Организация работы учителя как важный элемент системы образования
Сохранить статью:
В чем заключается? За последние годы организация работы учителя сильно изменилась. Ключевым в педагогическом процессе стало развитие личности ученика при помощи современных технологий и методов.
Как этого добиться? Помимо традиционной роли, педагог должен выполнять функции консультанта, модератора, тьютора. По действующим образовательным стандартам еще одна его задача состоит в том, чтобы задействовать информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения.
Суть организации педагогической деятельности
В школе или ДОУ важно всегда обращать больше внимания на организацию и управление процессом обучения.
Данной проблемой занимался профессор Пятигорского лингвистического университета И. П. Раченко. По его мнению, стимулировать профессионально-педагогическую деятельность учителя при организации работы позволяют требования, касающиеся:
- гуманистической направленности деятельности;
- органичной связи со школьной концепцией развития;
- широкой мировоззренческой направленности;
- ориентированности на практику.
Действия педагога
И. П. Раченко утверждает, что в идеале работа педагога состоит из набора таких действий, как:
- Подготовка к занятиям: диагностика знаний учеников, целеполагание, выбор содержания, форм организации урока, написание плана урока, предположение относительно условий его проведения.
- Учебная деятельность, куда относится формирование научных знаний, навыков самообразования, самовоспитания и самоорганизации в соответствии с возрастной категорией учащихся.
- Воспитательная деятельность на уроке и во внеурочное время, что предполагает проведение факультативов, кружков, экскурсий, творческих мастерских, поисковой работы, пр.
- Научная работа, которая является особенно актуальной при организации работы учителей в условиях экспериментальных школ и площадок.
- Повышение квалификации при помощи непрерывного образования.
Чтобы верно оценивать работу учителя, школьное руководство использует нормированную шкалу, созданную Ставропольской лабораторией по проблемам научной организации педагогического труда. Речь идет об оценке таких элементов, как:
- содержание;
- организация;
- технологии;
- методы;
- отношения во взаимодействии всех участников процесса.
Под содержанием понимают смысл, лежащий в основе всей организации учебной работы учителя. Данный аспект зависит от целей и задач образования и во многом связан с образом выпускника, который после окончания обучения в школе должен стать человеком культуры.
Организация работы учителя представляет собой внутреннюю упорядоченность и внешнюю направленность педагогической деятельности. В ее рамках у учителя, а потом и у учеников формируется набор следующих навыков:
- способность самостоятельно формулировать цели и задачи деятельности и поведения;
- умение выбирать целесообразные и наиболее подходящие для решения задач формы, методы, приемы обучения;
- выбор и эффективное применение на практике дидактических средств;
- планирование, нормирование, контроль и учет труда на основании научных доводов;
- умение принимать оптимальные решения;
- диагностика и прогнозирование деятельности;
- стимулирование деятельности и поведения;
- использование комплексного, системного подхода;
- применение научных методов во время любой работы, например, исследовательской.
Следующим важным элементом нормированной шкалы является технология, которая представляет собой логику организации и планирования работы учителя и предусматривает создание подходящих инструментов, графиков, схем, алгоритмов, пр.
Методы – это набор приемов, направленных на практическое либо теоретическое освоение действительности учащимися. В работе педагога преобладают частные или предметные приемы обучения и воспитания. Однако ему важно иметь в своем распоряжении и общенаучные способы.
Педагогическими отношениями, согласно нормированной шкале, называют отношения и организацию работы учителя с коллегами, учениками и их родителями, общественностью. Ключевые образцовые характеристики педагогических взаимосвязей предполагают достижение оптимального уровня следующей совокупности отношений:
- к себе и преодолению себя, к самоорганизации, самоуправлению;
- к ученикам, другим педагогам, руководству, родителям, социуму;
- к различным направлениям труда в качестве целесообразной деятельности;
- к науке, технике, искусству и народному творчеству;
- к физкультуре, туризму, краеведению, охране памятников истории и культуры;
- к процессам, протекающим в социуме;
- к природе.
Научная организация работы учителя
Научная организация педагогического труда (НОПП) представляет собой систему обоснованных с научной точки зрения мероприятий, целью которых является совершенствование педагогического труда и его условий. Также система обеспечивает максимальную эффективность обучения, воспитания, позволяет наиболее грамотно задействовать время, силы, средства учителя и детей.
Не менее важным направлением является формирование и использование на практике благоприятных условий для труда и отдыха, забота о здоровье и всестороннем развитии участников процесса обучения. В основе НОПП лежит научная организация труда педагога, учащихся, всех сотрудников школы.
К основным компонентам научной организации работы учителя относится организация времени, методика работы с книгой, техники отбора, фиксации, обработки и хранения информации.
Постоянное использование множества литературных источников предполагает, что для организации работы учителю важно применять различные виды чтения:
- Предварительное.
- Сквозное.
- Выборочное.
- Повторное.
- Аналитическое.
- Партитурное.
- Смешанное.
В рамках научной организации работы учителей необходимо организовать процесс творческого поиска, применять на практике последние педагогические достижения и распространять полученный опыт. Не менее важно обеспечить условия для развития способностей и талантов, выявления одаренных ребят.
Следует более грамотно строить планы, касающиеся всех направлений школьной работы, учета и контроля. Еще одна сфера деятельности требует наладить взаимодействие школы с родителями учеников и общественными организациями.
Организация работы учителя с различными видами УМК
Организация работы учителя с различными компонентами УМК и их внедрение в обучение необходимо для эффективного решения задач в рамках обществоведческого образования. Узнать о компонентах конкретного УМК можно на последних страницах учебника, однако все указанные там сведения стремительно устаревают.
Рациональнее заглянуть на сайт издательства и ознакомиться с материалами к учебнику. Обычно можно найти небольшие аннотации и фрагменты пособий.
Не получится пользоваться всеми компонентами учебно-методического комплекса, если у учебника есть полноценный методический шлейф. Для организации работы учителю стоит отбирать материалы по следующим принципам:
- Интересы и возможности ребят в познавательной сфере.
- Интересы и познавательные возможности некоторых учеников, занимающихся в классе.
- Наличие времени на уроке, чтобы разобрать определенные материалы.
- Разнообразие форм деятельности во время занятия.
- Необходимость в более активной работе ради обеспечения конкретных результатов обучения.
- Возможность пользоваться дома и в классе некоторыми составляющими УМК, учитывается, например, наличие оборудования.
Если в УМК присутствует большое количество компонентов, удается отобрать средства и приемы, которые будут полезны при обучении класса в целом, групп ребят и даже отдельных учащихся.
на наши новости
500 000 пользователей!
На данный момент все более актуальной становится организация самостоятельной деятельности учащихся. А значит, необходимо использовать пособия, обеспечивающие реализацию подобного подхода в соответствии с компонентами УМК. Иными словами, в пособиях содержатся принципы для учеников, а не для преподавателя, позволяющие выстроить познавательную практику.
При организации методической работы учителя нужно учитывать, что такой комплекс имеет четкую структуру, благодаря которой ребята могут осваивать предмет без посторонней помощи. Данный эффект достигается за счет дополнения исходного комплекта методическими рекомендациями по самостоятельному изучению предмета.
Указания содержат в себе порядок работы с учебно-методическими материалами, то есть подсказывают, что, в каком объеме и последовательности нужно проработать на каждом этапе. Они ложатся в основу УМК, далее ученику задается траектория движения.
Организация работы учителя-логопеда
В общеобразовательной школе учитель-логопед должен:
- Своевременно выявлять у учащихся отклонения речевого развития.
- Корректировать нарушения устной и письменной речи, чтобы помочь ребятам справиться со сложностями при освоении программы.
- Предупреждать и проводить профилактику речевых нарушений.
Задачи
В процессе решения любая задача считается целью, поэтому содержит в себе ряд более мелких практических вопросов. Так, при работе с нарушениями устной и письменной речи во внимание принимают механизм речевого нарушения, причины и следствие его появления.
- Проводить обследование учеников, чтобы выявить детей, которым важно обеспечить профилактические и коррекционно-речевые мероприятия.
- Изучать уровень речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития, а также индивидуально-типологические характеристики ребят, которым не обойтись без логопедической поддержки. Не менее важно определить основные направления работы и вопросы, актуальные для отдельных учеников.
- Систематически выполнять профилактику и коррекционно-речевую работу с учащимися с учетом их индивидуальных программ.
- Оценивать результаты подобной деятельности, определять, насколько дети готовы к обучению в школе.
- Подготавливать педагогов и родителей учеников к выполнению логопедических задач и помощи логопеду, направленной на создание полноценной речевой среды.
- Координировать работу учителей и родителей, контролировать качество выполнения речевых заданий.
Индивидуальная работа
При организации индивидуальной работы такого учителя с детьми важно учесть, что логопед в общеобразовательном учреждении занимается ребятами:
- с нарушениями в развитии устной и письменной речи на родном языке – может наблюдаться общее недоразвитие с разной степенью выраженности;
- с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
- страдающими от заикания;
- с недостатками произношения, то есть с фонетическими дефектами;
- с особенностями речи, которые объясняются нарушением строения и подвижности речевого аппарата – ребенок может быть носителем дизартрии, ринолалии;
- с нарушениями чтения и письма, вызванными общим, фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи.
Ребенок зачисляется к логопеду после обследования речи и должен постоянно с ним заниматься. Занятия проходят преимущественно в групповом формате, хотя могут быть и индивидуальными. Учитель собирает группы, опираясь на степень речевого недоразвития и возраст учеников.
Максимальное количество детей в группе зависит от особенностей речевого дефекта, тогда как минимальной считается группа из трех человек. Организация подобной внеурочной работы выполняется учителем в соответствии с режимом работы школы. Частоту занятий подбирают, исходя из тяжести дефектов.
Организация работы учителя предполагает, что для фиксации тем занятий и посещаемости используется журнал логопедических занятий.
Чтобы иметь возможность решать проблемы детей, школьному логопеду нужно быть осведомленным по множеству тем. К ним относятся развитие организма в детском возрасте, закономерности формирования высших психических функций, особенности поведения детей среди сверстников.
Мало заниматься организацией своей работы, учителю важно иметь представление о программах начальных классов. Без этого он не сможет грамотно выстроить коррекционный процесс.
Работа логопункта предполагает тесное и регулярное взаимодействие с родителями ребят и другими педагогами. Консультируя коллег, мам и пап, логопед закрепляет достигнутые результаты.
В школе он сотрудничает:
- с классным руководителем;
- с предметниками;
- с педагогом-психологом;
- с тьютором;
- с социальным педагогом;
- с дефектологом.
Организация работы учителя позволяет при необходимости отправить ребят с нарушениями речи на консультацию к врачам-специалистам. Чтобы ребенка проверил детский невролог, психиатр, ЛОР, офтальмолог или иной врач, требуется согласие родителей. По этому же принципу, если нужно, ученика могут направить на психолого-медико-педагогическую комиссию.
Современные технологии накладывают отпечаток на организацию работы учителя. Педагог должен уметь составлять электронные таблицы, систематизировать и хранить информацию в электронном виде, внедрять в учебный процесс презентации, уметь организовывать дистанционный процесс обучения посредством сети Интернет.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: