной речи – способность к пересказу, повествованию, составлению рассказа с опорой на одну или серию картинок.
Далее он анализирует уровень формирования грамматических процессов: грамотность построения предложения, согласование частей речи, словообразование и словоизменение и др. Для полной характеристики общего недоразвития речи требуется оценить словарный запас ребенка, а также то, насколько правильно он умеет соотносить слово с обозначаемым предметом или явлением.
В каких учебных заведениях обучаются дети с ОНР?
Дети с тяжелыми формами ОНР первого и второго уровня обучаются в специальных учебных заведениях, где весь образовательный процесс направлен на преодоление всех сторон речевого недоразвития. Школьники с общим недоразвитием речи третьего уровня получают образование в классах коррекционного обучения, организованных на базе массовой общеобразовательной школы. Детям с ОНР четвертого уровня не требуется подготовка по специальной программе, их зачисляют в обычные классы.
Предупреждение ОНР у детей проводится теми же способами, что и профилактика признаков дизартрии, алалии, ринолалии, афазии. С момента рождения ребенка родителям и педагогам следует уделять достаточно внимания развитию его речи, создавать благоприятную коммуникативную среду, стимулировать активность речевых и неречевых психических процессов, исключить дефицит общения.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был успешным, но часто мамы и папы ошибочно думают, что речевые нарушения «сами пройдут». Важно знать, что без специальной коррекционной работы преодолеть ОНР невозможно.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: