Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Тесты для диагности готовности ребенка к школе для педагогов и родителей
Узнать подробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Коллективный способ обучения – что это и как работает в школе
Главная > Блог > Коллективный способ обучения – что это и как работает в школе
15.06.2023
2540
Время чтения: 18 минут

Коллективный способ обучения – что это и как работает в школе

Что это такое? Коллективный способ обучения (КСО) подразумевает задействование в работе всего класса одновременно, причем знания передает не педагог, а ученики друг другу. Данный метод был разработан А. Г. Ривиным, а потом усовершенствован В. К. Дьяченко.

Как применить? Существуют различные методики и технологии группового обучения. На выбор педагога: поабзацная проработка текста, обмен заданиями, нетрадиционные уроки, групповые опросы и пр. Главное – тщательно подготовиться к такому занятию, чтобы увлечь и заинтересовать детей дискуссией между собой.

Оглавление:
  1. Суть коллективного способа обучения
  2. Цель и принципы коллективного способа обучения
  3. Методы коллективного обучения
  4. Особенности групповой технологии коллективного обучения
  5. Этапы групповой работы
  6. Разновидности групповых технологий
Комплект "Логико-математическое развитие" для учителей и родителей Купить со скидкой 10%

Суть коллективного способа обучения

Разработчиками эффективной педагогической технологии «Коллективный способ обучения» (КСО) являются:

  • Ривин Александр Григорьевич (1877 – 1944) – русский и советский педагог-новатор, автор методики коллективной учебной работы посредством диалогических пар сменного состава.
  • Дьяченко Виталий Кузьмич (1923 – 2008) – профессор, заведующий кафедрой педагогики Красноярского института повышения квалификации работников образования, сформулировал основы коллективного способа обучения.

В. К. Дьяченко рассматривал коллективное обучение как частный случай общения в процессе учебно-познавательной деятельности. Он выделял четыре организационные формы, для каждой из которых характерен определенный вид общения.

Коллективный способ обучения

Коллективный способ обучения предполагает общение школьников в динамических парах, где один обучает другого и способствует реализации большого потенциала коллективной, групповой, парной и индивидуальной деятельности.

Люди всегда задумывались о том, как передать другому свои знания и опыт. Известно, что способ передачи учебной информации, когда один ученик учит другого тому, что уже умеет, практиковался еще в древние времена. Позже эту педагогическую идею успешно воплотили в белл-ланкастерской системе взаимного обучения.

Ее суть состояла в том, что сначала старшие дети под руководством педагога усваивали новый материал, а потом, в соответствии с полученной от учителя инструкцией, передавали свои знания младшим. Технология позволяла учителю задействовать в процесс обучения сразу много учеников, но она не стала популярной из-за низких показателей качества.

При разработке коллективного способа обучения А. Г. Ривин и В. К. Дьяченко взяли за основу идею белл-ланкастерской системы взаимного обучения, но при этом они изменили форму учебной работы – в посильное общение должны вовлекаться все дети, без учета их актуального уровня знаний и умений.

Обучающиеся работают в динамически меняющихся парах и по очереди выступают то в роли ученика, то учителя. Детям очень интересна такая форма деятельности, они с удовольствием включаются в процесс.

Цель и принципы коллективного способа обучения

Прежде чем начать применять на практике коллективный способ обучения, необходимо ознакомиться с целями и ключевыми принципами реализации этой педагогической технологии, а также с различными методами организации групповой работы в классе.

Коллективный способ обучения

Три основные цели КСО

  • Усвоение знаний, умений и навыков (ЗУН).
  • Развитие коммуникативных качеств личности.
  • Организация интернациональной трудовой школы.

Коллективный способ обучения (КСО) – это эффективная педагогическая технология, которая основывается на включении в учебный процесс естественной структуры общения между людьми – диалогических пар.

Ключевые принципы технологии КСО, которые необходимо соблюдать

  • Разноуровневость, включение в педагогический процесс участников разного возраста.
  • Завершенность и ориентация на наиболее высокие конечные результаты.
  • Непрерывность и безотлагательность передачи друг другу полученных знаний.
  • Обучение в соответствии с индивидуальными способностями ученика.
  • Сотрудничество и взаимопомощь между обучающимися.
  • Разнообразие учебных тем и заданий.
  • Педагогизация деятельности каждого.

Методы коллективного обучения

Как сделать учебный процесс интересным и увлекательным? Как зажечь в глазах детей разного возраста искорку интереса к получению знаний? Рассмотрим две наиболее продуктивные и часто применяемые на практике методики:

Методика изучения текста по абзацам (автор А. Г. Ривин)

Очень результативный способ обучения освоению различных научных статей и сложных текстов в диалогических парах сменного состава.

За время урока коллективный способ обучения позволяет одновременно изучить 9–11 тем в классе численностью 30–40 человек. Каждый ученик работает над своей темой по очереди с разными одноклассниками. Во время этого процесса он выступает поочередно в роли слушателя и учителя. По каждой теме подбирается не менее 15–20 рассказов, которые педагог распределяет между детьми. Таким образом, 3-4 ученика могут в одно и то же время обсуждать определенную тему.

По объему статьи для проработки не должны быть меньше одной страницы формата А4.

В начале урока учитель ставит четкую цель: в процессе работы каждый ребенок должен изучить текст так, чтобы суметь рассказать изученный материал и ответить на все вопросы.

Коллективный способ обучения

Работа организуется так, чтобы вся учебная информация была последовательно проработана каждым ребенком сначала с позиции слушателя, а затем в роли учителя.

Например, учитель физики дал Оле тему «Рефракция света в земной атмосфере». Ученица приступила к работе вместе с одноклассником Олегом. Печатный учебный материал лежит посередине стола. Один из детей читает вслух первый абзац текста, затем они вместе обсуждают, о чем идет речь, подбирают заглавие и записывают его в тетрадь: «1) Возникновение рефракции света в земной атмосфере».

После этого дети вместе выполняют то же самое по статье, которая дана Олегу. Когда его тему также обсудили и озаглавили, Оля пересаживается за стол к Татьяне и вручает ей свою тетрадь. Таня читает заглавие темы и просит Наталью рассказать ей, как возникает рефракция света в земной атмосфере.

Когда Ольга ответила на все вопросы Татьяны, она читает следующий абзац тематического текста, после этого девочки обсуждают его содержание, подбирают вместе заглавие. Таня записывает в тетрадь Оли заглавие второго абзаца: «2) Определение астрономической и земной рефракции». По такому же алгоритму ученицы проделывают работу по статье Тани.

Ольга берет свою тетрадь, пересаживается за стол к Максиму и подробно пересказывает ему содержание двух проработанных ранее абзацев. Затем дети вместе работают над третьей частью текста, Максим вносит в тетрадь Оли ее заглавие: «3) Траектория светового луча, приходящего к земному наблюдателю».

После работы в паре с Максимом Оля снова пересаживается и по такой же схеме поочередно встречается еще с четырьмя ребятами. Каждому новому напарнику девочка показывает свою тетрадь с записанными заглавиями и детально раскрывает содержание ранее проработанных с другими детьми частей текста. В новой паре она обсуждает по одному абзацу своего учебного материала. «Партнер» пишет в ее тетради заглавие совместно проработанного текстового отрезка. В результате коллективного способа обучения у ученицы составлен план темы, состоящий из семи пунктов.

К концу урока Ольга снова садится за стол к своему самому первому «собеседнику» – Олегу и излагает ему всю тему по пунктам плана. В свою очередь мальчик тоже завершил изучение данного ему тематического материала, он подробно рассказывает все, что узнал, отвечает на вопросы, советует Оле, на что обратить особое внимание.

Рассмотренную форму работы можно практиковать для изучения различных школьных предметов. Главное в методике поабзацной проработки текста, автором которой является А. Г. Ривин, в том, что каждый обучающийся работает над собственной полученной темой не в одиночку, а в парах (поочередно с другими одноклассниками).

Когда все абзацы текста проработаны, учащийся еще раз просматривает составленный план и подробно пересказывает усвоенную информацию одному из своих одноклассников. Итоговое закрепление учебного материала может проводиться и в другом формате: письменное изложение статьи, пересказ для малой группы или всего класса, ответы на вопросы учителя.

Методика «Обмен заданиями» (автор М. А. Мкртчян)

Коллективный способ обучения реализуется в школе посредством применения различных методик. Одна из них – «Обмен заданиями» – начинается с объяснения раздела. Учитель по очереди консультирует каждого обучающегося – разъясняет решение задачи «а» из задания, которое необходимо выполнить ребенку.

Ход решения фиксируется в тетради ученика. С задачей «б» из полученного упражнения детям надо справиться самостоятельно, правильность решения проконтролирует преподаватель. После проверки в таблице учета напротив имени ученика ставится знак «+».

Коллективный способ обучения

Раздел запущен, если каждое его задание выполнил хотя бы один обучающийся.

Всем детям на карточке или в тетради учитель предлагает по два однотипных упражнения или вопроса. Для удобства все задания отмечены буквами и цифрами (к примеру, ВА4, МК7), где первые означают раздел, а вторые – номер задачи в разделе.

Пример: упражнения по разделу «Решение неравенств» – РН1, РН2, РН3 и т. д.

Задание РН1 Задание РН2
Решить неравенства: Решить неравенства:
а) 2 : (1 — 2х) < 3 : (х + 5) а) х2 + х – 2 > х
б) 3 : (х + 2) < 5 : (2 — х) б) м2 + 5х + 4 > х + 2

Рассмотрим порядок работы учеников. Допустим, Виктор хорошо подготовлен, умеет решать и объяснять все задачи из задания РН1, а Данила знает решение задач из варианта РН2. При коллективном способе обучения мальчики объединяются, чтобы обменяться знаниями: Виктор научит Данилу решать задачу «а» из задания РН1 и при необходимости даст теоретические объяснения, ответит на все вопросы. Решение задачи и необходимые формулы Данила записывает в тетради Виктора.

Затем также Данила передает свои знания Виктору – объясняет решение задачи «а» из задания РН2. Следующий шаг: первый мальчик самостоятельно решает задачу «б» из задания РН1, а второй – задачу «б» из задания РН2. При составлении всех заданий учителю следует учесть, что задача «б» должна решаться таким же способом, как и задача «а».

После выполнения и проверки друг у друга правильности решения ребята расходятся. Каждый из них переходит к новому партнеру. Для оптимизации поиска «компаньона» можно использовать цветную маркировку карточек с заданием.

Коллективный способ обучения

А теперь разберем алгоритм изучения всего раздела. Предположим, что в малой группе шесть обучающихся: Виктор, Данила, Степан, Игорь, Андрей и Сергей. Им следует выполнить задачи по разделу «Решение неравенств».

Преподаватель заранее разрабатывает шесть упражнений: РН1, РН2, РНЗ, РН4, РН5, РН6. Кроме того, он составляет таблицу учета, в которую будет вносить соответствующие отметки о выполнении:

Задания
Ученик РН1 РН2 РНЗ РН4 РН5 РН6
Виктор
Данила
Степан
Игорь
Андрей
Сергей

Дети осваивают учебный материал в динамичных парах. В таблице учета педагог делает контрольную отметку о проработке задания – «+». К концу урока каждый из обучающихся сможет поработать с разными партнерами и решить все шесть заданий.

Деятельность целого класса организуется посредством формирования нескольких малых групп по 5–7 человек в каждой. В этом случае определенные трудности вызывает вводный процесс «запуска», так как в стандартном классном коллективе может одновременно по разным темам работать 5-6 групп, к примеру, первая – «Решение неравенств» (РН), вторая – «Числовые последовательности» (ЧП) и т. д.

Чтобы исключить возможные затруднения при применении на уроке коллективного способа обучения, необходимо заранее продумать вводный «запуск». Например, вместо одного педагога на первое занятие придут 2-3 и более учителей или к работе с учениками младших классов можно привлечь активных старшеклассников, которые значительно облегчат установочную работу.

Мурманская методика взаимного обмена заданиями позволяет использовать прием «самозапуска». Учитель распределяет весь теоретический и практический материал по карточкам, которые раздает ученикам. Дети должны самостоятельно освоить (повторить) предложенные упражнения. Затем каждый выбирает себе партнера и «запускается» взаимообучение – выполнение задач на закрепление, обмен карточками, переход к новому партнеру, работа во вновь созданной паре.

Коллективный способ обучения

В процессе учебной деятельности применяются маршрутные листы, обязательно заполняется таблица или экран учета работы всех детей, осуществляется контроль в различных формах: учительский, самоконтроль, взаимная проверка.

Основной вид итогового контроля при коллективном способе обучения – зачет:

  • «по вертикали» – несколько обучающихся проверяют выполненное задание по определенной карточке у всех учеников;
  • «по горизонтали» – один параллельный класс проверяет другой в парах;
  • «вертушка» – применяется в работе небольших групп переменного состава, в роли экспертов-координаторов могут выступать ученики, педагоги своей школы или приглашенные из других учебных заведений;
  • принимают участие учитель и ассистенты, выбранные из учеников этого же класса;
  • участвуют учителя, члены методического объединения, посетившие урок в этом классе или школе;
  • тестирование безмашинное (опросники, перфокарты и т. п.) и машинное (различные ТСО).

Основное преимущество коллективного способа обучения как педагогической технологии – возможность освободить учителя от значительной доли фронтальной работы с классом и уделить больше времени индивидуальной помощи ученикам.

Особенности групповой технологии коллективного обучения

По теории В. К. Дьяченко, коллективный способ обучения может быть комбинированным – иметь различную организационную структуру: индивидуальную, парную, групповую.

К групповым способам обучения относятся следующие формы организации учебного процесса, когда один обучает многих, каждая из них имеет свои преимущества:

  • классно-урочная – традиционная;
  • лекционно-семинарская – способствует углублению знаний по предмету;
  • дидактическая игровая – деятельность организуется в виде учебных игр;
  • бригадно-лабораторный метод – сочетает коллективную и индивидуальную форму обучения;
  • белл-ланкастерская система – старшие знающие ученики обучают младших;
  • метод проектов – гибкая модель, ориентированная на творческую самореализацию;
  • метод Л. Трампа – оригинальная модификация лекционно-семинарской системы;
  • дифференцированная – учитель, работая с группой, учитывает особенности каждого участника, дети обучаются на уровне своих возможностей.

Для современного школьного образования характерно широкое применение различных форм организации коллективного способа обучения в рамках классно-урочной системы. Самыми распространенными являются фронтальная и групповая внутри класса. Дети не только постигают учебный материал и отрабатывают навыки, они осваивают опыт совместной деятельности, созидательного труда и социальных отношений.

Коллективный способ обучения

Педагог И. Б. Первин выделил пять уровней коллективной учебно-познавательной деятельности:

  1. Фронтальная (одновременная) – направлена на достижение одной общей цели.
  2. В статичных парах (постоянного состава), например, дети, сидящие за одной партой.
  3. Групповая – основана на принципах дифференциации.
  4. Межгрупповая (взаимозависимая) – каждая группа имеет свое задание при общей цели.
  5. Фронтально-коллективная – под руководством педагога выполняется и обсуждается одно задание, предполагает активное участие всех школьников.

При грамотном педагогическом подходе и руководстве эти формы организации учебной деятельности способствуют реализации основных условий коллективности: осознание общей цели, обоснованное распределение обязанностей, взаимодеятельность, обоюдный контроль.

Фактически на практике коллективными технологиями называют только групповой и межгрупповой уровни организации учебного процесса в классе.

Технология «Коллективный способ обучения» предполагает совместное решение поставленных задач и требует временного разделения класса на малые группы. Учитель предлагает обучающимся алгоритм действий: обсудить учебную задачу, определить способы ее решения, реализовать намеченное на практике, представить совместно полученный результат.

Описанная форма работы эффективнее фронтальной, так как позволяет осуществлять дифференцированный подход – учитывает индивидуальные особенности каждого ученика, предоставляет широкие возможности для кооперирования и формирования навыков коллективной познавательной деятельности.

Основные цели групповой технологии

  • Обеспечение максимально высокой активности учебного процесса.
  • Достижение высокого уровня усвоения содержания учебного материала.

Групповые технологии как коллективный способ обучения способствуют решению многих педагогических и психологических задач, таких как:

  • взаимное обогащение обучающихся в группе;
  • организация совместных действий, способствующих активизации учебно-познавательных процессов;
  • распределение начальных действий и операций посредством системы заданий, обусловленных особенностями изучаемого материала или объекта;
  • развитие коммуникативных навыков, необходимых для взаимопонимания, распределения, планирования, взаимообмена, создания адекватных учебной задаче условий работы, согласования действий;
  • обмен способами действия, который необходим для выявления различных подходов к решению задачи и получения коллективного результата: решения, продукта деятельности;
  • развитие взаимопонимания – обусловлено характером включения обучающихся в совместную учебно-познавательную деятельность;
  • рефлексия, посредством которой определяется отношение каждого участника к своему действию и обеспечивается его соответствующая коррекция.

Коллективный способ обучения

Организация групповой деятельности в процессе обучения имеет свои особенности, такие как:

  • определение учебных задач;
  • деление класса на группы;
  • получение каждой группой конкретного задания: дифференцированного или одинакового для всех;
  • работа детей в группах под непосредственным руководством педагога или ученика-консультанта;
  • выполнение заданий определенным способом, который позволяет выявить и оценить вклад каждого обучающегося;
  • непостоянный состав группы – он формируется с учетом наибольшей эффективности для всего коллектива, чтобы каждый ученик смог реализовать свои потенциальные ресурсы, и во многом зависит от поставленных целей и предстоящей деятельности.

Формирование групп и назначение руководителей (консультантов) происходит по принципу объединения учеников с разным уровнем осведомленности и обученности по данному предмету, с учетом их совместимости и возможности взаимно дополнять друг друга.

Однотипная работа в группах при коллективном способе обучения предполагает выполнение одинакового для всех обучающихся задания. Дифференцированная деятельность – решение группами разноуровневых задач. В ходе учебного процесса одобряется и поощряется содействие обучающихся: помощь друг другу, обращение за советом, совместное планирование, обсуждение хода и итогов работы.

Коллективный способ обучения

При коллективном способе обучения следует обратить особое внимание на индивидуальную поддержку нуждающихся учеников, так как групповая форма работы значительно увеличивает потребность в ней. Дети могут оказывать взаимную помощь друг другу или получать ее со стороны педагога. Таким образом, выигрывает не только слабый учащийся, но и более сильный получает возможность закрепить, актуализировать, конкретизировать и отточить свои знания.

Этапы групповой работы

Весь процесс групповой работы состоит из трех основных этапов, которые в свою очередь включают ряд действий:

Подготовительный этап

Подготовка к выполнению задания:

  • Учитель ставит познавательную задачу, знакомит с проблемой.
  • Проводит инструктаж по последовательности выполнения действий.
  • Раздает дидактический материал.

Основной этап

Групповая деятельность:

  • Ученики знакомятся с учебным материалом.
  • Планируется предстоящая работа.
  • Распределяются задания внутри группы.
  • Выполняются индивидуальные задания.
  • Обсуждаются индивидуальные результаты работы внутри группы.
  • Обсуждаются и обобщаются итоги выполнения общего задания, вносятся замечания, дополнения, уточнения.
  • Подводится результат выполнения группового задания.

Заключительный этап

Рефлексия, анализ, выводы:

  • Оглашаются результаты коллективной работы.
  • Проводится рефлексия, анализ выполнения познавательной задачи.
  • Озвучивается общий вывод об успешности групповой работы и достижении поставленных целей.
  • Дополнительная информация учителя для обучающихся.

Как показывает практика, если вводный этап взять за единицу времени, то длительность групповой деятельности равняется примерно шести единицам, а заключительная часть – двум.

Во время групповой работы обучающихся учитель выполняет различные функции: контролирует деятельность групп, отвечает на вопросы учеников, уточняет порядок действий, регулирует возникшие споры, при необходимости оказывает индивидуальную помощь.

Коллективный способ обучения имеет свои плюсы и минусы – позволяет обсуждать ход и результаты работы, взаимно консультировать друг друга, но также требует серьезной организации и тщательной подготовки.

Технология наиболее эффективна и целесообразна для решения основных дидактических задач, проведения практических и лабораторных работ, научных практикумов. Методика КСО получила широкое применение на уроках иностранного языка при отработке навыков разговорной речи в парах, трудового обучения и технологии при решении конструктивно-технических задач; естественно-научного цикла при выполнении практических работ, гуманитарного цикла при изучении текстов, исторических документов и т. п.

Разновидности групповых технологий

Рассмотрим, какие групповые технологии используются.

Групповой опрос

Одна из коллективных технологий, которую применяют для повторения и закрепления изученного раздела учебной программы. Работа в такой форме может быть проведена как во время урока, так и после него, например, зачет. Учитель заранее составляет перечень вопросов, которые консультант задает каждому обучающемуся. В ходе опроса один ученик отвечает, а остальные члены группы дополняют, комментируют и совместно оценивают ответ.

Коллективный способ обучения

Структура группового опроса идентична групповому занятию, разница лишь в соотношении вводной, основной (опрос обучающихся) и заключительной частей, они составляют пропорцию 1:8:2. Класс делится на группы, в которых ученики опрашиваются одновременно. Чтобы дети не мешали друг другу, общение проходит вполголоса.

Такая форма опроса способствует повышению интенсивности учебной деятельности, целостному включению группы в работу, определению уровня знаний у всех учеников без исключения, воспитанию у детей чувства ответственности, взаимовыручки и требовательности.

Общественный смотр знаний

Одна из особых форм проверки знаний. Она требует грамотной организации и правильно проведенного подготовительного периода.

Временные затраты на подготовку зависят от содержания и сложности смотра, а также уровня знаний, умений и навыков обучающихся. Сначала следует разбить классный коллектив на группы по 4–6 человек и в каждой назначить консультанта. Если в классе ранее уже практиковался коллективный способ обучения и кружки сформированы, то лучше всего оставить их в том же составе и проводить подготовительную работу в уже слаженных объединениях.

Учителю необходимо заранее тщательно продумать и составить перечень вопросов, задач, практических заданий, графических работ и прочего учебного материала, который дети должны повторить в группах во время внеурочной подготовки. Основную подготовительную работу педагог проводит с консультантами, которые в процессе смотра знаний будут управлять деятельностью групп.

Открытое итоговое мероприятие проводится в торжественной форме. Предварительно помещение украшается, парты расставляются в особом порядке, организуется выставка методических материалов, дидактических пособий, практических работ школьников.

Члены жюри рассаживаются за столами так, чтобы хорошо видеть класс и доску. Передний ряд парт оставляется свободным для самостоятельно работающих обучающихся. Все дети одеты в праздничную форму, сидят по группам со своим консультантом. Предоставляется слово председателю жюри, который и открывает смотр.

После этого ведущий педагог приступает к своим обязанностям. У него обязательно имеется план проведения смотра с указанием всех видов работ (устных, письменных, графических, практических задач, нестандартных заданий и т. п.) и список учеников по группам.

Коллективный способ обучения

Учитель заранее продумывает и планирует предстоящую работу так, чтобы группа детей выполняла задание, сидя за партами, вторая – у доски, третья – отвечая на вопросы со своих мест. Если ответ прозвучал недостаточно полно, ученики могут дополнить и уточнить его.

Члены жюри учитывают все ответы и поправки, могут задавать вопросы отвечающему. На общественном смотре допускается включение недлительной фронтальной проверки знаний, как то небольшой диктант или текст, перфокарты или несложные задачи. В программу открытого мероприятия могут включаться развлекательные элементы, например, по типу КВН.

В финальной части жюри подводит итоги, председатель оглашает результаты перед всеми участниками. Наряду с оценками, которые получает каждый ученик класса, также характеризуется работа всех групп. Мероприятие освещается в информационных средствах и анализируется в педагогическом коллективе.

Учебная встреча

Эта групповая форма работы эффективна при повторении учебного материала, проводится не только на уроке, но и во внеурочное время. Встреча может быть организована между двумя командами одного класса или в параллели. Тема и время проведения утверждаются учителем или активом класса.

Так же, как и любой коллективный способ обучения, учебная встреча требует хорошо продуманной подготовки. Роль ведущего берет на себя педагог.

Групповое мероприятие проводится следующим образом. Ведущий задает вопрос одной команде. Отвечает тот, кто первым поднял руку, остальные члены этой же группы могут дополнять и уточнять. Если ответ неправильный или неполный, то отвечает другая команда.

Ведущий и члены жюри могут задавать дополнительные вопросы. Так же, как и при проведении общественного смотра, некоторые учащиеся одновременно работают у доски, другие – приглашаются к столу для выполнения письменных работ. В отличие от торжественного смотра, учебная встреча носит рабочий характер и является текущей проверкой знаний.

Диспут

Диспут основывается на противопоставлении нескольких мнений и является разновидностью учебной встречи. Успех этого группового мероприятия зависит от выбора темы, которую можно рассматривать как минимум с двух различающихся позиций.

Коллективный способ обучения

Учитель должен самым тщательным образом продумать задачи и ход диспута, возможные варианты ответов, а главное, выводы, которые должны сделать участники дискуссии. Перед началом мероприятия необходимо ознакомить детей с правилами, обычно их размещают на видном месте.

В ходе обсуждения педагог следит за соблюдением озвученных в самом начале требований:

  • «Я ставлю цель не победить моего оппонента, а найти наиболее эффективное решение проблемы».
  • «Я мотивирую каждого участника дискуссии принять активное участие в обсуждении».
  • «Я реагирую спокойно на мнение противоположной стороны, выслушиваю позицию каждого, даже если я с ней не согласен».
  • «Я стараюсь основательно вникнуть в проблему, осмыслить и понять оба взгляда на нее».
  • «Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим точкам зрения».
  • «Я подвергаю объективной критике идеи, а не людей».
  • «Я изменяю свое мнение под воздействием обоснованных фактов и убедительных аргументов».

Очень важно грамотно подготовить того, кто будет вести диспут, так как от этого во многом зависит успешность мероприятия. В ходе полемики ведущий обязан предоставлять слово всем желающим высказать свою точку зрения, следить за соблюдением регламента, соблюдать очередность выступлений и поддерживать накал участников до конца встречи. Хорошо, если этот ученик пользуется заслуженным авторитетом среди одноклассников.

Главная цель диспута – научить школьников приводить аргументы, руководствоваться фактами, логично отстаивать свою позицию. Этот коллективный способ обучения не требует выставления отметок или принятия решений.

Нетрадиционные уроки

К групповым технологиям относятся и нетрадиционные уроки, в которых классный коллектив делится на разные группы.

Коллективный способ обучения

Такой коллективный способ обучения часто используется в начальной школе, например, интегрированный урок, урок-сказка, урок-открытие, урок-путешествие, урок-конкурс, урок-викторина и другие. Нестандартные групповые технологии позволяют увеличить учебный актив обучающихся – в него входят сильные ученики, проявляющие интерес к различным предметам и желающие оказать помощь одноклассникам, они играют роль консультантов или ассистентов.

Результативность групповой деятельности во многом зависит от того, насколько хорошо учитель знает класс: не только уровень знаний, но и личностные особенности детей, психологический климат в коллективе. Большое значение имеет подготовленность консультантов, проведение с ними систематических занятий и методических консультаций, проверка качества их знаний. Затраченное на подготовку время педагог полностью компенсирует качеством знаний учащихся.

Современная психологическая наука утверждает: мышление и речь тесно взаимосвязаны, таким образом, коллективный способ обучения (КСО) является эффективной педагогической технологией. Работа в парах сменного состава по определенному алгоритму позволяет развивать у школьников самостоятельность, ответственность и коммуникативные навыки.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Федеральный институт педагогических измерений
  3. Минпросвещения РФ
  4. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  5. Министерство науки и высшего образования РФ
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Скачать шаблоны
для логопедов
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Шаблоны для
логопедов
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw