Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Опережающее обучение: суть технологии
Главная > Блог > Опережающее обучение: суть технологии
05.07.2023
1820
Время чтения: 16 минут

Опережающее обучение: суть технологии

Что это такое? Использование опережающего обучения на занятиях предполагает, что задолго до изучения какой-либо темы даются ее краткие основы. Таким образом педагог мягко подводит учеников даже к сложным разделам программы. В этом случае развитие мышления детей идет с опережением.

Как реализуется? Ученик комментирует свои действия в процессе выполнения задания. Так весь класс работает в едином темпе, все тянутся за сильным учеником. Кроме того, активно используются опорные схемы, они дают наглядность и способствуют лучшему усвоению материала.

Оглавление:
  1. Суть технологии опережающего обучения
  2. Принципы опережающего обучения С. Н. Лысенковой
  3. Особенности методики опережающего обучения
  4. Использование опорных схем в опережающем обучении
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Суть технологии опережающего обучения

Автором метода опережающего обучения является учитель начальных классов московской средней школы № 587, Народный учитель СССР С. Н. Лысенкова. Софья Николаевна стремилась сделать возможным одновременное обучение детей, имеющих различные уровни развития, не прибегая к дополнительным занятиям, «выравниваниям» и помощи родителей.

Опережающее обучение

В обычной школе она со своими учениками смогла уложить программу начальной школы в три года вместо положенных четырех, а с другим классом аналогичный результат был достигнут за два года. При этом важно, что ребятам не приходилось задерживаться на дополнительные занятия после основных уроков.

С. Н. Лысенкова входит в число педагогов-новаторов, создавших в годы перестройки манифест «Педагогика сотрудничества». В одном из положений этого документа говорится, что время после уроков принадлежит детям, учителя не могут использовать его по своему усмотрению. Ученики Лысенковой не получали объемного домашнего задания, чтобы иметь возможность заниматься спортом, посещать разливные кружки.

В основе опережающего обучения С. Н. Лысенковой лежит следующее педагогическое открытие: важно постепенно и долго готовить ребенка к освоению трудной темы, и тогда даже очень слабый ученик сможет усвоить ее успешно. На каждом уроке необходимо обсуждать не только недавно пройденную и новую тему, но и труднейший материал, который планируется изучать значительно позже.

Такой подход Софья Николаевна обозначила как «большая перспектива». Лучшие в классе схватывают сложные темы на интуитивном уровне, получая от такой работы интеллектуальное наслаждение. Более слабые ребята постепенно, при помощи повторений осваивают трудный материал и к моменту его разбора ничуть не отстают от одноклассников.

Классификационные параметры системы опережающего обучения

  • общепедагогической с точки зрения уровня применения;
  • гуманистической, исходя из своей философской основы;
  • социогенной с допущениями биогенного и психогенного факторов с позиции основного фактора развития;
  • ассоциативно-рефлекторной с элементами поэтапной интериоризации по концепции усвоения;
  • информационной (ЗУН) с элементами операционной (СУД) с точки зрения ориентации на личностные структуры;
  • обучающе-воспитательной, светской, технократической, общеобразовательной по своему содержательному характеру;
  • системой малых групп с точки зрения типа управления;
  • традиционной классно-урочной, академической с элементами дифференциации и индивидуализации, исходя из применяемых организационных форм;
  • предполагающей сотрудничество, партнерство в качестве основных подходов к ребенку;
  • объяснительно-иллюстративной с элементами диалога по основному используемому методу;
  • нацеленной на эффективную организацию и управление учебным процессом с позиции направления модернизации;
  • массовой, без какого-либо деления обучающихся на категории.

Цели применения опережающего обучения

  • Усвоение ребятами знаний, умений, навыков (ЗУН) с ориентацией на существующие стандарты.
  • Успешное обучение любых детей.

Концептуальные положения методики

  • Личностный подход является обязательной составляющей педагогики сотрудничества.
  • В процессе обучения успех представляет собой ключевое условие развития учеников.
  • Комфортная атмосфера в классе создается за счет доброжелательного отношения, взаимопомощи. Если у ученика что-то не получается, он не испытывает негативные эмоции, не боится отвечать и ошибаться.
  • Важно предупреждать ошибки, а не работать над ними.
  • В основе подачи материала лежит последовательность, системность содержания.
  • Требуется дифференциация, обеспечение доступности заданий для каждого ученика.
  • Путь к полной самостоятельности является постепенным.
  • Обучение незнающего ученика осуществляется с помощью знающего.

С. Н. Лысенкова доказала, что облегчить восприятие некоторых запланированных программой и объективно трудных тем можно, если вводить их заранее.

Принципы опережающего обучения С. Н. Лысенковой

На данный момент в педагогической литературе нет единого определения и развернутого теоретического обоснования опережающего обучения. В качестве методологических оснований могут использоваться отдельные положения теории Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в сфере развития.

По данной концепции обучение опирается на имеющийся у ребенка уровень развития, опережает его, стимулирует дальнейший прогресс. А значит, организация процесса получения знаний предполагает внесение новых элементов, создание других отношений – все это позволяет добиваться развития.

Принципы опережающего обучения С. Н. Лысенковой

Когда обучение идет впереди развития, его основной целью становится именно совершенствование ребенка.

С. Н. Лысенкова посчитала, что важно приступать к трудной теме не в те часы, которые отведены на нее программой, а значительно раньше. Речь идет о перспективной подготовке: трудный вопрос изучается попутно с материалом, который является основным на данный момент по программе.

На перспективную тему на уроке выделяется не более 5–7 минут, она раскрывается постепенно, учитель использует необходимые логические переходы. В первую очередь к обсуждению подключаются сильные ученики, потом средние и слабые ребята. Дети учат друг друга, и все участники процесса совершенно иначе ощущают себя. На следующем этапе педагог обобщает вопрос, используя те знания, которые ребята успели получить.

В целом усвоение материала при перспективно-опережающем обучении предполагает три этапа:

  1. Предварительная подача будущих знаний малыми порциями.
  2. Уточнение введенных понятий, их обобщение и использование.
  3. Обеспечение беглости мыслительных приемов, учебных действий.

Благодаря рассредоточенному усвоению материала знания откладываются в долговременной памяти.

Между годами обучения обязательно присутствует связующее звено или большая перспектива, то есть четвертый этап. Именно он должен быть в начале и завершении каждого учебного года.

При работе со структурой материала используется пробно-порциальный подход, применение которого объясняется задачами опережающего введения и последующего повторения понятий.

Особенности методики опережающего обучения

Еще одним обязательным компонентом технологии С. Н. Лысенковой считается комментируемое управление. Речь идет об описании ученика с места того, что он делает. Таким образом класс оптимально включается в работу, со всеми ребятами обеспечивается постоянная обратная связь. Подход может использоваться при написании элементов букв, цифр, проговаривании слов, решении примеров, задач, пр.

Особенности методики опережающего обучения

В 1960-х годах метод комментирования активно применялся в Липецке, где одним из педагогов-новаторов был К. А. Москаленко. С. Н. Лысенкова задействовала и развила данный подход, объединив комментирование трех действий по принципу: «Думаю, говорю, записываю». То есть ученик озвучивает, что сейчас делает, обеспечивая управление всеми ребятами в классе.

Даже когда требуется решить простой пример, допустим, 2 + 3 = 5, при опережающем обучении один из детей комментирует свои действия и ведет за собой остальных. Другие повторяют за ним в своих тетрадях, и все понимают смысл озвучиваемых действий.

По П. Я. Гальперину и Н. Ф. Талызиной, это интериоризация в процессе формирования умственных действий. Данный подход помогает задать высокий темп урока, способствует развитию речи, логического мышления у школьников. К четвертому классу место комментированного управления занимает доказательное.

Представим ситуацию во время занятия. В классе тишина, все в своих тетрадях решают примеры. Один из учеников спокойно и негромко без отрыва от процесса произносит: «Пишу шесть. Пишу плюс. Пишу два. Пишу получится. Пишу восемь». Таким образом он управляет всем классом. Педагог комментирует: «Совершенно верно, шесть плюс два получится восемь. Правильно!». И так далее. Ребята пишут все вместе, никто не торопится и не отстает.

В процессе опережающего обучения комментированное управление позволяет:

  • ученикам со средним и слабым уровнем успеваемости тянуться за более сильными;
  • развивать логику рассуждений, доказательность и самостоятельное мышление;
  • ученику занять положение педагога, который обычно управляет классом.

Еще одним ключевым элементом системы С. Н. Лысенковой являются опорные схемы, которые также обозначают как опоры. В процессе объяснения учитель вместе с ребятами формулирует выводы, далее вся информация фиксируется в формате таблиц, карточек, чертежей, рисунков.

Схемы-опоры должны постоянно использоваться на уроке, а не быть бесполезными плакатами на стенах. Лишь при выполнении этого условия они будут полезны педагогу в процессе объяснения, а детям во время применения полученной информации.

Нужно понимать, что в первый класс ходят дети, которые еще недавно были в детском саду. Для них свойственно конкретное мышление, образами. Опорные схемы помогают им гармонично перейти от картинок-игрушек, объясняющих принцип решения задач в математике, к условному наглядно-образному представлению. Таким образом ребята учатся абстрагироваться от предметов.

Пока у ребенка есть возможность использовать опору, отвечая учителю, он избавляется от скованности, боязни сказать не то. Схема при использовании перспективно-опережающего обучения превращается в алгоритм рассуждения, доказательства. Внимание ученика переключается с запоминания и бездумного воспроизведения информации на понимание причинно-следственных связей, суть вопроса.

Все перечисленные компоненты теории предполагают применение следующих методических приемов:

  • в первом классе нет домашних заданий;
  • ребята получают домашнее задание по новой теме лишь при условии, что все в классе смогут сами выполнить его;
  • нет механического зазубривания правил;
  • используется дифференцированный опрос, при котором каждого ученика спрашивают именно тогда, когда ему под силу дать ответ;
  • параллельно с изучением материала воспитывается организованность;
  • обязательно налаживается взаимодействие с родителями;
  • предполагается преемственность, то есть связь между годами обучения;
  • все базовые компоненты и методические приемы работают вместе.

Использование опорных схем в опережающем обучении

Благодаря применению опорных схем независимо от формата их составления ученикам не требуется ничего механически зазубривать. Происходит осмысленное усвоение материала, когда ребята формулируют правило по имеющейся перед глазами опоре и выполняют задачу, будь то решение примера или задание на грамматику.

Использование опорных схем в опережающем обучении
Использование опорных схем в опережающем обучении

Чтобы добиться необходимого эффекта, схемы-опоры при опережающем обучении должны использоваться на постоянной основе. Они:

  • оказывают помощь педагогу на разных этапах урока: когда выполняется проверка домашнего задания, требуется контроль и оценка, пр.;
  • облегчают усвоение материала учениками, помогают отвечать на вопросы и выполнять задания;
  • способствуют формированию атмосферы делового общения на дружеской волне и без конфликтов;
  • создают у учеников чувство уверенности, умения справляться со сложностями, кроме того, помогают увлечься, подталкивают трудиться;
  • обеспечивают высокую работоспособность и темп урока.

Дети не теряют время, вспоминая правила, которые нужны, чтобы выполнить задачу, – все можно прочитать на схемах. Потребуется всего неделя, чтобы ребята усвоили правило и научились осознанно им пользоваться. Спустя две недели схема утрачивает свою актуальность, поэтому ее можно убрать. Опора – это алгоритм рассуждения, благодаря которому ученик переключается с запоминания на суть темы.

По мнению советского педагога и журналиста С. Л. Соловейчика, идея опережающего обучения является гениальной. При традиционном крупноблочном обучении урок имеет двухлинейную логическую структуру, тогда как при опережающей технологии она становится трехлинейной.

Занятие по системе Лысенковой предполагает работу с изучаемым и уже известным материалом, а также с темами, которые только предстоит пройти. Здесь присутствует отдельная система понятий, отражающая смысл технологии – в нее включаются частота, длина или дальность опережения.

Ближнее опережение остается в границах одного урока, среднее находится в пределах системы уроков, а дальнее распространяется на учебный курс, даже предполагает выход за пределы одного предмета.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Федеральный институт педагогических измерений
  3. Минпросвещения РФ
  4. Воспитатели России
  5. ФГОС
  6. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw