Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Олигофренопедагогика
Главная > Блог > Олигофренопедагогика: задачи и подходы
27.04.2023
3665
Время чтения: 16 минут

Олигофренопедагогика: задачи и подходы

Что это такое? Олигофренопедагогика позволяет обучать детей с нарушениями развития интеллекта. Также в ее задачи входят воспитание и социальная адаптация подопечных, что накладывает свой отпечаток на учебный процесс.

На что обратить внимание? Многие принципы и подходы олигофренопедагогики схожи с обычным преподаванием, но есть и собственные методики и наработки. Кроме этого, для работы с отстающими детьми необходимо получить специальное образование и регулярно повышать свою квалификацию.

Оглавление:
    1. Суть науки олигофренопедагогики
    2. Стадии развития олигофренопедагогики
    3. Принципы олигофренопедагогики
    4. Методы олигофренопедагогики
    5. Задачи олигофренопедагога
    6. Обучение олигофренопедагогов
    7. Повышение квалификации олигофренопедагогов
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Суть олигофренопедагогики

Олигофренопедагогика – это область дефектологии, изучающая особенности и закономерности обучения, воспитания, социализации детей с интеллектуальными нарушениями. Для развития и интеграции им необходимо обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход.

На основе исследований создана система специальных образовательных учреждений, разрабатываются концепции, технологии, принципы, методы, приемы учебно-воспитательной работы и трудового обучения школьников, анализируется динамика педагогического процесса.

Олигофренопедагогика

Олигофренопедагогика как научное направление опирается на принципы общей педагогики, поэтому дидактические основы учебного процесса, общая методика преподавания, принципы организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении, основные положения частных методик основываются на общепедагогических теориях. Умственно отсталые дети требуют особого подхода, при обучении обязательно учитываются особенности их развития.

В олигофренопедагогике основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения (обучение, воспитание, образование, формирование, развитие) употребляются в том же значении, что и в базовой научной дисциплине. Но общепедагогические принципы являются только основой для решения специальных задач, связанных с коррекцией развития умственно отсталых детей.

Ребенок с интеллектуальными нарушениями нуждается в специальных условиях обучения. Выбор педагогических методов и приемов зависит от уровня его интеллектуального и личностного развития, особенностей познавательной деятельности, от характера затруднений и возможностей.

Так как олигофренопедагогика реализует принципы общей педагогики особым образом, с учетом потребностей умственно отсталых детей, то это исследовательское направление можно считать самостоятельным научным знанием.

Олигофренопедагогика

Олигофренопедагогика как отдельное научное направление выполняет определенное целевое назначение и имеет свои предметы исследования: обучение, воспитание, социальная адаптация, интеграция детей с умственной отсталостью и научное обобщение практики. Ранее в обществе скептически относились к возможности воспитания слабоумных детей, считали это занятие бесполезным. Первый опыт обучения таких детей принадлежит врачам Жану Итару и Эдуарду Сегену.

У истоков отечественной олигофренопедагогики стояли именитые врачи и физиологи: В. М. Бехтерев, П. Ф. Лесгафт, И. В. Маляревский, Г. И. Россолимо. Дальнейшее развитие этой области научного знания связано с именами ученых: Д. И. Азбукина, Т. А. Власовой, Л. С. Выготского, А. Н. Граборова, Л. В. Занкова, А. Р. Лурия, Ф. М. Новика, Г. Я. Трошина и др.

Немалый вклад в развитие олигофренопедагогики, разработку теоретических основ обучения и воспитания умственно отсталых детей внесли известные педагоги-дефектологи: Н. П. Долгобородова, Г. М. Дульнев, И. Г. Еременко, X. С. Замский. В их научных трудах коррекционная работа рассматривается как неотъемлемый компонент учебно-воспитательного процесса вспомогательной школы.

Значительно преумножили теоретический и практический опыт обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями педагоги вспомогательных образовательных учреждений, опубликовавшие опыт своей работы: В. А. Грузинская, Е. Д. Никулина, А. Н. Смирнова, К. Ф. Ширина и др.

Невозможно достичь успешного результата в обучении и развитии ребенка с умственной отсталостью без знания причин и основных форм заболевания, симптоматики, закономерностей психического развития. В основе разработанных методов коррекции детей со стойкими интеллектуальными нарушениями лежат теоретические и практические достижения смежных наук: генетики, нейрофизиологии, логопедии, тифлопедагогики, сурдопедагогики, общей, клинической и специальной психологии.

Стадии развития олигофренопедагогики

В развитии олигофренопедагогики можно выделить три основных ступени.

  • 1930 – 1978 гг. – период зарождения дошкольной педагогики коррекционной направленности.

Именно в это время активно развивается исследовательская деятельность и накапливается практический опыт обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Наряду с изучением условий их развития и методическими разработками в эти же годы начала формироваться нормативно-правовая база, включающая регламентирующие документы, а также учеными, педагогами и психологами, дефектологами было выпущено много обучающей и методической литературы, освещающей теоретические и практические вопросы коррекционной педагогики.

Советский психолог Л. С. Выготский связал психологию и педагогику воедино и разработал культурно-историческую теорию развития психики ребенка, которая подтверждает, что на процесс формирования и развития высших психических функций оказывают влияние не только биологические факторы, но и окружающая среда, социум, общественное окружение.

Идеи Л. С. Выготского можно назвать революционными. Он доказал, что высшие психические функции и механизмы не даны человеку от рождения, они формируются благодаря взаимодействию с другими людьми и культурой. Познавательные возможности ребенка проявляются в процессе его взаимодействия с социальной средой и усвоения социального опыта.

Таким образом было доказано, что независимо от природных задатков и интеллектуальных способностей дети должны воспитываться, обучаться и развиваться в обществе.

В дальнейшем эту теорию развивали многие советские ученые-исследователи, разрабатывая новые формы, методы, приемы и средства обучения дошкольников с нарушениями психического развития. Позже стала очень популярной и получила широкое признание в коррекционной педагогике теория развивающего обучения: учебный процесс ориентирован на потенциальные возможности ребенка, такой подход способствует его умственному развитию и раскрытию творческого потенциала.

  • 1978 – 1992 гг. – активное углубление и расширение содержания коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии.

В этот период ученые активно ищут новые пути обучения и социализации умственно отсталых детей. Разработка новейших методов обучения и поиск прогрессивных развивающих технологий приводит к развитию деятельностной теории личности. Такой подход нацелен на личностное развитие детей с олигофренией.

  • С 1992 года – современный этап олигофренопедагогики, направленный на своевременное выявление детей с отклонениями в развитии и незамедлительной коррекции нарушений.

Формирование новой системы образования способствовало развитию олигофренопедагогики. Сейчас основной упор делается на раннее выявление отклонений в развитии ребенка. С этой целью функционирует большое количество специализированных коррекционных образовательных учреждений. Системное взаимодействие специалистов с семьей позволяет выявить, осознать и решить проблемы развития малыша, обучить родителей методикам воспитания и обучения детей с умственной отсталостью.

Принципы олигофренопедагогики

Рассмотрим основные принципы олигофренопедагогики.

Олигофренопедагогика

Воспитывающая и развивающая направленность

Особенности коррекционно-педагогического процесса в специальном образовательном учреждении заключаются в том, что при обучении целенаправленно создаются условия для формирования не только необходимых знаний, умений и практических навыков, но и для личностного развития, формирования навыков адекватного поведения в обществе, социализации обучающихся.

Развитие олигофренопедагогики способствовало разработке эффективных педагогических методов и приемов, которые являются обязательным элементом содержания учебного материала и придают образовательному процессу воспитывающую направленность, влияют на исправление нарушений, свойственных учащимся с умственной отсталостью.

Научность и доступность

Понимание принципа научности в общей педагогике предусматривает обязательное включение в содержание образования современных научных достижений, реализацию их в образовательных программах каждого учебного предмета.

Содержание коррекционного обучения в специальном образовательном учреждении характеризуется упрощенностью и практической направленностью. Но какими бы элементарными и доступными ни были знания, которыми должны овладеть обучающиеся с отклонениями в развитии, все теории, закономерности и факты должны соответствовать объективности и научности.

Принцип научности в олигофренопедагогике реализуется главным образом при разработке образовательных программ, составлении учебных планов, а также в профессиональной деятельности педагогов. Умственно отсталые дети не обладают способностью выходить за рамки привычной системы восприятия окружающего мира, постигать абстрактные понятия и оперировать ими, они часто имеют недостоверные представления о реальной действительности. Очень важно с самого начала школьного обучения помогать обучающимся познавать то, что нас окружает, с научной точки зрения.

Олигофренопедагогика

Систематичность и последовательность

Под систематичностью и последовательностью следует понимать преобразование знаний, которые усваивают обучающиеся, в логическую систему. Такой подход способствует успешному усвоению и применению на практике учебного материала.

Этот принцип обучения в олигофренопедагогике очень важен, так как умственно отсталые дети воспринимают учебный материал фрагментарно, частично, неточно, с ошибками, также они испытывают затруднения при воспроизведении и применении полученных знаний в практической деятельности.

Связь обучения с жизнью

Связь обучения с жизнью обусловлена необходимостью подготовки обучающихся к взаимодействию с социальной средой. Система образования и социум взаимосвязаны в вопросах обучения и воспитания детей.

Большая часть специальных коррекционных школ интернатного типа – учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся. Такая форма обучения и воспитания умственно отсталых детей не исключает определенного обособления их от реальностей окружающего мира.

Основная задача олигофренопедагогики – компенсация и коррекция последствий умственной отсталости. Принцип связи обучения с жизнью приобретает особую важность, так как выпускникам коррекционных школ предстоит социальная интеграция, и от того, как они будут подготовлены к самостоятельной жизни, зависит их будущее.

Коррекция в обучении

Коррекционное обучение предполагает содержание и организацию образовательного процесса в соответствии с возрастными особенностями и уровнем актуального развития умственно отсталого ребенка. Наиболее эффективна учебная деятельность, когда применяется принцип коррекции – исправление недостатков развития обучающихся.

Олигофренопедагогика

Принцип наглядности

Для овладения абстрактными понятиями в полной мере необходимо расширение чувственного познавательного опыта обучающихся. Для успешного усвоения знаний детьми с нарушениями познавательной деятельности используются различные средства наглядности: предметы, пособия, демонстрационный и дидактический материал, символические образы, аудиовизуализация, опорные сигналы и т. д.

Сознательность и активность обучающихся

Для сознательного и активного усвоения знаний, формирования умений и навыков, повышения мотивации учения требуется понимание обучающимися учебного материала, смысла выполняемых действий. Достижение хороших результатов возможно, если ребенок осознает ценность обучения и знает, для чего он обучается в школе.

Индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении

Индивидуальный подход предполагает разработку и применение методов и приемов педагогической деятельности с учетом личностных и индивидуальных особенностей ребенка. С этой целью в специальных коррекционных образовательных учреждениях для дополнения уже имеющихся медицинских и психологических данных учителя широко используют педагогическое наблюдение.

Данный метод исследования позволяет составить педагогическую характеристику на каждого обучающегося, в которой отражены показатели внимания и памяти, состояние речи, уровень работоспособности и темп работы, степень развитости логического мышления, пространственной ориентировки, крупной и мелкой моторики, эмоционально-волевой сферы. Опираясь на эту информацию, педагог анализирует свою деятельность, грамотно планирует занятия, организует индивидуально-дифференцированный подход в обучении.

Методы олигофренопедагогики

Исследовательские методы олигофренопедагогики разнообразны.

Педагогическое наблюдение

Это метод, когда исследователь осуществляет целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления с целью получения определенных, четко обозначенных данных. Наблюдение имеет пассивный характер, никоим образом не влияет на исследуемый объект, изучаемые процессы и условия их выполнения, от бытового созерцания отличается наличием конкретной цели, задач и объекта наблюдения. Полученную информацию педагог фиксирует в протоколе наблюдений, обрабатывает, интерпретирует, анализирует.

Беседа

Вербально-коммуникативный метод, который проводится по заранее запланированным вопросам, способствует прямому или косвенному получению информации об исследуемом предмете или явлении. Может быть как самостоятельным, так и дополнительным способом получения необходимых данных или разъяснения непонятной информации, полученной во время наблюдения, при проведении эксперимента или изучения продуктов и результатов деятельности обучающихся.

Анкетирование

Это письменный вид опроса, представляет собой разновидность массового метода сбора информации с помощью анкеты, которая состоит из серии заранее продуманных вопросов и является инструментом исследования.

Изучение продуктов деятельности обучающихся

В исследовании педагогических явлений олигофренопедагогика использует еще один довольно информативный метод – изучение продуктов деятельности обучающихся: письменных и контрольных работ, тетрадей по предметам, различных поделок, рисунков.

Исследование и анализ предметных или знаковых результатов умственного или физического труда детей с интеллектуальными нарушениями отражают их личностные характеристики, особенности протекания психических процессов, уровень актуального развития и сформированности умений и навыков.

Изучение и анализ психолого-педагогической документации

Является обязательным элементом исследования. Чтобы получить объективную информацию об учащемся, проанализировать эффективность образовательного маршрута, рекомендуется подвергнуть научному рассмотрению документы ребенка: личное дело, психолого-педагогические характеристики, медицинскую карту, классный журнал и табель успеваемости, дневники наблюдений, протоколы педагогических мероприятий.

Эксперимент

Занимает особое место среди методов олигофренопедагогики. Научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса с обязательным учетом условий проведения помогает проверить эффективность реализуемых методов и приемов.

Эксперимент по своей цели может быть констатирующим, обучающим (формирующим), контрольным. Он состоит из четырех этапов:

  • теоретический – определение проблемы, цели, объекта, предмета, задач исследования, формулирование гипотезы;
  • методический – составление плана проведения эксперимента, выбор методов исследования и обработки полученных результатов;
  • экспериментальный – процедура выполнения блока заданий;
  • аналитический – интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ итоговых данных, формулирование выводов и практических рекомендаций.

Задачи олигофренопедагога

В основе олигофренопедагогики лежат общедидактические, клинические и психологические фундаментальные дисциплины. Основная задача олигофренопедагога – оказание помощи детям с нарушениями психического развития в адаптации в социуме: сформировать продуктивные паттерны поведения, научить взаимодействовать с другими людьми.

Деятельность педагога осуществляется индивидуально, с учетом особенностей развития каждого ребенка и достижением основных целей обучения:

  • максимально возможная коррекция отставаний в развитии;
  • коммуникативно-речевое развитие, формирование полноценной речи;
  • стимулирование высших психических функций: мышления, памяти, произвольного внимания;
  • формирование и развитие навыков и умений, характерных для определенного возраста.

Невозможно проводить эффективную коррекционно-развивающую работу без знания медицинских и психологических особенностей каждого умственно отсталого обучающегося. Олигофренопедагог регулярно отслеживает и контролирует темп и структуру занятий, которые должны соответствовать актуальным возможностям ребенка. Не менее важен индивидуальный подход в обучении и установление доброжелательных отношений с детьми.

Отставание в развитии заметно уже с раннего возраста, поэтому установление диагноза происходит задолго до начала школьного обучения. Если ребенок позже средних возрастных норм начинает держать голову, садиться, ползать, ходить, говорить, его речь непонятна, словарный запас беден, то это серьезный повод обратиться к специалистам.

Олигофренопедагогика

Важно знать, что в первую очередь у малыша страдает развитие высших психических функций: памяти, произвольного внимания, эмоциональной сферы, моторики.

Олигофренопедагогика и логопедия взаимосвязаны, так как интеллектуальные нарушения отражаются на формировании и развитии речи:

  • Недоразвитие артикуляционного аппарата и, как следствие, нарушения в произношении звуков.
  • Эхолалия – расстройство речи, заключающееся в автоматическом, неосмысленном повторении слов и фраз, услышанных от других людей.
  • Пониженная речевая активность, обедненный словарный запас, ограниченный бытовой лексикой и минимальным набором слов, которые используются в окружении ребенка.
  • Неспособность пересказать даже небольшой текст, построить связный рассказ по картинке, запомнить стихотворение.

Коррекция речевого развития у детей, имеющих задержку психического развития и нарушения интеллекта, должна включать обязательную стимуляцию всех психических функций.

В коррекционно-развивающие занятия должны быть включены:

  • комплекс упражнений для развития артикуляционного аппарата;
  • стимулирование фонематического слуха;
  • игры, направленные на развитие мелкой моторики;
  • работа по развитию высших психических функций: мышления, памяти, произвольного внимания;
  • выполнение физических упражнений для мозжечковой стимуляции;
  • стимулирование зрительного и слухового восприятия;
  • формирование правильного грамматического строя речи;
  • развитие координации движений, обучение пространственной ориентации;
  • обучение анализу, синтезу, умению устанавливать логические связи;
  • развитие коммуникативных навыков и функций речи;
  • повышение уровня познавательной активности;
  • коррекция психических и эмоциональных нарушений.

Дети с особенностями развития нуждаются в индивидуальном подходе. Специалисты в области олигофренопедагогики разрабатывают учебный материал в доступной для них форме. В коррекционно-развивающей работе широко используются игровые и дидактические занятия, для поддержания интереса и внимания предусмотрено изменение видов деятельности.

Обучение олигофренопедагогов

Овладение образовательной программой по профилю «Олигофренопедагогика» предполагает учебу в вузе на отделении дефектологии.

Олигофренопедагогика

Педагоги-дефектологи обучают детей с различными нарушениями развития:

  • олигофренопедагоги – с умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра, задержкой психического развития, ДЦП и состояниями, отягощенными комплексом нарушений;
  • логопеды-дефектологи – со всевозможным комплексом речевых проблем;
  • сурдопедагоги – с глухотой или с ослабленным слухом;
  • тифлопедагоги – со слепыми или имеющими частичные зрительные нарушения.

Олигофренопедагогика объединяет разделы общей педагогики, психологии и медицины. Педагог-дефектолог должен хорошо знать механизмы и особенности протекания психических процессов, уметь планировать и проводить диагностику, разрабатывать и применять на практике необходимые методы и приемы работы.

Важные качества, которыми должен обладать грамотный олигофренопедагог:

  • Готовность к большим эмоциональным нагрузкам. Работа с умственно отсталыми детьми требует выдержки, сил и максимальной отдачи.
  • Наличие педагогического оптимизма. Прежде всего, педагог должен видеть в каждом ученике личность с индивидуальными способностями и возможностями, мотивировать ребенка на успех и преодоление личных трудностей с учетом темпа обучения.
  • Умение проводить диагностику, интерпретировать и анализировать полученные данные, разрабатывать план коррекционных занятий с опорой на ресурсы ребенка.
  • Постоянное изучение и внедрение в работу новых технологий и методических разработок.

Повышение квалификации олигофренопедагогов

Олигофренопедагоги и учителя-дефектологи должны в совершенстве владеть диагностическим инструментарием, исследовательскими методами изучения, определения и формирования образовательной среды, технологиями проведения коррекционно-развивающих занятий, навыками анализа полученных результатов работы.

Развитие современной олигофренопедагогики зависит от уровня профессиональных компетенций педагогов, поэтому они должны расширять и актуализировать свои профессиональные знания и практические умения.

Разработанный нами проект «СолнцеСвет» является эффективным средством повышения профессиональной квалификации и педагогического мастерства олигофренопедагогов. Процесс обучения осуществляется с использованием дистанционных образовательных технологий.

Основная цель нашей программы обучения – расширение профессиональных знаний, умений и навыков специалиста в области олигофренопедагогики, ознакомление с современными методами и приемами работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательных и специальных коррекционных организациях в условиях реализации ФГОС.

Олигофренопедагогика

Проект «СолнцеСвет» предназначен для повышения квалификации специалистов, имеющих высшее дефектологическое, психологическое или педагогическое образование. Дистанционный формат обучения позволяет овладевать знаниями заочно, без отрыва от работы, в любое удобное время.

В образовательную программу входят дистанционные лекции, направленные на изучение следующих модулей: нормативно-правовое обеспечение в сфере образования; основы коррекционной педагогики в начальной, средней, старшей школе; общая методика преподавания дисциплин умственно отсталым детям; инновационные подходы к обучению, воспитанию и социальной адаптации детей в специальной коррекционной школе; методические рекомендации и др.

Длительность курса повышения квалификации олигофренопедагога зависит от выбранного плана и составляет от 36 до 180 часов.

В процессе обучения слушатели смогут углубить и расширить свои знания в области олигофренопедагогики по следующим вопросам:

  • основы законодательства, регулирующие профессиональную деятельность олигофренопедагога;
  • психология детей дошкольного и школьного возраста с интеллектуальными нарушениями (олигофренопсихология);
  • специальная психология и педагогика;
  • межличностные отношения детей с умственной отсталостью в образовательном учреждении;
  • основы нейрофизиологии, невропатологии, психопатологии;
  • формы умственной отсталости (олигофрения, слабоумие);
  • диагностика лиц с интеллектуальными нарушениями;
  • организация и содержание коррекционной работы с умственно отсталыми детьми (формирование навыков, воспитание);
  • основные особенности инклюзивного и интегрированного образования;
  • общая методика преподавания дисциплин детям с нарушениями интеллекта;
  • психолого-педагогическая коррекция в рамках системы образования;
  • физическое и духовное воспитание детей с интеллектуальными нарушениями в сфере образования.

Для проверки уровня знаний предусмотрены промежуточные тематические тесты с заданиями и ответами. По окончании обучения проводится итоговая аттестация посредством электронного тестирования, которое содержит вопросы по темам обучения. После освоения курса и успешной сдачи экзаменов слушателям курса выдается удостоверение о повышении квалификации по профилю олигофренопедагогика.

Есть желание пройти обучение? Для этого необходимо оформить заявку: в форме обратной связи указать Ф. И. О., телефон, адрес электронной почты, подтвердить согласие на обработку персональных данных и оплатить доступ к обучению.

Также мы разработали программы обучения специалистов по таким направлениям, как «Управление персоналом», «Пожарная безопасность», «Преподавание физической культуры», «Теория и методика преподавания в ДОУ» и т. д. Все образовательные модули доступны после оплаты.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Федеральный институт педагогических измерений
  3. Минпросвещениф РФ
  4. Портал учителя РФ
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 2 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw