Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Организация воспитательного процесса: основы, средства и методы
Главная > Блог > Организация воспитательного процесса: основы, средства и методы
26.05.2023
1989
Время чтения: 18 минут

Организация воспитательного процесса: основы, средства и методы

Для чего нужно? Организация воспитательного процесса необходима для слаженной работы сотрудников ДОУ и школ. При этом нужно помнить, что ребенка воспитывает не шаблонная методика, а педагог, от личности которого зависит результат.

Как реализуется? В основе программы – воспитательная работа, которая учитывает специфику учреждения, региональный компонент и календарь мероприятий. В учебном заведении создаются условия для развития личности каждого ребенка, раскрытия его творческого потенциала.

Оглавление:
  1. Основы организации воспитательного процесса
  2. Особенности воспитательного процесса
  3. Программа воспитания как основа работы педагога
  4. Средства и методы воспитания
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Основы организации воспитательного процесса

Воспитательный процесс – это сознательно сформированное взаимодействие педагогического состава и воспитанников образовательного учреждения, в рамках которого осуществляется организация и стимулирование активной деятельности учеников. Он направлен на овладение учениками социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.

Организация воспитательного процесса

Реализация воспитательного процесса проходит через организацию деятельности подопечных образовательного учреждения. Действия преподавателей направлены на качественные изменения в сознании и поведении воспитанника.

По сути, воспитание – это процесс организации содержательной жизни и развивающей деятельности. В нем принимают участие дети и взрослые, каждый из которых играет свою роль. Между ними выстраиваются взаимоотношения.

Главная цель воспитательного процесса в рамках школы – это формирование личности, свободной, развитой с творческой точки зрения, социально ориентированной, которая будет обладать навыками самореализации и саморазвития.

Организация воспитательного процесса имеет следующие цели:

  • Подготовить подопечных к выполнению своих социальных ролей.
  • Приобщить к национальной и мировой культуре.
  • Развить духовность.
  • Воспитать патриотов, граждан правового демократического государства, которые уважают права и свободы личности.
  • Сформировать культуру межличностных взаимоотношений.
  • Раскрыть творческий потенциал.
  • Развить в детях навык самообразования.
  • Приучить к здоровому образу жизни, развить интерес к детским и юношеским видам спорта.
  • Содействовать профилактике асоциального поведения среди воспитанников образовательных учреждений, детской беспризорности, правонарушений и прочих отрицательных явлений.
  • Укрепить взаимодействие с семьями подопечных.
  • Поддерживать детей, которые воспитываются в неблагополучных семьях, а также тех, кто оказался в тяжелой жизненной ситуации.

Особенности воспитательного процесса

Процесс организации воспитательной работы имеет ряд особенностей.

Вальдорфская педагогика

  • Многофакторный характер. На то, как будет развиваться личность ребенка, влияет множество факторов. К ним относятся: семья, окружение, общественные организации, СМИ, школа, искусство, социально-экономическая обстановка и т. д. Все это обогащает воспитательный процесс, но в то же время и усложняет его. Оградить ребенка от стихийности и негативно действующих факторов очень непросто.
  • Заметить результаты воспитания сразу нелегко, что отличает его от процесса обучения. Некоторые из них будут заметны лишь после того, как воспитанник школы получит аттестат.
  • Длительность. Воспитательный процесс продолжается на протяжении всей жизни. Однажды это очень точно подметил К. Гельвеций: «Вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь одно длинное воспитание».
  • Непрерывность. Взаимодействие воспитателя и его подопечных происходит систематически и постоянно.
  • Концентризм в содержании работы. В рамках воспитательного процесса специалист постоянно возвращается к одним и тем же личностным качествам.
  • Диалектичность. Здесь подразумевается непрерывность развития и его динамичность. Диалектика воспитательного процесса заключается в том, что последний представляет собой комплекс процессов воспитания и самовоспитания.
  • Ориентир на будущее. Задача воспитателя заключается в своевременном обнаружении и устранении проблем, которые имеются сегодня или могут возникнуть в будущем.

Примечательно, что воспитательный процесс не может существовать отдельно от перевоспитания. Последнее понимается как перестройка имеющихся установок и взглядов, а также моделей поведения, которые противоречат нормам этики и прочим требованиям социума.

Двигатель воспитательного процесса – противоположные начала, которые столкнулись в конфликте. Противоречия могут быть внутренними и внешними, индивидуальными и общими. Остановимся на них подробнее.

Внутренние противоречия – это конфликт, для которого характерно выражение в личных побуждениях индивида несогласия с собой. К примеру, человек, взрослея, начинает предъявлять к себе и своему организму новые требования, которые не соответствуют имеющемуся у него потенциалу. Доступные средства и способы не могут удовлетворить новые потребности.

Внешние противоречия возникают вследствие появления факторов извне. К последним относятся взаимоотношения с окружающими людьми и миром. К примеру, в рамках организации образовательного процесса педагог предъявляет к воспитаннику требования, которые противоречат правилам семьи, кроме того, подопечный может сам не соглашаться с нормами образовательного учреждения, положительное воспитательное воздействие часто противоречит негативному влиянию СМИ.

Общие, они же универсальные, противоречия свидетельствуют о развитии человека и других людей. Противоречия могут возникать между потребностями (материальными и духовными) и возможностями их удовлетворения ввиду влияния объективных факторов.

Индивидуальные противоречия возникают у отдельно взятого индивида. В качестве примера можно привести конфликт между внутренними потребностями подопечного и его модели поведения.

Компоненты воспитательного процесса

  1. Субъект – это тот, кто организует воспитательный процесс (педагог, воспитатель, классный руководитель).
  2. Объект-субъект – ученик, воспитанник, группа учеников.
  3. Содержание – направления воспитательного процесса. Различают нравственное, эстетическое, физическое, умственное воспитание.
  4. Средства, способы. Воспитательный процесс может строиться в форме игры, общения, труда и пр.
  5. Цель. Воспитательный процесс должен привести к определенному, заранее запланированному результату.
  6. Результат. Ученики и воспитанники приобретают новые личностные качества, которые касаются эмоциональной, интеллектуальной и духовной сфер.

Программа воспитания как основа работы педагога

В 2020 году в РФ была разработана примерная программа воспитания, которую начали применять во всех школах страны уже осенью того же года. В связи с этим в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» были внесены изменения по вопросам воспитания.

Ее проект был утвержден на заседании Федерального учебно-методического объединения (ФУМО) по общему образованию. Программный документ базируется на принципе конструктора: за образовательными организациями закрепляется право самостоятельно выбирать ее составляющие элементы.

Методы работы социального педагога

Примерная программа воспитания разрабатывалась в Институте стратегии развития образования РАО. Инициатором разработки выступило Министерство просвещения РФ. В течение 2019 года новую систему протестировали 730 средних школ России.

Главные принципы современного общества – это цифровизация, интернет и мультикультурность. Они требуют модернизированного системного подхода к воспитательному процессу на базе школ. В связи с этим разработчики были вынуждены пересмотреть свои знания и навыки и провести обновление устоявшегося взгляда на проблемы воспитания. Современная воспитательная программа отличается краткостью, доступностью, модульностью и демократичностью.

Перед примерной воспитательной программой стоит цель – оказать содействие школам в создании и реализации собственных программ воспитания, способствующих социализации и налаживанию гармоничных отношений с окружающим миром у подопечных.

В пояснительной записке к примерной воспитательной программе приводится уточнение, что она демонстрирует, как педагогический состав, в том числе преподаватель, классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе, вожатый, воспитатель, куратор, наставник и тьютор, должны реализовывать воспитательный потенциал в рамках взаимодействия с подопечными, что должно наделить школу воспитательной функцией.

Примерная программа характеризуется гибкостью. Это значит, что она не включает в себя мероприятия, обязательные к реализации, а описывает возможные формы и способы организации воспитательного процесса. Это лишь предлагаемая основа, на базе которой школы самостоятельно определяют рабочую систему воспитания, ориентируясь на разделы предложенной, при этом возможно добавление новых и удаление неактуальных материалов.

Несмотря на некоторую свободу, воспитательная программа, независимо от того, в какой школе она разработана, должна содержать в себе обязательные разделы.

Особенности организуемого в школе воспитательного процесса.

Этот раздел отражает, какие особенности имеет расположение и социальное окружение. Также в нем приводятся источники воздействия на воспитанников (положительные и негативные), описываются партнеры образовательного учреждения, контингент подопечных, уникальные воспитательные находки образовательной организации, принципы и традиции воспитания, которые применяются по отношению к детям на базе школы.

Цель и задачи воспитания

Здесь указываются цели воспитательного процесса, обозначаются задачи, которые надо решить, чтобы их достичь. Главные направления определяются примерной программой.

При определении методики организации воспитательного процесса для учеников младших классов (уровень начального общего образования) важно найти способы по созданию благоприятных условий, в которых дети будут усваивать знания, основные общественные нормы и традиции.

В процессе воспитания детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) следует делать акцент на развитии ценностных связей, к примеру, с членами семьи и близкими и т. д.

При организации процесса воспитания учеников юношеского возраста (уровень среднего общего образования) наибольшее внимание стоит уделять приобретению подопечными опыта участия в делах, которые имеют социальную значимость, а также заботе о родственниках, Родине и стране, в которой они живут.

Виды, формы и содержание деятельности

Раздел включает в себя описание методов организации воспитательного процесса, позволяющих достичь поставленных целей и задач. Часто он состоит сразу из нескольких модулей, часть которых (инвариантные) не могут быть изменены, другие (вариативные) – вполне. В каждом из них в качестве ориентира служит одна из определенных образовательным учреждением задач. Определенному направлению воспитательной работы должен соответствовать соответствующий модуль.

К модулям, которые не могут подлежать изменению, относятся: «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», «Самоуправление» и «Профориентация».

В качестве примера вариативных модулей можно привести: «Ключевые общешкольные дела», «Детские общественные объединения», «Школьные медиа», «Экскурсии, экспедиции, походы», «Организация предметно-эстетической среды».

Основные направления самоанализа воспитательной работы.

Воспитательная работа анализируется в самом образовательном учреждении собственными силами. В четвертом разделе программы приведены направления самоанализа, который позволяет выявить главные трудности школьного воспитания и найти методы, способствующие их преодолению.

Среди главных направлений: результаты воспитания, саморазвитие и социализация подопечных, а также состояние организуемой в школе совместной деятельности учеников и взрослых. При проведении анализа упор делается на такой фактор, как проведение на базе образовательного учреждения интересной, насыщенной и развивающей деятельности, в которой принимают участие и ученики, и взрослые.

Средства и методы воспитания

К средствам воспитания относятся способы организованного и неорганизованного воздействия воспитателей и педагогов на своих подопечных. Цель – выработать у учеников определенные психологические качества и модели поведения. Средства психологического воздействия – это действия, которые предпринимает воспитатель или педагог, чтобы изменить личность воспитанника.

Организация воспитательного процесса

К средствам воспитательного процесса относятся все виды учения, которые способствуют формированию поступков индивида, а также убеждение, внушение, изменение когнитивной сферы и жизненных установок. Важнейшую роль играют воздействия, которые осуществляются в комплексе с целью добиться глобального эффекта. В качестве примера можно привести психотерапию, социально-психологический тренинг, различные виды психокоррекции.

Еще одно средство воспитания – личный пример взрослого. Окружающие демонстрируют образцы поведения и различные поступки. Они определяются как нормативные, им дается высокая оценка в педагогической, художественной, публицистической и иной литературе. Следовательно, к воспитательным средствам можно отнести все, что затрагивает личность индивида, влияет на его психологию и корректирует поведение.

Средства воспитания по характеру воздействия классифицируются на прямые и косвенные. Первую группу составляют те, что оказывают личностное влияние одного индивида на другого при непосредственном общении. Косвенные – это воздействия, которые реализуются за счет каких-либо факторов, личный контакт одного человека с другим здесь отсутствует. В качестве примера можно привести чтение книг, мнение личности с высоким авторитетом.

Когнитивно-воспитательное влияние направлено на систему знаний индивида и ее усовершенствование. Так как подавляющая часть ученых считает, что знания человека об окружающем мире не только определяют его личность, но и формируют поведение, то роль этой сферы воспитательного процесса стремительно растет, и сегодня она уже имеет одно из важнейших значений.

Эмоционально-воспитательные воздействия проводятся для вызова и поддержки у подопечного ряда аффективных состояний, которые либо облегчают, либо затрудняют принятие индивидом прочих психологических влияний. Когда воспитанник испытывает положительные эмоции, он открывается для субъекта воспитательных воздействий, если ощущения негативные, то он отдаляется от воспитателя, противостоит его действиям.

Поведенческие воспитательные воздействия проводятся с целью изменения модели поведения индивида, усовершенствования ее. Когда субъект вынуждает подопечного действовать каким-то определенным образом и при этом обеспечивает соответствующие положительные или отрицательные подкрепления тех поступков, которые совершает воспитанник, можно судить о наличии косвенного влияния на личность.

Ученик сначала делает, а лишь потом осознает результаты своих действий, которые могут быть как положительными, так и отрицательными. В других случаях – в первую очередь происходит оценка последствий, изменяется внутренний мир личности, что оказывает косвенное влияние на поведение.

Так как знания, эмоции и поступки человека имеют тесную взаимосвязь, то влияние на личность может быть оказано через любой из этих аспектов. Если воспитателю недостаточно возможностей, он может акцентировать внимание на каком-то определенном действии и добьется необходимого результата. Тем не менее, воспитательный процесс можно считать полноценным лишь в том случае, если воздействие было комплексным и затронуло все личностные сферы.

Методы организации воспитательного процесса – это способы, которые использует воспитатель, чтобы повлиять на своего подопечного. Они представлены в широком многообразии, на них оказывают воздействие множество факторов, таких как особенности личности воспитателя, уровень его профессионализма, а также условия и формы организации воспитательного процесса.

Методы воспитания делятся на общие и специальные. Первые направлены на формирование большинства или всех качеств личности, вторые – лишь на отдельные характеристики. Последние в современном воспитательном процессе выделить нелегко, так как приемы применяются чаще всего в комплексе.

Классификация методов организации воспитательного процесса – одна из сложных проблем в рамках теории воспитания. Трудности объясняются комплексностью применяемых приемов, а также большим разнообразием аспектов содержания.

В зависимости от главной направленности на объект методы классифицируются на три больших группы:

  • Методы воспитания содержания.
  • Методы воспитания деятельности и поведения (общения).
  • Методы стимулирования воспитания.

Третья группа классифицируется в качестве общих приемов воспитания, первые две – как специальные, но их универсальное воздействие на подопечного считается очевидным.

Подведем итог. Воспитательный процесс – это целостная и динамическая система. Ее системообразующий фактор – цель воспитания, которая достигается путем взаимодействия воспитателя и воспитанника. Для того чтобы организовать этот процесс максимально эффективно, необходимо учитывать все внешние обстоятельства.

Так как воспитательный процесс – явление сложное и разноплановое, то к его организации следует подходить комплексно и применять в работе разнообразные формы организации педагогического процесса.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Федеральный институт педагогических измерений
  3. Минпросвещениф РФ
  4. Портал учителя РФ
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw